Работа классного руководителя по воспитанию толерантности
Оценка 4.8

Работа классного руководителя по воспитанию толерантности

Оценка 4.8
docx
09.12.2021
Работа классного руководителя по воспитанию толерантности
Работа классного руководителя по профилактике экстремизма и воспитанию толерантности.docx

«Работа классного руководителя

по профилактике экстремизма и воспитанию толерантности»

 Обобщение опыта работы классного руководителя в области воспитания толерантности

 

     Тема сегодняшнего разговора:  «Работа классного руководителя по профилактике экстремизма и воспитанию толерантности». В свете последних событий…

     Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество.  Прежде всего -  это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

       Приступая к работе в качестве классного руководителя,  я, естественно, постаралась как можно больше узнать о детях, чтобы правильно организовать свою воспитательную работу. Мне необходимо было знать и учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейные культуры;

- национальный состав;

- увлечения;

- проблемы в отношениях между детьми и их причины,    и многое другое…

 

        Класс мой очень разноплановый:

Среди родителей были и безработные, и с высшим образованием, и без  специального образования. Соответственно- семьи разного достатка, разного социального положения.

Класс многонациональный: татары, чуваши , башкиры, русские, узбеки. Соответственно: разная культура, вероисповедание.

Плюс ко всему  у меня  7 класс - это тот возраст, когда учителя и родители теряют авторитет и  всё большее влияние на детей оказывают  друзья, улица, модные культуры, молодёжные течения.

    Поэтому для меня важнейшей задачей стало  формирование настоящего дружного  классного коллектива, в котором ребята умеют правильно выстроить взаимоотношения, готовы принимать друг друга и окружающих людей такими, какие они есть: со своими взглядами, обычаями, привычками, наклонностями.

 

    Проведя диагностику, я поняла, что реализовать принцип толерантности возможно.  Но нужна серьёзная система в  воспитательной работе.

С этой целью я разработала воспитательную программу «Надежда».

 

Н  А  Д  Е  Ж  Д  А

 

                           Н  равственность

                                А  ктивность

                                    Д  уховность

                                         Е  динство

                                            Ж  елание

                                                 Д  оброта

                                                      А  даптация

 

   Программа «Надежда» - это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний»,  движение по восходящей личностного развития. «Надежда наш компас земной, а удача – награда за смелость». Ведь стремление покорить высоту свойственно самой природе человеческого духа, недаром говорят «Надежда умирает последней».

 

    Главная ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

    формирование зрелой, целостной личности адаптированной к жизни в любых условиях.

 

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1.  Воспитание адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованию общества.

2.   Привитие детям с самого раннего возраста чувства сострадания и любви к ближнему.

3.   Создание условий самореализации ребёнка : важно, чтобы каждый ребёнок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души.

 

       В результате  мне бы хотелось быть уверенной в том, что мои воспитанники будут:

·         Порядочными и своими поступками не запятнают право называться человеком.

·        Сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности, какими бы они ни были.

·        Мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придётся пожалеть на склоне лет.

·        Образованными интеллектуально, культурно – развитыми, политически грамотными и активными, внёсшими свой вклад в развитие общества.

·        Гордящимися  своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей.

·        Чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано,  что «красота спасёт мир!»

·        Добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту.

·        Здоровыми  духовно и физически и всё самое лучшее отдающими своим детям, ведь нужно помнить, что сегодняшние дети – это поколение будущего.

 

Цель есть, хочется хороших результатов.

Как же добиться желаемого?

Вместе с ребятами взялись за дело.

Мы решили  выработать для класса  правила:

 

1.Общие  правила  отношений, единых для всех  учащихся класса;

 

Доброе отношение к себе – учись уважать и любить себя, говори о себе и своих поступках откровенно, анализируй свои дела и мысли, будь честен с собой.

 

Доброе отношение к людям – относись к окружающим так, как бы  ты  хотел, чтобы относились к тебе, уважай пожилых людей, детей, сверстников, людей разных национальностей, профессий и вероисповеданий.

 

Доброе отношение к природе – помни, что ты часть природы, ты не можешь разрушить систему, от которой зависит твоё существование. Береги каждый цветочек, каждую травинку, каждый ручеёк и зверушку. Им тоже хочется жить.

 

2. Предоставление возможности каждому для самореализации и самовыражения;

   Возможность принимать участие во всех школьных и классных мероприятиях, расширять кругозор, воспитывать любознательность. Возможность каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям.

 Например: традицией стало проведение различных  конкурсов, где обязательно участие каждого члена нашего классного коллектива, ребята сами  готовятся, сами создают жюри, сами отбирают номера для ГАЛА – концерта.

Традиционными стали фестивали, конкурсы,  где ребята соревнуются в мастерстве танца.  Кто-то серьёзно увлёкся олимпиадным движением,  волонтёрством, а кто-то Тимуровской работой или творчеством.  Ребята занимаются этим с удовольствием.

 

 

Ещё одним очень важным фактором воспитания толерантности, социализации учащихся является  ученическое самоуправление.

.Развитие  ученического самоуправления, инициативы и самостоятельности;

     Ученическое самоуправление - демократическая форма детского коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. При этом я стремлюсь выступать гарантом прав всех групп детей, постоянно подчёркивая, что решение должно соответствовать интересам как большинства, так и меньшинства детей.

           Одной из важнейших форм воспитательной работы являются классные часы. Посвящены они могут быть и решению текущих проблем, и в форме дискуссии на интересующую тему. Здесь может состояться игра или коллективно – творческое дело.

          Мне классный час помогает вовлечь в разговор всех ребят, преодолеть их скованность, смущение, а то и просто неумение выражать  свои мысли вслух в присутствии товарищей, педагога.

         Так или иначе все собрания, где обсуждаются проблемы класса, учат детей общению, толерантному отношению друг к другу и событиям, происходящим в их жизни.

  Большинство тем собраний в нашем классе имели прямое отношение к формированию толерантности у детей. Например:

* « Каким мы хотим видеть наш класс?»

*  «Традиции нашего класса».

* «Я расту среди людей».

* « Доброе слово любому приятно!»

* «Мы – дети Галактики»   и др.

4. Творческое начало при организации учебной и  внеучебной   деятельности.

Коллективная творческая деятельность позволила мне увлечь детей общим делом, раскрыть лучшие стороны, показать достоинства каждого. И как часто учителя школы  меняли своё мнение об ученике после очередного выступления. Бывает, на уроке двух слов связать не может, а на сцене преображается: поёт, танцует…

   Самым ярким примером творческой деятельности в нашем классе стали традиционные новогодние спектакли. Для меня главной задачей было, чтобы участвовали все. 14человек в классе - 14 ролей...  .

Еще, конечно, хорошо бы участвовать в этих спектаклях и самой, но , к сожалению, пока время не позволяет   В своём  классе я впервые столкнулась с новыми молодёжными течениями.  Моя ученица все время была одна . Была очень весёлой,  жизнерадостной девочкой, и вдруг…ходит мрачная, часто плачет, со всеми ссорится. Я понимала: ругать её за это, запрещать  - бесполезно, замкнётся в себе ещё больше. Пришлось  изучить: в чём же заключаются ее принципы. Честно, стало страшно:  жизнь безрадостна, ничего не получается, постоянная хандра, добиться ничего нельзя и ты ничего в этой жизни не стоишь.

Эту проблему стали решать вместе с ребятами и родителями. Подготовили диспут «Молодёжные группировки и общественная опасность». В результате получился заинтересованный разговор, многие задумались.   

Девочка очень хорошотанцует.  Я взяла её в танцевальные номера. Она стала участвовать в концертах.   

 Мы приглашали  представителей  из комитета по делам молодёжи, сотрудников отдела по борьбе с преступностью, которые на уроках правовой грамотности объясняли ребятам многие законы.

      Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость  всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи и традиции других людей.

 Был такой случай  в 5-ом классе.  Разучиваю песню Кто-то обязательно скажет- зачем нам татарсие песни или башкирские? Это нам не пригодится в жизни. Пытаешься обьяснять, что это язык родной  

  Сейчас абсолютно спокойно поём любые песни.

  Я  понимаю, что всё это идёт из семьи, от родителей. И,  конечно, большую работу приходится проводить не только с детьми, но и с их родителями. Это не только темы на родительских собраниях, но и совместные с  детьми и родителями интересные дела.

   Наш класс – это маленькая планета. Большую роль  в воспитании межнациональных отношений  сыграла наша совместная работа с сельской библиотекой. Наш классочень частый гость там. Ребята с огромным интересом готовятся к проведению  национальных гостиных и интернациональных фестивалей. В процессе подготовки ребята изучают традиции, обычаи, культуру разных народов. С удовольствием воспринимают  национальные танцы, песни.

   Вот сейчас в мае , мы готовим фольклориаду, готовимся к науруз-байрам– это художественно – познавательное мероприятие, рассказывающее  о культурных

традициях народа, их особенностях.  В подготовке участвуют ребята разных национальностей…

   Такие встречи никого не оставляют равнодушными.

  Дети должны верить и доверять  учителю. Толерантный педагог воспитывает толерантных учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Хотите проверить себя?

 

 

Вопрос

Ответ

Баллы

1. Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает?

А) Чтобы участвовали те, кто признаёт и знает правила игры.

Б) Чтобы играли те, кто ещё не знает правил.

2. Вы спокойно встречаете жизненные трудности, неприятности?

А) Нет

Б) Да

3. Болезненна ли для Вас ситуация, когда приходится отказываться от своей идеи, потому что аналогичную идею предложили Ваши друзья?

А) Нет

Б) Да

4. Вызывают ли у Вас неприязнь люди, которые нарушают правила общественного поведения?

А) они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

Б) Не вызывают неприязни, если они не переступают допустимых границ.

5. Можете ли Вы легко найти контакт с людьми, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?

А) Вам всегда это трудно сделать.

Б)  Сравнительно легко.

6. Как Вы реагируете на шутку, объектом, которой становитесь?

А) Пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

Б) Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников.

7. Согласны ли Вы с бытующим мнением, что многие люди пытаются делать «не своё дело», стремятся казаться лучше, чем есть?

А) Да

Б) Нет

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция?

А) Вы рады за знакомого.

Б) Вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам.

 

А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:

1- Б, 2- Б, 3- А, 4- Б, 5- Б, 6- А, 7- Б, 8- А. Сложите  баллы.

 

Чем выше ваш балл, тем выше Ваш уровень толерантности.

 

 

 

Ваш  вариант разрешения ситуации???

« Лицо кавказской национальности очень настойчиво предлагает купить товар на рынке. Вам этот  товар не нужен. Как очень вежливо и толерантно отказаться о  покупки?»

 

«Лицо кавказской национальности преследует понравившуюся девушку и настойчиво предлагает ей встречаться. Как корректно отказаться от ухаживаний?

 

В заключении мне бы хотелось рассказать вам одну сказку:

« Давным - давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и были очень невежливыми. Например, встретит один человек другого, и вместо того, чтобы сказать приветствие – ударит его и убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.

   Но вот однажды один человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идёт, а кругом ни одного человека, видно, все друг друга перебили. Лишь только через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал ему навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул обе руки: смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня».

Так получилось первое рукопожатие, первая в мире дружба, первая в мире вежливость.

В своём классе результаты толерантного воспитания я уже увидела. У нас нет таких проблем. И  я очень надеюсь, что мои воспитанники вырастут людьми, которыми я буду гордиться.

 

Примеры тренинговых упражнений по формированию и развитию толерантности.

Упражнение «Что такое «толерантность?»

Цели:

- дать возможность участникам сформулировать определение понятия "толерантность";

- показать многоаспектность понятия "толерантность".

Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана.

Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате "мозгового штурма" свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения "лицом" к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:

- Что отличает каждое определение?

- Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

- Какое определение наиболее удачно?

- Можно ли дать одно определение понятию "толерантность"?

В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:

- Понятие "толерантность" имеет множество аспектов.

- Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

Рефлексия занятия

- Некоторые из вас впервые познакомились с понятием "толерантность". Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?

- Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?

Определения толерантности

1.  Сотрудничество, дух партнерства.

2.  Готовность мириться с чужим мнением.

3.  Уважение человеческого достоинства.

4.  Уважение прав других.

5.  Принятие другого таким, какой он есть.

6.  Способность поставить себя на место другого.

7.  Уважение права быть иным.

8.  Признание многообразия.

9.  Признание равенства других.

10.  Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

11.  Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Упражнение «Квадро».

Упражнение позволяет получить обратную связь в виде рассуждений, дискуссии по пройденной теме, для упражнения понадобится карточка 15х15 с вариантами ответов “Да…”, “Нет...”, “Да, но…”, “Нет, но…”. Каждый участник разъясняет свою позицию по данному высказыванию.

Возможно использование следующих вариантов высказываний-суждений:

1.  Чтобы быть толерантным к людям, нужно принять, прежде всего, себя.

2.  Толерантность – это отказ от собственных интересов ради интересов других.

3.  Толерантность – это терпимое отношение к людям различных социальных категорий, в том числе к бродягам, преступникам.

4.  К наличию признаков «инаковости» (другой цвет кожи, национальность, поведение) я отношусь терпимо, но не желал бы этого в своей семье или у близких людей.

Упражнение «Чем мы похожи».

Процедура проведения: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Комплименты».

Процедура проведения: ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент, и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Упражнение «Волшебная лавка».

Процедура проведения: попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но слабо выражены у этого участника.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Тренинговое занятие для учащихся 9 класса

в рамках проведения тренинга

«Толерантность - путь к гражданскому обществу».

Тема: «Этнические стереотипы и предубеждения».

Цели занятия:

- рассмотреть этнические стереотипы и их функции в межгрупповом взаимодействии;

- развить у учащихся навыки взаимопонимания в межкультурном взаимодействии.

Ход занятия

Ведущий. Сегодня мы продолжаем разговор о толерантности. Чтобы научиться быть толерантным, очень важно понять, что такое этнические стереотипы и предубеждения, а также почувствовать, что испытывает человек, являющийся объектом проявления негативных этнических стереотипов и предубеждений.

Задание:

- Напишите своё имя на листочке и приколите его к одежде.

- Вспомните правила команды.

Правила команды:

1.  Активно участвовать в играх.

2.  Не перебивать друг друга.

3.  При ответе поднимать руку.

4.  Не критиковать мнение другого человека.

5.  Быть добрым к окружающим.

6.  Нарушающий правила, чтобы восстановить атмосферу, должен пожать руки присутствующих.

Упражнение «Снежный ком»

Каждый участник называет своё имя и прилагательное, наиболее ярко выражающее качество его характера (желательно на начальную букву своего имени). Рядом стоящий человек по часовой стрелке повторяет сказанное (имя и прилагательное) предыдущим и представляется сам, и так по кругу, по часовой стрелке. Последнему из участников надо будет назвать все имена и прилагательные, остальные могут ему помогать.

Упражнение «Паутина предрассудков»

Выбираются четыре человека на роль объектов стереотипизации, представители определённых народов. Участники выходят за дверь, им сообщают о «ролях», которые им предстоит сыграть, а также кратко объясняют предстоящую процедуру. Содержание упражнения не раскрывается полностью, говорят лишь о том, что группа будет адресовать им распространённые высказывания по поводу разных этнических групп.

Участников просят «вжиться» в образ представителя определённой этнической группы (тех, к кому менее терпимы участники (смотреть по результатам игры «Армагеддон»)). Необходимо запомнить свои мысли, чувства и переживания во время проведения упражнения.

Группа садится полукругом и ставит напротив этого полукруга стул. Даётся инструкция: «Сейчас на этот стул поочерёдно будут садиться «представители» разных культур из числа участников, находящихся за дверью. Задача группы – вспомнить или придумать негативные высказывания в отношении данного народа и адресовать их его «представителю». После каждого высказывания сидящего на стуле участника будут обматывать туалетной бумагой. Когда прозвучит команда «Достаточно», участникам следует начать высказывать позитивные мысли в адрес этого народа. А туалетную бумагу будут разматывать.

После распутывания «представителя» народа ведущий просит участников группы хорошо запомнить свои впечатления до последующего обсуждения.

Далее подобная процедура повторяется со всеми «представителями» народов, входящими в комнату по приглашению.

Обсуждение.

Важно начать разговор с описания своего состояния всеми "представителями народов" по очереди. Каждый человек, исполнявший роль "объекта" стереотипизации, должен максимально подробно и искренне рассказать о своих чувствах, эмоциях, возникших во время упражнения: перед началом процедуры, в процессе опутывания, после окончания негативных высказываний, во время позитивных высказываний, после окончания всей процедуры.

Затем обсуждаются чувства и переживания остальных участников группы. Сравниваются состояния всех участников.

Тренер и члены группы обязательно должны поблагодарить главных персонажей игры, выразить восхищение ими.

Ведущий. Сегодня мы говорили об этнических стереотипах и их роли в формировании толерантного поведения. Как Вы думаете: этнические стереотипы мешают или помогают установлению дружественных, конструктивных отношений между людьми разных национальностей?

Упражнение «Колокол»

Все участники группы встают в круг. Выбирается человек, который встаёт в центр круга (язычок колокола). «Язычок» колокола «передаётся» по кругу, по часовой и против часовой стрелки, и участники должны стараться нежно принимать его на руки и мягко передавать другим.

Ритуал прощания

Участники встают в круг, кладут руки друг другу на плечи и хором говорят: «Мы вместе, и нам хорошо!».

Тренинговое занятие для учащихся 9 класса

в рамках проведения тренинга

«Толерантность - путь к гражданскому обществу».

Тема: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Цель занятия: формирование взаимоуважения и позитивного поведения в межгрупповом взаимодействии.

Ход занятия.

Ведущий. Дорогие ребята, мы продолжаем цикл занятий по выработке навыков толерантности. На сегодняшнем занятии наша задача - разобраться: какую роль в нашей жизни играет умение уважать себя и других людей.

Ритуал приветствия: передать по кругу улыбку со словами: «Я рад тебя видеть!»

Упражнение «История моего имени»

Каждому участнику предлагается рассказать историю появления его имени, а именно: кто назвал этим именем, что привлекает в собственном имени, возможно, его значение.

Ход упражнения: передавая какой-либо предмет друг другу, дети по кругу рассказывают всё, что они знают о своём имени.

Резюме. Дорогие ребята! Это упражнение помогло нам понять, что наши имена — это частички культуры и традиций народа, к которому мы принадлежим. И каждое имя по-своему интересно.

На предыдущих занятиях мы с вами говорили о толерантности, о том, что истинно толерантный человек уважает традиции и взгляды всех людей.

А почему так важно быть толерантным? Идёт обсуждение.

Ведущий. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие и большие, худые и полные, инвалиды и иностранцы, девочки и мальчики. Почему иногда мы их отвергаем, посмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся, мы не хотим с ними ничем делиться или потому, что мы не чувствуем уверенности в себе?

Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребенок, неповторим и значим.

Быть толерантным — означает уважать других со всеми их от­личиями физического или религиозного характера, отличиями в образе жизни или мыслей и т. д. Это означает быть внимательным к другим и не замыкаться на стереотипах. Это означает обращать внимание на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.

Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для друзей.

В Библии написано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Ближний – это тот, кто находится рядом с тобою. Но чтобы принять ближнего и возлюбить его, мы должны принять и полюбить, прежде всего, самого себя. Каждый из нас особенный и уникальный. В каждом из нас есть дары и таланты, поэтому нам не надо кого-то копировать, а нужно увидеть в себе особенные качества и развивать их.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе индивидуальные особенности.

Ход упражнения: нарисуйте солнце, в центре солнечного круга нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, всё хорошее, что Вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей. Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?». После выполнения задания дети показывают свои рисунки и комментируют их.

Ведущий. Я думаю, Вы согласитесь со мной, что не только Вы лично, но и каждый человек достоин уважения, чтобы прочувствовать это, я предлагаю Вам выполнить следующее упражнение.

Упражнение «Рука»

Ход упражнения: на листе А4 обведите свою руку. В центре ладони напишите имя, как бы Вам хотелось, чтобы Вас называли. Листок передаётся по кругу. Получивший его читает имя и пишет в одном из пальцев качество, которое он ценит в этом человеке. Листок передаётся по кругу, пока не дойдёт до хозяина. Получивший свой листок зачитывает качества, которые в нём ценят другие.

Упражнение «Растопи круг»

Это упражнение - испытание, однако, стиль противоборства в данном случае используется для того, чтобы стимулировать готовность и способность детей с теплотой и искренностью относиться к людям, видеть их лучшие стороны.

Ход упражнения: в этом упражнении все встают в круг и берутся за руки. Доброволец (водящий) входит в круг. Он окружен, и его задача – растопить круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет найти добрые слова о ком-либо стоящем в кругу, кто сумеет выразить свою теплоту, благодарность или восхищение, то есть самые лучшие человеческие чувства.

Инструкция для участников: вы не имеете желания выпустить того, кто в кругу, но если верите в искренность его теплых чувств к Вам, если, на Ваш взгляд, человек искренне отдает Вам свою душу, Вы можете отпустить свои руки, обнять его и выпустить из круга. Если Вы будете выпускать человека легко, то будет неинтересно: просто так его не выпускайте, пусть заслужит. Дайте ему шанс: если человек действует на пределе своих возможностей – оцените это и выпустите его. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий в круг встанет добровольно. На каждого водящего дается 2-3 минуты. Кто сделает шаг вперед и испытает себя?

Рефлексия: трудно ли было выполнять это упражнение? Какие чувства Вы испытывали, слушая добрые высказывания?

Ведущий. Я думаю, Вы согласитесь с утверждением, что позитивное отношение к окружающим играет очень важную роль в нашей жизни. Добрые слова не только способствуют разрешению конфликтных ситуаций, установлению дружеских отношений, но и делают нас лучше и чище, помогают стать более открытыми для общения и конструктивного сотрудничества.

Дорогие ребята!

Сегодняшнее занятие было заключительным в тренинге по выработке навыков толерантности.

В заключение мне хотелось бы задать Вам несколько вопросов:

Считаете ли вы, что толерантность — одно из основных качеств современного человека?

Почему так важно быть толерантным?

Ритуал прощания: участники встают в круг, кладут руки на плечи и хором говорят: «Мы вместе, и нам хорошо!».

Тренинговое занятие для учащихся 7-го класса в рамках проведения тренинга по выработке навыков толерантности.

Тема: «Мы с тобой похожи».

Получить полный текст

 

Цель: формирование у учащихся толерантного восприятия действительности и навыков позитивного отношения к окружающим.

Задачи:

- развитие социальной восприимчивости школьников, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;

- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

- развитие у участников способности к самоанализу, самопознанию; формирование навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

- повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы;

- осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии.

Ход занятия.

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы собрались для проведения очередного тренингового занятия по выработке навыков толерантности. На предыдущих встречах мы с Вами уже говорили том, что для толерантной личности очень важно обладать такими качествами, как уважительное отношение к другому человеку, независимо от его возраста, национальности, взглядов и убеждений; умение увидеть в другом человеке хорошее; и самое главное, чтобы быть толерантным к другим, надо уметь принимать себя, хорошо знать свои достоинства и недостатки, уважать самого себя, а не стремиться демонстрировать агрессивное защитное поведение.

На сегодняшнем занятии мы будем работать над выработкой именно этих умений и навыков.

Упражнение «Кто я?»

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе и знакомство ее участников.

Ход упражнения: каждому члену группы даются карандаш и бумага. Участники получают следующую инструкцию:

"Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз ответьте письменно на вопрос: «Кто я?» Используйте характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения ("Я – ...")".

После того, как учащиеся выполнили задание, ведущий предлагает каждому зачитать написанное. Ребята по кругу читают свои варианты ответов.

Рефлексия.

Трудно было выполнять задание? Что было сложнее: написать 10 своих качеств или озвучить написанное перед всеми?

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: познакомиться (если участники не знают друг друга), лучше узнать друг друга, понять, чем они похожи.

Ход упражнения: участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Рефлексия.

Каковы Ваши впечатления от выполнения этого упражнения?

Упражнение «Ты мне нравишься тем...»

Ход упражнения: участники встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...», и называет понравившееся качество (несколько качеств). Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников.

Рефлексия.

Что особенно понравилось в ходе занятия?

Трудно ли было описать самого себя?

Что было проще: назвать свои достоинства или недостатки? Почему?

Трудно ли было найти сходство между собой и окружающими? Почему?

Как Вы думаете, будут ли востребованы знания и умения, приобретенные на сегодняшнем занятии, в Вашей дальнейшей жизни?

Урок правоведения в 10 классе.

Деловая игра «Заседание Государственной Думы».

Тип урока: урок – обобщение.

Тема: «Внесение поправок в статьи об экстремизме УК РФ».

Цели:

- обучающая: формирование правовой культуры учащихся;

- развивающая: развитие у учащихся мышления, воображения, внимания и умения анализировать;

- воспитывающая: воспитание у учащихся чувства патриотизма, чувства справедливости, отрицательного отношения к крайним мерам, к экстремизму.

Задачи:

- повторить содержание раздела «Преступления против государственной безопасности»;

- продолжить развитие навыков работы с документами;

- научить сопоставлять содержание статей закона с реальной действительностью;

- продолжить работу по формированию понятий: "экстремизм и его опасность", "толерантность", "законотворчество", "законодательный процесс", "законодательная инициатива".

Метод: исследовательский.

Основные понятия урока: экстремизм, толерантность, законотворчество, профилактика экстремизма.

Оборудование: УК РФ, компьютер, мультимедиа проектор, экран, набор карточек для голосования.

Класс делится на группы – рабочие фракции Государственной Думы.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

II. Деловая игра "Заседание Государственной Думы".

Заседание ведет спикер нижней палаты ГД (ученик 10 класса).

Регламент работы:

- презентация «Экстремизм в современной России и его опасность для общества» (выступление ученика 10 класса);

- доклад руководителя инициативной группы, предлагающей ужесточение наказания за экстремистскую деятельность и внесение соответствующих поправок в УК РФ (ученик 10 класса);

- прения по докладу: вопросы, обсуждение поправок;

- выступление представителя оппозиции с сообщением: «Необходимость усиления эффективности работы по профилактике экстремистской деятельности» (ученик 10 класса);

- подведение итогов прений по проблеме (ученик 10 класса);

- вынесение вопроса на голосование (спикер);

- итоги голосования (спикер).

III. Рефлексия: самооценка учащихся по методике "Я-МЫ-Дело".

IV. Заключительное слово учителя.

Классный час для учащихся 5 класса.

Тема: «Поговорим о дружбе».

Цели: формирование у участников навыков дружелюбного и бережного отношения друг к другу; воспитание чувства уважения и товарищества; сплочение коллектива; развитие творческой активности учащихся.

Задачи:

- сформулировать понятия «дружба», «толерантность»;

- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;

- формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;

- формировать у учащихся культуру общения.

Подготовка к классному часу:

- оформление класса, выставки книг;

- подготовка выступлений на классном часе;

- музыкальное оформление; подготовка к коллективно-творческой работе.

Эпиграфы на доске:

1.  «Друг – это одна душа в двух телах». Аристотель.

2.  «Как хорошо, что в мире есть друзья!

Улыбка друга – солнце в час ненастья.

И отступает ледяная мгла

Перед теплом сердечного участья». Нина Спирина.

3.  «Самый прекрасный подарок после мудрости, кото­рым могла бы одарить нас природа, - это дружба». Ларошфуко.

4.  «Дружба кончается там, где начинается недоверие». Сенека.

5.  «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей». Сократ.

6.  «Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки». Лабрюйер.

7.  «Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его». Ларошфуко.

8.  «Истинная дружба есть забвение самого себя для того, чтобы жить только в другом». Боше.

9.  «Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге». Сенека.

Оформление: эпиграфы на доске; фотографии учащихся, выставка книг о дружбе.

Ход мероприятия.

Учитель: здравствуйте, ребята! Какое прекрасное слово – «дружба»! Владимир Иванович Даль в своём словаре дал следующее определение: «Дружба - это взаимная привя­занность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле - бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном - тесная связь, основанная на взаимных выгодах». Настоящая дружба всегда предполагает соблюдение определенных нравственных принципов: верности, постоянства, честности и т. д. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее и щедрее к людям.

О дружбе люди размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, уче­ные и философы. Например, древнегреческий фи­лософ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Аристотель считал: «Дружба – это самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». Известно много ярких примеров дружбы, которая продолжалась всю жизнь. Вспомним дружбу и , и .

Во все времена умение дружить было мерилом ценности человека. Недаром в народе сложено о дружбе много пословиц и поговорок. А что же такое дружба? Что она значит для человека? И как вы считаете, нужно ли дружить? Ответить на эти вопросы нам поможет сегодняшний классный час на тему «Разговор о дружбе». На нем мы постараемся с вами понять: что такое дружба, кто такой друг и для чего он нужен, когда познается друг, что мешает дружбе, на что ты готов ради дружбы. В итоге мероприятия мы сформулируем законы дружбы и сделаем выводы о том, стоит ли строить дружеские отношения друг с другом и помогает ли дружба в решении наших проблем.

Ребята, а кого можно назвать другом?

Друг – это тот, кто …

Ответы учеников: понимает меня всегда, с кем мне хорошо, кто мне всегда поможет, верный человек, с кем я могу поделиться секретом.

Учитель. А теперь я предлагаю Вам подобрать слова-синонимы к слову «друг».

Ответы учеников: товарищ, приятель.

Учитель. А что такое, по-Вашему, дружба?

Ответы учеников: дружба – это договор двух или нескольких человек об общении, о проведении свободного времени, о выполнении обещаний, когда вместе весело, если можно доверить тайну, поделиться информацией, можно получить помощь в любую минуту, ответственность двух людей друг за друга.

Учитель. Когда произносишь слово «дружба», то сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать или секретничать. Дружить можно со всеми или с кем-то одним. Дружить можно и в классе, и во дворе. Но друзья – это не только ваши сверстники. Другом может быть школьный учитель, который поможет заглянуть в тайны знаний. Друг – это ваша мама, которая обязательно поможет в трудную минуту. Ведь недаром одна из русских народных пословиц гласит: "Нет лучше дружка, чем родная матушка". Потому что дружба предполагает духовную близость людей, совпадение их интересов и черт характера. Это очень точно подмечено в русских народных пословицах и поговорках. Ребята, а сколько вы знаете их? Я приглашаю две команды по 6 человек. Ваша задача правильно собрать пословицы о дружбе и объяснить их смысл.

Игра «Собери пословицу»

Инструкция. Участники команд должны взять со стола таблички (по выбору), на которых записаны первые половины пословиц. За отведенное время члены команд должны найти продолжение пословиц и объяснить их значение. Зрители поправляют участников, если они ошиблись.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друга ищи, а нашёл - береги.

Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

Старый друг лучше новых двух.

Дружба как стекло, разобьёшь - не сложишь.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Человек без друзей что дерево без корней.

С другом веселее при удаче, легче в беде.

Друга на деньги не купишь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Относись к другу так, как хочешь, чтобы он относился к тебе.

Учитель. Настоящий друг всегда готов прийти на помощь в беде, искренне радоваться вместе с вами удаче. Друг никогда не ищет собственной выгоды в дружбе. Бескорыстие делает отношения между друзьями благородными и чистыми. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет Ваше настроение, Ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради Вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Но иногда случается по-иному. Об этом нам расскажут наши одноклассники.

1-й ученик:

Все живут не тужат, а со мной не дружат!

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать. Дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявление: «Срочно требуется друг!»

2-й ученик:

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок -

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А потом представил счёт.

И теперь меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

Учитель. Как вы думаете, почему в этих ситуациях не получилось дружбы?

Ответ учеников: в дружбе не ищут выгоды для себя, дружба должна быть бескорыстной.

Учитель. А каким должен быть настоящий друг?

3-й ученик:

Настоящий друг везде верен в счастье и в беде,

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Учитель. Действительно, только настоящий друг способен терпеливо выслушать, отнестись с пониманием, проявить снисходительность, простить наши ошибки. А как бы Вы поступили, если бы например, Ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого?

Ответы учеников: будем успокаивать, утешать, сопереживать, поможем разобраться с непонятным учебным материалом.

Учитель. Другими словами, Вы будете сочувствовать своему другу. Кроме слова “сочувствие” в русском языке есть еще одно, очень близкое по значению, слово - это слово "толерантность". Но понятие “толерантность” более широкое. Давайте посмотрим, что оно означает? (Учитель открывает запись на доске):

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: терпение, понимание, уважение, снисходительность, принятие чужого мнения.

Учитель. А как Вы думаете, ребята, настоящий друг должен быть толерантным, то есть терпеливым, понимающим, уважающим другого человека?

Ответы учеников: конечно, ведь без терпения и понимания нет дружбы.

Учитель. Слово "толерантность" употребляется не только тогда, когда мы говорим о дружбе в нашем классе или в школе. Терпение, взаимопонимание, уважение, принятие чужого мнения - все это способствует установлению мира в нашей стране и укреплению дружбы между народами. А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? Это Орден Дружбы. Всего орденом Дружбы Российской Федерации было произведено 1212 награждений, при этом 40 орденов было вручено иностранным гражданам из 13 стран мира за укрепление дружбы на Земле.

Как вы считаете, какие человеческие качества способствуют укреплению мира и дружбы между народами нашей страны?

Учитель. Настоящая дружба начинается со школьной скамьи и продолжается всю жизнь. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со всеми одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь. Друзья создаются в юности. Помните это! Затем становится всё труднее и труднее подружиться. Помните и это». Чтобы дружба в нашем классе стала крепче, очень важно научиться понимать друг друга. Чтобы укрепить нашу дружбу, давайте сегодня попробуем написать пожелание своему товарищу по классу.

Звучит музыка. Проходит коллективно-творческая работа, в ходе которой ребята вырезают из бумаги голубей и пишут на них пожелания своим друзьям. Затем они выходят к доске и наклеивают их на плакат с изображением солнца.

Учитель. Подошло время подвести итог. Мы с вами сегодня много говорили о важности умения дружить, о том, кого можно считать настоящим другом. Хотелось бы, чтобы сегодняшний разговор, обмен мнениями, суждениями, нашими знаниями в поисках общего решения не прошёл бесследно. Мы все хотим иметь настоящего друга, мечтаем, чтобы нас считали верными, надежными друзьями. И это правильно. Прожить на свете без друзей нельзя. Дружба – это солнце, которое согревает нас, когда мы счастливы. И так важно, чтобы кто-то радовался вместе с нами. Как трудно было бы нам переносить наши несчастья без друга, без тепла и света этого замечательного явления – дружбы. И если вы со мной согласны, давайте возьмем друг друга за руки.

Все берутся за руки, произносят девиз, затем рассказывают стихи о дружбе, поют песню «Вместе весело шагать».

Выступление класса:

Девиз: в непобедимый мощный класс законы дружбы свяжут нас.

1.  Законы дружбы:

- Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом радость и горе. Друг может допускать ошибки, испытывать трудности. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.

- Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг друга.

- Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.

- Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради тебя.

- Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

- Подлинная дружба несовместима с расчетом.

- Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

2.  Стихи о дружбе:

1-й чтец:

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

2-й чтец:

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

3-й чтец:

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

4-й чтец:

Дружба — это, если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год...

5-й чтец:

Если друг твой что-то, к сожаленью.

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно, сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

6-й чтец:

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

7-й чтец:

Дружба на земле объединяет

Всех детей — и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба — это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

Исполнение песни «Вместе весело шагать».

Припев:

Вместе весело шагать по просторам,

По просторам, по просторам!

И, конечно, припевать лучше хором,

Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепелка, перепелочка!

Раз иголка, два иголка — будет елочка!

Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!

Раз словечко, два словечко — будет песенка!

Припев:

В небесах зари полоска заполощется.

Раз березка, два березка — будет рощица!

Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!

Раз словечко, два словечко — будет песенка!

Припев:

Нам счастливую тропинку выбрать надобно.

Раз дождинка, два дождинка — будет радуга!

Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!

Раз словечко, два словечко — будет песенка!

Припев.

Развивающее психологическое занятие для учащихся начальной школы.

Тема: «Как научиться дружить?»

Цель: формирование у учащихся навыков толерантности, умения понимать чувства других людей и сопереживать, развитие навыков рефлексии.

Задачи:

1. Способствовать разделению в представлении учащихся понятий «добро», «участие», «справедливость». Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

2. Стимулировать воображение учащихся в поисках собственного понимания толерантного поведения через использование экспрессивных форм и воздействие на эмоциональную сферу личности.

3. Формировать навыки участия в коллективной деятельности, способствовать освоению информации учащимися 2-го класса через волонтёрство четвероклассников.

Материалы: карточки с изображением чернильных пятен (клякс),

таблички с надписями, реквизит к инсценировке,

магниты, резиновый мяч, бейджи с именами детей.

Ход занятия.

Ведущий. Ребята! Сегодня мы собрались с Вами на очередное психологическое занятие, чтобы попытаться найти ответ на вопрос: «Как научиться дружить?» В этом нам помогут наши старшие товарищи, ученики 4 «А» класса.

Разминка.

Упражнение «Знакомство».

Участники садятся в круг, и ведущий им предлагает познакомиться. Для этого каждый участник называет своё имя и повторяет имя сидящего слева от него ученика. Например:

- Меня зовут Кирилл, а рядом со мной сидит Юля.

Приветствие.

Ведущий предлагает ребятам произвести расчёт по номерам: "1-2-й". После этого "вторые номера" образуют внутренний круг, а "первые номера" образуют внешний круг. Таким образом каждый из участников внутреннего круга оказывается напротив одного из участников внешнего.

Ведущий предлагает учащимся поздороваться различными способами.

По хлопку ведущего внешний круг двигается по часовой стрелке, сдвигаясь на один шаг. Участники приветствуют друг друга следующим образом:

- поздороваться вслух и помахать рукой

- пожать друг другу руки

- поздороваться ушами

- поздороваться мизинцами

- поздороваться коленками поочерёдно

- поздороваться пятками

- поздороваться спинами

- сделать движение из танца «Чунга-чанга»

- обняться

- улыбнуться друг другу.

Упражнение «Кляксы».

Картинки с изображением клякс развешаны на доске при помощи магнитов. Ведущий предлагает детям выбрать картинку с кляксой, внимательно её рассмотреть и рассказать, на кого или на что похожа его клякса. При обсуждении ведущий делает акцент на неповторимости, индивидуальности созданных образов.

Ведущий. Это упражнение позволило увидеть, что каждый из вас нашёл в выбранной кляксе что-то особенное, необыкновенное, сказочное, отличающее её от других. Это говорит о том, что в каждом из вас и в каждом из людей, нас окружающих, есть своя неповторимость и уникальность.

А теперь мы приглашаем вас в гости к сказке.

Учащиеся 4-го класса показывают сцену из сказки «Дюймовочка».

ЖУК: Ж-ж-ж! Какая красивая! Ж-ж-ж! Кто ты?

ДЮЙМОВОЧКА: Меня зовут Дюймовочка.

ЖУК: Ж-ж-ж! Дюймовочка, я хочу на тебе ж-жениться! Ты согласна?

ДЮЙМОВОЧКА: Я не знаю.

ЖУК: Ты должна быть рада такому ж-жениху, как я! Я ж-живу на соседней поляне, и у меня много родственников-ж-жуков. Они сейчас тоже летят сюда. Ж-ж-ж! Я должен показать им тебя. (Появляются несколько жуков.)

ЖУК: Вот моя невеста, ж-ж-ж, Дюймовочка! Нравится она вам? Ж-ж-ж! (Жуки ходят вокруг Дюймовочки, машут крыльями, разглядывают ее.)

1-я бабочка: Ж-жуть! У нее только две нож-жки!

2-я бабочка: Ж-жуть! У нее нет даже щупальцев!

1-я бабочка: Ж-жуть! А где у нее крылья?

2-я бабочка: Ж-жуть! Она совсем не похожа на ж-жука!

ЖУК: Вот видишь, ты не понравилась моим родственникам-ж-жукам! Не буду на тебе ж-жениться!

Гусеница: Какой ужас! Мне жаль вас, кружите меня, кружите!

Рефлексия:

- Ребята, скажите, как отнеслись родственники жука к Дюймовочке?

- Как вы думаете, почему они не приняли её в свой круг?

- Хорошо ли они знали Дюймовочку, знали, какой у неё характер, в чем её достоинства?

- Какой вы увидели Дюймовочку? Что она чувствовала, когда её отвергли?

- Что вы почувствовали, когда жук бросил Дюймовочку?

Ведущий. Подводя итоги, можно сказать, что родственники жука оценивали Дюймовочку внешне, не задумываясь о том, какая она на самом деле. Наверное, и мы часто оцениваем людей только по внешности, не задумываясь о том, что эта оценка может быть несправедливой.

Учащиеся 4-го класса показывают инсценировку индийской сказки «Западня».

Сказочник: Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник.

Тигр: Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я тебя отблагодарю.

Путник: Не надо мне никакой награды, я тебе и так помогу.

Вызволяет тигра из западни.

Тигр: Вот уж много дней я ничего не ел! Сейчас я съем тебя!

Путник: Постой, тигр! Разве так благодарят за добро, ведь я спас тебе жизнь?

Тигр: А мне всё равно, я хочу есть. К тому же ты тощий, некрасивый, глупый и доверчивый. Тебя и съесть не жалко!

Путник: Погоди! Давай у кого-нибудь спросим, можно ли меня съесть за мои недостатки?

Тигр: Давай.

Сказочник: Так пошли они путём - дорогою и вскоре повстречали цветущее дерево.

Путник: Дерево, ты даришь людям свою красоту и сладкие плоды, тебя, наверное, все любят? Скажи, можно съесть человека, если он тебе не нравится?

Дерево: Мною только все пользуются. Когда жарко, прячутся в тени моих ветвей, ломают их, срывают цветы и плоды, а когда попадаются червивые – ругают меня. А стоит мне состариться – срубят на дрова.

Тигр: Ага, нет справедливости. Я могу тебя съесть.

Путник: Подожди, давай ещё кого-нибудь спросим.

Сказочник: Пошли они дальше, и повстречалась им корова.

Тигр: Эй, корова, скажи, чем тебе платят за добро?

Корова: Злом! Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Теперь я состарилась, молока даю мало, и меня выгнали на пустошь, того и гляди забьют на мясо.

Тигр: Сам видишь, придётся мне тебя съесть.

Путник: Ребята, скажите, если я такой доверчивый и спас коварного тигра, может он меня съесть?

Рефлексия:

- Как вы думаете, почему путник решил помочь тигру?

- Что значит быть добрым? Кого мы считаем добрым человеком?

- Прав ли тигр? Справедливо ли он поступает?

Сказочник: Как вы думаете, чем закончится эта сказка, съест тигр путника или нет?

Давайте посмотрим, что было дальше. И вот когда тигр уже собирался съесть путника, пролетала мимо ласточка.

Путник: Ласточка, помоги!

Тигр: Смотри, я и тебя могу съесть!

Ласточка: Я не боюсь тебя и готова прийти на помощь! Разве важно: красив он или нет, если он мой друг? Холодной зимой он строит для меня кормушки и тем спасает меня от голодной смерти.

Тигр: Ну, раз есть те, кто верит в добро и готов сам совершать хорошие поступки, я отказываюсь тебя есть.

Учащиеся 4-го класса завершают своё выступление следующими словами:

Сказочник: Чтобы обрести настоящих друзей, помни:

1-й чтец: Уважай мнение других людей!

2-й чтец: Сопереживай другим, ставя себя на их место!

3-й чтец: Умей прощать и не будь обидчив!

4-й чтец: Оценивай человека по делам!

5-й чтец: Принимай людей как равных себе!

Таблички с высказываниями чтецов крепятся на доску при помощи магнитов.

Рефлексия:

- Ребята, скажите, что вам больше всего сегодня запомнилось, особенно понравилось?

Прощание.

Упражнение «Ритм».

Все участники становятся в круг и выстукивают общий ритм. После этого берутся за руки, произносят: «Всё!» и улыбаются друг другу. Ведущий благодарит всех участников мероприятия.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Работа классного руководителя по профилактике экстремизма и воспитанию толерантности»

Работа классного руководителя по профилактике экстремизма и воспитанию толерантности»

Н равственность

Н равственность

Здоровыми духовно и физически и всё самое лучшее отдающими своим детям, ведь нужно помнить, что сегодняшние дети – это поколение будущего

Здоровыми духовно и физически и всё самое лучшее отдающими своим детям, ведь нужно помнить, что сегодняшние дети – это поколение будущего

При этом я стремлюсь выступать гарантом прав всех групп детей, постоянно подчёркивая, что решение должно соответствовать интересам как большинства, так и меньшинства детей

При этом я стремлюсь выступать гарантом прав всех групп детей, постоянно подчёркивая, что решение должно соответствовать интересам как большинства, так и меньшинства детей

Мы приглашали представителей из комитета по делам молодёжи, сотрудников отдела по борьбе с преступностью, которые на уроках правовой грамотности объясняли ребятам многие законы

Мы приглашали представителей из комитета по делам молодёжи, сотрудников отдела по борьбе с преступностью, которые на уроках правовой грамотности объясняли ребятам многие законы

Вопрос Ответ Баллы 1

Вопрос Ответ Баллы 1

Ваш вариант разрешения ситуации??? «

Ваш вариант разрешения ситуации??? «

После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана

После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана

Упражнение «Чем мы похожи».

Упражнение «Чем мы похожи».

Задание: - Напишите своё имя на листочке и приколите его к одежде

Задание: - Напишите своё имя на листочке и приколите его к одежде

Важно начать разговор с описания своего состояния всеми "представителями народов" по очереди

Важно начать разговор с описания своего состояния всеми "представителями народов" по очереди

На предыдущих занятиях мы с вами говорили о толерантности, о том, что истинно толерантный человек уважает традиции и взгляды всех людей

На предыдущих занятиях мы с вами говорили о толерантности, о том, что истинно толерантный человек уважает традиции и взгляды всех людей

Это упражнение - испытание, однако, стиль противоборства в данном случае используется для того, чтобы стимулировать готовность и способность детей с теплотой и искренностью относиться к…

Это упражнение - испытание, однако, стиль противоборства в данном случае используется для того, чтобы стимулировать готовность и способность детей с теплотой и искренностью относиться к…

Ход занятия. Ведущий. Д орогие ребята!

Ход занятия. Ведущий. Д орогие ребята!

Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т

Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т

Оборудование: УК РФ, компьютер, мультимедиа проектор, экран, набор карточек для голосования

Оборудование: УК РФ, компьютер, мультимедиа проектор, экран, набор карточек для голосования

Дружба кончается там, где начинается недоверие»

Дружба кончается там, где начинается недоверие»

Ответы учеников: товарищ, приятель

Ответы учеников: товарищ, приятель

Но иногда случается по-иному. Об этом нам расскажут наши одноклассники

Но иногда случается по-иному. Об этом нам расскажут наши одноклассники

Но понятие “толерантность” более широкое

Но понятие “толерантность” более широкое

Все берутся за руки, произносят девиз, затем рассказывают стихи о дружбе, поют песню «Вместе весело шагать»

Все берутся за руки, произносят девиз, затем рассказывают стихи о дружбе, поют песню «Вместе весело шагать»

Ну а всё же, что обозначает Это слово?

Ну а всё же, что обозначает Это слово?

В небесах зари полоска заполощется

В небесах зари полоска заполощется

По хлопку ведущего внешний круг двигается по часовой стрелке, сдвигаясь на один шаг

По хлопку ведущего внешний круг двигается по часовой стрелке, сдвигаясь на один шаг

Какой вы увидели Дюймовочку? Что она чувствовала, когда её отвергли? -

Какой вы увидели Дюймовочку? Что она чувствовала, когда её отвергли? -

Давайте посмотрим, что было дальше

Давайте посмотрим, что было дальше
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2021