Работа классного руководителя с «трудными подростками» в 9 классе (с ОВЗ)
(из опыта работы)
Цель: помочь классным руководителям в работе с подростками.
Задачи: 1) выяснить понятие «трудный ребенок»;
2) выяснить причины неадекватного поведения подростков
Сложность работы классного руководителя среднего звена состоит в том, что мы работаем с подростками, у которых в пубертатный период возникает много проблем. Одни успешно их преодолевают, другие же, не справившись со своими проблемами, доставляют проблемы взрослым, а также своему окружению. Таких детей мы причисляем к группе социального риска и называем их трудными.
К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашнее задание, часто пропускают школу, плохо ведут себя на уроках, агрессивны, озлоблены. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.
В каждом классе (независимо от того, общеобразовательный, а особенно коррекционный), есть такие группы учеников. Среди учеников есть подростки, состоящие на учете в ОДН и живущие в семьях, состоящих на учете в СОП.
Для того чтобы выстроить эффективное общение необходимо иметь представления о причинах возникновения «трудных» подростков.
Ими могут быть:
1. Биологические причины:
- нарушения центральной нервной системы;
- несвоевременная диагностика умственной отсталости;
- неравномерность полового созревания;
- наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведения (алкоголь, наркомания).
2.Социальные причины:
- социальный статус района;
- пассивность общественности;
- педагогические ошибки педагогов;
- неблагополучный социально-психологический климат в школе;
- стиль преподавания в школе;
- трудность школьных программ;
- неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей и т.д.);
- жестокая семья.
3. Психологические:
- конфликт ролей у подростка;
- конфликт уровня притязаний и самооценки;
- конфликт со взрослыми;
- конфликт со сверстниками;
- неуспех в ведущей деятельности;
- неразвитость самосознания;
- личностный кризис.
4. Комплексные причины:
- социально-правовые причины;
- социально-медицинские причины;
- организационно-управленческие причины.
Основными этапами моей работы с такими учащимися являются:
1. Изучение проблемных детей (составляется план сопровождения детей с ОВЗ (с 5 по 9 класс).
На каждого ребенка составляется психолого-педагогическая характеристика (индивидуальная карта, которую заполняют психолог, логопед, учителя-предметники, ведущие коррекционную работу по предметам: математике и русскому языку)
2. Планирование работы классного руководителя с учащимися на учебный год (таблица)
3. Индивидуальная работа с учащимися (таблица)
4. Организация деятельности по коррекции выявленных трудностей
Результат правильного построения работы с подростками классный руководитель увидит только спустя время. Коррекция выявленных трудностей осуществляется по алгоритму:
I. Основные организационные мероприятия:
1. Составление социального паспорта класса.
2. Составление характеристик на детей группы риска.
3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции.
4. Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями.
5. Организация досуга и кружковой деятельности.
6. Осуществление связи с социальным педагогом (а соцпедагог- с инспектором ОДН, ПДН и другими соц. службами).
II. Работа с учащимися:
1. Контроль посещаемости занятий
(регистрация пропусков в журнале, выяснение причины).
2. Контроль текущей успеваемости.
3. Вовлечение учащихся в кружки и секции (попытки вовлечения обучающихся во внеклассную и внешкольную деятельность, привлечение к участию в различных формах коллективно- творческих дел с целью развития положительной мотивации и качеств личности). Вовлечь таких детей в общественную работу непросто, часто-нереально.
4. Проведение профилактических бесед, тематических классных часов
5. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися.
6. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам.
7. Проведение психодиагностики.
8. Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
9. Разбор конфликтных ситуаций.
II. Работа с родителями:
1. Проведение консультаций для родителей (с привлечением специалистов)
2. Приглашение на советы профилактики (беседы с родителями и учащимися
совместно со школьным психологом, социальным педагогом, учителями-
предметниками, зам.директора, директором)
3. Выступления на родительских собраниях.
4.Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений.
IV. Работа с педагогическим коллективом:
1. Осуществление обмена необходимой информацией с учителями –предметниками (беседы об
эмоциональном, психическом состоянии конкретного ученика; выяснение и контроль за устранением пробелов в знаниях обучающихся)
2. Консультации по результатам диагностики (совместная работа с психологом)
3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска
Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских подростковых общественных организаций.
Литература
1. Программа работы классного руководителяс трудными детьми и детьми группы риска
https://videouroki.net/razrabotki/obobshchieniie-opyta-raboty-klassnogho-rukovoditielia-s-trudnymi-diet-mi-i-diet-.html
2. Доклад «Работа классного руководителя с трудными подростками»
pedalmanac.ru›wp-content/uploads…deti-vystuplenie…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.