Научно-практическая конференция «Шаг в будущее-2023»
«Социально-гуманитарные науки. История»
«Номады древних степей Агинского Бурятского округа»
Автор:
Аллаберганов Родион Аманбаевич
Россия, Забайкальский край, Дульдургинский район
С.Ара-Иля
МБОУ «Ара-Илинская ООШ»,9 класс
Научный руководитель:
Ляпустина Анна Викторовна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Ара-Илинская ООШ»
Я, Ляпустина А.В, подтверждаю, что данный проект содержит не более 22 страниц, из них
текст статьи и список литературы ‒ не более 11 страниц, приложения ‒ не более 10 страниц
_______________________________ подпись
Региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее-2023»
«Номады древних степей Агинского Бурятского округа»
Российская Федерация. Забайкальский край, село Ара-Иля
Аллаберганов Родион Аманбаевич
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ара-Илинская основная общеобразовательная школа», 9 класс
Краткая аннотация
История родного края будет всегда интересовать многих исследователей. У нашего Агинского Бурятского округа очень богатая история. Одной из интереснейших тем, можно считать историю кочевых народов Забайкалья, в том числе Агинского Бурятского округа. Моё исследование будет посвящено древним кочевникам степей Агинского бурятского округа.
Региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее-2023»
«Номады древних степей Агинского Бурятского округа»
Российская Федерация. Забайкальский край, село Ара-Иля
Аллаберганов Родион Аманбаевич
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ара-Илинская основная общеобразовательная школа», 9 класс
Аннотация
Целью данного исследования является изучение и систематизация информации о истории кочевых народах на территории Агинского бурятского округа.
В результате исследования были собраны материалы, которые позволяют узнать нам об истории кочевых племен и народов, которые проживали на территории округа.
Исходя из цели, мы выделили следующие задачи:
– дать определение термину «Номадизм», узнать кто такие кочевники;
- Охарактеризовать культуру плиточных могил на территории Агинского Бурятского округа.
Ключевые слова: Номады, культура плиточных могил, культура, археология
Актуальность.
Данная является интересной и актуальной для нас. История Агинского бурятского округа очень тесна связана с кочевыми народами, которые осваивали эту территорию, и оставили после себя огромное культурное наследие. Очень важно рассмотреть какие археологические памятники оставили номады, как складывалась их жизнь и быт.
Объектом исследования является история кочевых народов Забайкалья
Предмет исследования – кочевые народы на территории округа.
Гипотеза исследования: Какой след в истории Агнского округа оставили кочевые племена?
В ходе исследования применялись методы:
-историзма, который позволил исследовать жизнь и быт кочевников;
-объективизма, включающий в себя факты об истории кочевых племен Забайкалья, которые не были искажены;
Изучение истории кочевых народов на территории Агинского округа потребовало обращение к разным видам источникам информации.
В результате исследования были собраны материалы, которые позволяют узнать нам об истории кочевых народов на территории округа и составить карту расположения плиточных могил на территории Агинского округа.
Практическая значимость работы заключается в том, что мы порой не интересуемся историей своей малой Родины, не видим исторических и археологических объектов, которые находятся рядом с нашим домом. Хотелось бы донести до своих земляков, что история округа удивительна и богата. На нашей территории побывало много известных исследователей, которые внесли огромный вклад в развитие науки. Практической составляющей нашей работы является создание карты расположения на территории округа плиточных могил.
Введение
Научные археологические исследования свидетельствуют о том , что территория Агинского Бурятского округа во многом интересна культурой кочевых народов, следы которых были найдены в трех районах округа: Агинский, Могойтуйский, Дульдургинский.
В разные времена изучением занимались известные учёные-археологи: А.П. Окладников, Н.Н. Диков, Ю.С. Гришин, М.И. Рижский, С.В. Киселев, И.И. Кириллов, Е.В. Ковычев, М.В. Константинов и др. А также местные историки и краеведы: В.Г. Стрельников, Ж.Д. Доржиев. На территории Агинского Бурятского округа учеными–археологами на основании многолетних экспедиционных исследований выявлено и учтено много плиточных могил, древних стоянок и наскальных рисунков.
Главный вопрос, на который мы должны были ответить в ходе исследования заключался в том: Как жили и развивались кочевые народы на территории Агинского бурятского округа?
Источниковая база исследования.
Для подготовки работы послужили две группы источников. Первую группу составили научная литература, посвященная истории исследования кочевых народов на территории Забайкалья, которые дали представление об истории кочевников.
Ко второй группе источников, используемых при написании исследовательской работы, относятся материалы периодической печати, научных статей разного уровня, которые повествуют и анализируют кочевые племена на разных этапах их развития.
Практическая значимость работы заключается в том, что мы порой не интересуемся историей своей малой Родины, не видим исторических и археологических объектов, которые находятся рядом с нашим домом. Хотелось бы донести до своих земляков, что история округа удивительна и богата. На нашей территории побывало много известных исследователей, которые внесли огромный вклад в развитие науки. Практической составляющей нашей работы является создание карты расположения на территории округа плиточных могил.
Написав данную работу и проделав данное исследование, мои друзья, одноклассники заинтересовались историей Агинского бурятского округа.
Кочевые племена и народы
КОЧЕ́ВНИЧЕСТВО, номадизм (от греч. νομάς, род. п. νομάδος – пастух, скотовод, кочевник), образ жизни, основанный на периодических перекочёвках. Как правило, термин «Кочевничество» применяется к обществам, занимающимся экстенсивным скотоводством; иногда он относится ко всем, кто ведёт подвижный образ жизни, включая бродячих охотников-собирателей, подсечных земледельцев
Выделяют типы Кочевничества в зависимости от степени оседлости:
- кочевое (население постоянно перемещается со стадами, не имея оседлых поселений), полукочевое (часть времени, обычно зиму, проводят оседло)
- полуоседлое (со стадами кочует только часть населения).
Учитывается также направление кочевания: вертикальное (горы – равнины) и горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т. д. Направления могут варьировать в зависимости от экологических, политических. и др. факторов. Почти всегда кочевники, помимо скотоводства, занимаются земледелием; при этом скотоводство в кочевых обществах сохраняет престижный характер, а группы, специализирующиеся на земледелии и переходящие на полуоседлый или оседлый образ жизни, состоят из обедневших скотоводов.
Выделяют семь больших зон распространения Кочевничества. в его различных формах: 1) евразийские степи, где разводят «пять видов» – лошадей (наиболее престижное животное), крупный рогатый скот, овец, коз, верблюдов (характерно для монголов, бурят, хакасов, тувинцев, киргизов, казахов и др.);
2) Ближний Восток, Иран, Афганистан, с преимуществ. разведением мелкого рогатого скота, лошадей, верблюдов и ослов (пуштуны, бахтиары, белуджи, тюрк. народы Ирана и Афганистана и др.);
3) Аравийская пустыня и Северная и Северо-Восточная Африка, где преобладает верблюдоводство (арабы-бедуины, берберы, кушиты);
4) саванны к югу от Сахары в Зап. Судане (фульбе) и Вост. Африке (нилоты), а также саванны Юж. Африки (гереро, зулу, коса, кой-коин), где разводят крупный рогатый скот;
5) высокогорные районы Азии (Тибет, Памир, Кавказ) и Юж. Америки (Анды), где население специализируется на полуоседлом отгонном скотоводстве; 6) оленеводческий регион Сибири и европ. тундры (саамы, ненцы, эвенки, эвены, нганасаны, чукчи, коряки и др.);
Следующей проблемой истории кочевничества является ее периодизация. По этому поводу существует в современной литературе три точки зрения.
Первая из них принадлежит таким ученым как Вайнштейн, Артамонов, Грязнов. Сущность ее состоит в том, что они подразделяют историю кочевничества на два периода – «ранних» кочевников и «поздних» кочевников. В основу этой периодизации кладутся не только различия в уровне социального развития, но в первую очередь хозяйственные и культурные различия, якобы существовавших между «ранними» и «поздними» кочевниками.
Другая точка зрения основывается на том, что развитие кочевых обществ в евразийских степях представляется непрерывным поступательным процессом от первобытнообщинного строя к раннефеодальным (прафеодальным), а затем и к развитым феодальным отношениям и даже к зарождению капиталистических отношений. При этом общества «ранних кочевников» – I тыс. до н.э. – обычно рассматриваются как догосударственные, а создание государства и классового общества приписывается лишь кочевникам средневековья .
И, наконец, третья точка зрения на периодизацию истории кочевников, основным представителем которой является Хазанов. По его мнению — история кочевников – неотъемлемая часть общеисторического процесса. Кочевники не только принимали участие в событиях мировой истории; сами эти события оказывали существенное воздействие на все стороны их жизни. Поэтому представляется допустимым разделить их историю на три эпохи – «эпоху древних кочевников», «эпоху средневековых кочевников» и «эпоху кочевников нового времени» – в соответствии с общей периодизацией всемирной истории.
Культура плиточных могил на территории Агинского бурятского округа
В Забайкальском крае много интересных и в историческом плане ценных памятников древних народов, некогда проживавших на этих землях. Одними из них являются плиточные могилы, которые пытливый путешественник может заметить проезжая по трассе Агинское - Оловянная или Агинское - Нижний - Цасучей. Крупные могильники, состоящие из нескольких десятков оградок, расположены у населенных пунктов Гунэй, Токчин, Зугалай, Цаган – Ола, Ушарбай, Могойтуй, Бальзино, Оловянная, Урульга.
В конце II тысячелетия до н.э. - первой половине I тысячелетия в Южном Забайкалье жили племена, создавшие так называемую культуру плиточных могил. Имя этого некогда могущественного народа неизвестно. По характеру погребального обряда (обычаю ставить над захоронением оградку из крупных каменных плит) носителей данной культуры историки называют "плиточниками". территория расселения "плиточников" была широка: от Байкала на севере до предгорий Нань-Шаня и от Хингана на Востоке до предгорий Алтая на западе.
От «плиточников» в степях остались погребения - тысячи и тысячи таких погребений и сейчас можно увидеть в южных районах Забайкалья. В ряде случаев погребения образуют целые кладбища, которые имеют четкую планировку и строгий порядок. Монументальные погребения как бы свидетельствуют о величии некогда жившего здесь кочевого народа. Они стали неотъемлемой частью культурно-исторического ландшафта забайкальских степей. В конструкции погребений иногда встречаются плиты с выбитыми на них различными изображениями. Это так называемые «оленные камни». Подобные названия они получили потому, что на них выбивались изображения оленей. Животные с большими, откинутыми назад ветвистыми рогами показаны в стремительном беге, похожем на полет.
«Плиточники» - это первые кочевники забайкальских степей. У них появились новые типы жилищ, одежды, средства передвижения, максимально приспособленные к кочевому быту. В степи в это время появились юрты, кошары, коновязи, появились табуны коней, отары овец. Особую роль в жизни и хозяйстве играла лошадь. Объясняется это тем, что скот вследствие малоснежности зим в течение всего года содержался на подножном корму. Порою возникала необходимость добыть его из-под глубокого или подтаявшего, покрытого ледяной коркой снега. В этих условиях способность лошади добывать корм из-под снега, разгребая его копытами, была особо ценной. Остальной скот шел за лошадьми и питался оставшейся после них травой. Этот процесс называется тебеневкой. После того, как скот выедал траву, его перегоняли на другие пастбища. Носители данной культуры были замечательными металлургами. В погребениях обнаружены многочисленные и разнообразные наконечники стрел, ножи, мечи, доспехи из бронзы. Впоследствии появились изделия и из железа. Обычными в это время становятся войны, способствующие обогащению родовой верхушки и ускорению процесса социального неравенства. Об этом свидетельствует появление бедных и богатых захоронений, в последних встречаются изделия и из золота. Представители культуры плиточных могил были ярко выраженными монголоидами.
Плиточные могилы на территории Агинского бурятского округа:
1. Бальзинский могильник. Располагется в верховьях р. Тура. Небольшие группы погребений рассредоточены в окрестностях с. Бальзино Дульдургинского р-на. Наиболее компактно погребения сконцентрированы на прибрежных возвышенностях вокруг одноименного озера. В этом месте могилы занимают невысокие террасовидные поверхности с юго-юго-зап. экспозицией. В целом могильник включает разнотипные и разновременные погребения. Имеются погребения в виде прямоугольных оград и крупные курганные кладки округлой формы, сложенные из камня. В нач. 1870-х могильник осмотрел Б.Т.(И.) Дыбовский. В 1976 проводил исследования Н. И. Попов. Он раскопал большую плиточную могилу, в к-рой, по сообщению Н.Н. Дикова, нашел обломок челюсти и шейный позвонок быка, обломок бараньей челюсти и несколько фрагментов керамических сосудов. Инвентарь погребения был представлен золотой спиральной пронизью и перержавевшими вещами. Н. Н. Диков отнес погребение к более поздней группе плиточных могил и связал ее с эпохой раннежелезного времени. В 1892 древние могилы на оз. Бальзино посетил А.К. Кузнецов, к-рый осмотрел раскопанную Н. И. Поповым могилу. Он обратил внимание, что вблизи могилы с вост. стороны находился сторожевой камень, «грубо отделанный наподобие бабы, с высеченными знаками на лев. плоской поверхности». Ю.С. Гришин, ознакомившийся с фрагментами керамики, хранящимися в ЧОКМ, отнес ее к гуннской эпохе, отметив, что в погребениях у оз. Бальзино встречалась и более ранняя керамика со штрихованной или гладкой поверхностью, имеющая на внешней стороне оттиски шнура. Он отнес погребение к позднему времени бытования культуры плиточных могил в Забайкалье. Им выделен бальзинский этап развития этой культуры, датированный гуннским временем (2 в. до н. э. – 2 в. н. э.).
2. АНХАБАЙ - комплекс археологических памятников. Расположен в долине одноименного ручья на северо- востоке отрогах г. Будулан, в 18 км к сев.-зап. от с. Будулан Агинск. р-на. Представлен стоянкой эпохи неолита, ритуальным комплексом из 4 каменных выкладок и могильниками культуры плиточных могил из более 300 погребений со сторожевыми камнями. Поблизости от могильников зафиксированы древние каменные разработки для заготовки плит, использованных в конструкциях погребений.
3. НОЖИЙ-1, комплекс археологических памятников. Располагается в Агинском районе, в окрестностях оз. Ножий. Вокруг озера выявлены стоянки, могильники, святилища, связанные с озерными террасами и прилегающими возвышенностями. Датируются временем неолита, бронзы, железа. Раскопки проводились в 1975, 1982, 1988 под рук. И.И.Кириллова. С восточной стороны озера исследовались 2 могильника неолитического времени и 2 могильника эпохи бронзы и раннего железа. Неолитический могильник 1 находился на краю террасы, оканчивающейся небольшой скалистой возвышенностью. Обнаружены 2 частично разрушенных погребения; 1 с беспорядочным положением костей, окрашенных охрой, рядом с ними найдены 3 фрагмента керамики, острие и несколько ножевидных пластинок. Во 2-м погребении, в области шеи лежали нефритовая привеска долотовидной формы и фрагменты перламутровых бусин, подвески из клыков кабана, игольник, орнаментированный пояском косых насечек, фрагмент составного ножа из рога, каменные вкладные лезвия, нуклеусы, скребки, резец-скребок. Могильник 2 находился в 300 м к югу от края террасы. На поверхности погребения обозначены несколькими вертикальными плитами гнейса; в погребальных ямах сохранились каменные ящики из вертикально установленных плит. В погребении с маячком, установленным вертикально, между камней находился сосуд полуяйцевидной формы с приостренным днищем, украшенный 3 рядами вертикальных гребенчатых оттисков. В погребениях с овальной могильной ямой находились скелеты на правом боку, в скорченном положении, ориентированные головой на юг или зап. Костяки сильно окрашены охрой. Сопроводительный инвентарь представлен бусинами из ракушечника, зубчатой пилкой, подвеской. Здесь же найдены каменные скульптурки, напоминающие изображения человечка и животного, выполненные ретушью на отщепах из серой и зеленой яшмы, вкладышевые оправы ножей из ребер животного с набором каменных вкладных лезвий, микроострий, наконечников стрел и др.
В 150 м к сев. от могильников расположена стоянка позднего неолита, а выше по склону – могильник монгольского времени. На самой вершине сопки находился могильник культуры плиточных могил. В 3 км к западу протянулись цепочки плиточных могил, а по верхним участкам возвышенностей погребения монгольского времени. Здесь же найдена стоянка, где обнаружены наконечники стрел, проколки, вкладные лезвия, ножевидные пластины, скребки и скребла, конические и призматические нуклеусы. Украшения представлены большим количеством бусин, изготовленных из толстостенных раковин и пирофиллита. Встречалась фрагменты тонкостенной керамики с орнаментом. Часть из них принадлежит триподам. Бронзовые изделия представлены однолезвийным ножом с коленчатым изгибом и кольцевым навершием и 2 наконечниками стрел.
В 200 м к юго-вост. от неолитического могильника 1 выявлена 6-метровая по длине каменная выкладка, уложенная плитками гнейса, сланца и булыжником, укрепленная по краям рядами наклонных плит. Между камней встречались мелкие косточки животных и человека. Внутри обнаружено перекрытие могилы из плит, при этом в одной из плит имелось биконическое круглое сквозное отверстие. Под плитами покоились останки человека, ориентированного головой на вост. Кости и дно могилы были обильно окрашены красной охрой. Сопроводительный материал состоял из 11 цилиндрических и бочонкообразных бусин разных пропорций и большого количествава мелких перламутровых бусин. Плиточные могилы в большинстве случаев оказались ограбленными и содержали фрагменты триподов, редкие бронзовые изделия, связки бус из полудрагоценных местных и привозных минералов, небольших амазонитовых привесок. С зап. стороны озера по склонам распадка выявлены могильник с прямоугольными выкладками курганов эпохи бронзы и могильник из 30 плиточных погребений.
4. НОЖИЙ-2, культово-ритуальный комплекс. Располагается в Агинск. районе, на восточной стороне оз. Ножий. Раскопки проводились в 1975, 1982, 1988 под рук. И.И. Кириллова. Сложен из плит камня в виде подпрямоугольной насыпи длиной 9–14 м. Ориентирован с севера на юг. Оконтурен плитняком, установленным на ребро. В восточный край встроены 4 очага в виде ящичков размером 60–80 см, отдаленно напоминающие небольшие плиточные могилы. Внутри они были заполнены прокаленными камнями, содержали сажу, золу и кремированные кости. В самой каменной насыпи найдено большое количество изделий из камня, кости, раковин и бронзы. Наиболее часто встречались бронзовые (34 экз.) и костяные (31 экз.) наконечники 2 видов: черешковые и втульчатые. Втульчатые бронзовые наконечники в основном 3-лопастные. Найдены обломки бронзовых чеканов (5 экз.), острия-проколки из костей животных (12 экз.), бронзовое кольцо, бубенчик из раковины каури, бусины (152 экз.) из раковин пресноводного моллюска, пирофиллита, сердолика, пуговицы (4 экз.) из кости и раковин, оселок в виде подвески из мягкого камня. Массово встречались альчики-астрагалы (200 экз.). Они украшены узором или зубчиками, отдельные окрашены охрой или обожжены. В насыпи также найдены пест, зернотерка, обломки триподов, 2 маленьких толстостенных сосудика с приостренным днищем и сосцевидным окончанием. Собраны разнообразные обломки костей барсука, лисицы, сурка, волка, собаки, быка, овцы, лошади. По заключению А.П. Окладников и И.И. Кириллова, комплекс относится к 6–3 вв. до н. э. и связан с культурой плиточных могил. Он являлся своеобразным центром, где во время церемоний приносились дары хозяину местности и душам умерших предков.
5. АМОГОЛОН, комплекс археологических памятников. Располагается в 8 км от с. Токчин Дульдургинского района, на левом берегу р. Онон, в пади Амоголон. Открыт в 1971 Верхнеамурской археологической экспедицией, раскопки проводились в 1972, 1976. Основное место в комплексе занимает многослойная стоянка каменного века. Выявлены 4 культурных горизонта. Два нижних относятся к концу позднего палеолита и характеризуют заключительные стадии сартанского оледенения (14–12 тыс. л. н.). Горизонт 4 залегал на цокольном основании. Здесь найдены грубые отщепы, крупные пластины и оббитые желваки из кремнистых галек, скребла, оформленные на отщепах. Основным отличием каменного инвентаря горизонта 3 является устойчивость и правильность форм, тщательность изготовления. Для нуклеусов, ножевидных пластин, резцов, проколок, скребков характерны миниатюрные размеры. Они выполнены из разноцветных пород яшмы и халцедона. В этом горизонте выявлены крупные камни, образующие дугообразную выкладку, которая определена как частично сохранившееся основание жилища. Два верх. горизонта датируются поздним неолитом (3 — нач. 2 тыс. до н. э.). Представлены изделия из камня и кости. Крупные орудия изготавливались из речной гальки. Из яшмы и халцедона оформлялись скребки и скребла, ножи, резцы, нуклеусы-скребки. Микропластины снимались с клиновидных и призматических нуклеусов. Фрагменты керамики имеют на поверхности стенок отпечатки шнурового орнамента и негативы грубой материи. Они дополнены орнаментальными комбинациями штампов, нередко образующими зональные мотивы. По соседству с поселением найдены ритуальные погребения-жертвенники эпохи бронзы и раннего железного века, имеющие форму овальных каменных выкладок с кремированными останками людей. Они связаны с могильником культуры плиточных могил, включающим более 70 погребений, вытянутых вдоль р. Чиндалей. На высоких склонах обнаружены средневековые погребения бурхотуйской культуры. Еще один могильник этой культуры располагался в узком распадке на юго-зап. окраине с. Токчин.
Заключение
Территория Агинского бурятского округа очень интересна и богата культурными и историческими памятниками. Также история округа неразрывно связана с историей кочевых народов, ведь номады составляли часть культурного и исторического процесса. Об этом свидетельствуют труды ученых, которые исследовали данную территорию, а также археологические памятники, такие как плиточные могилы. Нам удалось систематизировать данную информацию и отметить на карте округа места, где располагаются места погребений древних кочевников.
Приложение№1
Библиография
Литература:
1.Константинов А.В. Забайкалье: Ступени истории (с древнейших времен до 1917 года) / Константинов А.В., Константинова Н.Н. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. - 262 с.
2. Энциклопедия Забайкалья. Электронное издание http://encycl.chita.ru/
3. Асеев И.В., Кириллов И.И., Ковычев Е.В. Кочевники Забайкалья в эпоху средневековья (По материалам погребений). - Новосибирск: Наука, 1984.
4. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. -М.;Л., 1950.-Ч.1.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.