Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаща, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности - средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.
Колористка, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.
Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.
Изучение теории цвета, овладение принципами цветовой гармонии — неотъемлемая и важная часть обучения изобразительному искусству.
Общие задачи по обучению цветоведения можно
подразделить на две группы:
- задачи в области обучения;
- задачи в области воспитания.
В области обучения цветоведению решаются следующие цели:
- учить работать обучающихся с цветом при выполнении живописных работ;
- научить использовать художественные материалы в творческой работе;
- формирование художественно-образного мышления, как основы развития творческой личности;
- добиваться выразительного цветового решения работы;
- формирование умения передавать красками объем формы предметов, особенности распределения света и тени на них;
В числе воспитательных задач на уроках живописи можно назвать следующие:
- развитие зрительной памяти пространственных представлений, образного мышления;
- воспитание художественного вкуса, интереса и любви к изобразительному искусству и к наблюдению самой жизни;
- развитие творческих способностей;
- развитие навыков творческой переработки впечатлений, переживаний.
Цветоведение играет важную роль в эстетическом воспитании школьников. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является развитие художественного вкуса учащихся.
Занятия по обучению цветоведению ставит перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с детьми.
В начальной школе на уроках по цветоведению обучаемые изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристиках цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний.
Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся младшие школьники на уроках по основам цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.
Программные темы и содержание практических заданий по основам цветоведения должны быть адаптированы с учетом возраста и индивидуальных творческих способностей каждого ученика. Изучение тем включает в себя задания как теоретического, так и практического характера. Изложение теоретических знаний может происходить в различных формах: объяснение, рассказ педагога, беседа, подготовка учениками докладов, пояснительных записок к выполняемым работам, разнообразного визуально-зрительного материала. Объяснение новых тем сопровождается демонстрацией: используются репродукции картин мастеров, слайды, зрительный ряд на компьютере, работы учеников прошлых лет, специальные наглядные пособия. Важнейшую роль в художественном образовании играет музейная педагогика. Поэтому посещение музеев, выставок — неотъемлемый компонент учебного процесса.
По отдельным темам, включающим в себя большой объем информации, целесообразно провести научно-практическую конференцию. Ученики под руководством педагога готовят научно-исследовательские работы, выполняют практические задания (формально-декоративные композиции).
Практические задания представляют собой работы различной сложности. Это могут быть как простые схемы-выкраски (по теме «Колорит. Изменение светлоты цветового тона»), выкраски-палитры (по теме «Ассоциации света», «Цветовые системы разных эпох»), так и композиционные упражнения, формально-декоративные и сюжетно-тематические композиции. Более полное освоение выразительной силы и напряжения цветовых сочетаний дает композиционное построение, где использованы структуры в форме простых полос или сетки шахматной доски.
Контроль знаний, умений и навыков учеников проводится как в форме опроса, так и в ходе текущих и итоговых просмотров работ.
Критериями оценки практических работ являются:
Обучение теории цвета предполагает ознакомление с терминологией колористики, при этом выбор терминов определяется возрастными особенностями детей.
Высвобождая и развивая ассоциативно-чувственное восприятие цвета у детей, необходимо в доступной форме обучать их объективным закономерностям цвета. Необходимо ознакомить учеников с понятием цветового спектра — основой любой эстетической теории цвета. В качестве практических работ на закрепление нового материала младшим школьникам можно предложить задание: изобразить радугу или 7-ступенный цветовой спектр.
Исследование символики цвета развивает ассоциативное и образное мышление. При изучении данной темы ученики выполняют упражнения в виде карточек-выкрасок, где требуется цветом выразить противоположные ощущения — психологические, пространственные, звуковые, вкусовые, тактильные, температурные и т. д. (веселое — грустное, близкое — далекое, сладкое — горькое, гладкое — шероховатое).
Все практические задания предполагают высокую исполнительскую культуру. В связи с этим полезны специальные упражнения на овладение техническими приемами работы красками (отмывки, цветотональные растяжки). Выполнение копии произведения орнаментики не только воспитывает высокую культуру исполнения, но и развивает чувство цветовой гармонии, формирует художественный вкус.
При обучении детей основам цветоведения важно дать представление об ахроматических и хроматических цветах, их различии (отличаются наличием или отсутствием цветового тона). Также нужно ознакомить с тремя характеристиками цвета:
Следует обратить внимание на различие значений терминов «тон» и «светлота (яркость)» в цветоведении и живописи. Тон и светлота в живописи — равнозначные понятия, в то время как в цветоведении цветовой тон — это качество цвета, позволяющее сравнить его с одним из спектральных цветов, а светлота (яркость) — степень отличия данного цвета от черного.
Одно из главных понятий теории цвета — колорит. Усвоение знаний о пяти типах колорита (сгармонированный, пестрый, разбеленный, зачерненный, ломаный) и их практическое применение развивает творческое мышление и ассоциативную память. В качестве практического задания выполняются карточки-выкраски с разбелом и зачернением каждого из 12 цветов 12-ступенного цветового круга. Всего с 12 чистыми цветами этого спектра должно быть изготовлено 36 карточек-выкрасок. Это задание также способствует закреплению знаний о характеристиках цвета — светлоте (яркости) и насыщенности (чистоте). Форма работы может быть групповой: каждый ученик из группы должен выбрать какой-либо цвет и выкрасить 3 карточки — чистый цвет, разбел, зачернение.
Рассмотрев особенности программного содержания по обучению основам цветоведения в третьем классе, мы пришли к выводу, что способность правильно видеть, врожденная в человеке, должна развиваться. В процессе обучения школьник должен усваивать знания, навыки и сведения об изобразительном искусстве в единой, последовательной системе.
Таким образом с детского возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность предмета. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы не были положены в основу построения изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.