МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 им. ЮРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА РОЗУМА»
САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
**********************************************************************************
Открытый урок
Тема урока: «Работа над ансамблем в хоровом классе».
Дата проведения: 20.10.2021г.
Класс: старший хор «Камертон»
Предмет: хоровой класс
Хормейстер: Мигашкина Марина Сергеевна, концертмейстер: Самигуллина Гузалия Жамилевна.
Форма проведения: практическая коллективная работа.
Цель урока: Применение умений и навыков хорового ансамбля в работе над песенным репертуаром.
Задачи:
Образовательные:
· формирование у обучающихся знаний об особенностях работы хорового ансамбля;
· развитие вокально-хоровых навыков двухголосного, ансамблевого пения;
· обобщение и систематизация ранее полученных знаний по теме.
Развивающие:
· формирование вокально-хоровых навыков и умений ансамблевого пения;;
· работа над точным интонированием хоровой партитуры;
· развитие гармонического слуха;
· развитие музыкальной восприимчивости, умение слышать и слушать, анализировать, сопоставлять;
· развивать творческие способности обучающихся посредством образного и ассоциативного мышления.
Воспитательные:
· способствовать формированию эмоциональной отзывчивости обучающихся;
· способствовать воспитанию вокального слуха, как важного фактора пения в единой певческой манере;
· способствовать воспитанию эмоционально- ценностного отношения к музыке;
· продолжить работу по воспитанию организованности хористов;
· формирование положительной мотивации к хоровому пению.
Методы и приёмы реализации поставленных задач: наглядный, словесный, практический.
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партии хорового произведения р.н.п. «В сыром бору тропина»
Характеристика коллектива: Хор «Камертон» – это коллектив обучающихся 4-7 классов музыкального отделения. Дети разные по возрасту (8-14 лет), своим физическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, что создает определенные трудности и проблемы. Так, например, девочки 4 класса в нашем хоре занимаются первый год (до этого они занимались в младшей группе хора), не имеют навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.
План урока:
I. Организационный этап:
- приветствие, настрой хористов на вокально-хоровую работу;
- дыхательная разминка, артикуляционная гимнастика;
- вокально-хоровые упражнения (распевание).
II. Основной этап.
- работа над ансамблем в произведении р.н.п. «В сыром бору тропина»
III. Заключительный этап.
- итог урока (осуществление оценки эффективности урока).
Ход урока.
I. Организационный этап.
Ø Приветствие учителя. Приветствие хористов. Сообщение о поставленных задачах на данном уроке, создание мотивации.
Ø Подготовка голосового аппарата к активной работе через артикуляционную гимнастику и работой над дыханием. Подготовка к эмоциональному восприятию музыкального материала посредством проведения разминки для мышц лица.
Ø Вокально-хоровые упражнения начинаем со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по звукам диапазона. В обязательном порядке в распевание хора «включаются» двухголосные вокально-хоровые упражнения.
II. Основной этап.
Объяснение темы урока |
- Что означает слово «ансамбль»? - Какие виды ансамблей вы знаете?
Преподаватель:
В
хоровом коллективе очень важен общехоровой ансамбль: соотношение звучания
партий в многоголосии, ансамбль хора и сопровождения. -
интонационный ансамбль это точное интонирование всех партий в хоре - динамический
(в переводе с греческого «сила») представляет согласованность громкости
звучания внутри каждой хоровой партии и в
- дикционный ансамбль предполагает единую для всех членов хоровой партии и хора в целом манеру произнесения текста.
- тембровый ансамбль предполагает работу над хоровыми тембрами, путем достижения единой манеры звукообразования. Типы атаки, певческая опора, штрихи (легато, стаккато, маркато, глиссандо) |
Проигрывание произведения на инструменте |
Проигрывание произведения концертмейстером. Хористы следят по хоровым партиям. |
Работа над интонационным ансамблем. |
Работа проходит на слоги «ри» и «ку». - достижение в партии точной интонации, ансамбля партий; - достижение в партии единой позиции формирования звука, следить за качеством звука (мягким не форсированным); - достижение в партии единого дыхания, только в отмеченных цезурами местах; - достижение в партии чёткого ритма, строя, ансамбля. |
Работа над гармоническим ансамблем. |
Работа проходит на слоги «ри» и «ку» - по руке в медленном темпе с остановками, слыша звучание интервалов, работа над гармоническим строем, одновременно воспринимать и слышать двухголосие; - в темпе без остановок слушая двухголосие, с твёрдой атакой звука; - обозначение сложных двухголосных мест, анализ, исполнение в медленном темпе; - достижение единой позиции в формировании звука; - достижение единого дыхания, только в отмеченных цезурами местах; - достижение чёткого ритма, строя, ансамбля; - исполнение на слог «ли» с максимальной кантиленой. |
Работа над дикционным ансамблем |
- прочтение текста в ритмическом рисунке, в темпе и с чёткой дикцией; - соединение слова и звука с контрастной нюансировкой, текст произносить с хорошей дикцией, активно произнося согласные; - детальная отработка сложных мест с текстом и распевами слога (по тексту); - исполнение куплетов, каждого в отдельности: собранно и осмысленно, используя цепное дыхание, динамические штрихи (стоя, корпус подтянуть); - выразительное исполнение произведения от начала до конца. |
III. Заключительный
этап.
Подводим итог сегодняшней работы.
Сегодня мы работали над интонационным, дикционным, динамическим, метроритмическим и гармоническими ансамблями. Была поставлена задача с помощью работы над ансамблем реализовать творческие замыслы композиторов, развивать собственное воображение и творческое видение исполняемой нами музыки. Цель нашего занятия успешно достигнута, партии разучены и соединены.
На следующем уроке мы продолжим вокально-хоровую работу над произведением.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.