Работа над интонационной стороной речи

  • docx
  • 01.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа над интонационной стороной речи.docx

 

Работа над интонационной стороной речи

 

Произносительные навыки, которые формируются у детей с нарушениями слуха в ходе проведения описанных выше упражнений, создают основу, без которой невозможно овладение ребенком со значительным снижением слуха самой сложной для него составляющей фонетической системы языка — речевой интонацией.

Как известно, сензитивным периодом для становления речи является раннее детство.

Слышащий ребенок усваивает многие элементы речевой интонации до того, как овладевает звуковой стороной речи.

Произношение же детей со значительным снижением слуха (тяжелая тугоухость и глухота) отличается монотонностью, неинтонированностью.

Чем раньше и целенаправленнее будет вестись работа над интонационным строем речи, тем лучших результатов в его усвоении можно достигнуть.

В дошкольный период детей учат передавать ту или иную интонацию на основе подражания, используя как естественные ситуации, так и специально создаваемые.

При этом детей побуждают имитировать различные чувства, передавая их не только голосом, но и выразительной мимикой лица, телодвижениями.

Предлагаются различные упражнения, которые проводятся ежедневно.

 

Для примера приведем следующие.

С первого года обучения и до последнего в ходе специальных игровых упражнений детей учат подражать педагогу, который изображает различные эмоциональные состояния, при этом постепенно усложняется и речевой материал. Подражая педагогу, дети учатся изображать:

-        боль — а-а-а, бобо, болит, у меня болит живот и т.п.;

-        радость — А, ура!, не болит, у меня не болит живот, мама пришла!;

-        вопрос — а?, Где?, Что там?, Мама?, Где папа?, Папа дома?, Почему?;

-        просьбу — а       , а-а, дай, помоги, иди ко мне; тетя Оля, помоги;

-        осуждение — а, а-а-а, ай-яй-яй, фу!, плохо, неверно;

-        усталость — о   , ох, устал(а), я устал(а) и т.п.

Постоянно разыгрываются разнообразные сценки: кто-то потерялся (хочет есть), что-то сломалось, кто-то ушибся (скучает, зовет маму) и т.п.

Вот одна из них. К детям приходит новая красивая кукла. Малыши восхищаются ею. Кукла гладит детей по голове — "хороший" и начинает плясать, радостно напевая — ляляля, дети поют вместе   с   ней.   Затем она падает, «разбивает до крови» ногу(руку, лоб). Дети вместе с педагогом изображают боль куклы, произносят, как могут: «Бах, ой-ой-ой! Бобо! Бо- лит, бобо! Ой-ой-ой, жалко!» Кукла (и дети вместе с нею) плачет: «О-о-о, бобо, болит». Педагог и дети жалеют куклу, «лечат» ее, целуют. Она «вы здоравливает». «О»    — радостно произносят дети и вместе с куклой танцу ют, подпевая ляляля, затем они изображают усталость: «О, о, устали, ох-ох».

Обыгрываются повадки различных животных, характерные черты людей. Например, дети изображают кокетливую маму-кошку, шаловливого котенка, злую большую собаку, ласкового маленького щенка, бравого солдата, дедушку, удивленную маму и т.п.

Инсценируются доступные детям сказки: «Теремок», «Варежка», Коло- бок", «Курочка Ряба» и т.п.

Вместе с педагогом дети рассматривают картинки, эмоционально оценивают изображенную ситуацию: «Молодец! Хорошо!»,"Ай-яй- яй, плохо, нельзя", говорят за персонажей.

Во всех случаях подбирается речевой материал, который соответствует уровню речевого развития детей.

При этом они учатся выражать то или иное состояние прежде всего движениями всего тела, мимикой лица, которые сопровождаются произнесением вначале лишь отдельных гласных и простых слогов (а, папапа, татата), постепенно включаются лепетные и самые простые полные слова, а позже и фразы.

 

Например, разыгрывая сценку, в которой щенок потерялся, маленькие дети жалобно лают «а-а-а» или «ав-ав-ав», зовут маму: «А-а-а, мама», пла- чут, радуются появлению собаки-мамы: «А (радостно), ура! Мама!» Дети постарше могут пользоваться другими речевыми средствами: «Я потерялся. Где моя мама? Мама, иди! Мама, я тут. Вот моя мама! Мама нашла меня. Я рад!»

Начиная со средней группы, для упражнений специально подбирается речевой материал, насыщенный речевыми интонациями, типа:

—     Вот наш дом. Мы дома.

—     Кто дома?

—     Мы дома.

—     Где вы?

—     Мы дома.

—     Где?

—     Дома.

Детей также учат выразительному чтению стихов, считалок и т.п. К праздникам можно подготавливать маленькие инсценировки, насыщенные интонационно окрашенным материалом.

Как видим, материалом для занятий речевой ритмикой являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты (стихи, чистоговорки, считалки, сказки), которые произносятся с разнообразными движениями.

Слоговой материал, как правило, одинаков и для глухих, и для слабослышащих детей.

Слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются педагогом с учетом состояния слуха, уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков.

Важно, чтобы речевой материал не только отвечал произносительным задачам, но и был доступен, понятен детям, нужен им в общении.

На занятиях речевой ритмикой материал дети произносят хором вместе с педагогом, затем его повторяют 2 — 3 ребенка. В первую очередь но одному говорят те дети, которые могут произнести слоги, слова, фразы неправильно.

В случае ошибки педагог дает правильный образец, т.е. повторяет материал сам, затем они произносят его вместе, и наконец — звук, слог, слово, фразу вновь повторяет ребенок сам.

Произносительные возможности детей группы различны, и это следует учитывать. Одним детям предлагается для самостоятельного произнесения более сложный материал, другим — более легкий.

 

На каждом занятии ведется работа над различными сторонами произношения — над долготой, слитностью, темпом, ритмом, силой и высотой голоса, звуками, интонацией.

Фронтальные занятия по речевой ритмике в течение всех лет обучения желательно проводить ежедневно, продолжительность их может быть такой же, как и других фронтальных занятий.

Если организовать работу таким образом не удается, то для речевой ритмики целесообразно выделить половину времени специальных фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению, а также проводить различные упражнения ежедневно в течение 3 — 5 минут (т.е. в то время, которое учебным планом и программой отведено для этой работы).

Как известно, в детском саду для глухих и слабослышащих детей работа над произношением ведется не только на фронтальных, но и на индивидуальных занятиях.

Речевая ритмика на индивидуальных занятиях используется главным образом для вызывания и автоматизации звуков в слогах, словах, фразах.

При этом педагог пытается вызвать и закрепить у ребенка те звуки, над которыми он работает на фронтальных занятиях. На индивидуальных занятиях также автоматизируется произнесение звуков, появившихся на основе подражания именно у данного ребенка и составляющих его индивидуальный звуковой багаж.

Занятия ритмикой всегда проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры.

С глухими детьми в течение всех лет обучения целесообразно применять стационарную аппаратуру.

При этом дети должны иметь возможность свободно двигаться, т.е. не быть «привязанными» к столам.

Слабослышащим детям стационарная аппаратура необходима на начальном этапе, в дальнейшем наряду с ней используются ин дивидуальные слуховые аппараты.

На занятиях речевой ритмикой дошкольники воспринимают материал на

 

слухо-зрительной основе.

По ходу занятия полезно часть материала предлагать детям только на слух.

Следует учить отличать на слух один слог от ряда слогов, длительное его произнесение от краткого, слитное от не слитного, а также разные ритмы произнесения слогосочетаний.

Можно предлагать послушать, каким голосом по силе или высоте говорит педагог или ребенок, с какой интонацией произносится тот или иной речевой материал.Как известно, в детском саду для глухих и слабослышащих детей работа над произношением ведется не только на фронтальных, но и на индивидуальных занятиях.

Речевая ритмика на индивидуальных занятиях используется главным образом для вызывания и автоматизации звуков в слогах, словах, фразах.

При этом педагог пытается вызвать и закрепить у ребенка те звуки, над которыми он работает на фронтальных занятиях. На индивидуальных занятиях также автоматизируется произнесение звуков, появившихся на основе подражания именно у данного ребенка и составляющих его индивидуальный звуковой багаж.

Занятия ритмикой всегда проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры.

С глухими детьми в течение всех лет обучения целесообразно применять стационарную аппаратуру.

При этом дети должны иметь возможность свободно двигаться, т.е. не быть «привязанными» к столам.

Слабослышащим детям стационарная аппаратура необходима на начальном этапе, в дальнейшем наряду с ней используются ин дивидуальные слуховые аппараты.

На занятиях речевой ритмикой дошкольники воспринимают материал на

 

слухо-зрительной основе.

По ходу занятия полезно часть материала предлагать детям только на слух.

Следует учить отличать на слух один слог от ряда слогов, длительное его произнесение от краткого, слитное от не слитного, а также разные ритмы произнесения слогосочетаний.

Можно предлагать послушать, каким голосом по силе или высоте говорит педагог или ребенок, с какой интонацией произносится тот или иной речевой материал.