Работа над обогащением лексического языка при постановке танцевальных номеров

  • docx
  • 30.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала работа над обогпщением лексического языка при постановк танцевальных номеров.docx

Работа над обогащением лексического языка при постановке танцевальных номеров

 

Лексика – это словарный состав того или иного языка. Общение в хореографическом искусстве происходит посредством языка танца, который состоит из слов и фраз, т.е. хореографической лексики. Хореографическая лексика – это набор многообразных хореографических движений, которые балетмейстер использует для выражения своей идеи, создания хореографического образа. К хореографической лексике относятся: движения, позы, жесты, мимика. Хореографическая лексика отражает индивидуальность автора, еѐ качество зависит от профессионального уровня и интеллекта автора. Хореографическая лексика всегда находится в развитии. Всякая новая лексика на протяжении времени, либо забывается, либо останется, утверждается и переходит в традиционную.

Каждый вид танца имеет свою лексику. Классический танец, народно- сценический танец, историко-бытовой танец, бальный танец, джаз танец, танец модерн, свободная пластика, акробатика (трюки), пантомима (бытовые жесты, мимика) – имеют свои разновидности лексики, свои примы и интонации исполнения. По лексике мы можем легко отличать один вид танца от другого. Каждый из видов лексики имеет собственную поэтику, т.е. определённую сферу применения, собственную способность, отличительную от других передавать содержание танца. Например, классический танец отражает поэтическо-духовное начало, народный танец особенности национального мироощущения, историко-бытовой и бальный танец предметы эпохи, стиль истории периода, джаз, модерн, контемпорари, свободная пластика передают чувственное проявление человека, приземлённый характер движений, пантомима передаёт конкретную информацию.

Таким образом, можно выделить основные виды лексики танца:

1.     Имитационно - подражательная (изобразительная) – используется чаще в народном танце, имитируя трудовые процессы, повадки животных, птиц; но может быть использована в классическом танце

2.       Образно-выразительная – создаёт ассоциацию с определенным образом (гусь, петух, журавль).

3.   Национальная, характерная только для определенного народа

4.   Техническая (трюковая) – это наиболее сложные элементы, которые демонстрируют ловкость и индивидуальность исполнителя


5.    Детская лексика (характерна только детям, для её создания нужно наблюдать за поведением и играми детей).

1.      Традиционная – лексика, выработанная веками и находящаяся в постоянном развитии. В классическом танце основной речевой единицей является поза во всем своём многообразии, кроме этого можно выделить традиционные шаги (ходы), повороты, прыжки, связующие движения. В народном танце можно выделить следующие группы движений: ходы, движения на месте («веревочка», «моталочка», «ковырялочка» и др.), дробные выстукивающие движения, прыжки, вращения, хлопки и хлопушки, присядки.

Итак, лексика языка – слово, лексика танца – движение, лексика музыки – звук. Но звуки могут считаться музыкой только тогда, когда приобретают тембр, длительность, окраску, а расположение звуков друг за другом гармонично. Так же и в хореографии: из отдельных движений создаются пластические мотивы, танцевальные комбинации и фразы.

Хореографический текст - это сочетание в определённой последовательности всех танцевальных движений хореографического номера. Именно в хореографическом тексте замысел балетмейстера получает конкретное воплощение.

Таким образом, создание хореографического текста - это сложный творческий процесс, который требует от балетмейстера:

-    понимания смысла каждого движения, умения сочетать и соединять движения в нужной последовательности, чтобы стали ясны тема, идея, образ произведения,

-   музыкальной грамотности,

-         умения осмыслять увиденное, услышанное, прочувственное в хореографии, и создавать хореографический образ пластикой тела и выразительностью.

-      осознания понятий художественная мера, художественная логика, интонация.

Интонация – это выразительное средство, вернее, совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние. Быстрый темп – радость, медленный – грусть, задумчивость, нереальность происходящего и т.д. («Жизель» 1 акт). Малейшее изменение того или иного движения, так же, как интонация в человеческой речи, изменит характер и содержание действия.

Художественная мера проявляется в длительности номера, в развитии рисунка, лексики, в логике развития взаимоотношений. Балетмейстера ждѐт неудача, если он пытается соединить в номере большое количество разных


движений. В основе создания хореографического образа лежит отбор необходимых, ограниченных в количественном отношении движений, но обладающих ярко выраженной индивидуальностью, неповторимостью сути образа. Они соответствуют образу на протяжении номера, появляются неоднократно, развиваются (комбинируются) и видоизменяются (варьируются) вместе с развитием образа – в этом заключается художественная логика развития хореографического произведения.

Таким образом, можно выделить два основных метода сочинения хореографического текста – комбинирование и варьирование. Эти методы дают возможность балетмейстеру избежать повторов, длиннот, топтания композиции на месте, добиться драматургического развития, позволяют непрерывно обновлять лексику, развивать способность неординарного применения 1, 2, 3 движений (лейт-движений) и хореографических (пластических) мотивов для выражения свойственных и неповторимых черт в создании образа.

Комбинирование – это самый простейший способ соединения лексики. Танцевальная комбинация является важнейшим выразительным средством хореографического искусства. В ее структуре должно присутствовать главное  доминирующее  движение,  второстепенное,  связующее,  и

«завершающая точка», которая в соответствующих условиях может быть началом следующей танцевальной фразы. При сочинении комбинаций необходимо учитывать следующее:

-   динамическое развитие,

-   исполнение с одной или с двух ног,

-   координацию с движениями головы, рук,

-   использование ракурсов,

-   технические возможности исполнителя.

Существуют некоторые принципы (правила) развития комбинации:

-   от просто к сложному.

-   темповое развитие (от медленного к быстрому)

-   ритмическое развитие.

-   контраст (быстро пауза)

Использование только симметричного решения приводит к монотонности в хореографическом произведении. Поэтому при создании хореографического произведения, учитывая его замысел, наряду с симметричным построением надо использовать и асимметрию, которая особенно хорошо помогает передать смятение, тревогу в сюжетно- тематических произведениях и является ярким выразительным средством.


Варьирование – это поиск нюансов, вариантов движения. Варьирование предполагает видоизменение второстепенных элементов одного движения при сохранении его основы, сущности.

Принципы (правила) варьирования:

-   изменения положения в пространстве (ракурс тела, рисунок),

-   изменения ритма, темпа,

-     усложнение движения за счёт второстепенных элементов (прыжки, вращения, хлопки, соединительные шаги или движения),

-    изменение «голосов тела» («голоса тела» - это различные телесные центры - корпус, голова, руки, кисти, направление взгляда),

-   изменения уровня пространства (лёжа, сидя, в grand – demi plie, стоя, на полупальцах, прыжки или поддержки).

Пластический мотив – это несколько движений объединённых, слитных, ярко характеризующих образ. Эти отдельные мотивы должны обладать яркой характеристикой и иметь сквозной метод развития, т.е. встречаться, сопутствовать номеру, образу на протяжении всего номера. Этот постоянный повтор, приводит к тому, что зритель запоминает его и возврат к нему напоминание о своеобразии героя или образе номера, в начале номера нужно заявить главный индивидуальный мотив, а затем его разработать с помощью метода варьирования.

В основе всякого варьирования лежит принцип контраста:

-   противоположность различных граней движений,

-   противоположность характера ритма (резко - плавно и т.д.),

-        противоположность временных длительностей (мелкое дробное движение и широкое port de bras),

-   контраст движений в пространстве (динамика и статика движения),

-   контраст темпа,

-   контраст направления в пространстве, т.е. рисунка, ракурса,

-     смена акцента (контраст ударений, выделение движений силой или выразительным штрихом).

В арсенале балетмейстера существуют приёмы сочинения, построения танцевальных комбинаций. Рассмотрим некоторые из них:

1.       Так называемый прямой приём, который строится по законам развития от простого к сложному, имеет начало и завершение, и обратный, зеркальный, который идет с конца на начало.

2.   Приём переклички или повтор – это приём используется для одного движения, нескольких или комбинаций. Один исполнитель сделал движение, другой повторил. Пока не закончилось движение у одного исполнителя, другой не вступает. Может быть использован вариантный повтор.


3.    Приём секвенции (лесенка) требует повтора не менее 3-х, 4-х раз. Например, первая группа, вторая, третья. И опять первая, вторая, третья, и так далее.

4.   Приём «Волна» более быстрые секвенции, повторяется один раз.

5.        Бассо остинато – (упорный бас) повторяющий бас. Голоса (движения) аккомпанирующие и солирующие. Повтор одного и того же движения, либо позы, либо комбинации. Например, солист танцует, а кордебалет повторяет.

6.      Гомофонический приём (принцип пластического одноголосья) - единый текст для всех исполнителей. Движения исполняются в унисон (одновременно, согласовано). Вариант использования этого приёма – идет сольная партия, а аккомпанемент исполняет свою партию. Она не должна заглушать соло. Ее движения не должны браться из танца солистов.

7.       Приём подголосочной полифонии состоит из элементов танца солистов, приобретает отголоски, повторы. Здесь кордебалет, исполняя свой текст, в какое-то время танцует текст солиста или дуэта. Повторы могут быть чистые, унисонные и комбинированные. Создаёт ощущение общей мелодической основы, а богатство вариантов словно символизирует творческую свободу каждого участника.

8.       Увеличение-уменьшение – происходит наращивание голосов от одного до множества и наоборот.

9.       Расширение-сжатие – одно движение (комбинацию) исполняют несколько человек (не менее трех). Каждый делает в разных метроритмах. Один – медленно, второй – более быстро, третий – быстро и наоборот. В конце темп совпадает.

10.   Имитация повторение темы другими исполнителями.

11.        Вариантная имитация – повторение хореографической темы другими исполнителями с некоторыми изменениями.

12.        Ракоходное развитие – законченная по мысли комбинация, состоящая из 3-х или более движений, исполняемая одним или несколькими участниками (по очереди). Вторым и третьими участниками комбинация может исполняться в обратном порядке (начиная с конца или с середины).

13.            Задержание или запоздание – запаздывание изложения хореографического материала на 1/4 или на 1/8 такта последующими исполнителями. Применяется чаще всего в коротких комбинациях, так как длинная комбинация с использованием данного приёма не смотрится, создается ощущение «грязи».

14.   Канон – одна комбинация исполняется разными исполнителями или группами с последовательным вступлением. Лексика у каждой группы


должна быть единой. Канон хорошо подходит для длинных хореографических фраз 8-16 тактов. Каждый следующий вступающий голос буквально повторяет комбинацию одного голоса с запаздыванием на 1-2 такта (половину фразы). Простой канон заканчивается остановкой или далее по хореографическому тексту. Циклический канон - беспрерывно повторяющий сначала. Канон с репризой – это когда последнее движение исполняется до тех пор, пока последний голос не дойдёт до этого движения и заканчивают комбинацию все одновременно в унисон последним движением или каким - то вспомогательным.

15.     Фуга (бег) по принципу похожа на канон, но гораздо сложнее. Может выступать как законченная танцевальная форма, в которой имеются три голоса (три отдельных исполнителя или три группы исполнителей). Фуга может строиться как на короткой комбинации, так и на длинной танцевальной фразе. У каждого исполнителя строится свой вариант основного движения и его разработка при условии единства материала. Исполнители вступают последовательно.

16.   Контрапункт – точка против точки. Тема должна быть построена на очень контрастном материале. Тема разбивается на несколько коротких частей, и каждая часть последовательно исполняется разными танцующими, затем они могут меняться частями в разном порядке. В заключении возможно исполнение участниками разных точек одновременно. Этот прием часто используется в переплясах.