РАБОТА НАД ПЕРЕХОДАМИ В ПОЗИЦИИ НА СКРИПКЕ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ДМШ (ДШИ)
Оценка 4.6

РАБОТА НАД ПЕРЕХОДАМИ В ПОЗИЦИИ НА СКРИПКЕ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ДМШ (ДШИ)

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
музыка
9 кл—11 кл
09.01.2023
РАБОТА НАД ПЕРЕХОДАМИ В ПОЗИЦИИ НА СКРИПКЕ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ДМШ (ДШИ)
РАБОТА НАД ПЕРЕХОДАМИ В ПОЗИЦИИ НА СКРИПКЕ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ДМШ (ДШИ)
Работа над переходами в позициях.doc

«Без борьбы нет прогресса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА НАД ПЕРЕХОДАМИ В ПОЗИЦИИ НА СКРИПКЕ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ДМШ (ДШИ)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

Введение...................................................................................................................3

Основная часть .......................................................................................................5

Заключение ............................................................................................................16

Список использованной литературы...................................................................17

 


Введение

 

Исполнительский процесс на скрипке относится к сложному виду человеческой деятельности, поскольку предполагает достаточно высокий уровень координации правой и левой руки, работы зрения, слуха, памяти, мышления, мышечно-двигательных навыков, приложения волевых усилий, проявления музыкально-слуховых ощущений и представлений. Именно это разнообразие психофизиологических действий, выполняемых исполнителем в процессе игры на скрипке, определяет сложность скрипичной техники. Решающая роль в данном сложном процессе принадлежит сознательному отношению самого исполнителя к качеству своих игровых действий с целью достижения намеченной художественной задачи.

Одним из самых сложных моментов в обучении игре на скрипке является работа над переходами в позиции.

«Смены позиции представляют собой основы техники левой руки.»

А. Ямпольский.  

От качества переходов во многом зависит чистота звуковедения и качество интонационного строя.  

Цель методической работы – раскрыть принципы работы над переходами в позиции при обучении юных скрипачей. 

Задачи работы:

– охарактеризовать виды переходов в позиции при игре на скрипке;

– описать особенности переходов во всех видах переходов;

– выявить педагогические и исполнительские методы работы над переходами в позиции на скрипке при обучении в средних классах ДМШ (ДШИ).

Работа ориентирована на работу с обучающимися средних классов ДМШ (ДШИ), поскольку в этом возрасте закладываются основные двигательные ощущения, на основе которых отрабатывается техника смены позиций, укрепляется так называемое «позиционное чувство». Как свидетельствует Л. Ауэр, «К лучшему или худшему, но привычки, образованные в ранний период обучения, влияют непосредственно на все дальнейшее развитие учащегося» [1, с. 35-36].

 

  

 

 


Основная часть

 

В игре на скрипке применяется позиционная техника постановки пальцев левой руки на той или иной части грифа[1]. Каждая позиция требует своего прочного усвоения, поскольку в каждой из них в силу строения скрипичного грифа, изменяется расстояние между пальцами Освоение позиций имеет важное значение не только для изучения грифа, но и для овладения начинающим скрипачом техникой левой руки, связанной с гармоничной и безупречной сменой позиций. В скрипичном исполнительстве сменой позиций называют перенесение (перемещение, передвижение) левой руки вдоль грифа на определенное, точно установленное расстояние.  

В старых скрипичных школах игры (Л. Ауэра, И. Иоахима, М. Марсика) рекомендовалось изучать первую позицию довольно продолжительное время. Прежде чем приступить к игре в других позициях, учащийся должен был освоить достаточно трудные этюды и пьесы (в различных тональностях, с применением разных штрихов, двойных нот, быстрых темпов) исключительно только в первой позиции.

Современная методика рекомендует начинать изучение переходов и других позиций (четных и нечетных) как можно раньше. Начало ознакомления с позициями определяется не сроком обучения, а наличием предпосылок, обеспечивающих успешность этой работы. К таким предпосылкам относятся: отсутствие излишних мышечных напряжений в приспособлении рук к инструменту, свобода игровых движений левой и правой рук, чистота интонирования, определенная подвижность пальцев.

         В скрипичном исполнительстве существует четыре вида основных переходов в позициях:

1) переход во время звучания открытой струны;

2) переход скольжением одного и того же пальца;

3) переход с нижележащего пальца на вышележащий (с 1-го на 2-й, с 1-го на 3-й, с 1-го на 4-й, со 2-го на 3-й и т.д.) и обратно;

4) переход с вышележащего пальца на нижележащий (со 2-го на 1-й, с 3-го на 2-й, с 4-го на 3-й и т.д.) и обратно.

           Учащихся необходимо знакомить с переходами в позициях последовательно, в порядке возрастания сложности. На первоначальном этапе обучения (2-3 классы) следует уделять внимание детальному освоению переходов первого и второго типа, поскольку эти навыки являются предпосылкой овладения более сложными (3 и 4) типами переходов. При работе над переходами в позициях, преподавателю необходимо постоянно контролировать свободу корпуса и обеих рук: ноги ставятся на ширину плеч, плечи опускаются, скрипка держится плечом и подбородком для того, чтобы левая рука при переходе была свободна и скользила по грифу. Рассмотрим технику выполнения каждого вида перехода более подробно.

    Первый вид перехода – переход через открытую струну. При выполнении этого перехода вся левая рука перемещается из одной позиции в другую во время звучания открытой струны, большой палец скользит вдоль грифа вместе с кистью и локтем. При выполнении этого перехода в первой позиции не следует крепко прижимать большой палец к шейке инструмента, а также судорожно сжимать гриф, что часто происходит у начинающих скрипачей. Большой палец должен лишь слегка касаться шейки и следовать за первым пальцем при переходах в разные позиции, помогая таким образом руке свободно передвигаться вверх и вниз, за исключением переходов в высокие позиции.

Отработать первый тип перехода можно на примере этюда А.С. Комаровского №15 [2], который строится по звукам восходящих трезвучий от открытых струн. При исполнении этюда необходимо сверять звуки, извлекаемые первым пальцем в третей позиции, со звучанием открытой струны (будет звучать чистая октава):

 

            Вопрос о порядке изучения позиций не имеет принципиального значения. Однако, чаще после усвоения I позиции педагоги приступают к изучению III позиции. Переход из I в III позицию легче контролируется учащимся в связи с тем, что расстояния для движения левой руки более широкие. Однако освоение III позиции сразу после I позиции может привить неверный навык опоры ладони на корпус скрипки, что нежелательно для чистоты интонирования. Иногда также педагоги совершают такую ошибку, как неравноценное распределение времени на освоение позиций: над закреплением III позиции работают более основательно, в то время как со II позицией знакомятся поверхностно. Рекомендуется сочетать изучение III позиции с одновременным прохождением гамм и пьес во II позиции.

          Второй вид перехода – переходы, осуществляемые скольжением одного и того же пальца. Скользить рукой вдоль грифа вначале следует плавно и медленно, а к концу – несколько ускоренно. При движении необходимо локтем помогать вести кисть и предплечье. Переход нужно исполнять быстро, но плавно, добиваясь, чтобы не было слышно всей «дороги» перехода.

При выполнении второго типа перехода необходимо крепко поставить палец, далее во время перехода – ослабить его нажим, но не теряя ощущения струны, затем «проскользить» по струне до необходимого звука, в конце вновь плотно прижать палец к струне. При отработке навыка этого перехода полезно выполнять беззвучные движения руки с установленными на струну 1-м или 2-м пальцами (до 3-4 позиции); также эффективно сольфеджирование с привлечением внимания ученика к певучему связыванию звуков и требованием предварительного предслышания звука, к которому совершается переход.

При выполнении переходов второго типа возникает вопрос о слышимости скольжения пальца по струне, т.е. о сохранении или устранении глиссандо при связывании звуков. Возникающая угловатость движений при переходах, совершаемых рывком, во многом связана со стремлением слишком рано сделать смены позиций незаметными. Поэтому, правильное изучение переходов второго типа следует начинать с медленного скольжения, выполнять их штрихом legato, желательно проучивать под счет метронома. Педагогу следует помнить, что нельзя учить переходы с вибрацией.

           Смычок во время перехода озвучивает звук. Когда начинается переход, в целях избегания неприятного звука, силу нажима смычка и скорость его движения следует несколько ослабить; затем, на нужном звуке смычок снова необходимо плотно прижать. Большой палец левой руки предвосхищает переход, придает направление руке, особенно при переходе на большие интервалы. Отработать второй вид перехода можно на этюдах № 7 И. Двойрина [8], № 21 А.С. Комаровского [2], №9 М.А. Гарлицкого [5]:  

 

           Третий вид переходов – переход с нижележащего пальца на вышележащий и обратно. При переходах такого типа переход осуществляет последний палец, стоящий на струне. Например, при исполнении интервала квинты си-фа-диез на струне ля первый палец скользит до третей позиции (до вспомогательного звука ре), затем прижимает струну:

 

Авторы методических трудов XVIII века (Й. Войку, К. Флеш и др.) утверждают о необходимости использования при переходах такого типа вспомогательных звуков. Так, К. Флэш пишет: «Чтобы в корне пресечь данные недоразумения, мы заранее должны установить, что применение промежуточных звуков следует рассматривать, как технически – учебное и вспомогательное средство для развития мышечного чувства, которому этим дана точно ограниченная и ясно выраженная задача» [7, с.15].

При начальном изучении переходов третьего типа применение вспомогательных звуков возможно, поскольку они служат своеобразным временным ориентиром, помогающим учащемуся приобрести навык ощущения расстояния на грифе. Однако использование вспомогательных звуков должно быть непродолжительным. Постепенно укорачивая эти звуки, необходимо научить учащегося от них отказаться.

          Четвертый вид переходов – переход с вышележащего пальца на нижележащий и обратно. При выполнении такого перехода первый звук следующей позиции берется более низким пальцем, нежели последний звук исходной позиции. В восходящем движении происходит подмена одного пальца другим, а в нисходящем движении, когда скользит исходный палец, палец следующей позиции ставится на свое место. При выполнении скольжения следует ослаблять нажим исходного пальца на струну.

Четвертый вид перехода можно отработать на примере этюда № 10 А.C. Комаровского [5], а также при исполнении двух- и трехоктавных гамм:

 

         Работу над переходами четвертого типа рекомендуется начинать с приема подмены пальцев, названного И.А Лесманом [3] «перекрестным ходом». Прием основан на следующих действиях: ведущий палец, например, вышележащий, начинает скольжение, а ведомый, нижележащий, постепенно сближается с ним и вытесняет (подменяет) его. Таким образом, по струне некоторое время скользят два пальца, а слышимость перехода происходит в пределах (границах) основного интервала.

Скольжение пальцев необходимо производить плавно, без нарушения темпа перехода. При движении вверх по грифу вытесняемый палец, начинающий скольжение, ослабляет свой нажим на струну, а вытесняющий – наоборот, усиливает. При ослаблении нажима у вытесняемого пальца появляется возможность плавно подниматься над струной. Если же происходит резкий, преждевременный подъем вытесняемого пальца, то это провоцирует толчковый переход.

При движении вниз по грифу скольжение начинает нижележащий палец, который подменяется (вытесняется) вышележащим. Восходящее и нисходящее движение по грифу отличается тем, что при движении вверх сначала по струне скользят оба пальца, затем вышележащий плавно поднимается над струной, уступая место нижележащему. При движении вниз скользит только нижележащий палец, а вышележащий плавно опускается сверху, подменяя его при достижении требуемого звука. При этом нижележащий палец не должен выходить за границу требуемой высоты на грифе.

В современном скрипичном исполнительстве различного типа переходы используются очень широко. Тип и характер применяемого перехода напрямую зависит от стиля исполняемой музыки. Владение переходами служит не только показателем технического мастерства, но и является свидетельством художественного вкуса исполнителя.

          Техника и мастерство переходов, то есть их качество, зависит от взаимодействия и координации правой и левой рук исполнителя: усиление, ослабление и полное снятие слышимости скольжения пальца регулируется увеличением или уменьшением нажима смычка на струну в момент скольжения пальца. Увеличение плотности нажима смычка на струну следует осуществлять при ровном звукоизвлечении, изменение направления движения смычка начинать одновременно с окончанием скольжения пальца, переводящего руку в новую позицию.

           Навык владения техникой смены смычков и умение координировать смены смычков и позиций отрабатывается ежедневной исполнительской практикой. На первоначальном этапе обучения можно применять учебный вариант смены позиций, который заключается в искусственном увеличении участка зоны смены смычка на струне. Таким образом можно увеличить время скольжения пальца на этом участке, тем самым замедлив движение смычка в начале зоны смены и усилить слышимость его хода. Этот прием предоставит учащемуся возможность легче контролировать звучание в зоне смены смычка, будет способствовать плавности его смены.

   На начальном этапе работы над переходами необходимо придерживаться одинаковой скорости движения правой и левой руки, что обеспечит согласованность их действий. Также целесообразно применять игру раздельными штрихами. При неправильном методе работы над сменами позиций могут появиться так называемые «толчковые» переходы. Причины толчковых переходов весьма различны:

1)                    зажатость кисти, не дающая возможность пальцам равномерно скользить по грифу. Вместо плавного движения может происходить продергивание руки

2)                    зажатость или неудобное положение большого пальца;

3)                    попытка скольжения на чрезмерно закругленной фаланге.

Толчковые переходы могут провоцировать «содружественные» действия правой руки в виде непроизвольного продергивания смычка или его торможения в зоне перехода, что негативно скажется на качестве
звукоизвлечения. Пр
и появлении толчковых переходов необходимо выяснить их причины, для чего следует на некоторое время перейти к игре в замедленном темпе. Целесообразны также беззвучные упражнения без участия правой руки, то есть скольжение пальца по струне на далекие расстояния. Все упражнения необходимо выполнять при строгом слуховом контроле, эластичном состоянии кисти, гибкости ногтевых фаланг, ясном ощущени струны в момент скольжения. Ускорение движения и снятие лишней слышимости при работе над устранением толчковых переходов допустимы лишь при выработке необходимых игровых ощущений.

Одним из непременных условий качественных смен позиций является сохранение точного ритмического рисунка мелодических фраз. Наиболее
распространенн
ой ошибкой часто выступает торопливость, поспешность в начале перехода. Звук, предшествующий началу скольжения пальца, зчастую недодерживается, недослушивается, особенно это проявляется при исполнении быстрых переходов. Поэтому, работая над ритмически сложным переходом, в целях предупреждения торопливости, следует проучить интервал сначала в одной позиции, и лишь потом переходить к его исполнению со сменой позиций. Таким образом можно развивать слуховое восприятие ритмического рисунка.

Во время смен позиций при движении вверх по грифу рука приближает инструмент к постоянной точке опоры плечу и шее, тем самым обеспечивая устойчивое положение скрипки. При движении вверх большой палец движется синхронно с кистью (рукой). Направляя руку вверх, следует несколько усиливать плотность прижатия скрипки к постоянной точке опоры – с целью освобождения большого пальца и ослабления давления скользящего пальца на струну.

Процесс смены позиций усложняется при нисходящих движениях. Рука, идущая вниз, непроизвольно способствует отрыву инструмента от точки опоры, в результате чего появляется необходимость дополнительной поддержки скрипки подбородком. По окончании нисходящего движения дополнительные усилия по держанию скрипки необходимо исключить.

При выполнении медленных нисходящих смен позиций нажим подбородка следует ослаблять, передавая координирующую роль большому пальцу, его предварительному выносу в нижележащую позицию. При выносе вниз, основание большого пальца принимает на себя роль точки опоры для двигающейся кисти. При этом необходимо следить, чтобы вынос большого пальца опережал скользящий палец по струне. Если предварительный вынос большого пальца не производится, идущая вниз кисть может потерять точку опоры, начнет двигаться изолированно от остальных частей руки, произойдет выгиб кистевого сустава в сторону головки скрипки, фиксация кисти и потеря ее эластичности.

Выгиб кисти при ее движении вниз может привести к изменению положения скользящей по струне подушечки пальца, более жесткому нажиму пальцев, вызывать толчок. Быстрые нисходящие движения, основанные на предварительном выносе большого пальца, нуждаются в особой точности и скорости реакции. При больших по диапазону нисходящих скачках вынос большого пальца нежелателен, так как он тормозит движение всей руки. В подобных случаях скрипка должна плотно удерживаться подбородком, чтобы освободить руку для быстрого единого свободного движения. Плотное удерживание скрипки следует ослаблять после перехода руки в нижние позиции.

Сложность нисходящих смен позиций, особенно быстрых, связана также с неестественным положением пальцев в обратном, нисходящем, направлении. Поэтому, работая над гаммообразными последовательностями, следует уделять особое внимание нисходящим движениям как внутри одной позиции, так и в процессе смены позиций.


Заключение

 

Вопросы смены позиций левой руки имеет важное значение на начальном этапе обучения. Переходы из позиции в позицию являются не только одним из основных элементов техники скрипача, но и важным средством выразительности. Вырабатывая навык свободных, интонационно – точных переходов, необходимо учитывать характер исполняемого произведения.

Смены позиций очень важны для технического развития юного скрипача, формирования его художественного вкуса, поскольку характер глиссандо, связывающего два звука в различных позициях, выполнение выразительного соединения звуков – зависят от намерений играющего. Вот почему так важна кропотливая работа над техническими приемами смен позиций в процессе изучения всего художественного материала. По свидетельству К. Флэша, «Лишь овладев в совершенстве механизмом движений и осмысленно применяя его практически, мы сможем, подчинив технику задачам выразительного исполнения, свободно раскрыть содержание музыкального произведения и говорить о скрипичной игре как искусстве» [7, с.15].

         Для усвоения позиций и переходов в позициях в скрипичном исполнительстве создано большое количество инструктивного материала разной степени трудности. Большую пользу также может принести чтение нотного текста, работа над исполнением многооктавных гамм и арпеджио.   


Список используемой литературы:

1.     Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке / Л. Ауэр. Перевод И. Гинзбург, М. Мокульская. – СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2004. – 120 с.

2.     Избранные этюды 3 -5 класс для скрипки / Сост. К.А. Фортунатов. – М.: Музыка, 2004. – 72 с.

3.     Лесман И.А. Очерки по методике обучения игре на скрипке: Учебно-методическое пособие / И.А. Лесман, вступ. статья М. Блока. – М.: Музгиз, 1964. – 272 с.

4.     Мазель В.Х. Скрипач и его руки. Левая рука / В.Х. Мазель – СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2008. – 156 с.

5.     Стеценко В.К. Этюды на разные виды техники: 1 класс ДМШ / Сост-ред. и авт. Предисл. В.К. Стеценко, К.И. Тахтаджиев. – Киев: Музмчна Украина, 1974. – 35 с.

6.     Тахтаджиев К.И. Учебное пособие для детских музыкальных школ / К.И. Тахтаджиев. – Киев: Музична Украина, 1987. – 54 с.

7.     Флэш К. Искусство скрипичной игры / Флэш К. – М.: Классика-XXI, 2021. – 154 с.

8.     Шальман С.М. Я буду скрипачом / С.М. Шальман. – Л.: Советский композитор, 1984. – 154 с.

9.      Ямпольский А.И. Основы скрипичной аппликатуры / А.И. Ямпольский. – М.: Музыка, 1977. – 184 с.

10. Янкелевич Ю.И. Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке / Ю.И. Янкелевич // Педагогическое наследие. – М.: Музыка, 2009.  –  37-236 с.


11. Скачано с www.znanio.ru



[1] Понятие позиции является несколько условным, поскольку в пределах одной позиции возможны самые различные положения руки и пальцев, а положение руки и пальцев в части грифа может рассматриваться в разных позициях.   

 

Без борьбы нет прогресса»

Без борьбы нет прогресса»

Содержание Введение.........

Содержание Введение.........

Введение Исполнительский процесс на скрипке относится к сложному виду человеческой деятельности, поскольку предполагает достаточно высокий уровень координации правой и левой руки, работы зрения, слуха, памяти,…

Введение Исполнительский процесс на скрипке относится к сложному виду человеческой деятельности, поскольку предполагает достаточно высокий уровень координации правой и левой руки, работы зрения, слуха, памяти,…

Л. Ауэр, «К лучшему или худшему, но привычки, образованные в ранний период обучения, влияют непосредственно на все дальнейшее развитие учащегося» [1, с

Л. Ауэр, «К лучшему или худшему, но привычки, образованные в ранний период обучения, влияют непосредственно на все дальнейшее развитие учащегося» [1, с

Основная часть В игре на скрипке применяется позиционная техника постановки пальцев левой руки на той или иной части грифа [1]

Основная часть В игре на скрипке применяется позиционная техника постановки пальцев левой руки на той или иной части грифа [1]

Учащихся необходимо знакомить с переходами в позициях последовательно, в порядке возрастания сложности

Учащихся необходимо знакомить с переходами в позициях последовательно, в порядке возрастания сложности

Вопрос о порядке изучения позиций не имеет принципиального значения

Вопрос о порядке изучения позиций не имеет принципиального значения

При отработке навыка этого перехода полезно выполнять беззвучные движения руки с установленными на струну 1-м или 2-м пальцами (до 3-4 позиции); также эффективно сольфеджирование с…

При отработке навыка этого перехода полезно выполнять беззвучные движения руки с установленными на струну 1-м или 2-м пальцами (до 3-4 позиции); также эффективно сольфеджирование с…

РАБОТА НАД ПЕРЕХОДАМИ В ПОЗИЦИИ НА СКРИПКЕ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ДМШ (ДШИ)

РАБОТА НАД ПЕРЕХОДАМИ В ПОЗИЦИИ НА СКРИПКЕ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ДМШ (ДШИ)

Третий вид переходов – переход с нижележащего пальца на вышележащий и обратно

Третий вид переходов – переход с нижележащего пальца на вышележащий и обратно

Четвертый вид перехода можно отработать на примере этюда № 10

Четвертый вид перехода можно отработать на примере этюда № 10

При этом нижележащий палец не должен выходить за границу требуемой высоты на грифе

При этом нижележащий палец не должен выходить за границу требуемой высоты на грифе

Причины толчковых переходов весьма различны: 1) зажатость кисти, не дающая возможность пальцам равномерно скользить по грифу

Причины толчковых переходов весьма различны: 1) зажатость кисти, не дающая возможность пальцам равномерно скользить по грифу

При движении вверх большой палец движется синхронно с кистью (рукой)

При движении вверх большой палец движется синхронно с кистью (рукой)

Сложность нисходящих смен позиций, особенно быстрых, связана также с неестественным положением пальцев в обратном, нисходящем, направлении

Сложность нисходящих смен позиций, особенно быстрых, связана также с неестественным положением пальцев в обратном, нисходящем, направлении

Заключение Вопросы смены позиций левой руки имеет важное значение на начальном этапе обучения

Заключение Вопросы смены позиций левой руки имеет важное значение на начальном этапе обучения

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2023