Работа над связной речью дошкольников: этапы, приемы работы.
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Под связной речью понимается развѐрнутое изложение определѐнного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Последовательность работы над связной речью:
- воспитание понимания связной речи; - воспитание диалогической связной речи; - воспитание монологической связной речи:
- работа над пересказом;
- работа над составлением рассказа-описания;
- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок; - работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке; - работа над самостоятельным рассказом.
Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Монологическая речь как речь одного лица требует развѐрнутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.
Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
- осмысленность, т.е. полное понимание того, о чѐм они говорят;
- полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
- последовательность;
- широкое использование словаря оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
- правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- культура изложения в широком смысле слова;
- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям;
- интонационная выразительность речи; - достаточная громкость;
- отчѐтливость произношения.
Именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребѐнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, еѐ образность и выразительность. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Формы организации обучения связной речи детей могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
Выделяют типы монологов:
Описание – это характеристика предмета.
Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Рассказ – это самостоятельное развѐрнутое изложение ребѐнком определенного содержания.
В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.
Приѐмы работы по формированию связной речи.
1. Беседа с ребѐнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
2. Чтение рассказов или сказок.
Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребѐнком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.). О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
3. Беседа (диалог).
Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребѐнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развѐрнутых ответов. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребѐнка перехода к монологической речи.
4. Составление описательного рассказа.
Ребѐнок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.
6. Составление рассказа по сюжетной картине.
При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:
- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребѐнка;
- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
7. Пересказ.
В процессе работы над пересказом у ребѐнка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребѐнок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребѐнка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.
Важно упражнять ребѐнка и в других видах пересказа:
- Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.
- Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.
- Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.
- Пересказ без опоры на наглядность.
8. Самостоятельное составление рассказа.
Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребѐнка. Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:
• рассказ о дне, проведенном в детском саду;
• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.