РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Презентацию подготовила педагог-психолог
ГБДОУ д/с № 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга:
Нечаева Ирина Михайловна
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях.
Эти требования к развитию личности находят отражение в образовании. В связи с этим ФГОС ДО ставит перед педагогами задачи, направленные на развитие инициативной, самостоятельной, творческой личности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.
В целевых ориентирах ФГОС, заложены характеристики ребенка в соответствии с которыми он, на этапе завершения дошкольного образования, будет обладать развитым воображением, проявлять любознательность, инициативу и самостоятельность, которые реализуются в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
ЦЕЛЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ
является повышение познавательной, поисковой активности; умение мыслить самостоятельно, развитие гибкости и оригинальности мышления.
Исходя из этого, в своей работе мы ориентируемся на следующие ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
создание благоприятного эмоционального фона;
развитие творческого мышления;
развитие воображения.
Одним из важных условий развития креативности у детей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Чтобы ребенок мог успешно действовать как член группы, ему необходимо обладать соответствующими навыками общения и сотрудничества и это предполагает решение следующих ЗАДАЧ:
развитие способности взаимодействовать с окружающими;
создание позитивного настроя;
снятие психоэмоционального напряжения.
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ФИЗИЧЕСКИЕ, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;
СОЦИАЛЬНЫЕ, при которых ребенок чувствует внешнюю безопасность, то есть знает, что его творческие проявления не получат негативную оценку со стороны взрослых;
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, содержание которых заключается в том, что у ребенка формируется ощущение внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ НАЧИНАЕТСЯ С РАННЕГО ДЕТСТВА
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 3-4 ГОДА
РАЗВИТИЕ:
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ
РАЗВИТИЕ:
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
РАЗВИТИЕ:
Сенсорное;
Общее физическое;
Речи;
Мелкой моторики;
Сюжетно-ролевой игры;
Изучение свойств предметов;
Образного мышления;
Воображения и фантазии;
Эмоциональной компетентности;
Самостоятельности;
Самоконтроля, рефлексии.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ДОУ
Совместно со всеми специалистами ДОУ;
Рассматривать развитие творчества детей как
целеполагание, смысл всего образовательного
процесса;
При анализе содержания занятия выяснять
имеет ли оно образную основу, максимально
к этому стремиться;
Преимущество и приоритетность следует
отдавать продуктивным видам деятельности,
имеющим образную основу;
При оценке развивающего эффекта обучения,
в первую очередь, видеть план развития
воображения и детского творчества, а не
просто план овладения детьми операционной
стороной деятельности;
Познакомить педагогов с показателями,
критериями, оценками креативности детей в
разных видах деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СКОРОСТЬ МЫШЛЕНИЯ (беглость) - количество идей, которые возникают у ребенка;
ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ (количество идей, умение переключаться) - способность
быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую; видеть, что
информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом;
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ (стандартный ответ или нет) - способность к созданию идей,
которые отличаются от общепринятых, к неожиданным решениям. Она связана с
целостным виденьем всех связей и зависимостей;
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (устойчивость интереса) - способность удивляться; открытость
и интерес к новому;
ЦЕЛОСТНОСТЬ И СМЕЛОСТЬ (способность придавать продукту детской деятельности
завершённый вид) - принимать решение в ситуациях неопределенности, не пугаться
собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его;
Склонен к рискованным действиям;
Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием,
улучшением общества, предметов, систем;
Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые
другим не кажутся смешными;
Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики
вещей, предметов;
Нонконформист, не боится отличаться от других;
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического
изучения;
Большое стремление к творческому самовыражению, к творческому
использованию предметов.
КАК РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Избегайте четкой формулировки проблемы, творческого задания;
Не обсуждайте именно творческое задание, а анализируйте некоторые общие моменты, которые
вводят в проблему, уточняют ее содержание;
Предлагайте детям не останавливаться, когда появляются идеи, даже если им кажется, что задание
выполнено;
Разделяйте на подпроблемы творческое задание, если ребенку не удается выполнить
его полностью;
Совершенствуйте свое умение ставить вопрос, делать частичные подсказки, вносить уточнение,
разъяснение, вставлять реплики, которые побуждают к поиску;
То сужайте, то расширяйте поле поиска решения творческого задания;
Предлагайте воспитанникам искать новые направления и идеи;
Поощряйте детей каждый раз анализировать предмет внимания с неожиданной точки зрения;
Предлагайте детям проговаривать в процессе решения творческого задания идеи, которые
возникли спонтанно;
Используйте разного рода вопросы, которые способствуют концентрации внимания детей (Кто?
Что? Для чего ты это делаешь? Что ты хочешь сделать сейчас? Как ты собираешься действовать?
Почему? Зачем?). Комбинирование вопросов дает большое количество информации;
Предлагайте детям найти в творческом задании противоречия, обойти препятствие, начать
действовать из необычной позиции; использовать знакомое по-новому, что-то ослабить или
усилить;
Рекомендуйте дошкольникам высказывать как можно больше мыслей по поводу одной ситуации
(события, человека); выделять в них типичное и особенное, преимущества или недостатки,
позитивное-негативное, интересное-неинтересное, привычное-необычное;
Время от времени предлагайте детям представить (изобразить) что-то в виде элементарной схемы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.