«Работа педагога – психолога
с неуспевающими детьми»
Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причём беспокоит не только взрослых, но и детей. На свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Другими словами ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать «хорошим учеником». Это ведущая мотивация детей 7-8 лет. Когда мечты об успешном обучении разбиваются о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится «трудным» учеником: грубый, хамит учителю, не выполняет заданий, мешает работать на уроке одноклассникам.
Как бы ни был талантлив учитель, у него, безусловно, были неуспевающие ученики.
Когда же начинают дети отставать от своих сверстников? Какие применять формы и методы работы, чтобы предупредить неуспеваемость? Надо уловить момент, когда неуспеваемость только зарождается. Известна замечательная фраза: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Эта цитата применима не только к физическим недугам, но и к такому явлению, как неуспеваемость. Наша задача обнаружить первые признаки неуспеваемости, проанализировать и предложить действенные меры.
Цель: принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи: 1)Изучить особенности неуспевающих обучающихся, причины их отставания в учебе и слабой мотивации.
2)Создать условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися.
3)Разработать коррекционно - развивающую работу для организации учебного процесса, которая позволит повысить мотивацию у неуспевающих учеников.
4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.
5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.
Особенности неуспевающих учащихся:
• низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
• отсутствие познавательного интереса;
• не сформированы элементарные организационные навыки;
• отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся.
Причины неуспевающих учащихся:
• плохое здоровье школьников,
• пропуск уроков, неразвиты
• общеучебные умения и навыки,
• необъективность оценок,
• большой объем домашнего задания,
• трудные семейные обстоятельства,
• индивидуальные особенности,
• нежелание учить предмет,
• отсутствие своевременной информации о неудовлетворительных оценках,
• недостатки развития мотивационной сферы,
• несформированность умений саморегуляции учебной деятельности.
В психодиагностической таблице вы можете увидеть феноменологию трудностей, возможные психологические причины и психодиагностические методики, которые можно применить в работе с учащимися начальных классов.
Психодиагностическая таблица
Феноменология трудностей |
Возможные психологические причины |
Психодиагностические методики
|
1. В письменных работах пропускает буквы |
1. Низкий уровень развития фонематического слуха |
1. Тест различения и выбора фонем |
2. Слабая концентрация внимания |
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания |
|
3. Несформированность приемов самоконтроля |
3. Методика «Узор» |
|
4.Индивидуально- типологические особенности личности |
4. Методика Рене Жиля |
|
Недостаточность звукобуквенного, слогового анализа и синтеза |
|
|
2.Неразвитость орфографической зоркости |
1. Низкий уровень развития произвольности |
1.Методика «Графический диктант» |
2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) |
2.Методика «Узор» |
|
3. Низкий уровень объема и распределения внимания |
3. Методика изучения объема и распределения внимания |
|
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти |
4.Методика «Оперативная память» |
|
5. Слабое развитие фонематического слуха |
5. Тест различения и выбора фонем |
|
6. Другие психологические причины |
|
3. Невнимателен и рассеян |
1.Низкий уровень развития произвольности |
1. Методика «Графический диктант» |
2. Низкий уровень объема внимания |
2. Методика изучения объема внимания |
|
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания |
3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания |
|
4. Преобладающая мотивация учения - игровая |
4. Методика изучения мотивации (по Белопольской) |
|
5.Другие психологические причины |
|
|
4. Испытывает трудности при решении математических задач |
1. Низкий уровень развития общего интеллекта |
1. Методика Векслера «для соответствующего возраста» |
2. Слабое понимание грамматических конструкций |
2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия |
|
3.Несформированность умения ориентироваться на систему признаков |
3. Методика «Рисование по точкам» |
|
|
4. Низкий уровень развития образного мышления |
4. Методика «Лабиринт» |
|
5. Другие психологические причины |
|
5. Испытывает затруднения при переcказывании текста |
1. Несформированность умения планировать свои действия |
1. Методика «Узор» |
|
2. Слабое развитие логического запоминания |
2. Методика «Запомни пару» |
|
3. Низкий уровень речевого развития |
3. Методика Эббингауза |
|
4. Низкий уровень развития образного мышления |
4. Методика «Лабиринт» |
|
5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации) |
5. Методика «Сапожки», методика «Заполни пустую клетку» |
|
6. Заниженная самооценка |
6. Шкала самооценки (Спилбергера Ч.Д. и Ханина Ю.Л.), рисунок несуществующего животного |
|
7. Другие психологические причины |
|
6. Неусидчив |
1. Низкий уровень развития произвольности |
1. Методика «Графический диктант» |
|
2. Индивидуально – типологические особенности личности |
2. Методика «Изучение темперамента |
|
3. Низкий уровень развития волевой сферы |
1. Методика «Графический диктант», «Домик» |
7. Трудно понимает объяснение с первого раза (7%)
|
1. Несформированность приемов учебной деятельности
|
1. Методика «Узор»
|
|
2. Слабая концентрация внимания
|
2. Модификация метода Пьерона-Рузера
|
|
3. Низкий уровень развития восприятия
|
3. Методика изучения восприятия
|
|
4. Низкий уровень развития произвольности
|
4. Методика «Домик»,«Графический Диктант»
|
|
5. Низкий уровень развития общего интеллекта
|
5. Методика Векслера «для соответствующего возраста»
|
|
6. Другие психологические причины
|
|
8. Постоянная грязь в тетради (12,5%)
|
1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук
|
1. Методика «Змейка»
|
|
2. Несформированность приемов учебной деятельности
|
2. Методика «Узор»
|
|
3. Недостаточный объем внимания
|
3. Методика определения объема внимания
|
|
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
|
4. Методика «Оперативная память»
|
|
5. Другие психологические причины
|
|
9. Плохое знание таблицы сложения и умножения (16,2%)
|
1. Низкий уровень развития механической памяти
|
1. Методика изучения логического и механического запоминания
|
|
2. Низкий уровень развития долговременной памяти
|
2. Методика изучения долговременной памяти
|
|
3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы
|
3. Методика Векслера для соответствующего возраста
|
|
4. Низкий уровень развития произвольности
|
4. Методика «Графический Диктант»
|
|
5. Слабая концентрация внимания
|
5. Методика изучения концентрации внимания
|
|
6. Несформированность приемов учебной деятельности
|
6. Методика «Узор»
|
|
7. Другие психологические причины
|
|
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (10,6%)
|
1. Несформированность приемов учебной деятельности
|
1. Методика «Узор»
|
|
2. Низкий уровень развития произвольности
|
2. Методика «Графический Диктант»
|
|
3. Другие психологические причины
|
|
11. Постоянно забывает дома учебные предметы (8,5%)
|
1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность
|
1. Детский вариант характерологического опросникаАйзенка Г
|
|
2. Низкий уровень развития произвольности
|
2. Методика «Графический диктант»
|
|
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
|
3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания |
|
4. Другие психологические причины
|
|
12. Плохо списывает с доски (8,5%)
|
1. Несформированность предпосылок учебной деятельности
|
1. Методика «Узор»
|
|
2. Низкий уровень развития произвольности
|
2. Методика «Графический диктант»
|
|
3. Низкий уровень переключения внимания
|
3. Методика изучения переключения внимания
|
|
4. Недостаточный объем внимания
|
4. Методика изучения объема и распределения внимания
|
|
5. Низкий уровень развития кратковременной памяти
|
5. Методика «Оперативная память»
|
|
6. Другие психологические причины
|
|
13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо (7,5%)
|
1. Низкая скорость протекания психических процессов
|
1. Детский вариант характерологического опросника Айзенка Г.
|
|
2. Несформированность приемов учебной деятельности
|
2. Методика «Узор»
|
|
3. Низкий уровень развития произвольности
|
3. Методика «Графический Диктант»
|
|
4. Другие психологические причины
|
|
14. Любое задание не обходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (8,9%)
|
1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
|
1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
|
|
2. Низкий уровень развития произвольности
|
2. Методика Графический диктант
|
|
3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого
|
3. Методика «Узор»
|
|
4. Несформированность предпосылок учебной деятельности
|
4. Методика «Узор»
|
|
5. Другие психологические причины
|
|
15. Постоянно переспрашивает учите- ля (6,4%)
|
1. Низкий уровень объема внимания
|
1. Методика изучения объема и распределения внимания
|
|
2. Слабая концентрация и устойчивость внимания
|
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
|
|
3. Низкий уровень развития переключения внимания
|
3. Методика изучения переключения внимания
|
|
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
|
4. Методика «Оперативная память»
|
|
5. Низкий уровень развития произвольности
|
5. Методика Графический диктант
|
|
6. Несформированность умения принять учебную задачу
|
6. Методика «Узор»
|
|
7. Другие психологические причины
|
|
16. Плохо ориентируется в тетради (7,5%)
|
1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве
|
1. Тест Керна-Йирасекасубтесты 2, 3
|
|
2. Низкий уровень развития произвольности
|
2. Методика Графический диктант
|
|
3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук
|
3. Методика «Змейка»
|
|
4. Другие психологические причины
|
|
17. Поднимает руку, а при ответе молчит (5,9%)
|
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
|
1. Анкета для определения школьной мотивации
|
|
2. Заниженная самооценка
|
2. Методика изучения самооценки
|
|
3. Низкий уровень развития произвольности
|
3. Методика Графический диктант
|
|
4. Другие психологические причины
|
|
18. Опаздывает на уроки (8,8%)
|
1. Несформированность приемов самоконтроля
|
1. Методика «Узор»
|
|
2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
|
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
|
|
3. Низкий уровень развития произвольности
|
3. Методика «Домик» Графический диктант
|
|
4. Возможные трудности в семье
|
4. Методика«Кинетический рисунок семьи»
|
|
5. Причины вторичной выгоды
|
5. Методика «Незаконченные предложения»
|
|
6. Другие психологические причины
|
|
19. Постоянно отвлекается, на уроках залезает под парту, играет, ест (5,7%)
|
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
|
1. Анкета для определения школьной мотивации
|
|
2. Преобладающая мотивация учения -игровая
|
2. Методика изучения мотивации (По Белопольской)
|
|
3. Индивидуально- типологические особенности личности
|
3. Методика Рене Жиля
|
|
4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
|
4. Методика изучения концентрации внимания модификация метода Пьерона -Рузера
|
|
5. Низкий уровень развития произвольности
|
5. Методика «Домик» Графический диктант
|
|
6. Несформированность приемов учебной деятельности
|
6. Методика «Узор»
|
|
7. Другие психологические причины
|
|
20. Испытывает страх перед опросом учителя (5,37%)
|
1. Заниженная самооценка
|
1. Методика изучения самооценки
|
|
2. Возможные трудности в семье
|
2. Методика Кинетический рисунок семьи
|
|
3. Внутреннее стрессовое состояние
|
3. Методика Люшера
|
|
4. Индивидуально- типологические особенности личности
|
4. Методика Рене-Жиля, детский вариант характерологического опросника Айзенка Г.
|
|
5. Другие психологические причины
|
|
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует (2,4%)
|
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
|
1. Анкета для определения школьной мотивации
|
|
2. Преобладающая мотивация учения - игровая
|
2. Методика изучения мотивации (По Белопольской)
|
|
3. Низкий уровень развития произвольности
|
3. Методика Графический диктант
|
|
4. Несформированность приемов учебной деятельности
|
4. Методика «Узор»
|
|
5. Другие психологические причины
|
|
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время (1,3%)
|
1. Отсутствует учебная мотивация
|
1. Методика изучения мотивации (По Белопольской)
|
|
2. Несформированность отношения к себе как к школьнику
|
2. Анкета для определения школьной мотивации
|
|
3. Заниженная самооценка
|
3. Методика изучения самооценки Спилбергера
|
|
4. Внутреннее стрессовое состояние
|
4. Методика Люшера
|
|
5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР
|
5. Методика Векслера для соответствующего возраста
|
|
6. Другие психологические причины
|
|
23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями(0,97%)
|
1. Возможные трудности в семье
|
1. Методика Кинетический рисунок семьи |
|
2. Перенесение функции матери на учителя
|
|
|
3. Особенности развития «Я» концепции
|
3. Методика«Несуществующее животное»
|
|
4. Другие психологические причины
|
|
24. Долгое время не может найти свою парту (0,7%)
|
1. Слабое развитие ориентировки в пространстве
|
1. Таблицы Шульте
|
|
2. Низкий уровень развития образного мышления
|
2. Методика «Лабиринт»
|
|
3. Низкий уровень развития восприятия
|
3. Методика изучения восприятия
|
|
4. Низкий уровень сформированности произвольности
|
4. Методика «Домик» Графический диктант
|
|
5. Низкий уровень развития самоконтроля
|
5. Методика «Узор»
|
|
6. Низкий уровень развития долговременной памяти
|
6. Методика изучения долговременной памяти
|
|
7. Адаптационный стресс, связанный с большим количеством ярких событий
|
|
|
8. Другие психологические причины
|
|
5 – 7 классы |
8 – 11 классы |
1. Анкета «Изучение мотивации учения и адаптации ребенка в школе». 2. Анкета «Выявление причин неуспеваемости учащихся». 3. Тест «Штур» (тест – интеллект). 4. Матрицы Равена 5. Таблицы Горбова – Шульте 6. Тест «Суицидальный наклонности» З.Королева 7. Рисунок школы 8. Незаконченные предложения 9. Личностный опросник Г.Айзенка |
10. Анкета «Изучение мотивации учения и адаптации ребенка в школе». 11. Анкета «Выявление причин неуспеваемости учащихся». 12. Матрицы Равена 13. Сложные аналогии 14. Закономерности числового ряда 15. Тест Айзенка 16. Тест «Суицидальный наклонности» З.Королева 17. Тест личностной тревожности Спилбергера – Ханина 18. Незаконченные предложения 19. САН (самочувствие – активность – настроение) 20. Личностный опросник Айзенка |
Программа коррекционно – развивающих занятий
с неуспевающими детьми младших классов.
Занятие №1
Цель: Сформировать представление о целях и задачах работы на занятиях с психологом. Выработать основные правила работы с группой. Познакомить детей со своим внутренним миром и миром друг друга.
Оборудование: Листочки для групповой работы.
Ход занятия:
I. Все мы здесь собрались, чтобы стать умнее, сильнее, научиться вести себя, наиболее приемлемо в мире людей. Мы хотим стать преуспевающими личностями, уметь достигать успехов в любом деле. Занятия наши отличаются от учебных и здесь должны быть другие правила. Ваше право выработать эти правила. Для этого разделимся на группы. В течение нескольких минут каждая группа должна придумать несколько правил как бы хотелось бы вам общаться друг с другом.
Выработка правил:
1. Называть всех по именам.
2. Уважительно относиться к другому.
3. Не перебивать при разговоре.
4. Помогать советом любому.
II. Знакомство.
Игра: «Мое имя». Назвать имя и качество, которое отличает тебя от других.
Игра: «Геометрическая фигура»
Изобразите любую геометрическую фигуру и раскрасьте ее любым цветом, который соответствует твоему настроению. Толкование:
КРУГ- стремление к общению
ЗИГЗАГ- творческий человек
КВАДРАТ- неутомимый труженик.
ТРЕУГОЛЬНИК- лидер
ПРЯМОУГОЛЬНИК- состояние перехода и изменений, неудовлетворенность тем состоянием, в котором пребываете.
Обратить внимание на цветовую гамму.
III. Анализ занятия.
Узнать, что нового узнали о себе. Согласны ли они с полученными результатами. Что понравилось, а что нет.
Вывод: Ребята вы уже заметили, что каждый из нас отличается друг от друга. Подумайте, хорошо или плохо это? Это будет вашим домашним заданием.
Занятие №2
Цель: Продолжать знакомить детей с внутренним эмоциональным миром друг друга. Дать понять, что каждая личность индивидуальна и неповторима. Развивать стремление понять друг друга.
Оборудование: листки бумаги с цветными карандашами, диск с релаксационной музыкой.
Ход занятия:
I. Игра: «Имя оживает»
Мы в стране имен, где имена постепенно превращаются в растения. Вам предстоит закрыть глаза и представить себе, что вы превратились в цветок. Любой. Первый образ, который пришел вам в голову самый верный. Рассмотрите этот цветок. Нарисуйте его на листе бумаги.
Рисунок цветка.
II. Рассказ о своем цветке.
Каждый, кто пожелает, может рассказать о своем цветке.
III. Анализ. Что понравилось?
Что не понравилось?
Какие чувства испытываете?
Вспомнить игру: «Шкатулка добрых слов»
Детям предлагается красивая, хорошо оформленная шкатулка, куда дети наговаривают друг другу добрые слова.
Занятие № 3
Цель: Продолжать знакомить детей с внутренним эмоциональным миром друг друга. Дать понять, что каждая личность индивидуальна и неповторима. Развивать стремление понять друг друга.
Оборудование: листки бумаги с цветными карандашами, диск с релаксационной музыкой.
Ход занятия:
I. Постановка проблемы.
«Хорошо ли вы знаете друг друга, как вам кажется?»
Предлагаю проголосовать.
Организация голосования. Выяснить какое количество детей считают, что хорошо знают друг друга, а какое нет.
Кто прав?
Предлагаю выяснить с помощью игры: «Узнай друга по голосу по руке и т.д.»
II. Игра : «Узнай друга по ладошке»
Девочки угадывают по ладошке мальчиков, а мальчики девочек.
III. Вывод: Все мы разные и нам порой кажется, что мы знаем друг друга. Конечно, нет. Так значит, мы не можем знать друг друга до конца. Стоит ли нам, таких разных уважать и считаться друг с другом?
Желаю вам быть уважительнее друг к другу.
Занятие № 4
Цель: Развивать умение позитивного отношения к себе и друг другу. Учить детей повышать самооценку, внушать веру в свои силы. Умение видеть себя с положительной стороны.
Оборудование: диск с расслабляющей музыкой.
Ход занятия:
I. Игра: «Мне в этой жизни везет»
Вам предстоит рассказать небольшую историю, начиная с фразы: «мне в этой жизни везет».
II. Выбрать самого везучего.
III. Знакомство с аутогенной тренировкой.
Под расслабляющую музыку звучат слова о том, что у каждого может все в жизни получится как хочется, надо лишь стремиться к этому.
Волшебные слова: Я уверен, у меня все получается. Я все могу!!!
Дети красиво записывают волшебные слова. Уносят домой, а затем они должны повесить их на самое видное место и в самую неприятную минуту их перечитать.
Занятие № 5
Цель: Развивать умение позитивного отношения к себе и друг другу. Учить детей повышать самооценку, внушать веру в свои силы. Умение видеть себя с положительной стороны.
«Солнышко». Для выполнения этого упражнения потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши. Попросите ребенка нарисовать солнышко с лучами. Пусть дети немного расскажут о солнышке. _Солнышко_ какое оно? – Яркое, желтое, доброе, теплое, радостное.. – А теперь представьте, что солнышко – это вы. У каждого солнышко ваши имена. Пусть дети подпишут свои имена на солнышках. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.- Вы перечислили, какое солнышко замечательное: теплое, светлое, доброе…давайте подпишем каждый лучик солнышка, называя какие-то ваши замечательные качества. Какой ты?
Занятие №6.
Цель: Развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных логических задач. Дать понятие отдыха. Познакомить основными приемами отдыха.
Оборудование: лист бумаги с ручкой, песня-клип «Друзья».
Ход занятия:
I. Интеллектуальная разминка.
БАЛ ( . . . ) ЕДА
СНА ( . . .) ОВОЙ
КОХЙЕК
СНИНЕТ
ОЖИВТ
ЛУФОБТ
2 4 6 8 10 …….
2 1 2 3 2 4 2 ……….
10 8 6 4 ……………
II. Беседа об умении отдыхать. Как вы отдыхаете дома?
Методы отдыха:
Предложить детям сделать расслабляющий массаж головы.
Предложить посмотреть песню-клип «Друзья».
III. Сделать вывод о том, что веселая песня может поднять настроение и снять усталость.
Занятие №7
Цель: Развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных логических задач.
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
![]() |
|||||
14 18 111 19 10 100
Перечислено несколько предметов. Как их можно назвать одним словом?
А) суп, гуляш, каша, кисель
Б) курица, гусь, утка, индейка
В) лошадь, корова, овца, свинья
Г) Волк, лиса, медведь, заяц
Д) картофель, свекла, лук, капуста
Е) туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.
И другие различные задачки.
Занятие №8
Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Продолжать развивать уверенность в своих силах. Стремление понять другого и желание ему помочь.
Оборудование: лист бумаги, ручка.
Ход занятия:
Интеллектуальная разминка.
ЗОАК
ВОРАКО
ОБАСАК
РИТГ
1 3 6 10 15 ….. (21). Разница 2.3.4.5
3 8 13 18 23 … (28) разница между числами на 5 с увеличением.
II.Беседа об уверенности. Кто такой уверенный человек?
Какой он? Вспомнить позу уверенного человека.
III. Создание рисунка уверенного человека.
Придумать ему имя. Рассказать где живет, есть ли у него друзья. Похож ли он на тебя?
Занятие № 9
Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Познакомить с релаксацией. Дать понятие релаксации.
Оборудование: лист бумаги, ручка.
Ход занятия:
I. Интеллектуальная разминка. Необходимо решить 9 логических задач.
1. В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов)
2. В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки, в каждом углу по кошке /можно показать на наглядном материале/)
3. Как в решете воды принести? (Когда вода замерзнет, превратится в лед.)
4. Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек).
5. Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)
6. Папа, мама и Вова всегда садятся за стол ужинать так: справа от окна - папа, слева от окна - Вова, спиной к окну - мама. Как можно сесть по-другому? Сколько разных вариантов? (6 вариантов - показать на наглядном материале.)
7. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом - еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не зацветают.)
8. Плитку шоколада разделили на несколько частей. Петя съел 2 части, Нина 1 часть, осталось еще 3 части. На сколько частей разделили шоколад? (На 6 частей.)
9. Строители строили дорогу. Несколько участков дороги получилось выше уровня земли, несколько - ниже уровня земли. На каких участках дороги после дождя образуются лужи? (На низких участках дороги.)
II. Знакомство с релаксацией. Рассказать, что такое релаксация. Познакомить с релаксацией под музыку.
Занятие № 10
Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Дать понятие, что такое чувство.
Оборудование: лист бумаги, ручка.
Ход занятия:
I. Решение логических задач.
"Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой веселой девочки. Кто из девочек самый грустный?
2.
"Волосы у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли темнее, чем у Ани. Раскрась
волосы каждой девочки. Подпиши их имена. Ответь на вопрос, кто светлее
всех?"
II. Беседа
о чувствах.
Что такое чувства?
Какими они бывают?
Нужно ли контролировать свои чувства?
III. Релаксация.
Занятие № 11
Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность.
А) 2,4,6,8,..
Б) 1,3,5,7,..
В) 2,4,7,9,5,6,…
Г) 18,25,33,48,56,…
2. какое слово лишнее в каждой группе. Дайте название каждой группе слов.
А) ель, сосна, кедр, береза
Б) лук, огурец, яблоко, морковь
В) гриб, ландыш, василек
3. Разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, стол, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось.
Занятие № 12
Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Познакомить со способами восстановления дыхания перед волнением.
Ход занятия:
I. Задачи для решения.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко
большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в
журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если
Маша не рассматривала картинки в журнале?
I. Беседа о том, как и при каких обстоятельствах люди испытывают волнение. Вспомнить когда последний раз волновался ты сам. Как себя успокаивал?
II. Познакомить с основными способами восстановления дыхания при волнении ( элементы дыхательной гимнастики).
Глубокий вдох- выдох, прерывистый вдох – выдох.
Занятие № 13"Я - лев"
Цель: повышение у детей уверенности в себе. Инструкция ведущего: "А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется "Я - лев". Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев - царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: "Я - лев Регина". Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой".
Занятие № 14
Игра «Слон, жираф и крокодил».
Цель: развитие внимания, снятие напряжения.
Когда психолог говорит: «слон» - все должны широко развести руки в стороны, изображая большого слона; «крокодил» - все хлопают рукой об руку, изображая пасть крокодила; «жираф» - все вытягивают руку вверх, изображая шею жирафа. В ходе игры психолог называет одно животное, а сам, чтобы запутать детей, показывает другое.
Коррекционно – развивающие
занятия с неуспевающими учащимися старших классов.
Занятие №1 «Я и мой внутренний мир».
Цель: формирование навыков эмпатийного общения, способствовать самопознанию.
Задачи: развитие рефлексии, самопознания, стремления к самосовершенствованию.
Ход занятия:
Задание 1. Нарисуйте свое представление о счастье. Обсуждение.
Задание 2. Вообразите идеальное место, где вы хотели бы делать уроки и настроение (что вокруг, представить все подробности: цвет, свет, запах, ощущения, звуки и т. д.). Обсуждение упражнения в группе.
3адание 3. Обсудить понятия – самопознание, самоосмысление, самопринятие. Как можно познать себя? (Какие существуют методы организации самопознания).
Упражнение: нарисуйте открытку, если возникнет желание, подарите ее кому-нибудь из группы.
Упражнение "Парк отдыха" (каждый отдельно рисует парк отдыха, такой, где бы ему хотелось отдыхать и развлекаться. Потом рисунки всех участников складываются вместе и получается общий парк, можно организовать выставку общего рисунка).
Упражнение "Футболка с надписью". (Задание: придумайте надпись на футболку, которая выражала бы ваше отношение к жизни, ваш жизненный девиз).
Упражнение "Дерево" (участвуют все члены группы. Задание: выстроится всем вместе в виде дерева. Каждый должен найти для себя подходящее место: кто-то будет корнями, кто-то листвой.Условие упражнения: найти свое место в данной композиции).
Занятие №2 «Самоуважение, самоодобрение».
Цель: достижение способности к объективной самооценке, приобретение навыков самоорганизации и самоодобрения, повышение уверенности в себе.
Задачи: повышение самоуважения и самооценки.
Ход занятия: Обсуждение значения самоуважения, уверенности в себе в жизни человека. Взгляд на самого себя со стороны.
Упражнение 1. Закончить предложение: успех в жизни для меня – это… Обсуждение.
Упражнение 2. Подумайте и запишите, где может быть реализовано ваше Я, в каких сферах деятельности (далее можно определить желательное и нежелательное Я для каждой области).
Упражнение 3. Оцените свои физические возможности, характер, состояние здоровья, внешние данные, успешность в учебе, организаторские способности. Обсудить внешние и внутренние помехи в учебе, важных делах – лень, шум, разговоры, несобранность и т.д. Что такое самоуважение и уверенность в себе, для чего нужны эти качества человеку?
Упражнение 4. "Я в лучах солнца". Нарисовать солнышко, внутри написать свое имя, на каждом лучике подписать свои хорошие качества.
Упражнение 5. "Высокая энергия". Цель: заряд краткосрочной энергии и ее оптимальное использование. Необходимое время: 3 мин. Процедура: Представьте себе яркое ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь…, проглотите ее... Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!
Упражнение 6. "Избавление от тревог". Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации. Необходимое время: 5–10 мин. Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день... Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам... Оно ярче тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!
Упражнение 7. "Хрустальное путешествие". Цель: эмоциональный отдых, осознание своих проблем и их преодоление, получение положительных эмоций. Необходимое время: индивидуально. Процедура: Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе следующее. Вы входите в весенний яблоневый сад, медленно идете по аллее, вдыхая запах нежных бело-розовых цветов и наслаждаясь им. По узкой тропинке вы подходите к калитке, открываете ее и попадаете на душистый зеленый луг. Мягкая трава качается, приятно жужжат насекомые, ветерок ласкает ваше лицо, волосы... Перед вами озеро... Вода прозрачна и серебриста, гоняются друг за другом солнечные зайчики. Вы медленно идете к острову, идете по берегу вдоль озорного ручейка и подходите к водопаду... Вы входите в него, и сияющие струи очищают вас, наполняют силой и энергией... За водопадом — грот, тихий, уютный, в нем вы остаетесь один на один с собой. А теперь пора возвращаться. Мысленно проделайте весь свой путь в обратном направлении, выйдите из яблоневого сада и только тогда откройте глаза.
Упражнение 8. "Гора с плеч". Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе. Необходимое время: 3 с. Процедура: Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
Рефлексия.
Занятие №3 «Саморегуляция».
Цель: достижение способности к объективной самооценке, приобретение навыков саморегуляции, повышение уверенности в себе.
Задачи: развитие навыков саморегуляции и рефлексии, планирования; повышение самооценки.
Ход занятия: Снятие психоэмоционального напряжения: релаксационные упражнения, упражнения на расслабление определенных групп мышц. Как можно научиться контролировать себя? Собранность – залог успеха. Что такое распорядок дня. Как организовать свой труд, чтобы успеть многое сделать: четкая жизненная цель; умение концентрировать свои усилия на главном; твердый распорядок дня; смена различных видов деятельности; умение ценить время; умение отдыхать и не терять время попусту; выработка умения трудиться. Для заключения занятия выполняется упражнение – "Сон на берегу моря". Закрыть глаза, расслабиться. Шум моря. Вам снится сон: вы видите во сне то, что вы делали на занятии (закрепление полученных навыков и впечатлений). Пауза. По счету или по определенному сигналу – проснуться и энергично встать.
Занятие №4. «Причины неуспеваемости».
Цель: познакомить учащихся с причинами неуспеваемости и попробовать найти варианты их решения.
Психолог предлагает каждому участнику по кругу назвать одну главную, на его взгляд причину, которая приводит к неуспеваемости. Психолог обобщает сказанное и приводит статистические данные. Которые отражают различные взгляды на причины успеваемости. После выполнения упражнения, участникам тренинга, предлагается сравнить названные причины с ответами, полученными в результате анкетирования, проводимого среди педагогов других образовательных учреждений по стране в целом, где рейтинг причин неуспеваемости выглядит следующим образом:
1.Отсутствие волевых качеств, необходимых для успешного овладения предметом (лень).
2. Необходимость большой самостоятельной работы для
овладения предметом.
3. Неумение самостоятельно думать, рассуждать, приводить сложные логические
доказательства.
4. Отсутствие склонностей и способностей к предмету, недостаток интереса к
нему.
5. Большие пробелы в знаниях по предмету.
6.Сомнения в пользе предмета для дальнейшей жизни.
7. Невозможность сохранять работоспособность в течение
целого урока.
8. Большая загруженность вне учебного заведения, усталость от не связанных с
обучением занятий.
9. Плохо написанные учебники.
10.Слишком быстрый темп подачи материала, недостаток времени на обдумывание
заданий, большое число контрольных и проверочных работ.
11. Невозможность отличиться среди сверстников в лучшую сторону, застенчивость,
не позволяющая проявить свои знания.
12. Плохая дисциплина во время урока, неумение педагога организовать порядок на
уроке.
13. Нелюбовь к учителю, преподающему предмет.
14. Однообразие, неинтересность заданий, выполняемых для овладения предметом.
15. Отсутствие снисходительности со стороны учителя, чрезмерное негативное
внимание с его стороны.
16. Отсутствие необходимых физических качеств (ловкости, силы, зрения, слуха и
т.д.)
17. Плохое преподавание учителем своего предмета.
Занятие №5 «Заголовки»
Цель: познакомить учащихся с приёмами работы, направленными на развитие памяти. Содержание: психолог заранее готовит карточки формата А 4. На карточку наклеиваются, предварительно вырезанные из газетных и журнальных заголовков, 15 слов. Цвет, размер, шрифт могут быть различными, расположение слов на листе произвольное. В течение одной минуты команда знакомится с содержанием карточки, по команде ведущего переворачивает её и каждый записывает слова, которые запомнил. Затем участники сравнивают записи с образцом, фиксируют количество слов и правильность их написания. Каждый рассказывает о приёмах, применённых им для запоминания.
Психолог предлагает обсудить, в каких целях можно использовать это упражнение в работе с учащимися. (Упражнение направлено на тренировку памяти, внимания, поэтому предлагается использовать его для отработки приёмов запоминания, для выяснения того, какую письменную информацию учащийся усваивает легче (предпочтительный цвет, размер шрифта); можно проанализировать пространственное расположение на листе слов, что поможет педагогу впоследствии более эффективно использовать площадь доски при объяснении материала).
Необходимо также учитывать какой канал восприятия используется каждым учащимся (зрительный, слуховой или кинестетический) и использовать в процессе обучения многосенсорный подход. Владеете ли вы данным подходом покажет следующее упражнение.
Занятие №6 «Рисуем кошку».
Цель: совместная работа в парах, отработка умения соподчинять свои интересы с возможностями партнёра.
Содержание: группа делится на пары. Один из участников становится учителем, второй учеником. Психолог даёт отдельную инструкцию учителям (так, чтобы этого не слышали ученики), которые должны провести урок рисования на заданную тренером тему.
Каждому ученику выдаётся лист бумаги и карандаш. Закрыв глаза и слушая инструкцию учителя, каждый ученик выполняет рисунок под диктовку, не зная конечной цели своей работы. Учителя инструктируют своих подопечных, не зная, однако, что у них должно получиться. Когда рисунки будут закончены, ученики делятся впечатлениями, трудно ли было выполнять работу, не зная её цели. Учителя рассказывают о своих затруднениях, возникших в связи с необходимостью дать чёткие рекомендации партнёру.
Тема рисунка, предложенного участникам, может быть любой, но желательно, чтобы этот предмет был знаком всем. Обычно предлагается нарисовать кошку, что и послужило поводом для названия данного упражнения.
Занятие №7 «Аттестация»
Цель: обмен опытом, формирование умения анализировать результаты деятельности.
Психолог: представьте, что вы – группа экспертов, которые пришли в наше училище с целью определения модели взаимодействия в учебно – воспитательном процессе. С помощью первой части предложенной вам анкеты проанализируйте состояние и характер организационно – педагогической культуры в нашем училище и сделайте своё заключение.
Занятие № 8 «Трудности взаимодействия с неуспевающим учеником».
Цель: преодоление проблем неуспеваемости.
Психолог предлагает составить своеобразную «Книгу рецептов» по преодолению проблем неуспеваемости. Каждая группа прорабатывает одну из проблем, определяет направления и методы работы по её реализации. Затем команды зачитывают свои рекомендации, остальные участники дополняют их.
Занятие № 9 «Школа без неудачников».
Цель: сплочение группы, представление проблемы, рассматриваемой на тренинге в позитивном ключе.
Используйте 2 часть анкеты «Организационно – педагогическая культура» для обсуждения вопроса: «Какое образовательное учреждение, на ваш взгляд, может оказаться максимально удовлетворяющим в равной мере потребности всех сторон образовательного процесса в нашем училище?» Результаты обсуждения записываются на листах ватмана, которые один из членов команды представляет присутствующим. В итоге получается целостная картина проблемы.
Занятие № 10 «Кинг Конг» (релаксация).
Цель: обучение приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Участники сидят на стульях, положение их рук напоминает громадную обезьяну: они согнуты в локтях и расположены перед грудью, кисти рук не соприкасаются, глаза полузакрыты. Дыхание спокойное и равномерное.
Фаза напряжения. Ведущий: «Сожмите пальцы рук в кулак, напрягаем мышцы рук – кулаки, предплечья, плечи. Сжимаем кулаки так сильно, что мышцы рук начинают дрожать. Дышим спокойно и равномерно. Напрягаем мышцы до боли».
Фаза расслабления. Ведущий: «Расслабили мышцы. Руки свободно падают вниз. Все мышцы рук полностью расслаблены. Медленный вдох, выдох. Руки тяжёлые и тёплые. Медленно открываем глаза».
Участники делятся ощущениями.
Занятие №11. «Здоровье»
Цель: познакомить с понятием "психическое здоровье" и способами его сохранения.
Задачи: выявить проблемы учебного процесса, причины успехов и неудач. Установить влияние эмоций на здоровье. Развивать навыки рефлексии.
Ход занятия: погружение в тему и обсуждение следующих вопросов. Здоровье – что это такое? Какую роль играет здоровье в жизни человека? Что необходимо, чтобы быть здоровым? Кто делает зарядку по утрам? Кто и как следит за своим здоровьем? Что такое болезнь? Причины болезней.
Занятие №12 «Подсолнух».
Цель: Сплочение группы.
Участники встают в широкий круг, ведущий говорит: «Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните о том, как вы поодиночке зашли в этот кабинет… Теперь откройте глаза, почувствуйте, как вы постепенно становитесь ближе друг другу… сузьте круг, положите руки на плечи своим соседям… Представьте, что вы все – это цветок подсолнуха, который медленно покачивается от лёгкого ветерка. Закройте глаза и медленно качнитесь влево, теперь вправо…(30 сек).
Продолжая ритмично двигаться, откройте глаза и опустите руки… осознайте, что подсолнух уже созрел, и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко.
Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь наружу… почувствуйте, как ветер уносит вас вдаль от подсолнуха, что вы снова один, но теперь уже несёте частичку общей энергии. Попытайтесь ощутить эту энергию в своём теле… скажите себе самому: я наполнен жизненной силой, и у меня есть энергия для роста и развития…» (1 мин).
Теперь медленно откройте глаза … работа нашей группы завершена.
Для определения результативности в ходе тренинга после занятия участники заполняют листок обратной связи, позволяющий провести качественную оценку происходящего.
Рекомендации учителям при работе с неуспевающими детьми.
1. "Не бить лежачего" // Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту // Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. "За двумя зайцами погонишься…" // Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение // Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами // Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу // Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности // Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели // Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки // Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения // Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
Рекомендации родителям
1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что дети часто игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
2. Не прибегайте к физическому наказанию.
3. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учёба в школе, выполнение домашних заданий.
6. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
7. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
8. Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы.
9. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
10. Вызывающее поведение вашего ребёнка — это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.11. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
12. Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.)
13. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2—3 основным.
14. Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий. Стол не должен располагаться у окна.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.