Работа по развитию моторики
Реализация любого двигательного акта включает в себя следующие этапы выполнения произвольного движения (по Н.А. Бернштейну):
· восприятие и оценка ситуации;
· постановка двигательной задачи, создание образа будущего движения;
· программирование решения определенной задачи (исходя из цели, намечаются содержание движения и средства);
· фактическое выполнение движения, регулирование тонуса и координации движений.
Данные этапы лежат в основе работы по развитию общей, мелкой (ручной, пальцевой), артикуляционной, мимической моторики.
Эта работа проводится в трех направлениях: развитие статической координации, динамической координации и двигательной памяти.
1. Развитие общей моторики
Для развития статической координации движений общей моторики следует использовать упражнения и игры на тренировку опороспособности и равновесия с музыкальным и речевым сопровождением. Музыкальный аккомпанемент должен подбираться таким образом, чтобы способствовать активизации внимания и. не допускать эмоционального перевозбуждения. В связи с этим выполнение детьми упражнений обычно сопровождается мелодичной, ритмичной, негромкой музыкой медленного и среднего темпа. Двигательные упражнения с речевым сопровождением воспитывают в детях умение вслушиваться в речь и генерировать ответные двигательные реакции. Одновременно эти упражнения формируют у детей подражательность движениям, часто употребляемым в жизни.
На первоначальных этапах обучения педагог сам мелодекламирует
тексты, а задача детей заключается в удержании заданной позы и регулировании фаз начала и завершения упражнения в соответствии с началом и концом речевого и музыкального сопровождения.
Например, можно использовать такие игры, как «В зоопарке», «В лесу», «На лугу». В их ходе каждый ребенок «застывает» в определенной позе, изображающей какое-либо живое существо, а педагог отгадывает, что воспитанник хотел изобразить:
· «заяц» — положение на корточках, руки около головы подняты вверх;
· «цветок» — стоять на двух ногах, руки вытянуты вдоль туловища;
· «медведь» — ноги и руки широко расставлены в стороны и т.д.
Этому же способствуют игры-соревнования («Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Как мы маме помогали»), в которых одна команда детей предлагает другой угадать, какие действия она совершает. Условиями, усложняющими выполнение заданий, являются включение в занятия упражнений на уменьшение площади опоры, изменение ее высоты, изменение положения тела в пространстве.
Развитию работоспособности мышц и выносливости способствуют упражнения на сопротивление «Кто сильнее?» (ребенок сцепляет руки в замок перед собой, педагог пытается их разъединить), «Держим потолок» (ребенок вытягивает руки вверх над собой, педагог пробует их опустить, надавливая на раскрытые ладони).
Развитие динамической координации крупной моторики осуществляется в упражнениях и играх, представляющих собой комплексы специально организованных синтетических движений и физических упражнений прикладного характера со значительным общим воздействием на организм.
Тренировка двигательных навыков в этом блоке заданий осуществляется сериями по 3-5-8 движений. Игровой материал подбирается в той же последовательности, что и в предыдущих заданиях: пассивное, пассивно-активное, активное выполнение движений (сначала только с музыкальным сопровождением, затем и с речевым).
Сначала упражнения предполагают чередование активных движений со статическими позами: «Море волнуется...», «День и ночь», «Магазин игрушек» и т.д. Так, например, в игре «Магазин игрушек» дети принимают определенные позы в присутствии «продавца» и свободно двигаются, когда он отворачивается (игроки, чьи движения будут замечены «продавцом», выходят из игры). Более сложными являются задания, в которых требуется чередовать активные движения разного характера: «Зайка серый умывается», «Прыг, стоп, хлоп», «Птичка клюет зернышки».
В игре «Прыг, стоп, хлоп» дети идут под музыку друг за другом. На сигнал «прыг» они подпрыгивают, на сигнал «стоп» — останавливаются и стоят в течение 3—5 секунд, на сигнал «хлоп» — продолжают идти и хлопают в ладоши. Из игры выходит тот, кто ошибается.
Особое внимание следует уделять упражнениям, выполнение которых регулирует характер музыки. Например, в игре «Река и ручейки» лиричные музыкальные отрывки сопровождаются плавными движениями, имитирующими движения пловца — «реку» надо переплывать; музыкальные отрывки, имеющие подвижный, задорный характер, сопровождаются прыжками — через «ручейки» можно и перепрыгивать.
Постепенно вводятся упражнения и игры с предметами (обручами, мячами, лентами, палками и т.д.). Эти упражнения являются достаточно сложными, развивают статическую и динамическую согласованность движений, точность и пластику движений.
Для развития двигательной памяти следует подбирать упражнения, состоящие из серий последовательно повторяющихся движений, причем сначала серия может состоять из 2-3 движений, затем из 5-6 («Роботы», «Регулировщик», «Зеркало», «Умное эхо» и т.д.). Например, в игре «Умное эхо» дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга, одна шеренга — «туристы», которые показывают серию движений, другая шеренга — «эхо», которое повторяет заданную серию.
Игровой материал, направленный на развитие психомоторных качеств движений, сочетается с играми на формирование дыхательной и голосовой функций, развитие чувства ритма.
Согласно представлениям современных исследователей, изначально согласование языковой и ритмической ориентировки происходит в виде ориентировки на ритм повтора, чередования и противопоставления. Скажем, во время проведения занятий по развитию и коррекции общих движений ритм чередования подчеркивается речевой инструкцией педагога: «Руки вверх! Вниз! Вверх! Вниз! Теперь куда? Правильно, вверх!», «Присесть, встать, присесть, встать» и т.д.
Затем он осложняется:
а) ритмом симметрии (• = •) — «Отставить правую ногу
вправо, приставить. Отставить левую ногу влево, приставить»,
«Присесть. Повернуть голову вправо, повернуть голову влево. Встать. Повернуть голову
вправо, повернуть голову влево» и т.д.;
б) противопоставлением пары движений одиночному
движению (• • • или • • •) — «Поставить голову прямо.
Повернуть голову влево. Повернуть голову вправо. Поста
вить голову прямо», «Раз-два! Прыгаем как зайчики! Раз!
Прыгаем как тигры!» и т.д.
Для формирования навыка противопоставления используется сравнение и осуществление движений, различающихся:
· по силе и скорости (сильно — слабо, высоко — низко, далеко — близко, быстро — медленно, осторожно — порывисто);
· по типу движения (бег, ходьба, прыжки, ползание, лазание);
· по участию разных мышечных групп (всего туловища, нижних и верхних конечностей, шеи и головы).
В дальнейшем приступают к осуществлению перекрестных движений (левая — правая рука, левая — правая нога, левая нога — правая рука, правая нога — левая рука). Например, в положении сидя воспитаннику предлагается одновременно вращать руку в одну сторону, а ногу — в другую; левой рукой «забивать гвоздь молотком», а правой «гладить утюгом». Педагоги во время проведения физкультминуток с этими же целями используют логопедическую и фонетическую ритмику, элементы гимнастики
П. Губерины и постизометрической релаксации, специального кинезиологического комплекса Г.Е. Шаниной.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.