"Работа по развитию моторики"

  • doc
  • 01.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа по развитию моторики.doc

Работа по развитию моторики

Реализация любого двигательного акта включает в себя следующие этапы выполнения произвольного движения (по Н.А. Бернштейну):

·        восприятие и оценка ситуации;

·        постановка двигательной задачи, создание образа буду­щего движения;

·        программирование решения определенной задачи (ис­ходя из цели, намечаются содержание движения и сред­ства);

·        фактическое выполнение движения, регулирование то­нуса и координации движений.

Данные этапы лежат в основе работы по развитию об­щей, мелкой (ручной, пальцевой), артикуляционной, мими­ческой моторики.

Эта работа проводится в трех направлениях: развитие статической координации, динамической координации и двигательной памяти.

1.  Развитие общей моторики

Для развития статической координации движений об­щей моторики следует использовать упражнения и игры на тренировку опороспособности и равновесия с музыкальным и речевым сопровождением. Музыкальный аккомпанемент должен подбираться таким образом, чтобы способствовать активизации внимания и. не допускать эмоционального пе­ревозбуждения. В связи с этим выполнение детьми упражнений обычно сопровождается мелодичной, ритмичной, не­громкой музыкой медленного и среднего темпа. Двигатель­ные упражнения с речевым сопровождением воспитывают в детях умение вслушиваться в речь и генерировать ответные двигательные реакции. Одновременно эти упражнения формируют у детей подражательность движениям, часто употребляемым в жизни.

На первоначальных этапах обучения педагог сам мелодекламирует

тексты, а задача детей заключается в удержа­нии заданной позы и регулировании фаз начала и заверше­ния упражнения в соответствии с началом и концом рече­вого и музыкального сопровождения.

       Например, можно использовать такие игры, как «В зоо­парке», «В лесу», «На лугу». В их ходе каждый ребенок «застывает» в определенной позе, изображающей какое-либо живое существо, а педагог отгадывает, что воспитанник хо­тел изобразить:

·        «заяц»  — положение на корточках, руки около головы подняты вверх;

·        «цветок»   — стоять на двух ногах, руки вытянуты вдоль туловища;

·        «медведь»   — ноги и руки широко расставлены в сторо­ны и т.д.

Этому же способствуют игры-соревнования («Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Как мы маме помогали»), в которых одна команда детей предлагает другой угадать, какие действия она совершает. Условиями, усложняющими выполнение заданий, являются включение в занятия упражнений на уменьшение площади опоры, из­менение ее высоты, изменение положения тела в простран­стве.

Развитию работоспособности мышц и выносливости спо­собствуют упражнения на сопротивление «Кто сильнее?» (ребенок сцепляет руки в замок перед собой, педагог пытает­ся их разъединить), «Держим потолок» (ребенок вытягива­ет руки вверх над собой, педагог пробует их опустить, надав­ливая на раскрытые ладони).

Развитие динамической координации крупной мотори­ки осуществляется в упражнениях и играх, представляю­щих собой комплексы специально организованных синте­тических движений и физических упражнений прикладно­го характера со значительным общим воздействием на организм.

Тренировка двигательных навыков в этом блоке зада­ний осуществляется сериями по 3-5-8 движений. Игровой материал подбирается в той же последовательности, что и в предыдущих заданиях: пассивное, пассивно-активное, актив­ное выполнение движений (сначала только с музыкальным сопровождением, затем и с речевым).

Сначала упражнения предполагают чередование актив­ных движений со статическими позами: «Море волнуется...», «День и ночь», «Магазин игрушек» и т.д. Так, например, в игре «Магазин игрушек» дети принимают определенные позы в присутствии «продавца» и свободно двигаются, ког­да он отворачивается (игроки, чьи движения будут замече­ны «продавцом», выходят из игры). Более сложными явля­ются задания, в которых требуется чередовать активные движения разного характера: «Зайка серый умывается», «Прыг, стоп, хлоп», «Птичка клюет зернышки».

В игре «Прыг, стоп, хлоп» дети идут под музыку друг за другом. На сигнал «прыг» они подпрыгивают, на сигнал «стоп» — останавливаются и стоят в течение 3—5 секунд, на сигнал «хлоп» — продолжают идти и хлопают в ладо­ши. Из игры выходит тот, кто ошибается.

Особое внимание следует уделять упражнениям, выпол­нение которых регулирует характер музыки. Например, в игре «Река и ручейки» лиричные музыкальные отрывки сопровождаются плавными движениями, имитирующими движения пловца — «реку» надо переплывать; музыкаль­ные отрывки, имеющие подвижный, задорный характер, со­провождаются прыжками — через «ручейки» можно и пе­репрыгивать.

Постепенно вводятся упражнения и игры с предметами (обручами, мячами, лентами, палками и т.д.). Эти упражнения являются достаточно сложными, развивают статическую и динамическую согласованность движений, точность и пла­стику движений.

Для развития двигательной памяти следует подбирать упражнения, состоящие из серий последовательно повторя­ющихся движений, причем сначала серия может состоять из 2-3 движений, затем из 5-6 («Роботы», «Регулировщик», «Зеркало», «Умное эхо» и т.д.). Например, в игре «Умное эхо» дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга, одна шеренга — «туристы», которые показывают серию движе­ний, другая шеренга — «эхо», которое повторяет заданную серию.

Игровой материал, направленный на развитие психомо­торных качеств движений, сочетается с играми на формиро­вание дыхательной и голосовой функций, развитие чувства ритма.

Согласно представлениям современных исследователей, изначально согласование языковой и ритмической ориен­тировки происходит в виде ориентировки на ритм повтора, чередования и противопоставления. Скажем, во время про­ведения занятий по развитию и коррекции общих движе­ний ритм чередования подчеркивается речевой инструкци­ей педагога: «Руки вверх! Вниз! Вверх! Вниз! Теперь куда? Правильно, вверх!», «Присесть, встать, присесть, встать» и т.д.

Затем он осложняется:

а) ритмом симметрии (• = •) — «Отставить правую ногу
вправо, приставить. Отставить левую ногу влево, приставить»,
«Присесть. Повернуть голову вправо, повернуть голову вле­во. Встать. Повернуть голову вправо, повернуть голову  вле­во» и т.д.;

б) противопоставлением пары движений одиночному
движению (• • • или • • •) — «Поставить голову прямо.
Повернуть голову влево. Повернуть голову вправо. Поста­
вить голову прямо», «Раз-два! Прыгаем как зайчики! Раз!
Прыгаем как тигры!» и т.д.

Для формирования навыка противопоставления исполь­зуется сравнение и осуществление движений, различающихся:

·        по силе и скорости (сильно  — слабо, высоко  — низко, далеко  — близко, быстро  — медленно, осторожно  — порывисто);

·        по типу движения (бег, ходьба, прыжки, ползание, лаза­ние);

·        по участию разных мышечных групп (всего туловища, нижних и верхних конечностей, шеи и головы).

В дальнейшем приступают к осуществлению перекрест­ных движений (левая — правая рука, левая — правая нога, левая нога — правая рука, правая нога — левая рука). На­пример, в положении сидя воспитаннику предлагается одно­временно вращать руку в одну сторону, а ногу — в другую; левой рукой «забивать гвоздь молотком», а правой «гладить утюгом». Педагоги во время проведения физкультминуток с этими же целями используют логопедическую и фонетиче­скую ритмику, элементы гимнастики

П. Губерины и постизо­метрической релаксации, специального кинезиологического комплекса Г.Е. Шаниной.