Литература – часть искусства. Многие художники (В. Шмаринов, И. Глазунов, Л. Пастернак, А. Дейнека, О. Верейский и др.) в своём творчестве обращаются к художественным произведениям. Порой сами писатели иллюстрировали свои творения
Рассматривая литературные произведения, мы знакомим учащихся с взглядом того или иного художника на героев, с отражением отдельных эпизодов в рисунке, на точность выражения идеи произведения в оформлении обложки книги; порой проводим сравнительный анализ между видениями одного и того же героя, момента (эпизода) произведения двух-трёх художников…
При систематической работе к старшим классам ребята уже достаточно подготовлены, чтобы начать самостоятельно пробовать силы в отражении своего видения, прочувствования через рисунок, отвечая на разнообразные задания учителя.
Цель подобных заданий – развитие
выработка умения «видеть» текст «изнутри»
возможность проявления потенциальных способностей к художественному творчеству (подобное в старших классах предоставляет только урок литературы);
помочь глубже, шире взглянуть на произведение в целом, на героев, на отдельные детали, особенно в лирическом тексте. (Часто дети знакомятся с текстом поверхностно. А создание понятийного, ассоциативного, образного рисунка развивает «медленного» (С.Маршак), т.е. вдумчивого, т.е. настоящего, читателя);
помочь показать себя через рисунок, если ученик не может по разным причинам иначе раскрыться в полной мере. (Например, ученик мало говорит на уроке, т.к. речь его не развита или он стесняется высказаться – объясняя созданное им, ребёнок развивает свою речь, учится строить доказательства, побеждает свои комплексы);
помочь научиться доказывать свою точку зрения еще через один из видов деятельности – так рождается самостоятельно мыслящая личность;
помочь в закреплении знаний по теории литературы и умения ими пользоваться в самостоятельной работе;
помочь в развитии понятия «интерпретация» и вместе с ним – в воспитании чувства толерантности;
Для работы предлагаются разнообразные виды заданий, учитывающие
1) индивидуальные особенности учеников и их подготовленность,
2) возможность для проявления разных сторон творческого восприятия,
3) разный уровень восприятия одного и того же отдельными учениками.
Виды заданий:
—зарисовать образы стихотворения,
—цветовая гамма стихотворения,
—цветовое восприятие стихотворения, рассказа, образа, поэта – писателя, …
—зарисовка олицетворения, метафоры, оксюморона, …
—отражение творчества писателя, поэта через образы, символы его произведений,
—показать образ поэта через символ или предмет (например, музыкальный инструмент),
—обложка к книге стихов,
—тема одиночества (…) в стихотворении,
—создать рисунок в стиле Пушкина, Маяковского…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.