Работа с картой на уроке географии
Оценка 5

Работа с картой на уроке географии

Оценка 5
docx
03.02.2022
Работа с картой на уроке географии
роль карты на уроках географии.docx

Работа с картой на уроках географии

 

Актуальность темы.

Язык карты понимают без перевода люди, разговаривающие на разных языках. Любое географическое исследование местности начинается с тщательного изучения ее за картами. Вот почему географу необходимо их хорошо понимать. Не менее важно научиться читать карту и каждому образованному человеку, чтобы уметь пользоваться ею для своих нужд.

Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном корабле и для пешеходного маршрута. В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организации их взаимодействия. Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию.

Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию.

Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации. Учитель должен научить учащихся максимально использовать содержание географической карты, но научить школьников работать с картами различного содержания можно лишь при осуществлении продуманной системы усложняющихся заданий.

В наше время картографическая грамотность нужна каждому человеку не менее чем компьютерная. Отсутствие навыков и умений пользоваться картами, извлекать из них необходимую информацию нередко приводит к серьезным просчетам в хозяйственной и национальной политике, к ошибкам, ухудшающим экологическую обстановку и условия жизни людей.

Карта привлекает внимание учащихся, помогает сосредоточиться и включает в работу зрительную память. Карта и текст учебника взаимодополняют друг друга, способствуя приобретению прочных знаний. Привлекая внимание школьников к картам, учитель должен разбудить у каждого школьника интерес к ним, желание полностью разобраться в их содержании и значительную часть его запомнить, связав изучение карты с усвоением соответствующего раздела учебника.

В учебниках содержится много практических заданий и упражнений, позволяющих школьникам овладеть картографической азбукой. Однако некоторые задания, а также содержание текста не всегда понятны учащимся. Это обязывает учителя тщательно продумать методические приемы ознакомления учащихся с новыми картами.

На основе анализа школьной программы выделяют три основные группы картографических знаний: картографические представления, картографические понятия, картографические умения и навыки; это группа компонентов первого порядка. В подчинении к ней находится группа компонентов второго порядка. Например, в состав группы "картографические умения и навыки" входят три  взаимосвязанных компонента: чтение карты, картографические умения и навыки, картосоставительские умения и навыки.

 

Приемы работы с картографическими пособиями как источником знаний

Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.

Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.

Рассмотрим особенности каждого приема на примерах.

Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:

1.     Прочитай название карты.

2.     Ознакомься с легендой карты.

3.     Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.

4.     По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.

5.     Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.

6.     Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).

7.     Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.

Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических объектов и явлений.

Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно при описании географических объектов и явлений пользоваться типовым планом их характеристики. Приступая к работе, ученики должны уяснить какую информацию они должны извлечь из ее содержания.

Например, при описании гор используется такой план:

1.     В какой части материка расположены горы?

2.     В каком направлении вытянуты горы?

3.     Какова их протяженность?

4.     Какова наибольшая высота?

5.     Где расположены наивысшие точки гор?

6.     В чем особенности горных хребтов?

7.     К какому типу гор они относятся?

Учитель указывает на источник информации. Направляя деятельность учеников, в ходе беседы выясняет:

1.     Какими данными карты ты воспользуешься, чтобы определить: место расположения и направления гор, их протяженность и высоту.

2.     По каким признакам на карте можно определить время их образования?

Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географического материала от класса к классу, включая:

-         описание отдельных объектов,

-         описание отдельных территорий

-         комплексное описание ПТК

-         экономико-географические характеристики отраслей народного хозяйства и ТПК.

 

Чтение карты предполагает использование приема сравнения.

На первых этапах введения приема необходимо ознакомить учеников с общими правилами:

1.                 Выбери объекты для сравнения.

2.                 Отбери необходимые карты.

3.                 Определи отличительные признаки, по которым будешь проводить сравнение.

4.                 Сопоставь географические объекты по данным карты, установи сходство и различие между ними.

5.                 Объясни причины различий и сходств.

Для выполнения задания учащимся предлагают источники знаний и план последовательного извлечения информации из карт. При этом учеников знакомят со способами действий:

1.                 Определите, какую часть территории страны занимает каждая из экономических зон.

2.                 Выявите, приходящуюся на каждую из экономических зон, численность населения.

3.                 Определите состав и наличие природных ресурсов для каждой зоны.

4.                 Установите состав промышленной и сельскохозяйственной продукции и долю каждого вида продукции.

Методы повторения и проверки знаний у учащихся в процессе различных работ с картами

Учитель должен определить:

-         какие знания и умения следует подвергнуть проверке по отдельным классам;

-         постоянно знакомиться с новыми формами проверки знаний

-         уметь правильно составлять задания для устных и письменных работ

1.     Учитель должен определить цели, виды и место проверки знаний по картам различного содержания, составить план контрольных работ.


 

Работа с картой на уроках географии

Работа с картой на уроках географии

На основе анализа школьной программы выделяют три основные группы картографических знаний: картографические представления, картографические понятия, картографические умения и навыки; это группа компонентов первого порядка

На основе анализа школьной программы выделяют три основные группы картографических знаний: картографические представления, картографические понятия, картографические умения и навыки; это группа компонентов первого порядка

Например, при описании гор используется такой план: 1

Например, при описании гор используется такой план: 1

Учитель должен определить: - какие знания и умения следует подвергнуть проверке по отдельным классам; - постоянно знакомиться с новыми формами проверки знаний - уметь правильно…

Учитель должен определить: - какие знания и умения следует подвергнуть проверке по отдельным классам; - постоянно знакомиться с новыми формами проверки знаний - уметь правильно…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2022