Работа с картой на уроках географии
Актуальность темы.
Язык карты понимают без перевода люди, разговаривающие на разных языках. Любое географическое исследование местности начинается с тщательного изучения ее за картами. Вот почему географу необходимо их хорошо понимать. Не менее важно научиться читать карту и каждому образованному человеку, чтобы уметь пользоваться ею для своих нужд.
Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном корабле и для пешеходного маршрута. В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организации их взаимодействия. Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию.
Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию.
Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации. Учитель должен научить учащихся максимально использовать содержание географической карты, но научить школьников работать с картами различного содержания можно лишь при осуществлении продуманной системы усложняющихся заданий.
В наше время картографическая грамотность нужна каждому человеку не менее чем компьютерная. Отсутствие навыков и умений пользоваться картами, извлекать из них необходимую информацию нередко приводит к серьезным просчетам в хозяйственной и национальной политике, к ошибкам, ухудшающим экологическую обстановку и условия жизни людей.
Карта привлекает внимание учащихся, помогает сосредоточиться и включает в работу зрительную память. Карта и текст учебника взаимодополняют друг друга, способствуя приобретению прочных знаний. Привлекая внимание школьников к картам, учитель должен разбудить у каждого школьника интерес к ним, желание полностью разобраться в их содержании и значительную часть его запомнить, связав изучение карты с усвоением соответствующего раздела учебника.
В учебниках содержится много практических заданий и упражнений, позволяющих школьникам овладеть картографической азбукой. Однако некоторые задания, а также содержание текста не всегда понятны учащимся. Это обязывает учителя тщательно продумать методические приемы ознакомления учащихся с новыми картами.
На основе анализа школьной программы выделяют три основные группы картографических знаний: картографические представления, картографические понятия, картографические умения и навыки; это группа компонентов первого порядка. В подчинении к ней находится группа компонентов второго порядка. Например, в состав группы "картографические умения и навыки" входят три взаимосвязанных компонента: чтение карты, картографические умения и навыки, картосоставительские умения и навыки.
Приемы работы с картографическими пособиями как источником знаний
Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.
Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.
Рассмотрим особенности каждого приема на примерах.
Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:
1. Прочитай название карты.
2. Ознакомься с легендой карты.
3. Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
4. По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
5. Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
6. Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
7. Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.
Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических объектов и явлений.
Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно при описании географических объектов и явлений пользоваться типовым планом их характеристики. Приступая к работе, ученики должны уяснить какую информацию они должны извлечь из ее содержания.
Например, при описании гор используется такой план:
1. В какой части материка расположены горы?
2. В каком направлении вытянуты горы?
3. Какова их протяженность?
4. Какова наибольшая высота?
5. Где расположены наивысшие точки гор?
6. В чем особенности горных хребтов?
7. К какому типу гор они относятся?
Учитель указывает на источник информации. Направляя деятельность учеников, в ходе беседы выясняет:
1. Какими данными карты ты воспользуешься, чтобы определить: место расположения и направления гор, их протяженность и высоту.
2. По каким признакам на карте можно определить время их образования?
Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географического материала от класса к классу, включая:
- описание отдельных объектов,
- описание отдельных территорий
- комплексное описание ПТК
- экономико-географические характеристики отраслей народного хозяйства и ТПК.
Чтение карты предполагает использование приема сравнения.
На первых этапах введения приема необходимо ознакомить учеников с общими правилами:
1. Выбери объекты для сравнения.
2. Отбери необходимые карты.
3. Определи отличительные признаки, по которым будешь проводить сравнение.
4. Сопоставь географические объекты по данным карты, установи сходство и различие между ними.
5. Объясни причины различий и сходств.
Для выполнения задания учащимся предлагают источники знаний и план последовательного извлечения информации из карт. При этом учеников знакомят со способами действий:
1. Определите, какую часть территории страны занимает каждая из экономических зон.
2. Выявите, приходящуюся на каждую из экономических зон, численность населения.
3. Определите состав и наличие природных ресурсов для каждой зоны.
4. Установите состав промышленной и сельскохозяйственной продукции и долю каждого вида продукции.
Методы повторения и проверки знаний у учащихся в процессе различных работ с картами
Учитель должен определить:
- какие знания и умения следует подвергнуть проверке по отдельным классам;
- постоянно знакомиться с новыми формами проверки знаний
- уметь правильно составлять задания для устных и письменных работ
1. Учитель должен определить цели, виды и место проверки знаний по картам различного содержания, составить план контрольных работ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.