Работа с одареным детьми
Оценка 5

Работа с одареным детьми

Оценка 5
Библиография
docx
воспитание +1
Взрослым
19.03.2021
Работа с одареным детьми
Документ Microsoft Word.docx

Практические занятия

Тема 1. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности

одаренного ребенка.

 

Учебно-исследовательские задания

1.     Подберите из жизни примеры проявления разных видов одаренности.

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.

К выделенным видам одаренности относятся следующее.

Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

 

Общая интеллектуальная и академическая одаренность.           

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

· Отсутствие внимания условностям и авторитетам;

· Большая независимость в суждениях;

· Тонкое чувство юмора;

· Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

· Яркий темперамент;

 

Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

 

2. Обоснуйте вашу позицию по проблеме частоты появления одаренных людей.

Частота проявления в одаренных детей в начальной школе зависит на прямую не только от учителя, но и от родителей. Если родители сами организуют среду для ребенка, чтобы он развивался, их работа не будет проходить даром, у ребенка будут повышаться способности в той среде, на которую родители делают упор еще до поступления в школу. Например: родители хотят, чтобы ребенок хорошо понимал математику, организуют такую среду, чтобы ему было интересно самому, записывают его на различные кружки, дополнительные занятия. Соответственно, когда ребенок поступит в школу и учитель обязательно это заметит и далее будет так же проводить работу с этим ребенком, предлагать задания повышенного уровны, принимать участия в проектах, олимпиадах и конкурсах.

3. Проанализируйте различные определения понятия «одаренность» и выберите наиболее удачное, на ваш взгляд. Обоснуйте свой выбор.

Одаренность – системное качество психики, развивающееся в течение жизни и обеспечивающее достижение более высоких по сравнению с другими людьми результатов деятельности.

По другому можно сказать так: проявление какой- то способности  у определенного человека, которая проявляется всю жизнь, и эта одаренность используется в жизни не только не по необходимости , а постоянно.

4. Назовите факторы, влияющие на развитие одаренности.

 

Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

1. Неравномерность возрастного развития одаренных детей

Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и социально нелепом существе далеко не всегда соответствует действительности. Возможно и так называемое гармоничное развитие, что подтверждается целым рядом исследований. Однако у части одаренных детей, прежде всего, исключительно одаренных в какой-либо одной области, отмечается действительно дисгармоничное развитие, которое прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.

Выше уже указывалось, что у ряда таких одаренных детей наблюдается значительное опережение, скажем, в умственном или художественно-эстетическом развитии, достигающее иногда 5-6 лет. Понятно, что все другие сферы развития - эмоциональная, социальная и физическая - будучи вполне обычными по своему уровню, не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития.

Другой причиной неравномерности является особая система основных интересов, принципиально отличающаяся у одаренных детей в сравнении с другими детьми: главное место в ней занимает деятельность, соответствующая их незаурядным способностям. Поэтому нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер развития. Так, до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у некоторых одаренных детей гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста (речь, конечно, не идет о школьниках, одаренных лидерскими способностями).

Многие особо одаренные дети недостаточно времени уделяют спорту и любой другой, не связанной с их главным интересом, деятельности. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается и явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом.

2. Семья одаренного ребенка

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.

3. Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность.

Сверстники относятся к одаренным детям по-разному, в зависимости от характера их одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. Часто многие одаренные дети пользуются большой популярностью в коллективе сверстников. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам. Гораздо сложнее ситуация с особой одаренностью. Во многих случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом. В какой-то степени именно в результате этих взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием попадают в группу риска.

Правда, в последнем случае многое зависит от возраста детей и от системы ценностей, принятой в данном детском сообществе. В специализированных школах значительно выше вероятность того, что интеллектуальные или даже учебные способности особо одаренного ребенка или подростка будут по достоинству оценены и, соответственно, его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятным образом.

Учителя также неоднозначно воспринимают свое отношение к одаренным детям. Единственная группа детей, всегда ощущающая их явное расположение, - это дети с повышенными учебными способностями. Во всех других случаях все зависит от личности самого учителя. Взаимоотношения учителей с детьми, проявляющими социальную одаренность, зависят от направленности интересов детей-лидеров, от характера их включенности в школьный социум (позитивный или негативный).

Особенно тяжело приходится детям с любым видом одаренности, у которых ярко выражен творческий потенциал. Некоторые особенности их личности вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как об отъявленных индивидуалистах. Именно поэтому понимание особенностей личности одаренного ребенка, особенно проявляющего творческие возможности, является необходимым условием успешной работы учителя с одаренными детьми.

4. Личность одаренного ребенка

Хотя все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям - тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей и подростков.

Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную, добиваясь одному ему известного совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, от учителя и психолога, тем не менее, требуется ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода “самоедство”, в невозможность довести работу до конца.

Свои особенности у одаренных детей имеет самооценка, характеризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростков весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью - от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в другую крайность в других, считая, что он ничего не может и не умеет. И те, и другие дети нуждаются в коррекционной работе и в психологической поддержке.

Очень важной особенностью личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). Как правило, такой ребенок считает, что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.

У многих одаренных детей наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, которая проявляется в самых разных формах: события, не слишком значительные для более обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях проявляется в склонности к бурным аффектам. В других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторых психосоматических заболеваниях.

Одна из основных личностных характеристик детей и подростков с повышенными творческими возможностями - независимость (автономность): трудность, а иногда и невозможность действовать, думать и поступать так, как большинство. Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, мало, сравнительно с другими людьми, ориентируются на общее мнение, на сложившийся принцип, на устоявшиеся правила. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам.

В целом, видимо, можно говорить об определенной неконформности ярко одаренных, творческих детей. Это, возможно, одна из причин несоблюдения ими социальных норм и требований коллектива.

5. Проблемы одаренных детей

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Наиболее часто встречаются проблемы:

- общения, социального поведения,

- дислексия - слабое развитие речи

- эмоционального развития,

- дисинхронизация развития

- физического развития,

- саморегуляции,

- отсутствие творческих проявлений,

- трудность профессиональной ориентации,

- дезадаптации

+С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

5. Почему одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности?

6. Назовите причины «замаскированности» проявления одаренности.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.д. могут привести к снижению показателей успешности ребенка.

С другой стороны, одаренность не всегда можно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высокими социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.

Одаренных детей, как правило отмечают высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

7.Проанализируйте предложенные описания дошкольников с точки зрения

наличия критериев одаренности. Выделите наиболее существенный критерий

одаренности.

1. По широте проявлений:

• Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности).

• Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей: поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, и т. д.) .

2. По форме проявлений

• Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны);

• Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми.

3. По виду деятельности

• В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная).

• В теоретической (познавательной) деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.) .

• В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная) .

• В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить).

• В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).

4. По особенностям возрастного развития

• Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета;

• Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке

8. Осуществите аргументированный анализ ситуаций:

Кейс №1. Трехлетний Вадик поражает родителей и знакомых знанием букв. После беседы с мамой выяснилось, что его очень забавляли изображения «Азбуки в картинках». Нарисованные предметы и животные были ему известны: и жираф, и зонт, и книга, и все другие, – а вот рядом с ним и нарисовано было что-то непонятное. Мама сказала: «Буквы». Совсем не похожие на известные рисунки, хотя что-то напоминающие. Вот эта–дом, а эта – круг. «Мама, это круг?»–«Нет, это буква «О». А рядом – осы. Вадик подолгу рассматривал «Азбуку», ему все больше нравились изображения букв. Он бы и сам с радостью придумал им названия, но оказалось, его опередили. Кто? Мама все придумала? Но она и не думала совсем, только взглянула и сразу сказала, что это буква «О». Маме было некогда. Каково же было ее удивление, когда совершенно неожиданно малыш начал называть многие буквы сам. «Кто тебе рассказал?» – «Мне эти рассказали», – указал малыш на рисунки. Ребенок еще ничего не знал о письменности, даже не знал названий всех букв, но уже догадывался. И спешил к маме, чтобы убедиться, что всем буквам досталось по частичке от названий разных животных и предметов.

Решение ситуаций:

Главным фактором развития одаренности у детей двух трех – четырех лет является семья одаренного ребенка

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.

Так и в кейсе№1. Мама занималась с ребенком по Азбуке. Объяснила что, каждой букве алфавита соответствует картинка с различными предметами и животными. Затем произошло объяснение первого звука у каждого предмета и соотнесение его с буквой.

Считаю, что данная работа является необходимой для развития ребенка. При поступлении в детский сад или школу ребенок будет знать Буквы русского алфавита и хорошо ориентироваться в них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Идентификация одаренных как педагогическая проблема.

Вопросы для обсуждения

1. Понятия «диагностика» и «психодиагностика». Принципы выявления

одаренных детей в дошкольном и школьном возрасте.

2. Основные варианты организации диагностического обследования: экспресс-диагностика, долговременные организационно-педагогические модели.

3. Модель идентификации одаренных: теоретический, организационный и

психометрический уровни (по А.И. Савенкову).

4. Неформализованные методы диагностики (наблюдение, эксперимент).

Учебно-исследовательские задания

1.                                  Подберите несколько (2-3) диагностических методики для определения одного из видов одаренности.

Методика «интеллектуальный портрет» (А.И. Савенков) Общая характеристика Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь им систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, характеризуют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком. Познавательная сфера Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.). Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы. Продуктивность. Беглость мышления, обычно рассматриваемая как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.). Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, – ее синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко проявляется при решении логических задач и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

Классификация и категоризация. Психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляется кроме специальных логических задач в самых разных видах деятельности ребенка, например в коллекционировании, систематизации добываемых материалов. Высокая концентрация внимания. Выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокая степень погруженности в задачу и возможность успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом). Память. Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком. Сфера личностного развития Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают увлеченность содержанием задачи ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь – интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед. Перфекционизм. Характеризуется стремлением доводить продукты своей деятельности до соответствия их самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам. Социальная автономность. Способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует, и степень его развития характеризует степень детской самостоятельности и независимости – качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально. Лидерство. Доминирование в межличностных отношениях. Лидерство в детских играх и совместных делах дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности. Проявляется в совместных играх детей. Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми, проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность. Соревновательность. Склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и, особенно, поражений – важный фактор развития личности, закалки характера. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка – не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов – основа многообразного опыта. Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга, видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах. Юмор. Без способности обнаружить несуразность, увидеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, и легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие. Как оценивать Для оценки воспользуемся «методом полярных баллов». Каждую характеристику потенциала ребенка оценивается по пятибалльной шкале: 5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко; 3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому; 1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 – сведений для оценки данного качества нет (не имеются). Обработка результатов Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться «методом экспертных оценок», т. е. привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей. Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, так называемый «интеллектуальный портрет», составленный по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. «Идеальный результат» – два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу.

 

Методика «Характеристика ученика» Общая характеристика методики Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя. Ученик Дата Класс Учитель Школа Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет» (учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики). Учебные характеристики 1. Имеет необычно большой запас слов. 2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы . 3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей. 4. Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие. 5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе. 6. Показал быстрое понимание арифметики.

Мотивационные характеристики 1. Настойчив в поисках решения задания. 2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела. 3. Обычно прерывает других. 4. Прилагает усилия для завершения действия. 5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей. 6. Упорный в отстаивании своего мнения. 7. Чувствителен к мнениям других. 8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи. 9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером. Творческие характеристики 1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы). 2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...). 3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению. 4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден). 5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова). 6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства. 7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок. Лидерские характеристики 1. Берет на себя ответственность. 2. Его любят одноклассники. 3. Лидер в нескольких видах деятельности.

Обработка результатов Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в базовую или из базовой в старшие классы.

 

Методика для родительского исследования Уважаемые родители! Нам очень важна ваша помощь в получении информации о вашем ребенке. Отметьте то, что вы знаете о нем, и верните в школу к указанной дате. Родительское исследование

1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да». Да нет .

2. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да». Да нет .

3. Мой ребенок начал читать в детском саду. Да нет . Если ответ «да», то, пожалуйста, назовите книги, которые он читал.

4. Мой ребенок жаден до чтения. Да нет . Пожалуйста, назовите книги, которые он прочитал за последние 6 месяцев.

5. В чем, вы считаете, ваш ребенок больше всего талантлив или имеет особые умения.

 6. Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы, которые проявляет ваш ребенок (коллекционирование, собирание моделей, ремесло и т. д.).

7. Какие специальные дополнительные занятия посещает ваш ребенок (вне школы)?

8. Как ваш ребенок относится к школе? 9. Что может отрицательно повлиять на пребывание вашего ребенка в школе?

10. Какие особенности своего сына (дочери) вам хотелось бы отметить, которые помогли бы нам планировать программу для вашего ребенка? Знания, которые, на ваш взгляд, необходимы учителям?

11. Каково любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка?

12. Верно ли, что ваш ребенок может: а) выполнять что-то с воображением, выражается сложными жестами, словами; б) использовать обычные материалы неожиданным образом; в) избегать обычных путей при выполнении чего-либо, выбирая вместо этого новое; г) создавать ситуации, которые, вероятно, не будут иметь места, любит «играть с идеями».

13. Опишите, в какой сфере, по вашему мнению, ваш ребенок может справиться с образовательной программой для одаренных.

 

2. Подготовьте проблематику дискуссий по проблеме диагностики детской одаренности.

3. Изучите предложенные характеристики одаренных школьников. Выделить, если возможно, общее во всех приведенных описаниях: (выделите признаки одаренности, если таковые имеются); сопоставьте с первоначальным вариантом понимания одаренности.

Кейс № 1. В семье рано обратили внимание на незаурядные умственные данные Кости. Он начал читать с трех лет, в четыре сочинял рассказы, в пять стал писать «энциклопедию». Он никогда не забывал то, что когда-то усвоил. Очень самоуверен. Когда Костя пришел в школу, он уже знал, что будет лучше всех. В классе все время перебивал других, крича: «Он не так говорит, он не знает». Дети его не любили за зазнайство, дразнили. Не умея общаться со сверстниками, дружил только с малышами. Соученики его не только дразнили, но и били (Костя – высокий, тощий, неуклюжий мальчик – хотел, но не умел дать сдачи). Костя поправлял учительницу, утверждая (в большинстве случаев справедливо), что она в том-то и том-то ошибается. Учительница не просто не любила Костю, но и доказывала, что это «нахватанный», поверхностный мальчик, который по-настоящему не знает самых простых вещей, например, таблицу умножения (последнее поначалу было тоже справедливо, так как учить таблицу умножения Косте не хотелось. В дальнейшем, когда появились разные учителя по разным предметам, положение усугубилось. Костя раздражал всех педагогов, так как он, по выражению классной руководительницы, вечно «выступал». Он легко «заводился», если слышал, с его точки зрения, глупость от сверстников или учителей, он начинал яростно что-то доказывать, обвинять других в «беспросветной тупости». Называл ребят «дураками» и «тупарями». Однажды заявил преподавательнице географии, что зря теряет время, сидя на ее уроках. Мнение о нем как о «выскочке», «воображале» было всеобщим. Никто не видел уже незаурядность его умственных возможностей, силу интеллекта; для всех он был только «скверный мальчишка».

Решение кейса №3

Главным фактором в данной ситуации являются взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность.

Сверстники относятся к одаренным детям по-разному, в нашем кейсе дети одноклассники и учителя не любили Костю, по тому что он считал себя умнее всех. В какой-то степени именно в результате этих взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием попадают в группу риска. Учителям важно уметь организовать деятельность ученика таким образом, чтобы работа была повышенного уровня сложности и в этом случае можно было бы избежать плохое взаимоотношение с одноклассниками.

4. Рассмотрите четырехступенчатую схему выявления одаренных учащихся. Опишите содержание деятельности на теоретическом, методическом и организационно-педагогическом уровнях. Определить цели, функции каждого этапа диагностического обследования.

 

 

 

Тема 3. Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении образования.

 

Учебно-исследовательские задания

1. Изучите статью И. Редченко, И. Кадышевой «Познаем, играем, творим»

(журнал «Пралеска» №5. – 2014 г.). Какую работу по психолого-педагогическому сопровождению детей с признаками одаренности проводит

дошкольный центр развития ребенка? Приведите формы работы по повышению уровня компетентности педагогов в области работы с одаренными детьми.

2. Ознакомьтесь с программой психолого-педагогического сопровождения

одаренных детей (подберите любую подходящую с сайта учителей): цель, задачи, структура, критерии оценки эффективности ожидаемых результатов. Какова роль педагога-психолога в реализации данной программы?

Программа

психолого – педагогического

сопровождения одаренных детей

МОУ Полетаевская СОШ

педагог – психолог: Чипышева Анастасия Валерьевна

Цели программы: - содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи: 1. Развитие эмоциональной устойчивости. 2. Формирование навыков саморегуляции. 3. Преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах); 4. Формированию коммуникативных навыков;

Ожидаемые результаты: 1.Развить творческие и интеллектуальные способности каждого. 2.Повысить уверенность детей в себе и в своих способностях. 3.Снизить уровень тревожности.

Структура программы:

1.Цель, задачи

2. актуальность

3. Базовые принципы

4. Этапы выявления одаренных детей

5.Целевая группа

6. Ожидаемые результаты

7.Основные мероприятия

Педагог-психолог отвечает за проведение диагностики, просветительских мероприятий, профилактических мероприятий, консультативных мероприятий, развивающих мероприятий.

3. Проведите самодиагностику на определение склонности к работе с одаренными детьми.

Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми (по Д. Б.Богоявленской, А. В. Брушлинскому)

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?

а) Да;

б) нет, они и так достаточно хороши;

в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы - не очень.

2. Уверены ли Вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?

а) Да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

З. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?

а) Да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?

а) Да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

 5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел?

а) Да;

б) часто думаю, что не сумею;

в) да, часто.

6. Испытываете ли Вы: желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

а) Да, это меня привлекает;

б) нет, меня это не привлекает;

в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли Вы удовлетворение в этом?

а) Да;

б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;

в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не pешена, то ее решение вас волнует, хотите ли Вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?

а) Да;

б) нет, достаточно знаний передового опыта;

в) нет.

9. Кода Вы испытываете педагогические срывы, то:

а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;

б) махнете рукой на затеи;

в) продолжаете делать свое дело.

10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?

а) Да;

б) не совсем легко;

в) болезненно.

11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?

а) Не всегда.

б) при хорошем настроении;

в) в основном стараюсь это делать.

12. Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

а) Да, конечно;

б) запоминаю только то, что меня интересует;

в) всего вспоминать не могу.

1З. Кода Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?

а) Да, без затруднений;

б) да, если этот термин легко запомнить;

в) нет.

14. Учащийся задает Вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:

а) вы уклоняетесь от ответа;

б) вы тактично переносите ответ на другое время;

в) вы пытаетесь отвечать.

15.У Вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:

а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;

б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;

в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.

16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:

 а) средний;

б) достаточный;

в) оригинальный.

17. Во время отдыха вы предпочитаете:

а) решать проблемы, связанные с работой;

б) почитать интересную книгу;

в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:

а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;

б) вы более или менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом: за ответ «а» – 3, «б» – 1; «в» – 2.

От 24 до 48 баллов. У меня есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования интеллектуальным процессом. Мне необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

 

4. Подберите тексты-воспоминания известных одаренных, талантливых людей

(художественные произведения, мемуары, дневники и др.), проанализируйте, как выстраивались их отношения в семье, со сверстниками и т. д.

5. Тренинг одаренности «Не гений ли ты: тесты для интеллектуалов»

Тесты для интеллектуалов

Предлагаемые тесты взяты из книги Виктора Серебрякофф «Руководство по интеллектуальному и личностному тестированию».

         Эти тесты не ограничены по времени и предназначены для измерения интеллекта у самых умных. Батарея состоит из семи тестов, каждый из которых выявляет различные способности, вы можете выполнять тесты так долго, как вам хочется, но все же лучше разумно распределить свое время; в противном случае это может сказаться на конечном результате. Делайте все тесты по порядку. Не торопитесь. Внимательно читайте каждый вопрос и продвигайтесь с той скоростью, которая вам больше подходит. Не сидите над одной задачей, если она никак не получается, идите дальше, к этой можете вернуться позднее. Вполне разумно высказать догадку, если вы не знаете точно, как ответить правильно. Штрафов за неправильные ответы нет.

Если вы хотите заменить ответ, точно укажите, на каком ответе вы в конечном итоге остановились. Сомнительные ответы не учитываются.

Тест 1.

Найди лишнее слово Этот тест выявляет наиболее важную характеристику умственных способностей – способность к классификации, замечательное средство, которое выработал теоретический интеллект, чтобы объединить вещи в некие единства. В каждом ряду дается пять слов. Их можно классифицировать различным образом. При правильном раскладе остается лишнее слово, которое не подходит к остальным четырем. Существует один, наиболее верный способ, все остальные варианты менее очевидны. Имеется качество или характеристика, которому удовлетворяют четыре слова, но не удовлетворяет одно, которое и должно быть изъято из ряда. Подчеркните это слово.

Например: нож, вилка, ложка, шляпа, чашка.

Ответ: шляпа (потому что все остальные слова имеют отношение к еде).

Птица, самолет, пчела, машина, бабочка. 2. Смотреть, глядеть, таращиться, моргать, наблюдать. 3. Дождь, снег, град, молния, изморось. 4. Хлопок, шерсть, нейлон, лен, шелк. 5. Безжизненный, апатичный, вялый, оцепенелый, чувствительный. 6. Бросать, пинать, швырять, метать, раскидывать. 7. Бук, ясень, ель, ива, клен. 8. Вишневый, алый, красный, малиновый, шафрановый. 9. Мерин, волчица, лань, кобыла, овца. 10. Чума, бруцеллез, карбункул, температура, язва. 11. Превосходный, поэтичный, величавый, грандиозный, величественный. 12. Жемчуг, сапфир, агат, изумруд, рубин. 13. Канатоходец, акробат, клоун, шут, жонглер. 14. Растирать, нарезать, толочь, измельчать, дробить. 15. Нарцисс, гладиолус, подснежник, хризантема, тюльпан.

Тест 2.

Найди синонимы.

 Этот тест выявляет ваше чувство слова. В каждом ряду шесть слов: два из них более тесно связаны между собой, чем остальные, означают практически одно и то же. Найди эти два слова. Подчеркни их.

Пример: гулять, бегать, ехать, летать, сидеть, прогуливаться. Ответ: гулять и прогуливаться – синонимы.

1. Вскоре, почти, едва, частично, часто, отдельно.

2. Отрекаться, забывать, ненавидеть, оставлять, владеть, презирать.

3. Бесчеловечный, жестокий, мужественный, осторожный, жалостливый, добродетельный.

4. Больной, необычный, странный, усталый, напыщенный, забавный.

5. Духовный, отвратительный, благообразный, стройный, ужасный, безвкусный.

6. Капризный, посредственный, отталкивающий, нелепый, абсурдный, значительный.

7. Общий, смешанный, много, главный, сплошной, полный.

8. Покровительствующий, наблюдающий, приводящий, сопровождающий, аккомпанирующий, вступающий.

9. Сражаться, осуществлять, сопротивляться, существовать, воздействовать, применять.

10. Препона, допущение, мотив, препятствие, скорбь, эффект.

 11. Дельный, дерзкий, абсурдный, уместный, нетерпеливый, навязчивый.

 12. Полдень, село, сумерки, день, степь, потемки.

13. Ссориться, ассистировать, демонстрировать, скандалить, разрушать, отдавать.

14. Пересекающийся, непристойный, непостоянный, меняющийся, значимый, аргументированный.

15. Расщепить, трещина, менеджер, устоять, сомнительный, разрушить.

 

Тест 3.

Найти антонимы.

Тест, выявляющий ваше чувство слова. Два слова в каждом ряду являются противоположными по своему значению в большей степени, чем остальные. Найдите эти антонимы и подчеркните их.

Пример: кривой, длинный, большой, маленький, широкий.

Ответ: большой и маленький являются антонимами.

1. Вращаться, подниматься, нырять, приближаться, опускаться. 2. Течь, переливаться, открывать, спастись, приближаться, отходить. 3. Разрушать, разбрасывать, всплывать, переливаться, опускаться. 4. Холодный, бездеятельный, расслабленный, занятый, оцепенелый. 5. Разъединенный, притупленный, жесткий, сжатый, острый. 6. Оперативный, диссонированный, плавный, синкопированный, мелодичный. 7. Разъединять, скручивать, сбросить, собирать, связывать. 8. Думать, узнавать, считать, сокращать, забывать. 9. Оппозиционер, оппортунист, враг, соперник, партнер. 10. Тощий, непостоянный, средний, чрезмерный, обильный. 11. Подвижный, глупый, ленивый, инертный, смущенный. 12. Отделяться, шутить, разбрасывать, развенчивать, восторгаться. 13. Малыш, девушка, юноша, подросток, старик. 14. Нежный, учтивый, простоватый, грубый. 15. Расшатывать, платить, требовать, получать, обеспечивать. 16. Грешный, благородный, святой, любящий, болезненный. 17. Кушак, рама, разбойник, парик, ходули. 18. Карликовый, приземистый, коренастый, гигантский, короткий.

Тест 4.

Логические задачи (проблемы).

Так же, как и раньше, предлагается набор альтернативных ответов, из которых надо выбрать правильный.

 Проблемы: 1. Человек купил машину за 650 долларов, а продал за 725. После этого он решил, что продал слишком дешево, так что он снова купил машину за 750 долларов, но на этот раз продал только за 725. Что, в конечном итоге, получилось – он потерял деньги или приобрел?

Приобрел 50 долларов

2.                                  Двери четырех комнат принадлежат четырем джентльменам и окрашены в четыре разных цвета. У мистера Аллена зеленая дверь, а у мистера Болла – не красная дверь. У мистера Кларка черная дверь только в том случае, если у мистера Доу она зеленая. Если дверь мистера Болла черная, то у мистера Аллена она белая. а) у мистера Аллена – красная дверь; б) у мистера Болла – зеленая дверь; в) у мистера Кларка – белая дверь; г) у мистера Доу – черная дверь; д) у мистера Аллена – черная дверь.

У мистера Доу черная дверь.

3.                                  Лягушка живет в болоте глубиной в 30 футов. Она прыгает каждое утро на высоту в 3 фута и опускается вечером на 2 фута. Сколько дней потребуется лягушке, чтобы подняться на поверхность?

28дней

4.                                  Одни часы показывают 6.10, другие – 6.25, еще одни – 6.40, а еще одни – 6.50. Если правильное время 6.30, то в среднем отстают или убегают часы?

На 10минут убегают

5.                                  Пароход стал на якорь в гавани, бросив веревочный трап, нижняя ступенька которого касается воды. Ступеньки трапа высотой 200 мм каждая. Если высота прилива 1600 мм, то сколько ступенек он покроет?

Ни одной

6. Человек купил яйца в магазине: 2/3 из них были разбиты, 1/2 испорчены, были одновременно и разбиты, и испорчены. Лишь два яйца были вполне хорошими. Сколько всего яиц он купил? 24яйца

7. Велосипедист ехал в город А со скоростью 4 мили в час. Обратное путешествие он проделал со скоростью 6 миль в час. Сколько времени заняло у него путешествие туда и обратно? 250мин

8. Хозяин фабрики решил премировать каждого своего работника. Но так как он был шовинистом, то решил каждому мужчине дать по фунту, а женщинам – только по 40 пенсов. Однако после такого решения он решил все переиграть. Так как премировать всех 100 работников было для него слишком дорого, то несмотря на то, что женщин было больше, чем мужчин, он решил следующее: дождаться, пока 60 % мужчин сами уйдут, и дать премию только оставшимся. Сколько хозяин потратил на премию?

400 $.

9. В спортивном клубе 70 % членов играют в сквош, 75 % – в теннис, 80 % – в бадминтон, 85 % – в настольный теннис. Какой минимальный процент членов клуба играет во все четыре игры? 10 %

10. У человека имеется 3 белых носка, 3 черных носка, 3 розовых носка и 3 голубых носка в комоде. Какое минимальное число носков он должен вытащить из своего комода, чтобы составить три целых пары, если учесть, что он не может видеть их цвет? 9


 

Скачано с www.znanio.ru

Практические занятия Тема 1

Практические занятия Тема 1

Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье

Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье

Социальная одаренность. Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми

Социальная одаренность. Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми

Обоснуйте свой выбор. Одаренность – системное качество психики, развивающееся в течение жизни и обеспечивающее достижение более высоких по сравнению с другими людьми результатов деятельности

Обоснуйте свой выбор. Одаренность – системное качество психики, развивающееся в течение жизни и обеспечивающее достижение более высоких по сравнению с другими людьми результатов деятельности

Другой причиной неравномерности является особая система основных интересов, принципиально отличающаяся у одаренных детей в сравнении с другими детьми: главное место в ней занимает деятельность, соответствующая…

Другой причиной неравномерности является особая система основных интересов, принципиально отличающаяся у одаренных детей в сравнении с другими детьми: главное место в ней занимает деятельность, соответствующая…

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

Особенно тяжело приходится детям с любым видом одаренности, у которых ярко выражен творческий потенциал

Особенно тяжело приходится детям с любым видом одаренности, у которых ярко выражен творческий потенциал

И те, и другие дети нуждаются в коррекционной работе и в психологической поддержке

И те, и другие дети нуждаются в коррекционной работе и в психологической поддержке

Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее, именно она делает их неудобными…

Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее, именно она делает их неудобными…

Почему одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности? 6

Почему одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности? 6

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением

Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме)

Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме)

Осуществите аргументированный анализ ситуаций:

Осуществите аргументированный анализ ситуаций:

Затем произошло объяснение первого звука у каждого предмета и соотнесение его с буквой

Затем произошло объяснение первого звука у каждого предмета и соотнесение его с буквой

Тема 2. Идентификация одаренных как педагогическая проблема

Тема 2. Идентификация одаренных как педагогическая проблема

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др

Проявляется в деятельности и поведении ребенка

Проявляется в деятельности и поведении ребенка

Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка – не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы

Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка – не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы

Идеальный результат» – два правильных семиугольника

Идеальный результат» – два правильных семиугольника

Творческие характеристики 1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы)

Творческие характеристики 1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы)

Мой ребенок начал читать в детском саду

Мой ребенок начал читать в детском саду

Кейс № 1. В семье рано обратили внимание на незаурядные умственные данные

Кейс № 1. В семье рано обратили внимание на незаурядные умственные данные

Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность

Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность

Какова роль педагога-психолога в реализации данной программы?

Какова роль педагога-психолога в реализации данной программы?

Проведите самодиагностику на определение склонности к работе с одаренными детьми

Проведите самодиагностику на определение склонности к работе с одаренными детьми

Испытываете ли Вы: желание заняться изучением особенностей неординарных личностей? а)

Испытываете ли Вы: желание заняться изучением особенностей неординарных личностей? а)

Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком? а)

Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком? а)

Вы занимаетесь разработкой нового урока

Вы занимаетесь разработкой нового урока

Вполне разумно высказать догадку, если вы не знаете точно, как ответить правильно

Вполне разумно высказать догадку, если вы не знаете точно, как ответить правильно

Найди синонимы. Этот тест выявляет ваше чувство слова

Найди синонимы. Этот тест выявляет ваше чувство слова

Тест 3. Найти антонимы.

Тест 3. Найти антонимы.

Что, в конечном итоге, получилось – он потерял деньги или приобрел?

Что, в конечном итоге, получилось – он потерял деньги или приобрел?

Велосипедист ехал в город А со скоростью 4 мили в час

Велосипедист ехал в город А со скоростью 4 мили в час
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2021