Выступление социального педагога Олейник Я.В.
на тему: «Работа с подростками по профилактике девиантного поведения»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Проблема распространения деструктивного поведения в детско-юношеской среде не утрачивает своей актуальности. Самореализация современных детей и молодежи характеризуется неопределенностью, непредсказуемостью и ценностно-ориентационной неустойчивостью.
Рост психологического неблагополучия современных подростков приводит к тому, что деструктивное и противоправное поведение охватывает все большее количество подростков.
Поведение ребенка в подростковый период определяется разными факторами: половым созреванием, соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в организме, маргинальным социальным положением подростка, индивидуальными особенностями. Все перечисленные характеристики подросткового возраста способны порождать серьезные кризисные ситуации.
Давайте рассмотрим какое поведение называется деструктивным, а какое девиантным, их основные особенности, методы и формы профилактической работы.
Деструктивное поведение – это поведение, направленное на разрушение и нанесение вреда окружающей среде или другим людям. Оно может быть сознательным или неосознанным.
Основные особенности деструктивного поведения:
- оно угрожает безопасности и благополучию окружающих;
- характеризуется насилием и агрессией;
-может выражаться в разрушении материальных объектов или отношений между людьми;
- может быть попыткой контроля или манипуляцией над окружающими.
Девиантное поведение – это отклонение от норм и правил, принятых в обществе. Оно может проявляться в разных формах от мелких правонарушений до серьезных преступлений.
Основные особенности девиантного поведения:
- оно нарушает установленные социальные нормы и правила;
- часто сопряжено с негативными последствиями для самого индивида и окружающих;
- может быть вызвано различными факторами, такими как низкий уровень образования, социальное неравенство, нестабильность в семье и т.д.;
- может быть попыткой самовыражения или протеста против текущего порядка вещей.
Следует отметить, что девиантное поведение и деструктивное поведение могут быть связаны друг с другом. Например, деструктивное поведение может быть результатом девиантных действий или быть причиной девиантного поведения у других людей. Однако важно понимать, что не всё девиантное поведение является деструктивным, и не всё деструктивное поведение является девиантным.
Если с подростками не проводить мероприятия, способствующие информированию и устранению данного варианта поведения, а позволять плохим привычкам выражаться с большей силой, следует быть готовым к серьезным последствиям, а именно ребенок в скором времени может стать частым гостем на заседании КДН, а после и более серьезного заведения.
Причины деструктивного и противоправного поведения:
- биологические факторы — неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);
- психологические факторы — психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;
- социально-психологические факторы, они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе — игнорирование взрослыми половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.
Проявления деструктивного и противоправного поведения:
- причинение физического ущерба;
- нарушение социальных отношений;
-жестокость к животным;
- вандализм;
- моральное унижение других людей;
- сквернословие;
- экоцид;
- действия с риском для жизни;
- суицидальное поведение, суицид;
- употребление алкоголя, наркотиков, ПАВ;
- интернет – зависимость;
- чрезмерное видоизменение собственного тела.
Изменения в поведении
- конфликтное поведение;
- трансляция деструктивного поведения в социальных сетях;
- жестокое обращение с людьми, животными;
- резкое и внезапное изменение в поведении;
- подражание асоциальному поведению;
- использование в речи нехарактерных высказываний.
Изменения во внешнем виде
- использование деструктивной символики;
- появление ран, синяков и пр.;
- нежелание следить за собой;
- появление дорогостоящих предметов, источник появления которых ребенок не может объяснить.
Если ребенок ведет себя деструктивно, значит, есть какое-то внутреннее или внешнее противоречие, которое мешает ему. Родителям и педагогам необходимо поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, быть внимательными к нему, интересоваться его жизнью, чтобы он чувствовал себя полноценной личностью и умел отделять «белое» от «черного».
Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних с девиантным и деструктивным поведением педагогами нашего учреждения осуществляется с использование следующих форм и методов работы:
1. Социально-педагогическое диагностика, направленна на выявление причин деформации в развитии подростков.
По итогам диагностики разрабатывается индивидуальный план работы с несовершеннолетним. Основной целью индивидуального плана является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь подросткам в приобретении навыков коммуникативного общения.
Результаты диагностики предоставляются на консилиум. По итогам первичного консилиума несовершеннолетние с выявленными отклонениями в поведении ставятся в «группу риска».
За последние три года в нашем учреждении прошли курс реабилитации всего 280 человек, из которых 69 несовершеннолетних с деструктивным и противоправным поведением из них 15 воспитанников являлись правонарушителями, состоящими на КДН учете.
2. Правовое информирование - данное направление основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а, следовательно, основным направлением работы становится информирование подростков об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.
С этой целью в рамках межведомственного взаимодействия для подростков проводятся профилактические встречи – беседы с сотрудниками правоохранительных органов, с наркологом, представителями духовенства, также осуществляются тематические просмотры видеофильмов, проведение тематических и ролевых игр.
3. Профилактические мероприятия, данное направление осуществляется в форме групповых и индивидуальных занятий с помощью реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
· «Путь к успеху», направленна на правовое просвещение и профилактику вредных привычек у подростков.
· «Мы с тобой», направленна на профилактику самовольных уходов.
· «Я в мире профессий», направлена на профессиональное самоопределение подростков.
· «Мир внутри», цель данной программы развитие адаптивных возможностей и максимальное содействие развитию личности подростков.
· «Летний калейдоскоп», направлена на развития активности, творческого и интеллектуального потенциала личности с учетом ее особенностей и интересов.
4. Организация «альтернативной деятельности» - комплексная система работы по организации досуговой деятельности с подростками в учреждении, нацелена на то, чтобы дать воспитанникам установку на правильный, социально одобряемый образ жизни, способствовать формированию устойчивых привычек в поведении, отношении к людям, к делу. С этой целью несовершеннолетние воспитанники вовлекаются в различные тематические мероприятия: экскурсии в МО Павловский район МЧС России, историко-краеведческий музей ст. Павловской, мероприятия КДН и ЗП, такие как: фестиваль «Кубанские каникулы», фестиваль «Формула успеха» и др.
Так же воспитанники активно вовлекаются в различные акции: всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью», «Счастливое детство без наркотиков», «Синяя лента апреля», «Детский телефон доверия», неделя правовых знаний «Права и обязанности», «Обереги добра», «Письмо солдату», «Верни герою имя», «Георгиевская лента». Привлекая подростков к творческой и досуговой деятельности, мы отвлекаем их от негативного воздействия окружающего социума.
Мониторинги работы показывают, что через 2-3 месяца пребывания в учреждении у воспитанников улучшаются показатели психического, физического и социального развития. Кроме того, корректируются асоциальные проявления у подростков, вырабатываются коммуникативные навыки, улучшается внешняя и внутренняя культура поведения.
Используя накопленный социально-педагогический опыт, мы помогаем подросткам и их родителям решать проблемы так, чтобы они служили позитивному развитию и не усложняли, а улучшали мир окружающих их людей.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.