«Работа с подростками по профилактике девиантного поведения»
Оценка 4.6

«Работа с подростками по профилактике девиантного поведения»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
социальная работа
7 кл—11 кл
14.01.2024
«Работа с подростками по профилактике девиантного поведения»
Проблема распространения деструктивного поведения в детско-юношеской среде не утрачивает своей актуальности. Самореализация современных детей и молодежи характеризуется неопределенностью, непредсказуемостью и ценностно-ориентационной неустойчивостью.
Работа с подростками по профилактике девиантного поведения.docx

 

Выступление социального педагога Олейник Я.В.

на тему: «Работа с подростками по профилактике девиантного поведения»

 

  Добрый день, уважаемые коллеги!

Проблема распространения деструктивного поведения в детско-юношеской среде не утрачивает своей актуальности. Самореализация современных детей и молодежи характеризуется неопределенностью, непредсказуемостью и ценностно-ориентационной неустойчивостью.

Рост психологического неблагополучия современных подростков приводит к тому, что деструктивное и противоправное поведение охватывает все большее количество подростков.

Поведение ребенка в подростковый период определяется разными факторами: половым созреванием, соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в организме, маргинальным социальным положением подростка, индивидуальными особенностями. Все перечисленные характеристики подросткового возраста способны порождать серьезные кризисные ситуации.

Давайте рассмотрим какое поведение называется деструктивным, а какое девиантным, их основные особенности, методы и формы профилактической работы.

Деструктивное поведение – это поведение, направленное на разрушение и нанесение вреда окружающей среде или другим людям. Оно может быть сознательным или неосознанным.

Основные особенности деструктивного поведения:

- оно угрожает безопасности и благополучию окружающих;

- характеризуется насилием и агрессией;

-может выражаться в разрушении материальных объектов или отношений между людьми;

- может быть попыткой контроля или манипуляцией над окружающими.

Девиантное поведение – это отклонение от норм и правил, принятых в обществе. Оно может проявляться в разных формах от мелких правонарушений до серьезных преступлений.

Основные особенности девиантного поведения:

- оно нарушает установленные социальные нормы и правила;

- часто сопряжено с негативными последствиями для самого индивида и окружающих;

- может быть вызвано различными факторами, такими как низкий уровень образования, социальное неравенство, нестабильность в семье и т.д.;

- может быть попыткой самовыражения или протеста против текущего порядка вещей.

Следует отметить, что девиантное поведение и деструктивное поведение могут быть связаны друг с другом. Например, деструктивное поведение может быть результатом девиантных действий или быть причиной девиантного поведения у других людей. Однако важно понимать, что не всё девиантное поведение является деструктивным, и не всё деструктивное поведение является девиантным.

Если с подростками не проводить мероприятия, способствующие информированию и устранению данного варианта поведения, а позволять плохим привычкам выражаться с большей силой, следует быть готовым к серьезным последствиям, а именно ребенок в скором времени может стать частым гостем на заседании КДН, а после и более серьезного заведения.

Причины деструктивного и противоправного поведения:

- биологические факторы — неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);

- психологические факторы — психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;

- социально-психологические факторы, они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе — игнорирование взрослыми половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.

Проявления деструктивного и противоправного поведения:

- причинение физического ущерба;

- нарушение социальных отношений;

-жестокость к животным;

- вандализм;

- моральное унижение других людей;

- сквернословие;

- экоцид;

- действия с риском для жизни;

- суицидальное поведение, суицид;

- употребление алкоголя, наркотиков, ПАВ;

- интернет – зависимость;

- чрезмерное видоизменение собственного тела.

Изменения в поведении

- конфликтное поведение;

- трансляция деструктивного поведения в социальных сетях;

- жестокое обращение с людьми, животными;

- резкое и внезапное изменение в поведении;

- подражание асоциальному поведению;

- использование в речи нехарактерных высказываний.

Изменения во внешнем виде

- использование деструктивной символики;

- появление ран, синяков и пр.;

- нежелание следить за собой;

- появление дорогостоящих предметов, источник появления которых ребенок не может объяснить.

Если ребенок ведет себя деструктивно, значит, есть какое-то внутреннее или внешнее противоречие, которое мешает ему. Родителям и педагогам необходимо поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, быть внимательными к нему, интересоваться его жизнью, чтобы он чувствовал себя полноценной личностью и умел отделять «белое» от «черного».

Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних с девиантным и деструктивным поведением педагогами нашего учреждения осуществляется с использование следующих форм и методов работы:

1. Социально-педагогическое диагностика, направленна на выявление причин деформации в развитии подростков.

По итогам диагностики разрабатывается индивидуальный план работы с несовершеннолетним. Основной целью индивидуального плана является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь подросткам в приобретении навыков коммуникативного общения. 

Результаты диагностики предоставляются на консилиум. По итогам первичного консилиума несовершеннолетние с выявленными отклонениями в поведении ставятся в «группу риска».

За последние три года в нашем учреждении прошли курс реабилитации всего 280 человек, из которых 69 несовершеннолетних с деструктивным и противоправным поведением из них 15 воспитанников являлись правонарушителями, состоящими на КДН учете.

2. Правовое информирование - данное направление основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а, следовательно, основным направлением работы становится информирование подростков об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.

С этой целью в рамках межведомственного взаимодействия для подростков проводятся профилактические встречи – беседы с сотрудниками правоохранительных органов, с наркологом, представителями духовенства, также осуществляются тематические просмотры видеофильмов, проведение тематических и ролевых игр.

3. Профилактические мероприятия, данное направление осуществляется в форме групповых и индивидуальных занятий с помощью реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:

·         «Путь к успеху», направленна на правовое просвещение и профилактику вредных привычек у подростков.

·         «Мы с тобой», направленна на профилактику самовольных уходов.

·          «Я в мире профессий», направлена на профессиональное самоопределение подростков.

·          «Мир внутри», цель данной программы развитие адаптивных возможностей и максимальное содействие развитию личности подростков. 

·         «Летний калейдоскоп», направлена на развития активности, творческого и интеллектуального потенциала личности с учетом ее особенностей и интересов.

4. Организация «альтернативной деятельности» - комплексная система работы по организации досуговой деятельности с подростками в учреждении, нацелена на то, чтобы дать воспитанникам установку на правильный, социально одобряемый образ жизни, способствовать формированию устойчивых привычек в поведении, отношении к людям, к делу. С этой целью несовершеннолетние воспитанники вовлекаются в различные тематические мероприятияэкскурсии в МО Павловский район МЧС России, историко-краеведческий музей ст. Павловской, мероприятия КДН и ЗП, такие как: фестиваль «Кубанские каникулы», фестиваль «Формула успеха» и др.

Так же воспитанники активно вовлекаются в различные акции: всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью», «Счастливое детство без наркотиков», «Синяя лента апреля», «Детский телефон доверия», неделя правовых знаний «Права и обязанности», «Обереги добра», «Письмо солдату», «Верни герою имя», «Георгиевская лента». Привлекая подростков к творческой и досуговой деятельности, мы отвлекаем их от негативного воздействия окружающего социума.   

Мониторинги работы показывают, что через 2-3 месяца пребывания в учреждении у воспитанников улучшаются показатели психического, физического и социального развития. Кроме того, корректируются асоциальные проявления у подростков, вырабатываются коммуникативные навыки, улучшается внешняя и внутренняя культура поведения.

        Используя накопленный социально-педагогический опыт, мы помогаем подросткам и их родителям решать проблемы так, чтобы они служили позитивному развитию и не усложняли, а улучшали мир окружающих их людей.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Выступление социального педагога

Выступление социального педагога

Если с подростками не проводить мероприятия, способствующие информированию и устранению данного варианта поведения, а позволять плохим привычкам выражаться с большей силой, следует быть готовым к…

Если с подростками не проводить мероприятия, способствующие информированию и устранению данного варианта поведения, а позволять плохим привычкам выражаться с большей силой, следует быть готовым к…

Если ребенок ведет себя деструктивно, значит, есть какое-то внутреннее или внешнее противоречие, которое мешает ему

Если ребенок ведет себя деструктивно, значит, есть какое-то внутреннее или внешнее противоречие, которое мешает ему

С этой целью несовершеннолетние воспитанники вовлекаются в различные тематические мероприятия : экскурсии в

С этой целью несовершеннолетние воспитанники вовлекаются в различные тематические мероприятия : экскурсии в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2024