Работа с родителями.
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе тесного взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
«Зорко одно лишь сердце», - давным - давно сказал Сент – Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чем – то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешенных проблем… Встреча с родителями учеников – как раз случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие, поблёскивающие в глазах родителей колючими льдинками, как трудно нащупать тему для разговора, в котором каждый захочет высказаться, поделиться чем – то дорогим.
Несмотря на многочисленные исследования в педагогической науке проблемы «учитель – родитель», современные подходы к её решению требуют поиска новых форм. Объединению усилий учителя и родителей способствуют:
-создание и организация работы родительского комитета;
-совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях;
-организация уборки класса в первом полугодии родителями учеников 1-го класса;
-привлечение родителей к проведению праздников в классе;
-совместное выполнение в домашних условиях творческих заданий к конкурсам, олимпиадам и праздникам;
-выступление родителей на тематических классных часах;
-организация фотовыставок «Мамочка родная», «Милая бабуля» «Международный женский день», «Армия в истории моей семьи», «Воспоминание о лете»;
-привлечение родителей к оформлению газет, сообщений, рефератов;
-участив «дне открытых дверей», проводимых в классе, школе, и посещение уроков и внеклассных мероприятий;
-«открытые уроки для родителей»;
Участие родителей в жюри различных классных конкурсов;
-рубрика в классном уголке «Большое спасибо», в котором выражается благодарность всем родителям, помогающим в классу;
- индивидуальная работа с родителями по выявлению и развитию способностей детей;
-анкетирование родителей с последующим анализом;
-посещение семей на дому с целью знакомства с бытовыми условиями;
Видео- и фотосъемка классных мероприятий.
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё я возлагаю ответственность за воспитание и обучение ребенка и считаю, что семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
При подготовке к родительским собраниям я придерживаюсь следующих правил:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей (не заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся)
2. Тема собрания, моё выступление должно учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
Начиная работу с детским
коллективом в 1 классе, стараюсь изучить ситуацию в семье. Это необходимо для
того, чтобы спланировать воспитательную работу с классом с максимальной
эффективностью. Уже на первой встрече с родителями провожу анкетирование вида:
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет
учиться ваш ребёнок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребёнка?
3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребёнку?
4. Какие традиции и обычаи, по - вашему мнению, должны развиваться в детском
коллективе?
5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
Для изучения
отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и
воспитания, предлагаю родителям следующие вопросы:
1. С каким чувством переступает порог нашей школы ваш сын или ваша
дочь?
2. Как чувствует себя ребёнок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребёнка в коллективе?
4. Создает ли школа, по - вашему мнению, условия для самореализации в учебной
деятельности вашего ребёнка?
5. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения
результативности его учебной деятельности?
С целью изучения
качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят использую для
социологического исследования следующие вопросы:
1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете
назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно
чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
4. Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни
класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?
Для диагностики
взаимоотношений родителей и учащихся использую и проективные методики.
Эффективность использования методики неоконченных предложений в том, что её
можно использовать как для учащихся, так и для родителей. Учащиеся и родители
дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов
во взаимоотношениях между ними.
-Школа - для меня – это… (или для моего ребёнка)
-Класс, в котором я учусь, — это…
-Учителя для меня – это люди, которые ….
- Мои одноклассники – это…
-Уроки для меня – это…(выполнение домашнего задания)
-Предметы, которые мне нравятся, – это…
- Предметы, которые мне не нравятся, — это…
Проанализировав ответы учащихся и родителей, использую их результаты для
подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями,
так и с учащимися.
Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, их нравственных
ценностей, использую такие вопросы проективной методики:
Вопросы для учащихся:
- Я радуюсь, когда…(плачу, злюсь)
- Мне нравится, когда…
- Если у меня хорошие новости, то я …(плохие)
-Если у меня что-то не получается, то я…
-Вопросы родителям:
-Я радуюсь, когда мой ребенок…(плачу)
-Я огорчаюсь, когда мой ребенок…
-Мне нравится, когда мой
ребенок…(не нравится)
-Я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.
На основании данного исследования провожу индивидуальные и тематические
консультации, собеседования с родителями и детьми.
Традиционно и ежегодно в начале года провожу собрание, посвящённое организации исследования со своим ребёнком. Знакомлю родителей с теорией: что же такое ученическое исследование, его видами, формами, тематикой. Объясняю всё это наглядно при помощи презентации на интерактивной доске. Представляю их вниманию исследования и проекты своих бывших учеников, выполненные ими презентации (лучше один раз увидеть). Открываю перед родителями перспективу исследовательской деятельности для ученика:
-возможность показать свои возможности; расширить кругозор;
-приобрести навыки научного выступления перед большой аудиторией;
-научиться находить ответы на поставленные вопросы;
-опубликовать свой первый научный труд в детских журналах, научных сборниках, на сайте в сети интернет и получить Сертификат, подтверждающий факт публикации и Благодарственное письмо. И, главное, это возможность стать победителем конкурса юных исследователей!
Процесс поиска контакта с родителями в работе является сложным, но необходимым. Можно отметить, что большинство родителей стремятся оказать помощь в самых разнообразных формах. Организация работы в классе – каждодневный труд учителя и родительского комитета. Который по решению собрания не меняется на протяжении 4 лет, но в состав, которого могут вливаться другие родители, проявляющие интерес к работе детского коллектива. Думаю, что разнообразные шаги, поиска контакта с родителями. практикуемые в нашем классе, станут попыткой не потерять к 5 – му классу интерес к воспитанию своего ребенка, а наоборот расширят педагогические знания родителей, их стремление сотрудничать со школой. Я считаю, что только в совместной работе моей с родителями можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.
Приложения:
а) Первое собрание родителей будущих первоклассников (август).
- Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребёнка в школу.
А сейчас давайте познакомимся друг с другом. Для начала возьмите любую фигуру из коробки (коробка участниками передаётся по кругу). Пройдите по классу и найдите человека, у кого такая же фигурка (по цвету и форме). Пожалуйста, сядьте вместе за парту. Сейчас вы партнеры по общению. Предлагаю Вам познакомиться и расспросить друг друга.
Обязательно задайте следующие вопросы:
- Кто идёт в школу (сын, дочь; это первый или второй ребёнок в семье)? Как зовут Вашего ребёнка?
- Волнуют ли Вас предстоящие перемены?
- Что радует и что тревожит в своём малыше?
Время для знакомства 6 минут: 3 минуты один спрашивает, другой отвечает, а затем меняетесь по моему сигналу (звоночек).
Настало время каждому из вас представить своего соседа и рассказать то, что вы узнали о нём. Чтобы у нас не было заминок, мы будем передавать этот звоночек. У кого колокольчик, тот и представляет своего партнера по общению.
б) Полезная
информация родителям учеников.
1.Понаблюдайте за своим ребёнком. Как ученик он должен:
- Уметь общаться с одноклассниками, поддерживать отношения, иметь свое мнение;
- Правильно распределять и планировать своё время;
- Стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, заниматься самостоятельно;
-Уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками,
самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- Уметь общаться с другими взрослыми;
- Предвидеть последствия своих действий, делать правильный и безопасный выбор.
2. Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью Вашего ребенка.
- Попытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в
течение адаптационного периода. Спокойствие домашней жизни Вашего ребёнка
поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
- Воодушевляйте ребёнка на рассказ о школьных делах.
- Регулярно беседуйте с учителями о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях
с другими детьми.
-По возможности посещайте мероприятия, организуемые в классе. Ребёнок будет рад
видеть Вашу заинтересованность.
- Помогайте малышу делать домашние задания, но не выполняйте их сами.
- Поощряйте возникающие интересы и увлечения ребёнка.
в) Мастерская
общения с родителями «Давайте познакомимся поближе»
(сентябрь).
Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать
сплочению родительского коллектива, избрать родительский комитет класса.
Участники мастерской: учитель, родители.
Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.
Ход проведения.
1. Вводное слово учителя. Педагог поздравляет родителей учащихся с первым
учебным днём-сотворчеством и произносит следующие слова: «Сегодня мы все вместе
«проживём» мастерскую общения. Вам придётся работать и общаться в группах,
самостоятельно выбирать способ выполнения нескольких заданий». Я не буду спешить
отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак,
начинаем!
2. Индукция (все сидят обычно): обведите и вырежьте из листа любого цвета свою
ладонь, напишите в центре вырезанной ладони любым шрифтом с помощью фломастеров
своё имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего дня обращались, и вы
при этой форме чувствовали себя комфортно (получается «визитка» каждого
участника мастерской).
3. Социоконструкция:
Объединить в группы по цвету своих «визиток» (участники рассаживаются в соответствии
с созданными группами);
Расскажите в своей группе о себе то, что заинтересует ваших товарищей.
Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллективную «визитку»:
- выступление в любом
жанре (песня, танец, сценка, пантомима, сказка, рисунок).
4. Социализация: выступление группы с представлением своих коллективных
«визиток».
5. Избирается родительский комитет класса.
6. Рефлексия: передавайте изготовленную «ладошку» учителю с рассказом о своих
впечатлениях и чувствах, возникших на мастерской, как вы себя чувствовали в
начале, в процессе и на завершающем этапе работы в мастерской, постарайтесь
проанализировать причину их возникновения. Высказывайте свои пожелания
классному руководителю и избранному родительскому комитету класса.
Последним выступает мастер, в роли которого был педагог. Таким образом, нетрадиционные формы проведения родительских собраний способствуют вовлечению родителей в воспитательный и учебный процесс образования младших школьников.
Ключ к успеху - понимание трудностей ребёнка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребёнок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.
Список использованной литературы:
Завуч начальной школы 2000. – с. 105
Школа и родители. Родительские собрания. 1 класс. «Проверяй всем сердцем» 2008. –с.3
Анисимова, О. Все мы родом из детства: Оригинальная форма проведения родительского собрания // ИД "Первое сентября" Классное руководство и воспитание школьников. - 2008. - № 12. - с.3-7.
Бетин, О. Школа и семья - величины равноответственные и равнозаинтересованные. // Народное образование. - 2008. - № 1. - с.67-72.
Большая книга детского психолога: О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто — Санкт-Петербург, Феникс, 2010 г.- с.576 .
Коробкина, С. Скоро в школу: Выступление на собрании родителей будущих первоклассников // ИД "Первое сентября" Школьный психолог. - 2009. - № 15. - с.41-43.
Крушина, Э. Р. Диагностика семейного воспитания // Справочник классного руководителя. - 2009. - № 3, - с. 24-27.
Мокеева, Т. Давайте жить дружно: Способы решения детско-родительских конфликтов // ИД "Первое сентября" Классное руководство и воспитание школьников. - 2009. - № 7. - с.25-27.
Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: Под редакцией И. А. Баевой — Москва, Речь, 2006 г.- с.288
Степанов, Е. Методика подготовки и проведения родительского собрания // Воспитание школьников. - 2009. - № 2. - с.12-20.
Тыкынаева, Л. Дверь в детство: Совместное путешествие детей и родителей // ИД "Первое сентября" Классное руководство и воспитание школьников. - 2009. - № 12. - с.22-23
Тренинг предупреждения вредных привычек у детей: Н. А. Гусева — Москва, Речь, 2011 г.-с. 256
Управление воспитательной деятельностью в образовательном учреждении: О. Г. Прохорова — Москва, КАРО, 2007 г.- с.160
Школьная психологическая служба. Работа с родителями: О. В. Хухлаева — Москва, Генезис, 2008 г.- с.160
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.