Работа с родителями

  • docx
  • 26.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья Работа с родителями.docx

Работа с родителями.

      Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе тесного взаимодействия педагогов и родителей  можно успешно решать проблему развития личности школьника.

           «Зорко одно лишь сердце», - давным  - давно сказал Сент – Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чем – то  разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешенных проблем… Встреча с родителями учеников – как раз случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие, поблёскивающие  в глазах родителей  колючими льдинками, как трудно нащупать тему для разговора, в котором каждый захочет высказаться, поделиться чем – то дорогим.

       Несмотря на многочисленные исследования в педагогической науке проблемы  «учитель – родитель», современные подходы к её решению требуют поиска новых форм. Объединению усилий учителя и родителей способствуют:

-создание и организация работы родительского комитета;

-совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях;

-организация уборки класса в первом полугодии родителями учеников 1-го класса;

-привлечение родителей к проведению праздников в классе;

-совместное выполнение в домашних условиях творческих заданий к конкурсам, олимпиадам и праздникам;

-выступление родителей на тематических классных часах;

-организация фотовыставок «Мамочка родная», «Милая бабуля» «Международный женский день», «Армия в истории моей семьи», «Воспоминание о лете»;

-привлечение родителей к оформлению газет, сообщений, рефератов;

-участив «дне открытых дверей», проводимых в классе, школе, и посещение уроков и внеклассных мероприятий;

-«открытые уроки для родителей»;

Участие родителей в жюри различных классных конкурсов;

-рубрика в классном уголке «Большое спасибо», в котором выражается благодарность всем родителям, помогающим в классу;

- индивидуальная работа  с родителями по выявлению и развитию способностей детей;

-анкетирование родителей с последующим анализом;

-посещение семей на дому с целью знакомства с бытовыми условиями;

Видео- и фотосъемка классных мероприятий.

       Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.   С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё я возлагаю ответственность за воспитание и обучение ребенка и считаю, что  семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

При  подготовке к родительским собраниям я придерживаюсь следующих правил:

1.     Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей (не заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся)

2.     Тема собрания, моё выступление  должно учитывать возрастные особенности детей.

3.     Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

Начиная работу с детским коллективом в 1 классе, стараюсь изучить ситуацию в семье. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу с классом  с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями провожу анкетирование вида:
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребёнок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребёнка?
3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребёнку?
4. Какие традиции и обычаи, по - вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?

       Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания, предлагаю родителям следующие вопросы:
1. С каким чувством переступает порог нашей  школы  ваш сын или ваша дочь?
2. Как чувствует себя ребёнок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребёнка в коллективе?

4. Создает ли школа, по - вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?
5. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?

      С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят использую для  социологического исследования  следующие вопросы:
1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
4. Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?

    Для  диагностики  взаимоотношений родителей и учащихся использую и проективные методики. Эффективность использования методики неоконченных предложений в том, что её можно использовать как  для учащихся,  так и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях  между ними.
-Школа -  для меня – это… (или для моего ребёнка)
-Класс, в котором я учусь, — это…
-Учителя для меня – это люди, которые ….
- Мои одноклассники – это…
-Уроки для меня – это…(выполнение домашнего задания)
-Предметы, которые мне нравятся, – это…
- Предметы, которые мне не нравятся, — это…
      Проанализировав ответы учащихся и родителей, использую их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
      Для изучения традиций и обычаев семей учащихся,  их нравственных ценностей, использую такие вопросы проективной методики:
Вопросы для учащихся:
- Я радуюсь, когда…(плачу, злюсь)
- Мне нравится, когда…
- Если у меня хорошие новости, то я …(плохие)
-Если у меня что-то не получается, то я…
-Вопросы родителям:
-Я радуюсь, когда мой ребенок…(плачу)
-Я огорчаюсь, когда мой ребенок…

-Мне нравится, когда мой ребенок…(не нравится)
-Я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.

     На основании данного исследования провожу индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.

      Традиционно и ежегодно в начале года провожу собрание, посвящённое организации исследования со своим ребёнком. Знакомлю родителей с теорией: что же такое ученическое исследование, его видами, формами, тематикой. Объясняю всё это наглядно при помощи презентации на интерактивной доске. Представляю их вниманию исследования  и проекты своих бывших учеников, выполненные ими презентации (лучше один раз увидеть). Открываю перед родителями перспективу исследовательской деятельности для ученика:

 -возможность показать свои возможности; расширить кругозор;

-приобрести навыки научного выступления перед большой аудиторией;

-научиться находить ответы на поставленные вопросы;

-опубликовать свой первый научный труд в детских журналах, научных сборниках, на сайте в сети интернет и получить Сертификат, подтверждающий факт публикации и Благодарственное письмо. И, главное, это возможность стать победителем конкурса юных исследователей!

      Процесс поиска контакта с родителями в работе является сложным, но необходимым. Можно отметить, что большинство родителей стремятся оказать помощь в самых разнообразных формах. Организация работы   в классе – каждодневный труд учителя и родительского комитета. Который по решению собрания не меняется на протяжении 4 лет, но в состав, которого могут вливаться другие родители, проявляющие интерес к работе детского коллектива. Думаю, что разнообразные шаги, поиска контакта с родителями. практикуемые в нашем классе, станут попыткой не потерять к 5 – му классу интерес к воспитанию своего ребенка, а наоборот расширят педагогические знания родителей, их стремление сотрудничать со школой. Я считаю, что только в совместной работе моей с родителями можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.

Приложения:

а) Первое собрание родителей будущих первоклассников (август).

- Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребёнка в школу.

А сейчас давайте познакомимся друг с другом. Для начала возьмите любую фигуру из коробки (коробка участниками передаётся по кругу). Пройдите по классу и найдите человека, у кого такая же фигурка (по цвету и форме). Пожалуйста, сядьте вместе за парту. Сейчас вы партнеры по общению. Предлагаю Вам познакомиться и расспросить друг друга. 

Обязательно задайте следующие вопросы:

- Кто идёт в школу (сын, дочь; это первый или второй ребёнок в семье)? Как зовут Вашего ребёнка?

- Волнуют ли Вас предстоящие перемены?

- Что радует и что тревожит в своём малыше?

Время для знакомства 6 минут: 3 минуты один спрашивает, другой отвечает, а затем меняетесь по моему сигналу (звоночек).

Настало время каждому из вас представить своего соседа и рассказать то, что вы узнали о нём. Чтобы у нас не было заминок, мы будем передавать этот звоночек. У кого колокольчик, тот и представляет своего партнера по общению.

б) Полезная информация родителям учеников.
1.Понаблюдайте за своим ребёнком. Как ученик он должен:
- Уметь общаться с одноклассниками, поддерживать отношения, иметь свое мнение;
- Правильно распределять и планировать своё время;
- Стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, заниматься самостоятельно;
-Уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- Уметь общаться с другими взрослыми;
- Предвидеть последствия своих действий, делать правильный и безопасный выбор.
2. Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью Вашего ребенка.
- Попытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение адаптационного периода. Спокойствие домашней жизни Вашего ребёнка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
- Воодушевляйте ребёнка на рассказ о школьных делах.
- Регулярно беседуйте с учителями о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
-По возможности посещайте мероприятия, организуемые в классе. Ребёнок будет рад видеть Вашу заинтересованность.
- Помогайте малышу  делать домашние задания, но не выполняйте их сами.
- Поощряйте возникающие интересы и увлечения ребёнка.

в) Мастерская общения с родителями  «Давайте познакомимся поближе» (сентябрь).
Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива, избрать родительский комитет класса.
Участники мастерской: учитель, родители.
Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.
Ход проведения.
1. Вводное слово учителя. Педагог поздравляет родителей учащихся с первым учебным днём-сотворчеством и произносит следующие слова: «Сегодня мы все вместе «проживём» мастерскую общения. Вам придётся работать и общаться в группах, самостоятельно выбирать способ выполнения нескольких заданий». Я не буду спешить отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начинаем!
2. Индукция  (все сидят обычно): обведите и вырежьте из листа любого цвета свою ладонь, напишите в центре вырезанной ладони любым шрифтом с помощью фломастеров своё  имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего дня обращались, и вы при этой форме чувствовали себя комфортно (получается «визитка» каждого участника мастерской).
3. Социоконструкция:
Объединить в группы по цвету своих «визиток» (участники рассаживаются  в соответствии с созданными группами);
Расскажите в своей группе о себе то, что заинтересует ваших товарищей. Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллективную «визитку»:

 - выступление в любом жанре  (песня, танец, сценка, пантомима, сказка, рисунок).
4. Социализация: выступление группы с представлением своих коллективных «визиток».
5. Избирается родительский комитет класса.
6. Рефлексия: передавайте изготовленную «ладошку»  учителю с рассказом о своих впечатлениях и чувствах, возникших на мастерской, как вы себя чувствовали в начале, в процессе и на завершающем этапе работы в мастерской, постарайтесь проанализировать причину их возникновения. Высказывайте свои пожелания классному руководителю и избранному родительскому комитету класса.

Последним выступает мастер, в роли которого был педагог. Таким образом, нетрадиционные формы проведения родительских собраний способствуют вовлечению родителей в воспитательный и учебный процесс образования младших школьников.

Ключ к успеху - понимание трудностей ребёнка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребёнок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.

      

     

 

Список использованной литературы:

Завуч начальной школы 2000. – с. 105

Школа и родители. Родительские собрания. 1 класс. «Проверяй всем сердцем» 2008. –с.3

Анисимова, О. Все мы родом из детства: Оригинальная форма проведения родительского собрания   // ИД "Первое сентября" Классное руководство и воспитание школьников. - 2008. - № 12. - с.3-7.

Бетин, О. Школа и семья - величины равноответственные и равнозаинтересованные.   // Народное образование. - 2008. - № 1. - с.67-72.

Большая книга детского психолога: О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто — Санкт-Петербург, Феникс, 2010 г.- с.576 .

Коробкина, С. Скоро в школу: Выступление на собрании родителей будущих первоклассников   // ИД "Первое сентября" Школьный психолог. - 2009. - № 15. - с.41-43.

Крушина, Э. Р. Диагностика семейного воспитания   // Справочник классного руководителя. - 2009. - № 3, - с. 24-27.

Мокеева, Т.  Давайте жить дружно: Способы решения детско-родительских конфликтов   // ИД "Первое сентября" Классное руководство и воспитание школьников. - 2009. - № 7. - с.25-27.

Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: Под редакцией И. А. Баевой — Москва, Речь, 2006 г.- с.288

Степанов, Е. Методика подготовки и проведения родительского собрания   // Воспитание школьников. - 2009. - № 2. - с.12-20.

Тыкынаева, Л. Дверь в детство: Совместное путешествие детей и родителей   // ИД "Первое сентября" Классное руководство и воспитание школьников. - 2009. - № 12. - с.22-23

Тренинг предупреждения вредных привычек у детей: Н. А. Гусева — Москва, Речь, 2011 г.-с. 256

Управление воспитательной деятельностью в образовательном учреждении: О. Г. Прохорова — Москва, КАРО, 2007 г.- с.160

Школьная психологическая служба. Работа с родителями: О. В. Хухлаева — Москва, Генезис, 2008 г.- с.160

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru