"Работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности"
Оценка 4.9

"Работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности"

Оценка 4.9
doc
30.04.2020
"Работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности"
Работа с семьями.doc

РАБОТА СЕМЬЯМИ СВОИХ УЧЕНИКОВ – ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

                                                                                                                  Иванова Л.Л.

 

 

      

    Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей.

                                                                                                                  В.А.Сухомлинский

 

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы, тем более школы-интерната, в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного  процесса.

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а  скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь. [1,127]

А.С. Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.

Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы-интерната и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Совместно с   родителями,   педагогический коллектив нашей школы  пытается   использовать  наиболее  эффективные способы решения этой проблемы, определить  содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются  на  стремление  педагога  к  сотрудничеству, проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и  целенаправленный  поиск  путей  решения этой проблемы, поиск  оптимальных форм совместной работы школы-интерната и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

Взаимоотношения семьи и школы-интерната важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов

Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи [2,27].

Перечислю основные направления взаимодействия семьи и школы-интерната, которые я использую в работе с родителями:

1.     Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2.     Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3.     Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4.     Взаимодействие с родительским комитетом.

5.     Совместная деятельность родителей и учащихся. 

6.     Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7.     Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

Основными формами работы с семьёй в нашей школе-интернате являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом, психологом  и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации.

Консультации для родителей в группах посвящаются конкретным вопросам воспитания и обучения детей данного возраста. Сообщения педагогов носят конкретный характер, являются доступными для родителей, сопровождаются демонстрацией примеров, привлечением различных дидактических средств. Тематикой консультаций бывают такие вопросы, как «Работа по развитию речи в семье», «Использование письменной формы речи», «Работа по развитию слухового восприятия», «Ознакомление детей с природой». Формы работы могут быть разнообразными — как в виде докладов сурдопедагогов, воспитателей, так и в вопросно-ответной форме.

Иногда даже телефонный разговор  можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители совместно с воспитателями нашей школы-интерната используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания,  встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений:  врачей, юристов, социального педагога, психологов,  инспектора ГИБДД, ПДН, и т.д. В помощь родителям в школе-интернате под руководством педагога-психолога выпускается «Журнал для родителей». Недавно в нём были напечатаны статьи о слуховой функции человека, об игровых приёмах по развитию слуха детей младшего и среднего школьного возраста, о возможностях и проблемах кохлеарной имплантации детей с глубоким нарушением слуха. 

 

Традиционные формы взаимодействия семьи и школы-интерната

 

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам педагог, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Я провела лекции для родителей по темам « Воспитание детей в семье с ОВЗ», «Возрастные особенности младших школьников», «Формирование произношения у детей с нарушениями слуха.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Они могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции в группе проводим раз в год.  К ним обычно готовлю выставки работ воспитанников, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы, которые мы обсудили на конференции: «Права и обязанности родителей», «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у детей младшего школьного возраста», «Особенности адаптации  ребенка в школе-интернате»

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей, воспитателей. В ходе педагогического практикума я предлагаю найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей  и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
         Открытые занятия в нашей школе обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по воспитанию, методикой воспитательной работы, требованиями педагогов. Я даю возможность родителям присутствовать на открытых занятиях (дидактическая игра по изучению названий птиц родного края и закреплению признаков зимы, предметно-практическая деятельность по изучению правил дорожного движения и др.). Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной и воспитательной деятельности в нашей школе-интернате.

 

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:

 

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому  эта форма работы с родителями организуется в группе редко.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями беру следующие: «Воскресный день дома», «День рождения Кости» и др.;

Работа клуба «Путь к успеху». В школе-интернате большая работа проводится с обучающимися с кохлеарным имплантом (КИ) Создано объединение педагогов, родителей обучающихся с КИ для слухоречевой реабилитации учащихся. Заработал проект «Звуковая дорожка». Для каждого ребенка с КИ создана индивидуальная программа реабилитации. В рамках этого проекта работает клуб «Путь к успеху». В течение учебного года родители учащихся получали консультации по интересующим их вопросам, посещали уроки и индивидуальные занятия педагогов.

На школьном сайте в блоке «Коррекционная работа» открыт раздел «Школьники с КИ». В этом разделе все желающие могут познакомиться с методическими рекомендациями по речевой реабилитации неслышащих детей после кохлеарной имплантации, познакомиться с работой клуба.

На заседаниях клуба педагоги рассказывают о своей работе, выступают с сообщениями и презентациями. Был подготовлен спектакль «Пасхальный праздник» и показан родителям. На очередном занятии клуба «Путь к успеху» для родителей и педагогов учителем-дефектологом слухового кабинета был дан мастер-класс по слухоречевой реабилитации обучающихся 2 класса с КИ. Задачами на следующий год являются разработка программы проекта «Звуковая дорожка», активизация и повышение эффективности работы по слухоречевой реабилитации детей.

Одной из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. На собраниях обсуждаю проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д.   Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Готовясь к собранию, я заранее предлагаю родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы. Заранее продумываю оформление классной комнаты (оформляю выставку творческих работ, выпускаю специальную тематическую газету, подбираю литературу для родителей).

Я всегда задавала себе вопрос: Как сделать так, чтобы собрание было родителям интересно и полезно, носило познавательный и просвещенческий характер? Этого можно достигнуть, если уже с самого начала с классом воспитатель будет формировать традиции проведения родительского собрания.

В нашем классе есть такие традиции:

 

-       приглашение родителей (день и час проведения собрания, тема, телефон, по которому можно позвонить или адрес электронной почты, если не могут принять участие, программа собрания) по электронной почте или объявление на странице для родителей на моем сайте или класса;

-       выставка детских работ, выполненных во внеклассное время на занятиях кружка «Умелые руки», презентация «Работа кружка»;

-       демонстрация грамот и дипломов, которые были получены детьми во время четверти;

-       поздравление родителей с праздниками, знаменательными событиями;

-       награждение родителей-активистов.

 

Классное родительское собрание в нашей группе включает в себя  шесть обязательных компонентов:

 

·        анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания педагоги класса знакомят родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников. Мы используем диаграммы, которые отражают картину успеваемости и посещаемости класса; развитие речи вне класса; уровень воспитанности обучающихся;

·        знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы;

·        психолого-педагогическое просвещение;

·        обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров, и пр.);

·        рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному;

·        личные беседы с родителями;

 

В тех случаях, когда родители ребенка живут далеко и не могут часто приезжать в учреждение, я организую переписку с ними по электронной почте или общаюсь с ними по телефону, отвечаю  на все вопросы, в том числе и прямо не связанные с обучением ребенка, например о его здоровье, условиях проживания в школе-интернате.

Одной из форм сотрудничества воспитателя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с педагогами класса планирует, готовит и проводит работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует  совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Большое значение в воспитательном процессе имеют и совместные мероприятия родителей и детей, такие, как коллективно- творческие дела. В 2018-2019 учебном году, ярким мероприятием для обучающихся и их родителей стал участие в  школьном проекте "Весёлый двор". Педагоги и обучающиеся нашего класса защищали два проекта "Хрюшка-цветочница на волшебном пенёчке" и "Лебеди". К защите проекта готовились долго и старательно. При подготовке проекта свои творческие способности проявили Даниил Н. и Алмаз Х.. Большую поддержку и помощь ребятам оказывали их родители.  

Родители воспитанников принимают активное участие в подготовке к различным конкурсам: участие родителей Даниила Н. вместе со своим ребёнком в конкурсе «Осенняя композиция» (Из овощей сделали композицию «Ёжик готовится к зиме»);  родители всех обучающихся класса творчески подошли к подготовке конкурсу «Цветущий сад на подоконнике». Совместно со своими родителями под руководством воспитателя наши дети с удовольствием участвовали в российских («Альтернативная ёлка», «Цветы-творенья рук искусных» и др.), в республиканских конкурсах («Я за безопасный мир», «На лугу пасутся ко… и в др.)

Формирование доверия, общего участия в судьбе ребенка лучше всего обеспечивается в организации таких неформальных событий, как проведение общих праздников, празднование дней рождения детей  в школе, организация выставок работ детей, совместных экскурсий и поездок. В течение учебного года внутри класса обычно проводим различные мероприятия: дни именинников («Осенние именины», «Весенние именины»), чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам. Подобные мероприятия способствуют сближению детей и родителей, налаживанию контакта между педагогами и родителями.

Я стараюсь приглашать, привлекать родителей к проведению праздников в школе («Лучшая на свете мама», «Золотая волшебница осень» и др.) Важно, чтобы родители увидели своих детей в праздничной обстановке, оценили результаты работы по музыкальному воспитанию, развитию речи, получили положительные впечатления. Наиболее интересно прошли для детей праздники, когда родители вместе с ними участвуют в играх, танцах, конкурсах (новогодний праздник «Не дадим скучать ёлочке»). Помимо участия в праздниках родителей  привлекаем к организации экскурсий, походов, фото и видеосъемке детей. Родители помогают мне в подготовке дидактического материала (буклеты,  презентации совместно с детьми, размножении методических материалов).

В своей работе стало традицией использование различных наглядных материалов: выставок детских работ, оформление информационных стендов, так называемых уголков для родителей. В классе мы часто используем этот метод, показываем родителям работы детей выполненные во внеклассное время на занятиях кружка «Умелые руки». Знакомство с  результатами творчества  производит на родителей положительное впечатление, а советы воспитателя в связи с обсуждением работы ребенка позволяют организовать работу в данном направлении дома. Демонстрация работ детей без комментария воспитателя не дает большого эффекта, так как родители не всегда понимают задачи работы, степень самостоятельности ребенка при ее выполнении. При обсуждении работы я показываю продвижение ребенка, сравниваю ее с предыдущими рисунками или поделками, которые хранятся в группе.

В проведении работы с родителями считаю важными последовательность, систематичность, учет их реальных возможностей. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат.

Практика работы с родителями показала, что новые формы общения с семьёй помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это- залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе. Вместе с родителями мы, педагоги, учимся общению с ребятами: ведь от того, насколько правильно будет построено общение ребёнка и родителей, будет зависеть многое, если не всё его воспитание.

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.  Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное  и планомерное взаимодействие с ней. [3,9]

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья  рассматривается как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда помним, что работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности. Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря: педагогическому такту и этике взаимоотношений; педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры; педагогическому просвещению родителей.

 

Литература:

1. Левченко, И.Ю. Педагогическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии/И.Ю. Левченко, В.В. Ткачёва. - М.: Просвещение, 2008.127 – 128с.

2. Савинов, Е.С. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения/Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. 25-27с.

3. Ярёменко, Е.О. Родительское собрание/Е.О. Ярёменко, Е.К. Лобачёва. – М.: ЭКЗАМЕН, 2008. 5-11с.

 


РАБОТА СЕМЬЯМИ СВОИХ УЧЕНИКОВ –

РАБОТА СЕМЬЯМИ СВОИХ УЧЕНИКОВ –

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом, психологом и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом, психологом и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации

Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у детей младшего школьного возраста», «Особенности адаптации ребенка в школе-интернате»

Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у детей младшего школьного возраста», «Особенности адаптации ребенка в школе-интернате»

На заседаниях клуба педагоги рассказывают о своей работе, выступают с сообщениями и презентациями

На заседаниях клуба педагоги рассказывают о своей работе, выступают с сообщениями и презентациями

Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы; · психолого-педагогическое просвещение; · обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров, и…

Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы; · психолого-педагогическое просвещение; · обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров, и…

Осенние именины», «Весенние именины»), чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам

Осенние именины», «Весенние именины»), чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам

Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации

Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020