Актуальность
Особое место в современное время приобретают ОУУН, формирующие информационную компетентность, так необходимую в сегодняшнем обществе. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности. Наблюдения показали, что на итоговой аттестации в 9 классе выпускники не могут качественно обработать информацию, полученную из текста: плохо определяют главный смысл (идею) прочитанного, нечетко отделяют главную и второстепенную информацию, испытывают трудности при интерпретации текста, зачастую не приводят доводы в защиту своего мнения (не используя предложенный текст и применяя другие источники). Конечно, можно прислушаться к мнению многих исследователей, и разрабатывать новые стандарты, менять учебники. Но, возможно, данные трудности можно избежать, если целенаправленно усилить работу над текстом как источником информации, начиная с младшего школьного возраста, и изменить стиль преподавания в начальной школе.
Не будет большим преувеличением, что от серости и репродуктивности традиционных методик работы над текстом притупляется детский мозг, угасает непосредственность и живость восприятия текста, формируются банальность и стереотипность мышления, исчезает познавательный интерес к авторскому тексту. Значит, нужны не только новые методические приёмы, но и принципиально новая методика работы с текстом.
Цель:
дать учащимся приемы и инструменты, с помощью которых можно свободно и творчески «внедряться» в авторский текст- и логически, и эмоционально, не оставаться посторонним и равнодушным к излагаемому.
Задачи:
Изучить методическую литературу и передовой педагогический опыт по данной проблеме.
Апробировать приёмы логического и ассоциативно-образного подхода на уроках литературного чтения, окружающего мира.
Разработать критерии по уровню сформированности навыков работы с текстом.
Провести мониторинг эффективности используемых приёмов.
Логический и ассоциативно-образный подход
Автор: Королёва Галина Викторовна
Методика создавалась 12 лет.
Логическое направление реализуется в содержательно- композиционном и типологическом анализе текста.
Ассоциативно- образный подход заключается в восприятии текста через образ и визуализации мышления в виде рисунков и схем.
Текст – город
Это такой текст, в котором
все части(абзацы)равноправны
между собой по важности и значимости, как дома в городе (каждая часть самостоятельна и является отдельным маленьким текстом).
В тексте- городе не бывает вступления, основной части и заключения.
Текст- город является принципиально не законченным: у него нет ни начала, ни конца.
Текст-город может легко «терять» абзацы без ущерба для общего смысла.
Пример текста-города
Муравьи
Муравьи- лесные санитары. Они поедают вредных гусениц. Жители одного муравейника за один день съедают тысячи гусениц. Муравьи разрыхляют землю. От этого корни деревьев получают больше воздуха, влаги.
Муравейник- это целый город муравьёв. Они тащат туда стебельки, сухие палочки, веточки. В плохую погоду муравьи прячутся в муравейники и закрывают все входы и выходы.
Если разорить муравейник- погибает большая муравьиная семья. Тогда в лесу появляется много вредных гусениц. Они губят деревья. Поэтому муравейники надо беречь.
Текст-дворец
Текст имеет один или несколько
расположенных рядом главных абзацев,
в которых содержится наиболее важная
мысль текста. Все прочие абзацы являются вспо-
могательными: они могут повторять в той или
иной форме содержащуюся в главном абзаце
информацию, детализировать её, являться отступлением от темы, вступлением или заключением.
1
2
3
Пример текста-дворца
Кто как читает?
В книге зимы каждый лесной житель расписывается своим
почерком, своими знаками. Люди учатся разбирать эти знаки
глазами. Как же ещё читать, как не глазами?
А вот звери умудряются носом читать. Собака, например, по-
нюхает буквы в книге зимы и прочтет: «Тут был волк» или «Тут
сейчас пробежал заяц».
И уж такой у зверей нос шибко грамотный- ни за что не оши-
бётся.
В.Бианки
Текст-дом
Это повествовательные тексты с четко
выраженной структурой: вступление,
основная часть, заключение. Ни один из абзацев
не может жить самостоятельно. Все части текста-
дома прочно связаны, одна часть логически выте-
кает из другой и является продолжением. Все
абзацы делают одну и ту же работу- служат рас-
крытию темы текста каждый по-своему.
Пример текста-дома
Протоптали тропинку.
Ночью была вьюга. У дома люди прокладывали дорожки.
Шли ребята в школу. Остановились у дома бабушки Марьи. Она одна живёт. Как бабушке к колодцу пройти?
Вошли дети во двор. От ворот до дома тяжело идут по глубокому снегу. От дома до ворот- легче. Прошли много раз. Протоптали тропинку.
В. Сухомлинский
Текст-город | Текст-дворец | Текст-дом | |
Схема | 1 | 1 | |
Части, которые могут существовать отдельно от других частей. |
|
| |
Части, которые могут меняться местами |
|
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
|
!
Работа над определением темы текста
Капля чистой воды.
2. Выращивание дерева.
Выделение главной части в тексте.
Приём «Закрытая дверь»
Приём «Камушек, брошенный в воду»
Украшение
Повторение
Дополнение
Уточнение
Главная информация
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.