МКУ «Управление образования» МО «Намский улус»
МБНОУ «Намская улусная гимназия им. Н.С.Охлопкова»
Работа с текстом как один из способов формирования читательской грамотности на уроках русского языка в среднем звене
(тезис)
Выполнила: Винокурова Д.Н.,
учитель русского языка
Намской улусной гимназии им. Н.С.Охлопкова
Намцы 2025
Введение
Проблема формирования функциональной грамотности школьников приобрела в последние годы особенную актуальность и значимость. Часто уровень сформированности функциональной грамотности определяют как индикатор общественного благополучия. С первых шагов школьного обучения деятельность детей становится общественно значимой и общественно оцениваемой. Именно со школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого обучающегося этап становления его функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Цель: представить систему работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка посредством определенных методических приёмов;
Задачи:
-Изучить методические рекомендации по формированию читательской грамотности учащихся на уроках русского языка.
-Выявить методические приемы, приемлемые для учащихся среднего звена.
-Систематизировать и использовать на уроках русского языка.
Актуальность: Формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Понятие «читательская грамотность» представляет собой систему знаний, позволяющих юному читателю планомерно, осознанно и вдумчиво работать над текстами различных жанров и стилей. Всероссийские проверочные работы, основной государственный экзамен и, наконец, ЕГЭ доказывают, что грамотное и осознанное чтение необходимо формировать на всех школьных уроках.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках. При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности.
II.1. Формирование читательской грамотности на уроках.
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Развитый читатель не только умеет читать, но и ценит чтение, активно использует его при решении разных задач.
В 2024 году на основании плана ВСОКО МБНОУ «Намская улусная гимназия им. Н.С. Охлопкова», в связи с реализацией обновленных ФГОС НОО, СОО, ООО, проведена внутренняя оценка качества образования в форме мониторинга уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся.
Цель мониторинга – выявление уровня сформированности функциональной грамотности учащихся для проектирования учебного процесса и принятия своевременных управленческих решений. Всего было диагностировано 256 (кроме 4 и 11 классов, охват составил 100%) ученика.
Методы контроля: диагностическая работа на платформе РЭШ.
Выводы:
1. Общий итог показал, что в целом, у учащихся гимназии сформирован достаточный уровень функциональной грамотности: математической и читательской. В том числе с высоким показателем 46 (18%), повышенным – 74 (29%), средним – 91 (36%), низким 39 (15%) и недостаточным 6 (2%).
В связи с этим, мы пришли к выводу, что каждый учитель на уроке должен работать над формированием функциональной грамотности обучающихся. Для нас, учителей русского языка и литературы основной задачей является формирование читательской грамотности. Изучив методические рекомендации, литературу, мы выявили наиболее приемлемые для наших учащихся приёмы для развития читательской грамотности на уроках русского языка. Хотим отметить несколько эффективных, на наш взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности, которые используем на своих уроках.
2. Приемы, способствующие формированию читательской грамотности:
«Верные - неверные утверждения».
Этот прием может быть началом урока. Предлагаю ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
«Словарики»
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.
Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.
Например, в учебнике Ладыженской 5 класса есть текст автора К.Паустовского «Подпасок» - это упражнение 644. Задание: прочитать текст, списать, вставляя пропущенные буквы, определить падеж прилагательных.
«Чтение с остановками» (можно текст на морально-нравственную тему).
можно использовать в 7 классе при знакомстве с учебником, а затем при завершении изучения одного раздела и началом изучения следующего.
Для того чтобы у школьников было ясное представление о разделах науки о языке, задаю следующие вопросы:
- С какими разделами нам предстоит познакомиться на уроках русского языка в этом учебном году?
- Какой раздел мы с вами изучили? С каким предстоит знакомство? Что изучается в данном разделе?
В процессе изучения разделов науки о языке формируются учебно-языковые умения, которые заключаются в оперировании языковым материалом в учебных целях.
«Реконструкция текста».
Этот приём эффективен при изучении, например, тем: «Предложение», “Текст”, “Тема текста”. Ученикам предлагается составить из слов предложение, восстановить деформированный текст (расставить предложения в нужной последовательности).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.
Чтение восстановленного текста учащимися
Приём «Лингвистические сказки» благотворно влияют на отношение учащихся к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Сказочный дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя сухие правила учебника.
Приём «Письмо с пробелами».
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Также можно проводить игры для привлечения интереса обучающихся.
В 5 классе проводим игру «Третий лишний». Например, необходимо найти лишнее слово из трёх предложенных. Ребята анализируют ряд слов, размышляют над тем, какой у них общий смысл и исключают лишнее в ряде. Подобное задание развивает критическое мышление и способствует формированию навыков в применении таких теоретических методов сбора информации как анализ, синтез, обобщение и классификация.
Ученик должен назвать лишнее слово и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Например, непроверяемая безударная гласная, количество слогов, род, одушевлённое или неодушевлённое, части речи и прочее.
- ситцевый, замочек, горошек (лишнее – ситцевый, т.к. является прилагательным).
- плач, горяч, могуч (лишнее – плач, т.к. является существительным).
Игра «Найди пару»
Антонимы
Заключение.
Таким образом, читательская грамотность, её формирование у школьников связано с его способностью к чтению и пониманию учебных текстов, с умением извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных и учебно-практических задач, а также в повседневной жизни.
Как уже было отмечено, основополагающим умением, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не только его успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. В этом заключается актуальность формирования читательской грамотности.
Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучатьcя, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетeнций, споcобного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.