Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения начальной школы

  • pptx
  • 01.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Читательская грамотность.pptx

МКОУ Юрловская ОШ

Учитель начальных классов
Радаева С.В

Понятие «читательская грамотность»

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

«Читательская грамотность»

Работа с текстом

Интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень восприятия текста, но и умение его анализировать. Анализ текста должен представлять совместную работу учителя и учащихся.

Понимание текста

Ключевой навык, который начинает развиваться в начальной школе. В современном мире переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации.

«Пятиминутка чтения»

Развитие навыков чтения. 

чтение вслух;
чтение про себя;
жужжащее чтение;
хоровое чтение;
чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);
чтение в темпе скороговорки;
бинарное чтение (два ученика одновременно);
«Прыжки» (через слово, через
строчку);
«Прятки» (найти слово
с определённым признаком);
«Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного).

Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.



Родился зай… в лесу и всего боял…. Треснет где – ни… сучок, вспорх… пти…, упадёт с дере… ком снега – у зайчи… душа в пят….

Заполнение буквенных пропусков.

2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.
Ма/ши/на, ку/ни/ца, чер/ный, мед/ведь, со/ро/ка.
Ма-ши-на, ку-ни-ца, чер-ный, мед-ведь, со-ро-к а.
3.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.
ПЫлеСОС СНЕ | ГО | ПА | ДЫ
ВоРОбьИ ЗА – МО - РОЗ - КИ

4. Упражнение «Молния»
Суть его в том, что сначала дети читают в обычном режиме. Затем по команде ускоряются
5.Чтение с закладкой.
Прочитанные слова закрываются закладкой. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

6.Чтение «наоборот».
К.Д. Ушинский «Васька».
Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да ретих; лапки бархатные, котогок остер…
7. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.
Задания на этом этапе урока направлены на постановку целей урока, определение тематической направленности текста, выделение его героев по названию произведения, определение автора, нахождение ключевых слов, соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.
Задание:
Предположите, о чём и о ком этот текст?
по его названию;
по иллюстрациям к тексту;
по выделению героев произведения;
по выделенным словам.
Постановка целей урока. Определение тематической направленности текста
Выделение его героев по названию произведения.

Приемы работы с текстом.
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение (дома или в классе).
Чтение с остановками.
Словарная работа.
Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
Постановка вопросов к тексту и к автору.

Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста на уровне содержания.

Приёмы работы с трудными словами
Игры-задания.
Найди в предложениях.
Впиши в предложения подходящие по смыслу слова.
Замени словосочетания одним словом.
Закончи предложения.
Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу словом.
Подумай и запиши.
Знакомство с новыми словами в форме путешествия.
Существуют методические приёмы работы над лексическим значением нового, непонятного слова:
показ предмета или действия, обозначаемого словом;
показ рисунка или иллюстрирование;
подстановка синонимов;
способ логического определения;
введение новых слов в предложение;
выяснение значения слова по толковому словарю.

Работа с текстом после чтения
Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.
Приемы работы.
Постановка проблемного вопроса к тексту.
Диалог, дискуссия.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
Выполнение творческих заданий.
Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.