Выступления на муниципальном МО учителей начальных классов
Дата: 25.08.2023г
Тема: Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности в начальной школе.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Д. Дидро
Добрый день уважаемые коллеги. Тема моего выступления-
«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности в начальной школе.
Читательская грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников. А в последнее время развитию компетенций функциональной грамотности мы с вами уделяем большой отрезок времени.
Научное понятие понятия «функциональной грамотности» звучит так – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Важным становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать печатные и письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
В процессе работы мы видим, что многие дети
а) после прочтения того или иного научного текста требуют личного разъяснения учителем того, что написано;
б) не вычитывают все необходимое в этом тексте, выхватывая из него отдельные слова или фразы.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.
С переходом в следующий класс увеличивается объем информации, где надо не только много читать и запоминать, но, и, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным.
Переходя из класса в класс, мы формируем умения работы с текстом.
В 1 классе мы обучаем детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
Во 2 классе обучаем детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы: учим детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Работу по формированию читательской грамотности мы ведём на любом уроке. Важным предметом для этого является урок литературного чтения.
На уроках литературного чтения мы учим детей читать художественную литературу, готовим к её систематическому изучению в средней школе, вызываем интерес к чтению и закладываем основы формирования грамотного читателя, владеющего техникой чтения, учим понимать прочитанного, уметь выбирать книги
Для формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения, я стараюсь, развивать творческо-поисковые способности, для этого я использую нестандартные уроки, уроки-сказки, уроки-исследования, уроки-путешествия, уроки-праздники. Часто использую ролевые игры.
Чтобы получить оптимальный эффект от уроков и полную реализацию поставленных задач применяю разнообразные технологии. Но самое главное при выборе технологии – это задать правильный эмоциональный настрой.
I. Игровая технология. Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использую загадки, ребусы, кроссворды.
II. Информационные технологии. Работая над формированием читательской грамотности, информационная технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий используем толковый и энциклопедический словари.
Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации. При подготовке презентации учитываю основные моменты темы.
Часто использую видеофрагменты (биография писателя, мультипликация к произведению).
Включаю в содержание урока - аудио средства. Научив детей слушать, предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
На уроках литературного чтения используется иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Очень любят ребята использовать свои иллюстрации для выборочного чтения, пересказа, составления планов произведений.
III. В рамках работы по формированию читательской грамотности актуальна личностно-ориентированная технология. На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
• Надо учесть возможности для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
• Организуем обмен мыслями, мнениями, оценками; стимулируем учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
• Обязательно создание ситуации успеха для каждого обучаемого.
Дети любят – вариативные домашние задания, это даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.
Например: создание рисунка к произведению, подготовка вопросов к произведению, написание краткого отзыва к произведению, создание синквейна и др.
На своих уроках литературного чтения использую приемы и задания для формирования читательской грамотности.
В 1 классе для формирования смыслового чтения предлагала задания на уровне слова:
-Задание «Найдите и прочитайте 5 слов, начинающихся на определённую букву, например на букву Р».
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМРОГА
-Задание «Прочитайте слова без лишнего слога».
королава, сонабака, могуклоко, сокророка, машинамна и т.д.
Задание « Добавьте в слова гласную букву, чтобы получилось слово».
г-р-д, м-л-к-, м-р-з ( в данном примере вставляем букву О);
- Для смыслового обучения чтению использовала следующее задание:
«Прочитайте пословицу правильно».
Лес рубят – кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Найди лишнего героя
Задание «Выбрать того героя сказки Теремок который что-то изменил
|
Начиная со 2 класса задания усложняются
На уроках литературного чтения я применяю элементы технологии критического мышления:
Приём «Чтение по частям». Для этого приема предлагается использовать повествовательный текст. Сначала учащиеся по названию текста и по иллюстрации (при ее наличии) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента, учащиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у детей внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Во время чтения текста проводится словарная работа, способствующая осознанию прочитанного. Именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его. Учащиеся видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем.
Выбор слов-эмоций, слов-настроений с объяснением. После словарной работы идет проверка осмысления текста каждым учеником. Чтобы посмотреть, как продвигается каждый ребенок в плане самоанализа литературного произведения, выбран наиболее оптимальный вариант – тесты. Цель – проверить понимание текста на уровне содержания. Тест носит репродуктивный характер (выявление знаний сюжета, имен героев, литературоведческих терминов и понятий).
Такой подход к художественному тексту изменяет мотивацию читательской деятельности ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, понять идею автора.
Приём «Уголки» при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делю на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём я применяю при подготовке к пересказу большого по объёму произведения. Сказки А.С. Пушкина,Щварца, Одоевского Шарля Перро.
Способствует формированию навыка извлекать необходимую информацию такие задания:
«Определи по обложкам справочные книги», из которых можно узнать много интересных фактов об окружающем мире.
|
Приём «Драматизация» предполагает изобразить мимикой и жестами
одного из героев произведения, которого нужно отгадать детям.
Приём «Ромашка вопросов».
Класс можно разделить на группы. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:
1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».
3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.»..
4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
Важно научить младшего школьника учиться полноценно, воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Задача учителя- выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.
В конце учебного года использую диагностика читательской грамотности с использованием образовательной платформы Учи.ру. , на этой платформе мы работаем начиная с 2019 года. Ребятам и родителям нравится. Результаты этого года у нас получились следующие :
№ п.п. |
Ф.И. |
Уровень художественного текса |
Уровень информационного текста |
1. |
Акулёнок Егор |
ниже базового |
ниже базового |
2. |
Аношина Валерия |
базовый |
базовый |
3. |
Вяткин Сергей |
выше базового |
базовый |
4. |
Дунцова Валерия |
ниже базового |
ниже базового |
5. |
Роговский Иван |
Выше базового |
базовый |
6. |
Пригожева Варвара |
ниже базового |
ниже базового |
7. |
Жигарьков Максим |
выше базового |
базовый |
8. |
Тарасевич Анастасия |
Выше базового |
базовый |
9. |
Воробъёв Иван |
базовый |
базовый |
|
|
Выше базового-5 Базовый– 2 Ниже базового-2 |
Выше базового-0 Базовый– 6 Ниже базового-3 |
Уровень ниже базового
Учащиеся успешно выполняют задания, в которых задействована лежащая на поверхности информация. У них часто возникают трудности с заданиями, требующими умения понимать синонимичные конструкции и определять локализацию информации в тексте. Такие затруднения могут быть связаны с тем, что в заданиях на поиск информации, имеющейся в тексте в явном виде, не всегда возможен поиск по ключевому слову, часто в них используется синоним или синонимичная синтаксическая конструкция.
Базовый уровень
Учащиеся успешно справляются с заданиями низкой и средней трудности. Они находят в тексте нужную информацию, верно понимают его идею и запоминают много деталей. У этих учеников могут возникать трудности с заданиями, состоящими из нескольких подзадач, для выполнения которых нужно возвращаться к тексту. Они также могут испытывать затруднения с сопоставлением информации из разных текстов и установлением порядка событий в истории.
Уровень выше базового
Учащиеся справляются со всеми типами заданий для базового уровня чтения, но успешнее работают со сложносоставными заданиями и заданиями, для выполнения которых нужно возвращаться к тексту. Как правило, эти ученики быстро читают, умеют делать выводы из прочитанного, возвращаются к тексту для самопроверки.
Продуманные задания на уроках литературного чтения позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения учащихся, их воображение и речь, формировать эмоциональную и эстетическую культуру, способствуют процессу формирования функциональной грамотности : умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос. Благодаря полученным умениям мои ученики используют свои знания в проектных работах школьного и муниципального уровня.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников начальной школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами на любых уроках, не только на уроках литературного чтения
Группа 1
Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Список использованной литературы
1. Мельчук О. И. Зам. директора по УВР г. Каражал Статья «Формирование читательской грамотности в начальной школе – основа успешности дальнейшего обучения и подготовки к жизни»
2. Селюнина Н. А. «Дидактический материал по развитию речи и творческих способностей учащихся для 1 класса «АБВГДейка». г. Серебрянск, ВКО 2012г. -16с.
3. Пинская М. А., Тимкова Т. В., Обухова О. В. Может ли школа повлиять на уровень читательской грамотности младших школьников? //
4. Сараева Наталья Михайловна «Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования»// https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-rabota-s-tekstom-kak-osnovnoi-sposob-formirovanija-chitatelskoi-funkcionalnoi-gramotnosti-obuchayuschihsja.html
5. Московец Н. С. Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=8266
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.