План по самообразованию. Формирование читательской грамотности в начальной школе в условиях ФГОС

  • docx
  • 28.08.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование Читательской грамотности в начальной школе. План по самообразованию..docx

План самообразования

Методическая тема школьного МО : «Совершенствование педагогического мастерства в условиях ФГОС, путем внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий»

Моя методическая тема: «Формирование читательской грамотности в начальной школе в условиях ФГОС»

Срок реализации: 2023 – 2025гг.

 

Пояснительная записка

 «Чтение  - вот лучшее учение!»

А.С. Пушкина 

Проблема: 

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся начальной школы, а так же понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.

Базовым гуманитарным предметом, способствующим формированию читательской грамотности, считаются уроки литературного чтения, на которых предполагается решение не только узкопредметных задач, но и общих для всех предметов задач развития младшего школьника.

Уроки литературного чтения создают основу всего последующего образования, в котором чтение носит ярко выраженный и метапредметный характер. Они играют основополагающую роль в формировании читательской грамотности младших школьников, осознании себя как грамотного читателя. Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, принимать участие в социальной жизни.

 

 

Цель: способствовать формированию читательской  грамотности у младшего школьника  с помощью применения различных элементов развивающего обучения.

 

Задачи:

1) Ознакомление с методической литературой по теме самообразования с целью повысить собственный уровень знаний.

2) Применение современных педагогических веяний на практике, организация учебного и воспитательного процесса с учетом современных требований и использованием инновационных технологий.

3) Совершенствовать и повышать уровень профессионального мастерства.

4) Разработка учебных и методических материалов к урокам.

 

Предполагаемый результат:

Научить младшего школьника:

·  применять читательские умения в процессе работы с текстом;

·  наличие читательской самостоятельности при работе с текстом;

·  активное изучение научно-познавательных текстов, качественное восприятие художественных произведений;

·  сформированность читательского кругозора, предполагающее наличие литературоведческих понятий об авторах, их произведениях, жанрах литературы, темах, подлежащих изучению в конкретных возрастных категориях.

·         Обеспечить овладение детьми нормами и правилами родного языка, определяемыми для младших школьников, и развитие их коммуникативных способностей.

·         создание методических  разработок с применением новых технологий и размещение их на своем сайте http://infourok.ru, https://znanio.ru/person/z14679434      

·         умение проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

·         обобщение опыта по исследуемой теме на конференциях, семинарах и педагогических советах.

 

Перечень вопросов по самообразованию:

·         изучение психолого-педагогической литературы;

·         разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

·         проектная и исследовательская деятельность;

·         анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

·         продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

·         планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, выступление на тематических семинарах

Форма самообразования: индивидуальная, групповая

 

Источники самообразования

·         семинары, конференции, вебинары;

·         мастер-классы;

·         периодические издания;

·         мероприятия по обмену опытом;

·         Видео, аудио информация на различных носителях

·         литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

·         интернет.

 


Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение имеющегося опыта и литературы по проблеме

2023-2025 год

Изучение «Закона об образовании в Российской Федерации»

Изучение ФГОС начального общего образования.

Знакомство с новыми методиками через специальную литературу, лекции в университете, коллег, Интернет.

Посещение конференций, семинаров на данную тему.

Изучение психолого-педагогической литературы

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

2023-2025 год

Участие в тренингах личностного роста и семинарах для учителей начальных классов.

 

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2023-2025 год

 

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

Участие в вебинарах

Выступления на заседаниях МО

Участие в олимпиадах, педагогических конкурсах

Проведение занятий с использованием разработанных материалов по теме

Ведение мониторинга качества обучения

Анализ работы учащихся, проведение тестирований на определение уровня формирования  читательской грамотности

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2023-2025год

Участие в работе  МО учителей начальных классов

Участие в проведении мастер-классов в магистратуре для студентов бакалавриата.

Участие и результаты в муниципальных  и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

Оформление портфолио  учителя.

 

Внедренческий

Распространение опыта работы

2023-2025 год

 

Обобщение и распространение опыта работы по теме самообразования

Публикации в сборниках, участие в конкурсах «Грани мастерства», конспекты укроков на сайте Инфоурок, ncportal.ru

Консультативная помощь учителям и учащимся, родителям.