Конспект урока. Литературное чтение 4 кл. В. Астафьев " Стрижонок Скрип"
Оценка 4.8

Конспект урока. Литературное чтение 4 кл. В. Астафьев " Стрижонок Скрип"

Оценка 4.8
docx
28.08.2024
Конспект урока. Литературное чтение 4 кл. В. Астафьев " Стрижонок Скрип"
Конспект урока литературного чтения 4 кл. В. Астафьев Стрижонок Скрип.docx

Урок литературного чтения в 4 кл .

Тема:  Произведения В.П.  Астафьева. Стрижонок Скрип.

Цель: Продолжить работу над произведением, развивать кругозор, читательскую грамотность . Формировать культуру общения, прививать бережное отношение к природе.


Планируемые результаты:

Предметные: уметь восстанавливать сюжетную линию рассказа, характеризовать героев произведения, уметь анализировать литературное произведение, работать над правильным и выразительным чтением.

Коммуникативные: уметь стоить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию.

Регулятивные: уметь ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия

Личностные: проявлять интерес с творчеству В.А. Астафьева, осознавать что побеждает в жизни тот, кто умеет быть заботливым и смелым.

Ход урока

1.     Включение в учебную деятельность.  С каким  настроением вы пришли на наш урок?

( Смайлик)

Презентация

2. Речевая разминка

- Ребята, так как нам на уроке литературного чтения предстоит много читать и отвечать на вопросы, давайте проведем речевую разминку.

Прочитайте строки стихотворения: медленно проговаривая каждый слог, с понижение голоса, с повышением голоса, выразительно. (Слайд 2)

Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом, 
То бросались сверху вниз, 
То стрелой пронзали высь
.

О каких птицах идёт речь? Что о стрижак вы знаете? А почему я выбрала именно это стихотворение для речевой разминки.

3. Сообщение темы и цели урока.

- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (Слайд 3)

- Сегодня мы продолжим работать над этим произведением.

 Откройте ваши тетради и запишите  тему нашего урока. (Виктора Петровича Астафьева “Стрижонок Скрип”) 

- Какие цели мы можем поставить перед собой для нашего урока?  Чему мы будем учится на нашем уроке (Охарактеризовать героев, проанализируем какие уроки жизни получил стрижонок, составим план произведения.)

4. Актуализация ранее изученного

- Вам было задано прочитать это произведение. Давайте проверим, как вы знакомы с текстом.

 1.Работа в 2х группах задаём вопросы по содержанию

2.( Лучшие чтецы читают)

3. Остальные отвечают на мои вопросы строками из текста.

(Коллективная работа над содержанием произведения, выборочное чтение)

- Прочитайте, что увидел стрижонок, вылупившись из яйца?

- Как погиб папа стрижат?

- Что думают люди, глядя с берега на суету птиц?

- Что хотелось сделать Скрипу когда он немного подрос?

- Почему мама не пускала его и била по голове? (Слайд 4)

- Что нового узнали о стрижах?

(Живут и строят норы в глиняном берегу над рекой. Точнее называются ласточки-береговушки. Живут стаей). (Слайд 5)

- Прочитайте, как реагируют стрижи в стае на грозный призыв “Тиу”.

- Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью).

- Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? (Так как стрижи – дружный народ). Прочитайте. Как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам?

- Сравните законы природы у животных (птицы выкармливают осиротевших птенцов; зайчихи кормят любых зайчат; пингвины устраивают детские ясли, согревая всех детенышей) и у людей. Выскажите свое мнение.

- Что заставило Скрипа заняться строительством норки?

(Потерял родную норку, а все остальные стрижиные дома были заняты).

- Как Скрип понял, что норка у него маленькая?

(Мальчишки вынули его из недостроенного домика. Поэтому норки стрижи делают глубокие). (Слайд 6)

- Прочитайте ощущение птички, находящейся в руках мальчика. Что пережил Скрип? (Страх). Почему?

- Подумайте, какую мысль приводит в этой главе Астафьев параллельно с жизнью птички? (Вторжение человека в природную жизнь губительно и страшно)

- Почему стрижи “сделались беспокойными”?

(Стрижи питаются насекомыми в воздухе, на лету. Это – комары, мошки, мухи. В августе погода становится заметно прохладнее и еды стрижам не хватает. Исчезают мошки. С этим и связан перелет птиц. Отсутствие питания).

Физкультминутка для глаз

5. Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков. Работа в группах.

Упражнение “Уроки жизни”

Я предлагаю поработать в парах, посоветоваться и ответить на вопрос:

- Какие уроки усвоил Скрип, проследите по тексту? Можно составить своеобразную памятку

(Слайд 7).

Вывод на доске.

1. Отбило охоту отнимать еду у других.

2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться.

3. У маленьких птиц есть враги.

4. Опасность должна сплачивать стаю.

5. Без мамы холодно.

6. “Хорошо, когда умеешь летать!”

7. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.

- Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас.

Упражнение “Синквейн”

- Мы говорим о скрипе, но ведь в рассказе присутствуют и другие герои. Назовите их. И составьте рассказ о них по предлагаемому плану ( 1. Название.2. Какой  герой. 3. Что он Делал.4. Каким одним словом можно охарактеризовать)

 Первая группа – Белое Брюшко, второй группе – Стрижонок Скрип, третьей группе – стрижиха, четвертой группе – стая стрижей.

Давайте прочитаем, что у вас получилось.

Белое Брюшко.
Храбрый, внимательный.
Учил, защищал, атаковал, правил.
Заботился о стрижах.
Вожак.

Стрижонок Скрип
Любознательный, трудолюбивый, сильный
Не слушается, летает, строит, выживает
Стал стремительным и сильным
Приносит лето

Стрижиха
Строгая, заботливая, смелая
Кормит, воспитывает, оберегает
С ней очень хорошо
Мать.

Стрижи
Дружные, милосердные
Учат, кормят, оберегают
Помогают выжить
Народ

Физкультминутка “Зарядка”

6. Составление плана рассказа.  Фронтальная работа.

(Чтение и деление текста на части, вывешивание рисунков)

1. Первый день стрижей.

2. Жизнь стрижиной семьи.

3. Беда.

4. Забота о сиротках.

5. Стрижи учатся летать.

6. Новое жилье.

7. Пора в дорогу.

7. Рефлексия. Итог урока.

Каждой группе предлагается задание. В конвертах лежат листочки. Прочитайте их. Что на них записано? Выберите из всех пословиц ту, которую можно отнести к рассказу Астафьева “Стрижонок Скрип”.

1 группа

При солнышке тепло, при матери добро

“Дело словом не заменишь”

“Не страшись, да и не хвались”

2 группа

“На друга надейся, а сам не плошай!”

“Один за всех, все за одного”.

“Больше дела, меньше слов”

3 группа

“Мир не без добрых людей”.

“Хозяин всегда себе дело найдет”

“Страшна беда, пока не пришла”

4 группа

“Учись смолоду – пригодится в старости”.

“У страха глаза велики”

“Глаза страшат, а руки делают”

- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!

- Какое задание понравилось больше?

- Какое задание было трудно выполнить?

 С каким настроением заканчиваем наш урок? ( смайлик)

Да, трудно все-таки учиться!

9. Домашнее задание.

Пересказать рассказ от лица Скрипа. Сделать рекламу данному произведению

Анализ произведения

Приложение.

1 группа

“При солнышке тепло, при матери добро”

“Дело словом не заменишь”

“Не страшись, да и не хвались”

2 группа

“На друга надейся, а сам не плошай!”

“Один за всех, все за одного”.

“Больше дела, меньше слов”

3 группа

“Мир не без добрых людей”.

“Хозяин всегда себе дело найдет”

“Страшна беда, пока не пришла”

4 группа

“Учись смолоду – пригодится в старости”.

“У страха глаза велики”

“Глаза страшат, а руки делают”

1.Белое Брюшко

-Какой герой, черты его характера. Подберите Прилагательные

-Что он делал? Подберите глаголы

-Каким одним словом можно его назвать?

 

2.Стрижонок Скрип

-Какой герой, черты его характера. Подберите Прилагательные

 

 

-Что он делал? Подберите глаголы

 

 

 

-Каким одним словом можно его назвать?

 

 

3.Стрижиха

-Какой герой, черты его характера. Подберите Прилагательные

-Что она делал? Подберите глаголы

-Каким одним словом можно её назвать?

4.Стая стрижей

-Какие герои, черты их характера. Подберите Прилагательные

-Что они делали? Подберите глаголы

-Каким одним словом можно их назвать?

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Первый день стрижей.

2. Жизнь стрижиной семьи.

3. Беда.

4. Забота о сиротках.

5. Стрижи учатся летать.

6. Новое жилье.

7. Пора в дорогу.


 

Урок литературного чтения в 4 кл

Урок литературного чтения в 4 кл

О каких птицах идёт речь? Что о стрижак вы знаете?

О каких птицах идёт речь? Что о стрижак вы знаете?

Выскажите свое мнение. - Что заставило

Выскажите свое мнение. - Что заставило

Мы говорим о скрипе, но ведь в рассказе присутствуют и другие герои

Мы говорим о скрипе, но ведь в рассказе присутствуют и другие герои

Каждой группе предлагается задание

Каждой группе предлагается задание

Анализ произведения Приложение

Анализ произведения Приложение

Какой герой, черты его характера

Какой герой, черты его характера

Первый день стрижей. 2. Жизнь стрижиной семьи

Первый день стрижей. 2. Жизнь стрижиной семьи

Стрижи учатся летать. 6. Новое жилье

Стрижи учатся летать. 6. Новое жилье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2024