Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных.
Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования.
В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:
ü уровень обученности учащихся;
ü готовность их к продолжению образования;
ü уровень воспитанности учащихся;
ü состояние здоровья детей;
ü уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
ü уровень выполнения стандартов образования.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.
Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования.
Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.
Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
образовательных результатов;
организации образовательного процесса;
квалификации педагогических работников.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.
В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.
Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.
Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
ü с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
ü с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
ü с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
ü с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ;
ü с глубокими прочными знаниями по всем предметам;
Для родителей:
ü с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
ü со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
ü с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом;
Для учителей:
ü с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);
ü с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
ü со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
ü с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.
Предлагаю вам разбиться на 3 группы и выполнить несколько заданий.
1 группе необходимо расставить показатели качества образования в % соотношении в иерархической последовательности
Что вы понимаете под качеством образования? |
% |
Показатели качества знаний, успеваемости, поступаемости в вузы выпускников; |
|
Показатели интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся; |
|
Показатели состояния здоровья школьника и выпускника, его работоспособность и жизнестойкость. |
|
Показатели качества процесса образования |
|
Показатели социально-личностного развития и воспитанности школьников |
|
2 группа должна расставить последовательность задач, которые нужно решать в школе в плане повышения качества образования, в % соотношении
Задачи, которые нужно решать в школе в плане повышения качества образования |
% |
Обеспечить формирование у учащихся умений организации учебной деятельности, рационально организовывать свою работу, оценивать результат своей деятельности |
|
Создание учебных кабинетов, отвечающих современным требованиям |
|
Задачи укрепления гуманистической среды, среды общения, и уважения среди учителей, учителей и учащихся. |
|
Скорректировать учебные программы, объемы домашних заданий. Сроки проведения контрольных работ в одном классе |
|
Обеспечение техническими средствами, позволяющими применять новые педагогические технологии |
|
Решать задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ |
|
Активизировать самообразование учителей, их творческое отношение к уроку, |
|
Обеспечить глубокий анализ всей деятельности учителя |
|
Обеспечить контроль за посещаемостью занятий и качественный контроль знаний(устные зачеты и регулярное тестирование) |
|
3 группе необходимо заполнить таблицу, распределив факторы, влияющие на качество образования, на 2 группы:
1. Факторы, которые школа может изменять
2. Факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях
Факторы, влияющие на качество школьного образования
Факторы, оказывающие влияние на качество школьного образования |
|
Факторы, которые школа может изменять |
Факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях |
|
|
|
|
- Степень использования учащимися образовательных ресурсов (библиотеки, компьютеров, Интернета и др.)
- Введение в программы и учебники материалов практико ориентированного характера
- Количество учителей, имеющих высокий профессиональный уровень
- Уровень дисциплины в образовательном учреждении
- Сформированность у учащихся общеучебных умений
- Стратегии, используемые учащимися при овладении учебным материалом (активные, пассивные)
- Перегруженность программ и учебников учебными материалами
- Использование учителем методов, ориентированных на запоминание или на вовлечение учащихся в активное освоение)
- Диалогический характер образования
- Частота общения родителей с детьми и характер обсуждаемых тем (например, беседы о прочитанных книгах)
- Знакомство школьников с различными точками зрения на события истории и жизни общества, на явления искусства
- Тип, вид, статус образовательного учреждения, его имидж
*ЗАСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ КАЖДОЙ ГРУППЫ
Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий, переход средств массовой информации на цифровую основу, широкое распространение глобальных компьютерных сетей приводит к тому, что современный человек погружается в качественно новую и семиотически неоднородную информационную среду. Взаимодействие с чувственной данностью мира преломляется через знаковое пространство человеческого бытия и сознания — семиосферу.
Семиотическая компетентность представляет собой неотъемлемую составляющую социокультурной компетентности, опосредует коммуникативную, информационную, личностно-креативную компетенции.
С 2020 года в нашей школе работает муниципальная инновационная площадка по теме: «Развитие семиотической компетентности обучающихся сельской школы в условиях реализации образовательного стандарта».
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта.
Мы развиваем семиотические компетенции учащихся не только через учебную деятельность, но и через внеурочную. Так, второй год подряд наши старшеклассники под руководством директора школы Виктории Александровны участвуют в кейс-чемпионатах по предпринимательству, а также краевом управленческом турнире «Юная энергия Ставропольского края». Команда нашей школы в прошлом году заняла 2 место.
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. Обеспечение же права на труд очень скоро окажется в еще большей зависимости от уровня квалификации. В этой связи особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым условиям, новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач. Нарастающие темпы технологических и информационных новаций диктуют необходимость непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагога, который занимает ключевую позицию в образовательном процессе
Индивидуализация обучения – еще один из самых важных путей повышения качества образования.
В нашей школе приобрел популярность Осенний и весенний образовательный интенсив. Это один из видов индивидуальной работы с учащимися.
Осенний и весенний образовательный интенсив – это работа над общими универсальными умениями и способностями, которые нужно проявить каждому школьнику, независимо от возраста, по любому предмету. Интенсив рассчитан на учащихся с низкими показателями знаний, которым нужна дополнительная помощь; на учащихся начальной школы; на выпускников 9, 11 классов; на учащихся, имеющим в четверти одну «4» (претенденты в отличники), одну «3» (претенденты в хорошисты); на одаренных детей (победители, призеры ШЭ ВСОШ, вышедшие на муниципальный уровень).
Для проведения образовательных интенсивов учителя готовят план работы с отдельной категорией учащихся и график, чтобы не получился «винегрет», когда все группы пришли к одному времени, а учитель бегает от одной группы учащихся к другой, тем самым не давая целостной помощи каждой категории учащихся.
Данный интенсив помогает учащимся начальной школы:
Данный интенсив помогает учащимся основной и средней школы:
• находить информацию в различных источниках;
• осмысленно читать текст;
• обрабатывать текстовую информации (умение сравнивать, анализировать, обобщать);
• читать таблицы, диаграммы, схемы. Переводить словесную информации в структурную и наоборот;
• формировать уверенности в своих знаниях и возможностях;
• снять тревожность у родителей.
Для чего мы это делаем? Не только чтобы «подтянуть» ученика в том или ином предмете, но также этими индивидуальными занятиями сформировать портрет будущего выпускника согласно ФГОС. Напомню некоторые характеристики выпускника:
• креативный и критически мыслящий;
• владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
• мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
• умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
• мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Так как наша школа многонациональная, у нас обучаются дети-билингвы. Это те дети, где в самой семье присутствуют два языка.
Так как языком образования нашей школы является русский язык, то мы проводим работу с родителями таких семей, акцентируя их внимание на том, что детям все-таки необходимо и вне школы вести коммуникативные действия на русском языке.
Родители прислушиваются к нам, соглашаются. И тогда, чтобы развитие ребёнка-билингва было наиболее успешным, мы обычно предлагаем способы, которыми будут родители и дети поддерживать владение обоими языками. Эти способы называются коммуникативными стратегиями.
· Принцип «одна ситуация — один язык» разделяет языки по ситуации их применения. Родителями делается выбор, в какой ситуации на каком языке будет идти общение.
· Принцип «одно место — один язык» позволяет разделить два языка по местам их применения. Чаще всего, выбирается «домашний» язык и язык, на котором с ребёнком говорят за пределами дома. Причём, в семьях, придерживающихся этого принципа, один и тот же родитель говорит с ребёнком дома на одном языке, а вне дома — на другом.
В нашей школе нет детей-билингвов, которые совсем не владеют русским язык. В нашем селе в двуязычных семьях с самого рождения ведется общение на двух языках: родном и русском.
На уроках родного языка и родной литературы мы помогаем детям-билингвам еще лучше познакомиться с историей и культурой русского языка, сформировать соответствующие умения по свободному владению русским языком.
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. Обеспечение же права на труд очень скоро окажется в еще большей зависимости от уровня квалификации. В этой связи особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым условиям, новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач. Нарастающие темпы технологических и информационных новаций диктуют необходимость непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагога, который занимает ключевую позицию в образовательном процессе
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне.
Так как в нашей школе были открыты Центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста», реализуется проект «Цифровая образовательная среда», программа «Цифровая платформа персонализированного образования для школы», нашим педагогам необходимо было пройти курсы повышения квалификации. Педагоги постоянно приобщаются к новейшим достижениям педагогической науки, ведут активный поиск эффективных форм и методов обучения. Это способствует укреплению их имиджа, росту педагогического мастерства.
От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.
Ежегодно педагоги нашей школы достойно показывают себя в районных конкурсах педагогического мастерства. В этом году учитель английского языка Ройченко Татьяна Васильевна стала призером краевого конкурса «Учитель года».
Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно” Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.