Работа с текстом на уроках русского языка
Оценка 4.7

Работа с текстом на уроках русского языка

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
русский язык
Взрослым
27.10.2022
Работа с текстом на уроках русского языка
Работа с текстом на уроках русского языка
Доклад на семинар.docx

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

 

Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных.

 

Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования.

 

В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

 

В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

 

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:

ü уровень обученности учащихся;

ü готовность их к продолжению образования;

ü уровень воспитанности учащихся;

ü состояние здоровья детей;

ü уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

ü уровень выполнения стандартов образования.

 

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

 

 

Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования.

 

Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

 

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

 

Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

 

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

 

образовательных результатов;

организации образовательного процесса;

квалификации педагогических работников.

 

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.

 

В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

 

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

 

Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

 

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

 

ü с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;

ü с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;

ü с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;

ü с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ;

ü с глубокими прочными знаниями по всем предметам;

 

Для родителей:

ü с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;

ü со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;

ü с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом;

Для учителей:

ü с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);

ü с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;

ü со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;

ü с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.

 

Предлагаю вам разбиться на 3 группы и выполнить несколько заданий.

 

1 группе необходимо расставить показатели качества образования в % соотношении в иерархической последовательности

 

Что вы понимаете под качеством образования?

%

Показатели  качества знаний, успеваемости, поступаемости в вузы выпускников;

 

Показатели интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся;

 

Показатели состояния здоровья школьника и выпускника, его работоспособность и жизнестойкость.

 

Показатели качества процесса образования

 

Показатели социально-личностного развития и воспитанности школьников

 

 

2 группа должна расставить последовательность задач, которые нужно решать в школе в плане повышения качества образования, в % соотношении

 

Задачи, которые нужно решать в школе в плане повышения качества образования

%

Обеспечить формирование у учащихся умений организации учебной деятельности, рационально организовывать свою работу, оценивать результат своей деятельности

 

Создание учебных кабинетов, отвечающих современным требованиям

 

Задачи укрепления гуманистической среды, среды общения, и уважения среди учителей, учителей и учащихся.

 

Скорректировать учебные программы, объемы домашних заданий. Сроки проведения контрольных работ в одном классе

 

Обеспечение техническими средствами, позволяющими применять новые педагогические технологии

 

Решать задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ

 

Активизировать самообразование учителей, их творческое отношение к уроку,

 

Обеспечить глубокий анализ всей деятельности учителя

 

Обеспечить контроль за посещаемостью занятий и качественный контроль знаний(устные зачеты и регулярное тестирование)

 

 

3 группе необходимо заполнить таблицу, распределив факторы, влияющие на качество образования, на 2 группы:

1.     Факторы, которые школа может изменять

2.     Факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях

 

Факторы, влияющие на качество школьного образования

Факторы, оказывающие влияние на качество школьного образования

Факторы, которые школа может изменять

Факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях

 

 

 

 

 

-       Степень использования учащимися образовательных ресурсов (библиотеки, компьютеров, Интернета и др.)

-       Введение в программы и учебники материалов практико ориентированного характера

-       Количество учителей, имеющих высокий профессиональный уровень

-       Уровень дисциплины в образовательном учреждении

-       Сформированность у учащихся общеучебных умений

-       Стратегии, используемые учащимися при овладении учебным материалом (активные, пассивные)

-       Перегруженность программ и учебников учебными материалами

-       Использование учителем методов, ориентированных на запоминание или на вовлечение учащихся в активное освоение)

-       Диалогический характер образования

-       Частота общения родителей с детьми и характер обсуждаемых тем (например, беседы о прочитанных книгах)

-       Знакомство школьников с различными точками зрения на события истории и жизни общества, на явления искусства

-       Тип, вид, статус образовательного учреждения, его имидж

 

*ЗАСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ КАЖДОЙ ГРУППЫ

 

 

Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий, переход средств массовой информации на цифровую основу, широкое распространение глобальных компьютерных сетей приводит к тому, что современный человек погружается в качественно новую и семиотически неоднородную информационную среду. Взаимодействие с чувственной данностью мира преломляется через знаковое пространство человеческого бытия и сознания — семиосферу.

 

Семиотическая компетентность представляет собой неотъемлемую составляющую социокультурной компетентности, опосредует коммуникативную, информационную, личностно-креативную компетенции.

 

С 2020 года в нашей школе работает муниципальная инновационная площадка по теме: «Развитие семиотической компетентности обучающихся сельской школы в условиях реализации образовательного стандарта».

 

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

 

Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта.

Мы развиваем семиотические компетенции учащихся не только через учебную деятельность, но и через внеурочную. Так, второй год подряд наши старшеклассники под руководством директора школы Виктории Александровны участвуют в кейс-чемпионатах по предпринимательству, а также краевом управленческом турнире «Юная энергия Ставропольского края». Команда нашей школы в прошлом году заняла 2 место.

 

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. Обеспечение же права на труд очень скоро окажется в еще большей зависимости от уровня квалификации. В этой связи особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым условиям, новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач. Нарастающие темпы технологических и информационных новаций диктуют необходимость непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагога, который занимает ключевую позицию в образовательном процессе

 

Индивидуализация обучения – еще один из самых важных путей повышения качества образования.

В нашей школе приобрел популярность Осенний и весенний образовательный интенсив. Это один из видов индивидуальной работы с учащимися.

Каникулы - это не только время для отдыха, но и отличная возможность провести время с пользой, учиться новому, прокачивать знания и развиваться, пополнить багаж знаний, углубить подготовку по школьным предметам.

Осенний и весенний образовательный интенсив – это работа над общими универсальными умениями и способностями, которые нужно проявить каждому школьнику, независимо от возраста, по любому предмету. Интенсив рассчитан на учащихся с низкими показателями знаний, которым нужна дополнительная помощь; на учащихся начальной школы; на выпускников 9, 11 классов; на учащихся, имеющим в четверти одну «4» (претенденты в отличники), одну «3» (претенденты в хорошисты); на одаренных детей (победители, призеры ШЭ ВСОШ, вышедшие на муниципальный уровень).

 

Для проведения образовательных интенсивов учителя готовят план работы с отдельной категорией учащихся и график, чтобы не получился «винегрет», когда все группы пришли к одному времени, а учитель бегает от одной группы учащихся к другой, тем самым не давая целостной помощи каждой категории учащихся.

 

Данный интенсив помогает учащимся начальной школы:

  • улучшить подготовку, знания и навыки при решении различных заданий ВПР;
  • привыкнуть к структуре всероссийской проверочной работы;
  • вселить уверенность и снизить нервозность ребёнка во время подготовки к всероссийским проверочным работам;
  • снять тревожность у родителей (обратить особое внимание на этот пункт).

 

Данный интенсив помогает учащимся основной и средней школы:

         находить информацию в различных источниках;

         осмысленно читать текст;

         обрабатывать текстовую информации (умение сравнивать, анализировать, обобщать);

         читать таблицы, диаграммы, схемы. Переводить словесную информации в структурную и наоборот;

         формировать уверенности в своих знаниях и возможностях;

         снять тревожность у родителей.

 

Для чего мы это делаем? Не только чтобы «подтянуть» ученика в том или ином предмете, но также этими индивидуальными занятиями сформировать портрет будущего выпускника согласно ФГОС. Напомню некоторые характеристики выпускника:

 

         креативный и критически мыслящий;

         владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

         мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

         умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

         мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

 

Так как наша школа многонациональная, у нас обучаются дети-билингвы. Это те дети, где в самой семье присутствуют два языка.

Так как языком образования нашей школы является русский язык, то мы проводим работу с родителями таких семей, акцентируя их внимание на том, что детям все-таки необходимо и вне школы вести коммуникативные действия на русском языке.

Родители прислушиваются к нам, соглашаются. И тогда, чтобы развитие ребёнка-билингва было наиболее успешным, мы обычно предлагаем способы, которыми будут родители и дети поддерживать владение обоими языками. Эти способы называются коммуникативными стратегиями.

·         Принцип «одна ситуация — один язык» разделяет языки по ситуации их применения. Родителями делается выбор, в какой ситуации на каком языке будет идти общение.

·         Принцип «одно место — один язык» позволяет разделить два языка по местам их применения. Чаще всего, выбирается «домашний» язык и язык, на котором с ребёнком говорят за пределами дома. Причём, в семьях, придерживающихся этого принципа, один и тот же родитель говорит с ребёнком дома на одном языке, а вне дома — на другом.

 В нашей школе нет детей-билингвов, которые совсем не владеют русским язык. В нашем селе в двуязычных семьях с самого рождения ведется общение на двух языках: родном и русском.

На уроках родного языка и родной литературы мы помогаем детям-билингвам еще лучше познакомиться с историей и культурой русского языка, сформировать соответствующие умения по свободному владению русским языком.

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. Обеспечение же права на труд очень скоро окажется в еще большей зависимости от уровня квалификации. В этой связи особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым условиям, новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач. Нарастающие темпы технологических и информационных новаций диктуют необходимость непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагога, который занимает ключевую позицию в образовательном процессе

 

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне.

Так как в нашей школе были открыты Центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста», реализуется проект «Цифровая образовательная среда», программа «Цифровая платформа персонализированного образования для школы», нашим педагогам необходимо было пройти курсы повышения квалификации. Педагоги постоянно приобщаются к новейшим достижениям педагогической науки, ведут активный поиск эффективных форм и методов обучения. Это способствует укреплению их имиджа, росту педагогического мастерства.

 

От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

 

Ежегодно педагоги нашей школы достойно показывают себя в районных конкурсах педагогического мастерства. В этом году учитель английского языка Ройченко Татьяна Васильевна стала призером краевого конкурса «Учитель года».

 

Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно” Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.


 

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется

Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда

Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда

ВУЗ; ü с глубокими прочными знаниями по всем предметам;

ВУЗ; ü с глубокими прочными знаниями по всем предметам;

Показатели с оциально-личностного развития и воспитанности школьников 2 группа должна расставить последовательность задач, которые нужно решать в школе в плане повышения качества образования, в %…

Показатели с оциально-личностного развития и воспитанности школьников 2 группа должна расставить последовательность задач, которые нужно решать в школе в плане повышения качества образования, в %…

Сформированность у учащихся общеучебных умений -

Сформированность у учащихся общеучебных умений -

Юная энергия Ставропольского края»

Юная энергия Ставропольского края»

Данный интенсив помогает учащимся основной и средней школы: • находить информацию в различных источниках; • осмысленно читать текст; • обрабатывать текстовую информации (умение сравнивать, анализировать,…

Данный интенсив помогает учащимся основной и средней школы: • находить информацию в различных источниках; • осмысленно читать текст; • обрабатывать текстовую информации (умение сравнивать, анализировать,…

Принцип «одна ситуация — один язык» разделяет языки по ситуации их применения

Принцип «одна ситуация — один язык» разделяет языки по ситуации их применения

Ежегодно педагоги нашей школы достойно показывают себя в районных конкурсах педагогического мастерства

Ежегодно педагоги нашей школы достойно показывают себя в районных конкурсах педагогического мастерства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2022