Метафора как важный фактор представления картины мира
Оценка 4.9

Метафора как важный фактор представления картины мира

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
Взрослым
11.10.2022
Метафора как важный фактор представления картины мира
метафора в речи
Статья 2 - Метафора как важный фактор представления картины мира.docx

Метафора как важный фактор представления картины мира

Ключевые слова: картина мира, языковая картина мира, художественная картина мира, образность,  метафора, поэтическая метафора, языковая метафора, метафоризация, субстантивная, генитивная, адъективная, глагольная метафоры, концепт, концептуальная картина мира,

 

Понятие картины мира (в том числе и языковой) строится на изучении представлений человека о мире. Если мир - это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира - результат переработки информации о среде и человеке. Человек склонен не замечать те явления и вещи, которые находятся вне его представлений о мире.

Термин «языковая картина мира» - не более чем метафора. Она говорит о том, что используемые образные ассоциации и технические средства языка не исчезают бесследно, а придают этим понятиям именно языковую окраску.

Ю. Н. Караулов, М. М. Маковский подчеркивают, что знания о мире заключены в фразеологических единицах, терминах, метафорах [3, с.234].

Художественная картина мира - вторичная картина мира. Она возникает в сознании читателя при восприятии им художественного произведения (или в сознании зрителя, слушателя при восприятии других произведений искусства).

Художественная картина мира опосредована дважды — языком и индивидуально-авторской концептуальной картиной мира. В качестве разновидности художественной картины мира многие авторы выделяют поэтическую, которая реализуется в поэтических текстах.

Метафора (греч. мetaphora – перенос) -  троп или фигура речи, употребление слова, обозначающего некоторый класс объектов, явлений, действий или признаков, для характеризации или номинации другого, сходного с данным  класса объектов или индивида:  Собакевич -  настоящий медведь [3, с.233]

Метафора способствует реализации жизненных образов. Образ выступает в качестве необходимого понятия художественного текста. Образность – это средство создания художественности, способ усилить впечатление, производимое на читателя.

Метафора опирается на внешнее и на глубинное сходство явлений, единство их функций, однотипность впечатлений (зрительных, слуховых и др.). Сходство может быть реальным, но может и приписываться, придумываться: Там солнце – блещущий фазан - / Слепит, пурпурный хвост развеяв (А. Белый), У меня в душе ни одного седого волоса (В. Маяковский). В предметной области метафора может строиться на переносе значения внутри сферы неодушевленного или одушевленного и между этими сферами. Перенос свойств одушевленного предмета  на неодушевленный создает определенную разновидность метафоры -  олицетворение: И полдень с берега крутого / закинул облака в пруды (Б. Пастернак) [12, с.149]. Перенос черт неодушевленного предмета на человека создает следующую разновидность метафоры – овеществление: («Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей» — Н. Т и х о н о в)[12, с.149].

Метафора – универсальное явление в языке, она присуща всем языкам. Ее универсальность проявляется в пространстве и времени, в структуре языка и в его функционировании [5, с.88].

Рождение метафоры связано со стандартными представлениями о мире, с системой оценок, которые существуют в мире сами по себе и лишь реализуются  в языке.

Механизм создания метафоры таков: из разных логических классов берутся два разных предмета, которые отождествляются на основе общих признаков и свойств, например – тьма печали (чувство – печаль и состояние мира – тьма, общее для них – радостные чувства светлы, а печаль, грусть, тоска – темные, мрачные) [5, с.89].

Метафора в наши дни представляется более сложным и важным явлением, чем это казалось ранее. Ее изучение, по мнению Н. Д. Арутюновой, становясь все более интенсивным, захватывает новые области знания.

         Результаты последних исследований позволяют предположить, что метафора активно участвует в формировании личностной модели мира, играет крайне важную роль в интеграции вербальной и чувственно-образной систем человека, а также является ключевым элементом категоризации языка, мышления и восприятия [9, с.135].

Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о ее двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Поэтическая метафора является объектом поэтики и одной из ее основных эстетических категорий.

Языковая метафора исследуется в лингвистике и понимается как комплексная проблема, имеющая отношение к разным специальностям: лексикологии, семасиологии, теории номинации, психолингвистике, лингвистической стилистике.

В последние десятилетия языковая метафора всесторонне исследуется лингвистами. В отечественном языкознании известны работы Н. Д. Арутюно-вой, В. Г. Гака, В. И. Королькова, В. Н. Телии, Д. Н. Шмелева, Г. Н. Склярев-ской.

«Именно языковая метафора первозданна и первична, - утверждает Г. Н. Скляревская – однако в дальнейшем ученые пошли по пути исследования «украшений» и «знаков отличия» - вслед за Аристотелем, разработавшим поэтическую теорию метафоры» [10, с.58].

Существование двух типов метафор – поэтической и языковой, уже никем не оспаривается.

Проблема классификации метафорических словосочетаний (метафор) решалась и решается по–разному в зависимости от разных факторов. До сих пор широко распространена сформировавшаяся еще в античном мире логическая классификация, которая основана на факторах логического характера (перенос названия живого на неживое и т.д.)

Классификация метафор может осуществляться по различным признакам. Еще М. В. Ломоносов обратил внимание на те части речи, которые подвергаются метафоризации и предложил классифицировать метафору на грамматической основе. А. А. Потебня выдвинул принцип деления метафор в зависимости от их синтаксической роли (метафора – предикативный атрибут, метафора – в определении,  метафора – в подлежащем и т. д.). Классификация метафор в зависимости от категориальной принадлежности метафоризируемой лексики получает развернутое обоснование в работах Е. Т. Черкасовой.

Классификация метафор может осуществляться и на основании лексико – семантических признаков.

В исследованиях последних лет безусловный интерес представляет классификация Г. Н. Скляревской, в которой осуществляется попытка выделения семантических типов метафоры по характеру связи исходного и переносного значений.

Существуют попытки описания языковой метафоры с опорой на исходный объект, например, семиотическая классификация В. П. Москвина. Исследователь описывает формальные, семантические, функциональные классификации метафор. Обратимся к формальной классификации, в которой принимается во внимание особенности формы, т. е. план выражения метафоры.  Она основана на частеречной принадлежности метафоризируемого слова.

Проиллюстрируем эту типологию на примере самобытного и яркого творчества С. Есенина. Метафоры поэта по грамматическому признаку очень разнообразны.

Словесные метафоры по частеречной принадлежности принято подразделять на субстантивные, адъективные, глагольные, по синтаксической функции словесных метафор выделяют предикативные метафоры, по грамматической форме слова – аргумента при субстантивной метафоре – генитивные метафоры. Так, в творчестве С. Есенина: 1.Сыпь черемухой, солнце – куст; 2.Шаманит лес – кудесник; 3.И клены морщатся ушами длинных веток; 4. По водам ржи; 5. На бугре береза-свечка.  (субстантивная предикативная метафора); наиболее распространенные структурные метафоры – это генитивные (разновидность именной субстантивной) – сочетание двух существительных, в котором метафора заключена в главном слове, а зависимое слово в родительном падеже (генитив – род. падеж) создает контекст, позволяющий расшифровать образ: 1. Уж золотые яйца листьев на земле; 2.  Медяки болтливых осин. Метафорический эпитет (адъективная метафора) – содержится в определении при определяемом существительном в прямом значении, создающем разъяснительный контекст: 1. Веток бисерный извив; 2.В терем темный, в лес зеленый, на шелковы купыри…; 3. В шелковых листьях тополя;4. За копейки с златых осин. Третий тип метафорического переноса в творчестве поэта - субстантивно-адъективная метафора: 1. Золотой пролетит сорокой, урожай над твоей страной;2. Не звенит лебяжьей шеей рожь;3. Страна березового ситца. Еще один тип метафорического переноса – глагольная метафора, в основном развернутая, самый распространенный в творчестве С. Есенина. Глагольная метафора – развивается у глагола, контекст создается соотнесенными с ним существительными: 1.Обронили вербы четки зеленые; 2. Загорались ярким пламенем сосны старые, могучие; 3.  Наряжали сетки хвойные; 4. И деревья, как всадники, съехались в нашем саду; 5. Даже рощи…подымают хоругви рябин; 6. Заневестилася кругом роща елей и берез; 7. Роща грозится еловыми пиками.

В творчестве С. Есенина наблюдается и метафора-причастие: 1.Это осень вытряхивает из мешка, чеканенные сентябрем червонцы; 2. Трава, поблекшая, в расстеленные полы, сбирает медь с обветренных ракит; 3. Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна.

Метафора является одним из способов создания образа в творчестве любого поэта, писателя. Но в творческой мастерской С. Есенина этот путь возникновения образа является главенствующим. Весь мир его поэзии стро-ится по законам метафоризации.

Перенесение признаков одного явления на другое рождает поэтический образ, позволяющий поэту ярко выделить еле уловимые оттенки изображаемого или овеществить невещественное понятие. Все многообразие грамматических, структурных и тематических типов метафор помогает С. Есенину раскрыть себя, отразить свое мировосприятие в созданных образах природы, деревни, человека. Следовательно, очень важным является изучение различных типов метафоры в поэзии Есенина, так как это способствует раскрытию своеобразия речевой, образной манеры писателя, его творческой концепции.

Таким образом, целостный, глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека,  возникает у человека в ходе всех его контактов. Познавая мир, человек составляет свое представление о нем, т.е. в его сознании возникает определенная «картина мира», или «языковая модель мира», а метафора является самым сложным и употребительнейшим из тропов, способствующим реализации жизненных образов.

Список литературы:

1.     Басилая Н. А.,  Метафора в поэзии Сергея Есенина. Слово в русской советской поэзии под ред. В. П. Григорьева. / Н. А. Басилая. М.: Наука, 1975.  с. 264.

2.     Бобылев В.Г., Метафорическое использование грамматических категорий и форм в художественном тексте // Русский язык в школе. – 2004.- № 1. - С. 64-70.

3.     Караулов Ю. Н., Большая Российская энциклопедия. / Ю. Н. Караулов. – М.: Дрофа, 2003. – с.704 .

4.     Марченко А. М., Поэтический мир С. Есенина. / А. М. Марченко. – М.: Советский писатель, 1989. – с.304.

5.     Маслова В.А., Введение в когнитивную лингвистику. / В. А. Маслова. - М.: Флинта, 2004. – с. 296.

6.     Москвин В. П., Русская метафора: Очерк семиотической теории. /

В. П. Москвин. – М.: Ленанд. 2006. – с. 184.

7.     Москвин В.П., О структурных типах русской метафоры // Русский язык в школе. - 1999. -№5. - С. 74.

8.     Москвин В.П., Русская метафора: параметры классификации // Филологические науки. - 2000.-№2.-С.66-70.

9.     Петров В.В., Метафора: от семантических представлений к когнитивному анализу // Вопросы языкознания. - 1990. - № 3. - С. 135-145.

10. Скляревская Р.Н., Языковая метафора // Вопросы языкознания. - 1987.- №2. - С. 58-65.

 

Словари

11. Кожина М. Н., Стилистический энциклопедический словарь русского языка. / М. Н. Кожина. – М.: Флинта: Наука, 2003. – с.696 .

12. Матвеева Т. В., Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. / Т. В. Матвеева. – М.: Флинта, Наука, 2003. – с. 432.


 

Метафора как важный фактор представления картины мира

Метафора как важный фактор представления картины мира

Метафора способствует реализации жизненных образов

Метафора способствует реализации жизненных образов

Арутюновой, становясь все более интенсивным, захватывает новые области знания

Арутюновой, становясь все более интенсивным, захватывает новые области знания

Классификация метафор может осуществляться по различным признакам

Классификация метафор может осуществляться по различным признакам

Шаманит лес – кудесник ; 3.И клены морщатся ушами длинных веток ; 4

Шаманит лес – кудесник ; 3.И клены морщатся ушами длинных веток ; 4

Весь мир его поэзии стро-ится по законам метафоризации

Весь мир его поэзии стро-ится по законам метафоризации

Маслова В.А., Введение в когнитивную лингвистику

Маслова В.А., Введение в когнитивную лингвистику
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2022