Работа с текстом на уроках русского языка (дидактический материал текста)
Материал представляет собой набор из текстов для комплексного анализа.
Использование текста в качестве основной единицы курса родного языка формирует знания о системе языка, орфографические и пунктуационные навыки, развивает коммуникативные умения. Кроме того, текст способствует интеграции двух курсов: русского языка и литературы.
Данные тексты можно использовать в качестве дидактического материала на различных этапах обучения, в том числе для осуществления текущего, промежуточного и итогового контроля. Их использование позволяет организовать своевременную и объективную диагностику усвоения знаний и сформированности необходимых умений и навыков обучающихся.
Также можно предложить тексты учащимся для самостоятельной работы с целью расширения и углубления знаний и совершенствования навыков по русскому языку, и для успешной подготовки к контрольным и проверочным работам. Характер вопросов и заданий носит поисковый характер, направлен на выработку умений наблюдать и анализировать языковые факты, ориентироваться в многообразии языковых явлений, что во многом будет способствовать и успешной подготовке к региональному экзамену по русскому языку.
ТЕКСТ №1
Задание. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
В д…лёкие вр…мена на (З,з)емле жили гиган…ские ящ…ры. Некоторые (из)них х…дили (на)двух н…гах.
Это было уд…вительн…е время! Никогда прежде (З,з)емля (не)вид…ла таких чудовищ… и едва ли увид…т вновь. Им во вл…дение отд…вал…сь всё суша море воздух.
Бе…крайние л…са нас…ляли всевозможные ящ…ры. Они стр…мительно н…сились между д…рев…ями (на)кожистых крыл…ях складывали их и ра…пол…гались (на)отдых (на)д…рев…ях. (На)п…лянах то тут то там по…влялись проворные динозавры а в зар…слях р…скошных р…стений пощ…лкивали и п…свистывали причудливые птицы. В б…лотах копошились …громные ж…вотные.
Задание.
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему текста:
3. Определите идею (основную мысль текста):
4. Определите тип речи:
5. Определите стиль речи:
ТЕКСТ №2
Задание. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Т…мне…т хмур…т…ся небо. Наб…гают мрачные гр…зовые тучи. З…т…ха…т старый бор, готов…т…ся (к)бою. Сильный п…рыв ветра вырыва…т…ся (из)за в…ршин д…рев…ев, кружит…ся пылью (по)дорог… и мчит…ся (в)перёд.
Удар…ли (по)лист…ям первые крупные капли д…ждя и (в)скоре на землю обрушилась ст…на в…ды. Св…ркнула молния пр…катился (по)небу гром.
Быстро пр…ход…т летняя гроза. Но вот св…тле…т туманная даль. Небо начина…т г…лубеть. (Над)полем (над)лесом (над)водн…й глад…ю плывёт лё…к…й пар. Уже и со…нце г…рячее выгл….нуло а дождь ещё (не)прош…л. Это капают с д…ревьев и блестят (на)со…нце д…ждинки.
Задание.
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему текста:
3. Определите идею (основную мысль текста):
4. Определите тип речи:
5. Определите стиль речи:
ТЕКСТ №3
Задание.
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Сер…це зам…ра…т от во…торга при вид… чудес…н…й к…ртины пр…роды. За с…лом ра(с, сс)т…ла…т…ся гла…кое зерк…ло б…льш…го оз…ра и ни…ко от него над лугами стел…т…ся туман7. Трудно проб…рат…ся скво…ь густые зар…сли кустов. Но вот скоро забл…стит со…нце на неб… и…чезн…т туман.
2. Ра(с,сс)т…ла…т…ся2
3. Определите вид глаголов:
4. Составьте схему указанного предложения:
ТЕКСТ №4
Задание.
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Сер…це зам…ра…т от во…торга при вид… чудес…н…й к…ртины пр…роды. За с…лом ра(с, сс)т…ла…т…ся гла…кое зерк…ло б…льш…го оз…ра и ни…ко от него над лугами стел…т…ся туман7. Трудно проб…рат…ся скво…ь густые зар…сли кустов. Но вот скоро забл…стит со…нце на неб… и…чезн…т туман.
2. Ра(с,сс)т…ла…т…ся2
3. Определите вид глаголов:
4. Составьте схему указанного предложения:
ТЕКСТ №5
Задание: Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
(1) Мне нравит(?)ся ра(н,нн)ей в…сной бр(а,о)дить по у(з,с)ким л…сным тр…пинкам. (2) Я ост…навливаюсь на каждой п…лянке ра(с,сс)матр…ваю сл…ды зв…рьков на сн…гу, слушаю звонкий перестук дятлов.
(3) Тропка вывод…т меня к ш…рокому заливу. (4) (З,С)десь настоящий праз(?)ник красок и света. (5) Я сажусь на п…нёк и см…трю на з(о,а)лив.
(6) Снег на со(?)нце р…зоватый а в тени г…лубой. (7) И лес в утренн…м свете пор…зовел заискрился.
(8) Но вот со(?)нце в(с,з)плывает выше и гасит теплый розовый свет на з…мле. (9) Теперь и снежная даль з…лива и бере(г,к) и лес ст…новятся белыми с…р…бристыми.
(10) Этот мартовский день я пр(о,а)веду на рыбалке.
Грамматические задания.
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему текста:
3. Определите идею (основную мысль текста):
4. Определите тип речи:
5. Определите стиль речи:
6. Из предложения 6 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков. Проведите его фонетический разбор.
7. Укажите морфемный состав слов РАССМАТРИВАЮ, ПОРОЗОВЕЛ, ЗАИСКРИЛСЯ, ВСПЛЫВАЕТ.
8. Выпишите из первого абзаца 3 существительных, образованных суффиксальным способом. Запишите их в составе словообразовательных пар.
9. Выпишите из текста из текста 5 слов с орфограммой “Проверяемая безударная гласная в корне слова”.
10. Из предложений 8-9 выпишите слово, с орфограммой “Правописание согласных в приставках”.
11. Подберите антонимы к прилагательному ЗВОНКИЙ (предложение 2), глаголу ГАСИТ (предложение 8).
12. Из предложений 3-5 выпишите переходный (-ые) глагол(-ы).
13. Выпишите из текста 3 качественных имени прилагательных.
14. Проведите полный синтаксический разбор предложения 9.
ТЕКСТ №6
Задание: Спиши текст, вставь пропущенные буквы, расставь недостающие запятые.
1. Наступает з..лотая осень. 2. Дни становятся к..роче и солнце по..вляется всё реже. 3. Лист..я (на) деревьях м..няют свою окраску и их разноцветные одежды ож..вляют засыпающий лес. 4. Б..гряные листья медленно падают и шуршат под ногами когда ты наступаеш… на них. 5. Если пройдут дожди листья лежат мягким к..вром. 6. Перелётные птицы готовятся в д..лёкую дорогу. 7. Вот косяки журавлей потянулись (над) п..лями л..сами г..рами. 8. “Возвращайтесь к нам весной птицы!” - кричат им вслед ребята.
Грамматические задания:
1. Начертите схему 3 предложения.
2. Найдите предложение с однородными членами, начертите его схему.
3. Найдите предложение с обращением.
4. В каком ряду правильно выделены словосочетания из предложения 6:
А) перелётные птицы, птицы готовятся, готовятся в дорогу, в дорогу, в далёкую дорогу.
Б) перелётные птицы, готовятся в дорогу, в далёкую дорогу.
5. В каком словосочетании правильно указано главное слово: 1) з…лотая осень, 2) м..няют окраску, 3) медленно падают, 4) косяки журавлей.
6. В каком варианте правильно указана грамматическая основа предложения 4.
А) Б..гряные листья медленно падают и шуршат под ногами когда ты наступаеш… на них.
Б) Б..гряные листья медленно падают и шуршат под ногами когда ты наступаеш… на них.
ТЕКСТ №7
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Над рекой всегда было беспокойно. (2) Там хлопотали разные птицы. (3) Над цветами летали ворсистые шмели, пчелы и стрекозы. (4) Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и рассматривали его выпуклыми глазищами.
(5) И в воде было хорошо. (6) Смотришь на нее с берега, так и хочется нырнуть и поглядеть в глубину, достать до черного дна. (7) И все чудится, что ползет по дну рак, а рыбы пятятся от него, помахивают хвостами.
(8) Постепенно звери и птицы привыкли к Пете, а потом полюбили. (9) Он не сбивал палками гнезд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью. (10) Он умел прислушиваться даже к шорохам.
(По К.Г. Паустовскому)
1. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
2. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости последующего согласного.
3. Среди предложений 1-4 укажите номер простого предложения с одним главным членом.
4. Из предложений 4-6 выпишите слово, правописание гласной в корне которого определяется правилом: в корне после шипящих под ударением пишется Ё, если можно подобрать однокоренное с безударным гласным.
5. Из предложений 3-5 выпишите номера всех простых предложений.
6. Тип речи в предложениях 1-4:
1) описание
2) рассуждение
3) повествование
4) описание и повествование.
7. Сколько грамматических основ в предложении 9?
ТЕКСТ №8
Прочитайте текст и выполните задания 1–12.
Разговор деревьев
(1) Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. (2) Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.
(3) Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, черно-лаковыми. (4) Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
(5) Вечер теплый... (6) Но такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. (7) И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. (8) Если с нами сравнить – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат.
(По М.Пришвину)
1. Какое высказывание соответствует содержанию текста?
1) Рассказчик, очарованный красотой осеннего леса, любуется природой.
2) Рассказчик удивлен очарованием весеннего утра, такого не похожего на остальные утра.
3) Рассказчик испуган разговором деревьев.
4) Рассказчик представляет природу живой, одушевленной, поэтому сравнивает деревья с людьми.
2. Как характеризует рассказчика содержание прочитанного вами текста?
1) Рассказчик – человек нелюдимый, одинокий, не хочет разговаривать с людьми.
2) Рассказчик – человек с тонкой душой, любящий природу, понимающий окружающий мир.
3) Рассказчик – человек любопытный: он хочет знать, кто о чем говорит.
3. В каком значении употреблено слово шоколадные (предложение 1)?
1) Сделанный из шоколада;
2) цвета шоколада;
3) сладкий;
4) милый, любезный сердцу.
4. В какой паре предложений содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
1) 1–2;
2) 2–3;
3) 4–5;
5) 5–6.
5. Какое средство выразительности использовано во фрагменте предложения 7?
И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.
1) Сравнение;
2) синонимы;
3) однородные члены предложения;
4) олицетворение.
6) Из предложений 7–8 выпишите слово(а) с орфограммой “Буквы з–с на конце приставок”.
7) Из предложений 3–4 выпишите слово(а), правописание корня в котором(ых) определяется правилом: “В этих корнях пишется гласная е, если после корня нет суффикса -а, и гласная и, если после корня следует суффикс -а”.
8) Замените словосочетание “смолой березы” синонимичным. Запишите это словосочетание.
9) Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.
10) В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между однородными членами предложения.
Возьмешь одну почку,1 разотрешь между пальцами,2 и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы,3 тополя или черемухи.
11) Выпишите номера сложных предложений, части которых соединены союзом и.
12) Укажите количество грамматических основ в предложении 6.
ТЕКСТ №9
(1) Туман исчез. (2) Первый луч солнца проник почти сзади в карету и осветил лицо спящей против меня моей сестрицы... (3) Через несколько минут мы все уже крепко спали.
(4) Это был первый переезд до Багрова.
(5) Солнце стояло еще очень высоко, когда мы с крутой горы увидели Багрово. (6) Оно грустно лежало в долине между двух больших прудов, которые заросли камышом. (7) Я все это очень хорошо рассмотрел.
(8) Через несколько минут остановились мы у крыльца дома и постучались. (70 слов.)
(По С. Т. Аксакову)
1. Какое из высказываний, приведенных ниже, соответствует теме прочитанного текста?
1) Случай в Багрово
2) Приезд в Багрово
3) Солнечный день
4) Сон в дороге
2. Определи, какой тип речи представлен в тексте. Обведи нужную цифру.
1) описание
2) повествование
3) рассуждение
4) повествование и описание
3. Из предложений 1-4 выпишите слово с непроизносимой согласной.
4. Выпишите грамматическую основу второго предложения.
5. Среди предложений 1-6 укажите номер предложения с однородными членами.
6. Из предложений 1-3 выпишите существительные с непроверяемой безударной гласной в корне.
7. Выбери схему, которая соответствует составу слова сестрицы.
ТЕКСТ №10
Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки.
За в...рш…нами леса скрыл...сь со…нце. Прохладно и сыро (в) л...су. Пахнет в...се…ими цв…тами. Вот (на) з...мле шев...льнулся мокрый л...сток. Много звуков в в...чернем л...су. Заливаются (на) д...рев…ях певчие др...зды. На в...ршин... старого дуба воркует дикий голу...ь. Около прозрачной луж… с...дят л…гушки. (Про)л...тели (над)темным лес...м утки.
(На)ступает в...се…яя прохладная ноч….
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тип и стиль речи данного текста.
3. Прочитай два предложения. Там, где нужно, расставь знаки препинания. Отметь знаком “+” предложение с однородными членами.
а) Зеленая крона деревьев укрывает птиц жуков и бабочек.
б) Зимой старый дуб навещали веселые синицы.
4. Из предложения На в...ршин... старого дуба воркует дикий голу...ь выпиши сначала подлежащее и сказуемое, а затем – любое словосочетание.
5. Разбери предложение по членам предложения и частям речи. Дай характеристику предложения.
Около прозрачной луж… с...дят л…гушки.
(_________________________________)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.