Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Мухрановская основная общеобразовательная школа
имени Ш.А.Гизатова»
Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий « Моя страна-моя Россия»
Номинация
«Экология моей страны»
Название проекта:
«Социальная экология - не роскошь,
а средство спасения природы»
«Школьное лесничество
«Михеич»
Авторы: Китов Г.И.,
Величко Е.Б.
Адрес: 461357
Оренбургская область, Илекский район
С. Мухраново, ул. Советская , 63
Сроки реализации: 2014-2019г.
2019 год
Паспорт работы
«Школьное лесничество «Михеич».
1. Название организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Мухрановская основная общеобразовательная школа
имени Ш.А.Гизатова»
2. Название: «Школьное лесничество «Михеич»
3. Адрес юридический, фактический: Адрес: 461357
Оренбургская область, Илекский район, с. Мухраново
4. Команда:
руководители:
Китов Геннадий Иванович
Величко Елена Борисовна
Федорова Татьяна Александровна
5. Участники: обучающиеся 1 – 9 классов
6. Краткое описание:
Создание на базе школьного лесничества модели внеурочной деятельности школьников как интегративной системы дополнительного экологического образования в условиях современной школы.
7.Краткая аннотация проекта
Наш проект «Социальная экология - не роскошь, а средство спасения природы». Данными проектами мы стремимся решать комплекс мер по охране окружающей среды в поселении. Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Решающим фактором должно быть экологическое образование и экологическое воспитание всего населения. Поэтому мы проводим пропаганду экологического воспитания среди учащихся школы и населения и своими практическими делами стараемся создать атмосферу чистоты и бережного отношения к окружающей среде. И только все вместе мы сможем решить ряд социально-значимых проблем нашего поселения
8. Сроки:
Год разработки: 2013г.
Сроки реализации: 2014-2019г.г.
Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………….4
2. Цель, задачи…………………………………………….9
3. Краткая характеристика школьного лесничества «Михеич»…10
4. План мероприятий по реализации работы…………11
5. Сроки реализации ………..…………………………..13
6. Ожидаемый результат………………………………..16
7. Условия реализации ……….………………………..17
8. Механизм взаимодействия………………………….18
9. Смета расходов………………………………………19
10. Заключение…………………………………………20
11. Приложение…………………………………………22
1. Пояснительная записка
"Любовь к родной стране начинается с любви к природе".
К. Паустовский
Где бы ни жил человек он всегда помнит и любит свою малую Родину. Ведь каждый из нас ее частичка. И только от нас с вами зависит будущее наше Родины.
Оренбуржье - край удивительного природного разнообразия, неотъемлемой частью которого являются водные ресурсы. Родники, реки, озера и водохранилища нашего края важны не только как источники водоснабжения. С каждым годом все шире проявляется их рекреационное, эстетическое, научное, воспитательное и экологическое значение. Природа – наш общий дом. А забота о доме – это и есть любовь к Родине.
В течение многих лет велась экологическая деятельность со школьниками на территории Илекского района. Наша школа не оставалась в стороне. Мы занимались научно – исследовательской и природоохранной деятельностью; участвовали в муниципальных, региональных, всероссийских и международных акциях и конкурсах.
Красива природа Оренбургской области с обширными лесами, живописными озёрами, реками, разнообразными животными, птицами и растениями.
На первый взгляд кажется, что всё нипочём деревьям-великанам, раскинувшим свои могучие кроны над землёй. А на поверку оказывается, что лес слабее и беззащитнее многих крохотных существ, обитающих в нём. Дело в том, что лес прочно связан с местом своего рождения и, в отличие от животных, не может покинуть его, если даже там создадутся условия, совсем непригодные для жизни. Нередко под воздействием необдуманной хозяйственной деятельности человека леса оказываются на грани гибели. Ведь лесу, как и всему живому, необходим воздух, питательные вещества, он не терпит чрезмерных физических вмешательств в его жизнь. Для того чтобы лес был здоровым и красивым, нужно гарантировать ему все эти потребности.
Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель. Давайте ее беречь!
Природа – это краса нашей России. Вряд ли найдутся люди, равнодушные к сказочной красоте леса, прекрасного в любое время года, к чистой зелени лужаек и рощ, к необозримому простору полей и степей. А кто не любит голубизну озер и рек, оправленную в изумрудную зелень берегов, кто не мечтает увидеть “остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер”!
Актуальность и важность данной проблемы для села, Илекского района, Оренбургской области.
Еще сотни лет тому назад огромная часть земной поверхности была покрыта лесами. Долгие годы люди нещадно вырубали деревья на топливо и строительные материалы для жилья. Площадь, занимаемая лесами, резко сократилась, а кое-где они и вовсе исчезли.
Многие леса и теперь продолжают гибнуть, поскольку за ними нет надлежащего контроля и ухода. Вместо того чтобы оберегать и охранять природу, человек чрезмерно использует ее дары в своей хозяйственной деятельности.
Одной из актуальных проблем является сохранение и возобновление лесов. Школьники могут внести свой вклад в решение этой проблемы, благодаря работе школьного лесничества.
Но есть и другая сторона вопроса об актуальности создания школьных лесничеств – это возросшая потребность современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, способных быстро ориентироваться в окружающей действительности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, готовых к сотрудничеству, межкультурному взаимодействию, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией[1].
В новых социально–экономических условиях предлагается рассматривать школьные лесничества как раннюю профессиональную ориентацию школьников, помощь им в выборе своей будущей профессии. Движение школьных лесничеств должно стать базовой основой дальнейшего профессионального самоопределения школьников, так как с раннего возраста они постигают азы лесоводства: сажают лес, выращивают его, ухаживают и защищают, занимаются практической, опытнической деятельностью и научно-исследовательской работой, получая глубокие знания о лесе[2].
Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”[1].
Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития школьников. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.
В Законе РФ “Об образовании” предлагается портрет выпускника основной школы: любящий свой край и своё Отечество; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы[6]. Именно все эти качества могут развиться у обучающихся занимаясь в школьном лесничестве.
На современном этапе развития нашего общества остро стоит проблема повышения познавательной активности учеников, их способность самостоятельно добывать и применять знания, полученные на уроках.
Необходимо не только давать определенную сумму знаний по каждому предмету, но и научить детей применять знания в жизни, причем не только по одному предмету, а по всем предметам школьной программы.
Благодаря работе школьного лесничества удается решать комплексные и разноуровневые задачи и с поэтапной допрофессиональной подготовкой. Данное обстоятельство приводит к возможностям перехода наиболее способных школьников к профессиональным занятиям и к сопутствующей профессиональной подготовке.
В настоящее время большинство выпускников до момента вступления во взрослую жизнь не представляют себе ни их будущую профессию, ни отрасль, где они могут приложить свои знания, полученные в школе. Работа в школьном лесничестве помогает школьникам увидеть результат своей работы, определиться с выбором будущей профессии.
Природа для нашего народа – высшая ценность, о которой мы узнаём не по радио или телевидению, а из самой жизни. Мы чутко понимаем природу, умеем ее беречь и мудро ею пользоваться. Этому умению мы сегодня учиться в школьном лесничестве «Михеич».
На занятиях в объединении мы учимся главным достоинствам Человека – доброте души, чуткости ко всему живому, внимательности, доброму отношению к «малой», но самой дорогой Родине. Природа Оренбургской области уникальна, представляет из себя сочетание различных типов природных сообществ, в большинстве случаев доступных для наблюдения.
Отправляясь изучать облик села, его природу, под руководством старшей вожатой, разработали опросную анкету, которая позволила нам выяснить мнение жителей села по вопросам, связанным с экологическим состоянием села Мухраново .
Итак, на вопрос «Считаете ли вы наше село чистым ?» из 100 опрошенных
30%-да.
55%-нет,
15% -не знаю.
На вопрос «Хотели ли вы улучшить экологическое состояние села ?» из всех опрошенных :
58%-да.
12% - нет.
30% - не знаю.
На вопрос «Считаете ли вы создание школьного лесничества актуальным для нашего села? » ответили
63% - да,
24% - нет,
13% - не знаю .
В ходе нашего опроса выяснилось, что подавляющее число селян оценили экологическую обстановку как удовлетворительную, но всё же оставляющую желать лучшего.
Нам всем, необходимо понять, что все мы нуждаемся в экологически чистой окружающей среде. Вот почему, мы должны и обязаны сажать деревья, вешать скворечники, мастерить кормушки и кормить птиц зимой, убирать берега, убирать территорию родника … Самому научиться не загрязнять и захламлять, но и научить этому других.
Поэтому мы считаем, что создание школьных лесничеств очень актуально на данном этапе развития Российского образования.
Новизна
Идея создания школьных лесничеств не нова, но в последние годы многие школьные лесничества перестали существовать.
В нашем районе Мухрановское школьное лесничество единственное и работает по пяти направлениям. Кроме лесохозяйственного и природоохранного, у нас успешно развиваются эколого – просветительское, творческое и научно – исследовательское направление.
Поэтому наш опыт поможет другим школам в создании школьных лесничеств.
Созданное школьное лесничество позволяет нам комплексно подойти к решению задач познавательного, экологического и эстетического характера в ходе обучения естественно – научным предметам. Это значительно улучшает отношение к введенному в школе профилю.
Работа в школьном лесничестве заставляет наших школьников раньше задуматься о выборе будущей профессии.
Социальная значимость работы школьных лесничеств
Общественное древонасаждение в России развивалось и вдохновлялось великими лесоводами. Они считали необходимым привлекать к охране и восстановлению лесов любителей. Ведь любитель - от слова "любить". Деревья очень отзывчивы к теплу человеческой души. А искренняя любовь к ним и энтузиазм в сочетании со знаниями могут дать потрясающие результаты - великий лесовод фон Граф смог вырастить лес даже в голой голодной безводной степи![7]
Но ведь сажать лес хотят не только лесники. Да и знать каждое свое деревце "в лицо", ухаживать за ним вручную под силу как раз именно любителям.
Возобновление лесов и благоустройство территорий играют важную роль в жизни жителей нашего района, следовательно, выбранная проблема обладает большой социальной значимостью.
Кроме того, привлечением школьников на работы по благоустройству будет решена еще и проблема занятости школьников в летний период.
Юридическая правомерность действий
Все наши действия по созданию и реализации нашей работы являются абсолютно правомерными. Мы не нарушаем государственных законов и прав окружающих. Для того чтобы быть уверенными в своих действиях по решению экологических проблем на территории выбранных природных объектов, мы ознакомились с :
Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г., 24 июня, 14, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г.).
Кроме того, все наши работы проводятся с согласия администрации Мухрановского сельского совета.
Состояние нормативно-правового обеспечения деятельности школьного лесничества
Наше школьное лесничество, созданное в 2011 году, целью которого было привлечение максимального количества детей к общению с природными объектами. Мы стремились организовать не только познавательную, но и интересную практическую работу детей с природными объектами. Нацеливались на то, что организуя практическую деятельность детей в школьном лесничестве, можно получить не только воспитательный и познавательный результаты, но и осуществлять реальные практические дела по улучшению экологии. С тех пор не прекращало своей деятельности, прививая любовь к природе родного края, формируя трудовые умения и навыки в области лесоводства, решая задачи экологического воспитания, охраны и защиты лесов.
Одним из главных факторов успешной работы является создание нормативно-правовой базы, регламентирующей всю работу трудового объединения, которая разрабатывается совместно с базовым лесным хозяйством. Ежегодно нами заключается договор-соглашение между Образовательным учреждением и организацией лесного хозяйства. В нашем случае это ГКУ « Илекское лесничество»
Согласно договору базовое хозяйство оказывает помощь в разработке нормативных документов, главным из которых является Положение о школьном лесничестве, в котором определяются цели и задачи работы, организация и содержание работы, органы самоуправления, руководство работой и охрана труда обучающихся.
В 2015 году в школьном лесничестве было 41 учащихся 6-10 классов. В массовых мероприятиях принимали участие все ученики школы.
Общее руководство работой лесничества осуществляется администрацией школы и базовым хозяйством. Администрация назначает руководителя школьного лесничества из числа педагогов и ответственных за работу звеньев
Согласно Положению о школьном лесничестве основополагающий принцип организации работы – соблюдение правил и норм охраны труда.
Организована вакцинация от клещевого энцефалита всех членов школьного лесничества, работающих в лесу.
Составлены и утверждены инструкции по технике безопасности на все виды работ, проведение экскурсий, проведение полевых исследовательских работ и при перевозке учащихся.
Члены школьного лесничества допускаются к работе после проверки знаний по технике безопасности.
2. Цели и задачи деятельности школьного лесничества «Михеич»
Цель деятельности школьного лесничества – формирование лесоэкологической культуры, изучение и реализация основ лесоприродоохранной деятельности, экологическое, нравственное и трудовое воспитание школьников в отношении сохранности природы, как первоисточника жизни, помочь научиться понимать природу, ценить и рационально использовать её богатства и красоту.
Школьные лесничества, будучи одной из самых эффективных форм трудового воспитания детей, эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, являются активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства. В школьных лесничествах дети получают дополнительные знания по основам лесохозяйственных дисциплин, биологии и другим естественным наукам. Школьные лесничества воспитывают у молодежи убежденность в необходимости бережного отношения к родной природе, формируют представление о лесоводе, как о созидателе и защитнике лесных богатств нашей страны.
Задачи школьного лесничества:
- формирование у членов школьных лесничеств активной жизненной позиции;
- изучение и овладение школьниками основ лесохозяйственных дисциплин;
- приобретение ими начал ведения исследовательских работ;
- приобретение юными лесоводами навыков в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий;
- приобщение детей к общественно-полезному труду по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, развитие осознанного интереса к производительному труду;
- проведение лесоохранной агитации и пропаганды;
Реализация цели и задач предполагает:
1. создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, расширение творческого потенциала учащихся;
2. создание условий проявления и мотивации творческой активности учащихся в различных сферах социально значимой экологической деятельности;
3. формирование социально-компетентной личности ученика
Этапы работы школьного лесничества:
I. Подготовительный (октябрь 2013 г – март 2014 г)
· Создание команды по разработке и реализации проекта.
· Проведение общешкольного родительского собрания, заседания Управляющего совета.
· Утверждение плана работы.
· Выбор руководителей.
· Подбор детей в школьное лесничество по желанию родителей, по желанию самого ребенка.
· Разработка Устава, Положения школьного лесничества.
· Разработка положения о портфолио лесника.
· Расчет сметы для работы лесничества на 3 года.
II. Практический (сентябрь 2014 г - сентябрь 2016 г):
· Составление и утверждение учебно – производственного плана (ежегодно до 1 сентября).
· Приобретение специализированной формы для членов школьного лесничества, флага, галстуков и др. атрибутики (в течение 2014 года).
· Совершенствование материально – технической базы школьного кабинета для работы школьного лесничества (в течение 2015-2016 гг).
· Разработка и утверждение программы «Школьное лесничество» (август 2014 г).
· Практическая деятельность лесников на базе Чапаевского лесничества.
· Научно – исследовательская работа.
· Эколого – просветительская деятельность.
· Культурно – массовые мероприятия.
III. Аналитический (декабрь 2018-май 2019):
· Проведение мониторинга работы.
· Результаты предпрофильной подготовки.
· Определение эффективности научно – исследовательской деятельности.
· Профессиональная ориентация лесотехнического направления.
· Продолжить работу школьного лесничества
3. Краткая характеристика школьного лесничества «Михеич».
Школьное лесничество «Михеич» Мухрановской средней общеобразовательной школы образовалось в 2013 году. Инициаторами этого доброго дела стали: ГУ «Илекское лесничество», участковый лесничий Чапаевского лесничества Китов Геннадий Иванович и директор школы (в 2011г.) Ишбердина Ю.Н., заведующая пришкольного участка Фёдорова Т.А.
В настоящее время директор ГКУ «Илекского лесничества» Трякин В.М, а директор школы Жамбулатов С.А.
В 2013 году были определены основные направления работы и разработана нормативно-правовая база:
-договор о сотрудничестве с ГКУ «Илекское лесничество»;
- положение о школьном лесничестве;
-Устав школьного лесничества;
-Договор о сотрудничестве ГАОУ ДОД «ООДЭБЦ» и МБОУ Мухрановской СОШ.
Состав школьного лесничества меняется и дополняется каждый год. В нем ежегодно занимается от 15 до 23 учащихся. Возраст членов лесничества с 10 –17 лет (5-9 классы)
Самым главным достижением и предметом нашей гордости является наша работа по открытию и обустройству новых родников. Путь, от водяной жилы, до обустроенного, кристально чистого журчащего ручья, нелегкий.
За 5 лет деятельности нашего ШЛ мы открыли 3 новых родника.
В 2013 г открыт наш первый родник, наверно, самый трудный. Это был наш 1-й опыт. Не один день мы работали над ним, потрачено много сил. Общими силами, учителей, работников школы, школьными лесниками роднику дали жизнь. На общем собрании школьников роднику было дано имя, он стал называться «Школьный».
В 2014 г, недалеко от родника «Школьный» мы дали жизнь еще одной водяной жиле, наш 2-й родник был назван «У Иваныча». Оба родника расположены в урочище «Белый ключ».
Место расположения родников очень живописное, под сенью дубрав уже отдыхают люди, берут воду из новых родников. Здесь удобные столы, скамейки, где можно посидеть, попить чай из родниковой воды. Пейзаж неописуемой красоты, своими лапами-листьями, создает растущий здесь высокий папоротник, здесь в открытых полянках, куда заглядывает солнышко, расцветают сезонные цветы, подснежники, колокольчики, ландыши…
В 2015 г еще одним нашим достижением стал очищенный и возрожденный родник «Килюшкин». Трудились мы над ним не меньше, чем над новыми родниками. Результатом наших стараний стал обустроенный, огороженный красивый родник-колодец, ожила в нем вода, заиграли на солнце его блики-капельки, зажурчал, заговорил ручей…
С 2018 года идет работа по обустройству родника «Верхняя Алтайка», возрождению нового источника воды.
Наше школьное лесничество заработало, есть определенный опыт, есть результаты, уходят одни члены нашей команды, приходит смена… За время совместной деятельности меняются дети, отношение к тому, чем они занимаются. Я вижу результаты, ребята по-настоящему увлечены, они неравнодушны к своим родным местам, природе. Мы сбережем свою природу, все живое на земле, если никто не будет «стоять в стороне», начиная с себя, заронить семя добра в наших детей, и оно прорастет тем же. Недаром гласит пословица «Что посеешь, то и пожнешь».
Из статьи газеты «Урал» В урочище «Белые ключи» - памятнике природы Илекского района, расположенного на территории Сладковского сельсовета, состоялось официальное открытие еще одного природного источника воды. Очистили и обустроили родник ребята из Мухрановского школьного лесничества «Михеич» (Александр Рогожин, Сергей Жуманбаев, Андрей Дергунов, Анатолий Бондаренко, Илья Жиберин) под руководством Геннадия Китова, участкового лесничего ГБУ «Илекское лесничество». Слова признательности, за сделанное благородное дело, ребятам из школьного лесничества и его руководителю выразили: глава Мухрановского сельсовета, Зорина Н.П., глава Сладковского сельсовета Павел Семенов, заведующий отделом образования Светлана Павлычева, представитель администрации района и другие. Следующее мероприятие, которое необходимо будет сделать - исследование воды на биохимический состав. А сейчас проходит конкурс, в ходе которого будет определено название родника.
4. План мероприятий по реализации работы школьного лесничества
Что такое для человека Родина: страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть Родина. И наша задача состоит в том, чтобы сохранить и приумножить ее богатства. Никто не будет оспаривать тот факт, что наши детские впечатления самые сильные, и остаются в памяти те, что вызывают сильные эмоции. Природа не может оставить человека равнодушным, контакт с ней всегда эмоционален, потому именно в детском возрасте важен непосредственный контакт детей с природой и чем более продолжителен и более част он будет, тем богаче станет духовный мир ребенка. Именно этого непосредственного живительного контакта лишен современный урбанизированный ребенок.
Современный молодой человек, лишенный самого простого общения с природой, не может жить вне ее, без использования ее ресурсов - от этого зависит здоровье человека, продолжительность его жизни. Первые годы своей жизни человек тратит на изучение, освоение знаний, накопленных человеческим обществом, формируется как творческая гармонически развитая личность.
Очень важную роль в этом процессе играет экологическое и трудовое воспитание школьников, которое готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях.
Одним из вариантов организации внеклассной работы школьников экологического направления является школьное лесничество. Представляя собой очень интересную и полезную форму работы, она требует от руководителя очень много творчества, глубоких знаний, желания и умения работать во внеурочное время с детьми. Поэтому далеко не в каждой школе имеется такая форма организации.
При образовании министерства лесного и охотничьего хозяйства одной из приоритетных задач было определено воссоздание в новых условиях движения школьных лесничеств на территории Оренбургской области. Министерством охотничьего хозяйства проведена серьезная и планомерная работа по возрождению, объединению и развитию школьных лесничеств.
Организовывая в 2013 году школьное лесничество, мы своей главной целью ставили привлечь максимальное количество детей к общению с природными объектами. Мы стремились организовать не только познавательную, но и интересную практическую работу детей с природными объектами в прилегающих лесах. Старались сделать эту работу последовательной и целенаправленной в рамках непрерывного экологического образования детей с 1 по 9 классы. Нацеливались на то, что организуя практическую деятельность детей в школьном лесничестве, можно получить не только воспитательный и познавательный результаты, но и осуществлять реальные практические дела по улучшению экологии.
Школьное лесничество действует круглый год. Очерёдность занятий и их программа планируется в зависимости от сезона года. Летнее (каникулярное) время используем для практической работы в лесу, экскурсий и походов в лес. Зимние (учебные) месяцы используем в основном для теоретических занятий по лесохозяйственным дисциплинам.
На закреплённой территории учащиеся летом и зимой несут дозорную службу, пресекают нарушения правил пожарной безопасности, разворачивают кампанию «Антипал», проводят противопожарное патрулирование в пожароопасный период, охраняют сосновые насаждения (акция «Сохраним елку» ) в предновогодний период.
Большое внимание в работе школьного лесничества уделяется изучению природы, проведению фенологических наблюдений, экскурсиям, походам по родному краю. Во время практических занятий ребята изучают таксацию – определяют объём древесной массы в насаждениях, ежегодный прирост древесины и др. Знакомятся с основами таксации лесных насаждений, породным составом, возрастом, полнотой, типом и условиями произрастания. Кружковцы научились пользоваться измерительными приборами – буссолью, высотомером, полнотомером, мерной вилкой. Самостоятельно разбираются в лесоустроительных материалах, таксационных названиях, планшетах, планах лесонасаждений. Для практических занятий школьного лесничества закреплен участок лесных насаждений площадью 30 га, квартал №18 выдела 13,14,39.
На этой площади расположены лесные культуры дуба черешчатого (посадка желудями), тополя черного, сосны обыкновенной. Уникальность этого участка заключается в том, что он расположен между двумя водоемами: озеро Прянишниково и р. Заживная. Наличие влаги и благоприятные почвенные условия способствуют быстрому росту древестно-кустарниковой и травянистой растительности. Мощные побеги лесных культур, говорят о том, что участок для посадки выбран правильно. Эти лесные насаждения видны из окна нашей школы.
Это место привлекательно для отдыхающих не только села Мухраново, но и для всего Илекского района, люди приезжают купаться, рыбачить, собирать ягоды и грибы…
5. Сроки реализации работы школьного лесничества
В 2014 году на пришкольном участке Мухрановской СОШ был заложен микропитомник и дендропарк. В микропитомнике дети из школьного лесничества высаживают семена деревьев и кустарников собранные своими руками в лесных насаждениях- памятников природы «Белые ключи», ростош «Балка медвежья», выращивая саженцы древесных и кустарниковых пород. Саженцы высаживают в дендропарке и в школьном сквере. Работая на пришкольном участке (подготовка почвы,РаР
посадка, полив, прополка, подготовка почвы) дети приобретают трудовые навыки, ведут фенологические наблюдения, которые в дальнейшем отражают в своих конкурсных работах.
В школе создана материально-техническая база для эффективной деятельности школьного лесничества. К ней относятся: учебно-производственные участки, помещения для работы, мебель, станки и инструменты, средства связи, компьютерная и оргтехника, картографические и методические материалы, измерительные приборы и инструменты.
За школьным лесничеством, согласно договору с ГКУ «Илекское лесничество», для практических занятий школьного лесничества закреплен участок лесных насаждений площадью 30 га, квартал №18 выдела 13,14,39.
Для изучения теории по лесничеству в школе есть технологический кабинет.
Для ведения практических занятий в распоряжении школы имеются следующие территории, находящиеся в бессрочном пользовании:
• Школьный учебно-опытный участок 0.2га
• Микропитомник
В микропитомнике дети из школьного лесничества высаживают семена деревьев и кустарников собранные своими руками в лесных насаждениях- памятников природы «Белые ключи», ростошь «Балка медвежья», выращивая саженцы древесных и кустарниковых пород
• Дендрологический парк вокруг школы 0, 1 га
Здесь высаживают саженцы. Работая на пришкольном участке (подготовка почвы, посадка, полив, прополка, подготовка почвы), дети приобретают трудовые навыки, ведут фенологические наблюдения, которые в дальнейшем отражают в своих конкурсных работах.
За четыре года работы на микропитомнике и дендропарке нами выращены такие виды древесно-кустарниковых растений:
1. дуб черешчатый 10. слива колючая (терн)
2. липа мелколиственная 11. рябина обыкновенная
3. береза повислая 12. смородина золотистая
4. лиственница сибирская 13. калина обыкновенная
5. тополь черный 14. черемуха обыкновенная
6. сосна обыкновенная 15. боярышник
7. клен остролистный 16. бересклет бородавчатый
8. клен татарский
9. ясень зеленый
Для деятельности школьного лесничества школа у школы нет техники а предоставляются транспортные средства, находящиеся в оперативном управлении. Школа обеспечена профессиональными кадрами. Предмет технология преподают: Федорова Т.А, учитель первой категории, ответственный за работу школьного учебно-опытного участка; руководителем школьного лесничества является участковый лесничий Китов Геннадий Иванович, также организует деятельность и занятия с детьми Горшенина Ирина Андреевна, учитель биологии. Кроме того мы сотрудничаем с привлеченными специалистами: «Оренбургского областного детского эколого-биологического центра». инструменты и оборудование для ведения лесохозяйственных работ;
таксационные измерительные инструменты и приборы.
Учебно-производственная база школьного лесничества «Михеич» в 2017 году была пополнена необходимым материалом.
Инвентарь: лопаты, мотыги, грабли, краски, кисточки, ведра
В кабинете биологии имеются: гербарии лесных растений, сделанные членами школьного лесничества, коллекции семян деревьев и кустарников, собранные членами творческих объединений «Михеич», в летний период, плакаты.
Для работы членам школьного лесничества по необходимости предоставляется компьютер.
На счету нашего лесничества много хороших дел. С 2014 года участвуем в акции «Посади миллион деревьев». Обучающиеся вместе с руководителем выезжают в лесной питомник и оттуда привозят саженцы, которые используются для озеленения сквера вблизи школы, сквера около Дома культуры и в парке им.героя Советского Союза Гизатова Ш.А. Ежегодно нами высаживается до 150 саженцев деревьев, из которых приживается 60-70 %.В 2015 году в преддверии празднования 70-летия Великой победы была заложена «Аллея памяти» и высажены 240 саженцев деревьев, по числу односельчан ушедших на фронт. В течении каждого лета дети осуществляют уход за высаженными саженцами.
Практически вся школа участвует в трудовых акциях «Чистое село», «Чистые берега»,которые стали ежегодными. Девиз этих акций слова Антуана Сент- Экзюпери: «Есть такое твердое правило…Встал по утру, умылся, привел себя в порядок –и сразу приведи в порядок планету».
В мероприятия вовлекаются все важные социальные объекты на селе: администрация сельского совета, работники дома культуры, работники детского сада, депутаты сельского совета, социальные работники ,пенсионеры, работники почты и отделения сбербанка, жители села. Всего охвачено- 305 человек! Убрано-34 улицы! Вывезено-4 телеги мусора! Очищены берега озера Прянишниково протяженностью 2 км.
Большую помощь лесу оказывают неутомимые лесные санитары – птицы. Для них на территории школьного лесничества мы развешиваем кормушки на пришкольном участке, сосновой аллеи школы, на территории детского сада «Березка». Для изготовления кормушек привлекаем старшеклассников и родителей, а в зимние месяцы учащиеся с 1-5 класс подкармливают птиц (кормом обеспечивает учитель биологии Куликов В.А.).За четыре года нами изготовлено и развешено 60 скворечников. Скворечники изготавливались на уроках труда под руководством Колесникова П.В. Домики для пернатых развешены в сосновой аллеи, на пришкольном участке, на территории детского сада «Березка».
Большим делом нашего школьного лесничества можно считать работу в Урочище «Белые ключи» кв. 1,2,3.
Отложения белых кварцевых песков и галечников юрской системы можно наблюдать на склонах балок и сыртовых увалов в урочище Белый ключ на междуречье реки Заживной и Суходола в 11 км к северо-востоку от хутора Сладкова. Это урочище - самый крупный сырто-водораздельный лесной массив района - представляет собой нагорно-байрачную дубраву площадью более 320 га, растущую на склонах и по вершинам логов, сложенных песками и галечниками юры. У подножия обрыва из плотных кварцевых песков бьет родник Белый ключ. Этот лесной массив – южный форпост водораздельных дубрав общего Сырта.
Памятник природы Областного значения
№ |
||
1 |
Название |
Урочище Белые Ключи |
Площадь |
354,0 |
|
Привязка |
В12,5 км к северу от с.Рассыпное,Сладково,Мухраново Чапаевского лесничество, кв. 1,2,3. Илекский лесхоз |
|
Тип |
Лесной |
|
Характеристика |
Самый крупный сыртово-водораздельный лесной массив района представляет собой нагорно-байрачную дубраву. Она растет на склонах и по вершинам логов, сложенных песками и галечниками юры. Родник Белый Ключ бьет у подножия обрыва из плотных каврцевых песков. Этот лесной массив - южный форпост водораздельных дубрав Общего Сырта |
|
Мониторинг изменений за последние годы |
Отмечается зарастание леса молодняком. Имеются следы не значительных рубок. В непосредственной близости к лесу находятся сельхозугодия, некоторые из полей стали залежными. |
|
Антропогенное воздействие |
Существенного антропогенного воздействия не отмечается |
|
Ранг объекта |
Региональный. Рекомендуется оставить в перечне памятников природы Оренбургской области |
|
Рекомендации по сохранению |
Не допустить вырубку леса и захламление родника. Рекомендуется проводить регулярно противопожарную опашку леса. |
Сводный список объектов археологического наследия
Илекского района Оренбургской области
№№ пп |
Название памятника |
Местоположение |
Датировка |
Документ о принятии на государственную охрану |
1. |
Курганный могильник 1 |
Урочище Белый ключ, 6 км к ЗСЗ от урочища, 12 км к ССЗ от с. Сладково |
эпоха средневековья |
Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 06.10.1998 г. № 118/21-ПЗС |
2. |
Курганный могильник 2 |
Урочище Белый ключ, 11 км к ССВ от с.Сладково |
неизвестна |
Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 06.10.1998 г. № 118/21-ПЗС |
В 80-е годы XX века на территории района активно работали башкирские археологи: В.А. Иванов раскапывает курганы эпохи средневековья в могильниках Студеное и Белый Ключ.
С первого дня создания школьного лесничества ребята взялись за обустройство родников. Родник «Белые ключи», далеко известный за пределами Илекского района – это то, с чего начали наши кружковцы. Они очистили территорию возле родника, очистили подъезды к роднику.
В 2013 году в урочище «Белые ключи» была найдена новая жила живительной воды. С сентября по октябрь велась работа по восстановлению родника (очистка источника, выкладывание камнями, установка сруба). Затем были проведены исследования воды на биохомический состав. Родник назвали «Школьный» - такое решение приняли в результате голосования. Работа была проделана огромная, теперь не менее трудная задача стоит перед кружковцами и всеми, кто будет приезжать на родник - сохранить источник, а на прилегающей территории, - порядок.
Летом 2014 года была открыта ещё одна жила природного источника воды. Работа была проведена в той же последовательности. Новый родник назвали «У Иваныча».
В 2015 году открыли родник «Килюшник», пока ещё не готов принять своих первых посетителей: вода в нем должна самоочиститься от песка, от вкуса и запаха сруба. Весной 2016 года уже многие испили из него прохладной родниковой воды. В течении летнего периода мы ухаживаем и обустраиваем родники, устанавливаем беседки для отдыха. Главы близлежащих сел: Сладково, Рассыпное помогают в очистке и благоустройстве родников, предоставляя технику и людей. В 2018 году началась работа по возрождению родника «Верхняя Алтайка».
Системность деятельности школьного лесничества
Концептуальная модель
Цель концептуальной модели: воспитание экологически грамотной личности, которая после окончания школы выберет образ жизни, достойный Человека.
Данную цель можно конкретизировать в следующих ЗАДАЧАХ:
1. Формировать у школьников целостное и гармоничное представление о ценностях материальной и духовной культуры, различных сферах искусства.
2. Формировать экологическое сознание, мировоззрение как внутренний регулятор поведения учащихся в окружающей среде.
3. Развивать навыки, обеспечивающие включение в общественную жизнь на основе принципов гуманизма и демократии.
4. Расширить деятельность родительского комитета школы при проведении различных форм работы с семьей и детьми.
5. Воспитывать личность, способную к свободному и добровольному выбору образа жизни и труду в соответствии с законами природы и интересами человека.
6. Расширить систему психолого-педагогической поддержки учащихся, предполагающей определение путей к самоутверждению, саморазвитию и самореализации воспитанников.
7. Развитие системы самоуправления Совета школьного лесничества, обеспечивая включение администрации и учащихся школы в решение значимых для школы проблем, формируя социальную активность подрастающего поколения.
Ведущими концептуальными основами модели являются:
1.Удовлетворение потребностей и запросов детей в экологическом воспитании, обеспечение дифференцированного многоуровневого, практико-ориентированного образовательного процесса на основе обновления программно-методического обеспечения;
2.Динамичность образовательного процесса, гибкая, оперативная адаптация его к современным научным достижениям в области экологии, возрасту и уровню развития ребёнка, новым педагогическим и информационным технологиям;
3. Открытый характер образовательного процесса, предполагающий связь с природоохранными организациями, поддержку инициативы, поиска творчества, авторских моделей и проектов;
4.Личностно-нравственное самоопределение детей на основе их трудовой занятости, ранняя профориентация и профессионализация, суть которой в приобретении необходимых качеств для будущей профессии;
6. Организация модели дидактических основ природоохранительного просвещения на примерах охраняемых природных объектов с целью усвоения научных основ взаимодействия общества и природы, культуры природопользования;
7.Организация широкого спектра деятельности детей, учёт их индивидуальных особенностей, формирование способностей и качеств личности с учётом природных задатков, склонностей и жизненного опыта, развитие индивидуальных интересов членов школьного лесничества в процессе сотворчества обучающегося и педагога, а также самостоятельного творчества ребёнка.
Образовательная деятельность
Образовательная деятельность в школьном лесничестве – деятельность, направленная на реализацию образовательного процесса и осуществляемая в соответствии с образовательными программами. Формирование экологической грамотности членов школьного лесничества и является основной целью образовательного процесса.
Важным документом, регламентирующим организацию обучения членов школьного лесничества, является образовательная программа школы.
Разрабатывая её мы рассматриваем школьное лесничество как возможность дать обучающимся дополнительное образование, как полигон для формирования личностных, метапредметных общеучебных навыков в познавательной, интеллектуальной, информационно-коммуникационной сфере.
Ежегодно утверждается учебный план и программа по обучению. Разработаны и утверждены рабочие программы кружков: «Михеич»,
«Я- исследователь», «Моё Оренбуржье». Занятия ведут учителя школы, специалисты базового хозяйства и привлеченные специалисты.
Образовательные программы реализуемые школой, направленные на трудовое обучение и воспитание
Реализуемые программы и мероприятия |
Классы |
|
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
Учебный план
|
Технология |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технология, включая раздел сельхозтруд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Профориентационная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Кружок «Михеич» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Кружок «Я-исследователь» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Кружок «Мое Оренбуржье» Предмет Окружающий мир |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Участие в дистанционных образовательных проектах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Внеурочная деятельность. Общешкольные мероприятия акции. Проекты направленные на трудовое обучение, экологическое воспитание, природоохранную деятельность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Организация летнего труда и отдыха на базе школьного учебно-опытного участка и школьного лесничества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Каждый член школьного лесничества занимается в нескольких кружках.
Наряду с традиционными формами и методами обучения в настоящее время школа предоставляет широкую возможность для получения знаний за счет участия в дистанционных проектах и расширения сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями.
За последние три года члены школьного лесничества приняли участие в следующих образовательных проектах:
• Проект «Живи, родник»
• Областной проект «Я-гражданин России!»
• Организация школьного экологического лагеря труда и отдыха
«Эковолонтеры»
• Участие в акциях
В результате целенаправленной деятельности наметилась положительная динамика участия членов школьного лесничества в образовательных проектах, исследовательской и проектной деятельности.
В результате целенаправленной деятельности наметилась положительная динамика участия членов школьного лесничества в
образовательных проектах, исследовательской и проектной деятельности.
.
Производственная деятельность школьного лесничества
Лес – одно из главных богатств нашей области, поэтому главной своей задачей считаем воспроизводство, охрану и защиту лесов на закрепленном за нами участке.
С 2011 года участвуем в акции «Посади миллион деревьев». Кружковцы вместе с руководителем выезжают в лесной питомник и оттуда привозят саженцы, которые используются для озеленения сквера вблизи школы, сквера около Дома культуры и в парке им. героя Советского Союза Гизатова Ш.А. Ежегодно нами высаживается до 150 саженцев деревьев, из которых приживается 60-70 %. В 2015 году в преддверии празднования 70-летия Великой победы была заложена «Аллея памяти» и высажены 240 саженцев деревьев,по числу односельчан ушедших на фронт. В течении каждого лета дети осуществляют уход за высаженными саженцами.
Практически вся школа участвует в трудовых акциях «Чистое село», «Чистые берега», которые стали ежегодными. Девиз этих акций слова Антуана Сент- Экзюпери: «Есть такое твердое правило… Встал по утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок планету».
В мероприятия вовлекаются все важные социальные объекты на селе: администрация сельского совета, работники дома культуры, работники детского сада, депутаты сельского совета, социальные работники ,пенсионеры, работники почты и отделения сбербанка, жители села. Всего охвачено- 305 человек! Убрано-34 улицы! Вывезено-4 телеги мусора! Очищены берега озера Прянишниково протяженностью 2 км.
Ребята ШЛ «Михеич» в 2019 году внесли свой вклад в озеленение родного села : высадили на участке ФАПа ( открытие которого было в этом же 2019 году) в с.Мухраново молодые саженцы тополя, клена, рябины.
Большую помощь лесу оказывают неутомимые лесные санитары – птицы. Для них на территории школьного лесничества мы развешиваем кормушки на пришкольном участке, сосновой аллеи школы, на территории детского сада «Березка». Для изготовления кормушек привлекаем старшеклассников и родителей, а в зимние месяцы учащиеся с 1-5 класс подкармливают птиц (кормом обеспечивает учитель биологии Куликов В.А.).За четыре года нами изготовлено и развешено 60 скворечников. Скворечники изготавливались на уроках труда под руководством Колесникова П.В. Домики для пернатых развешены в сосновой аллеи, на пришкольном участке, на территории детского сада «Березка».
Вид деятельности |
Ед измерения |
Объёмы работ 2017-2019 год |
Уход за лесными культурами |
Га |
1 |
Очистка леса от захламления |
Га |
1 |
Заготовка посадочного материала на школьном лесопитомнике |
шт |
50 |
Дополнение лесных культур (Посадка) |
Га |
1 |
Трёхкратная прополка сеянцев дуба, клена, лиственницы на школьном питомнике |
Га |
0,2 |
Посадка сеянцев на школьном питомнике (клен, дуб) |
шт |
20 |
Уход за посевами сосны и ели |
Га |
1.0 |
Изготовлено скворечников |
Шт. |
10 |
Изготовлено кормушек |
Шт |
28 |
Ящики для рассады |
Шт |
10 |
Черенки для сельхоз инвентаря |
Шт |
25 |
Метлы для уборки территории |
Шт |
30 |
Носилки |
Шт |
2 |
Выращено на школьном учебно-опытном участке с/х продукции (ягоды, овощи, рассада) |
кг |
45 |
|
|
|
Часть сельскохозяйственной продукции выращенной на пришкольном участке безвозмездно передана ветеранам труда.
Лесозащитная, природоохранная и сельскохозяйственная
деятельность
Важным пунктом нашей деятельности является природоохранная работа. В лесу мы берём под свою защиту родники, оборудуем места отдыха.
Виды деятельности |
Единица измерения |
2017-2018 год |
Патрулирование по закрепленной территории с целью предотвращения пожаров и самовольных рубок |
Количество выходов |
15 |
Взято под охрану памятников |
|
1 |
Оборудовано и отремонтировано мест отдыха |
Шт |
3 |
Установлено шлагбаумов |
шт |
1 |
Учтено и взято под охрану муравейников |
Шт |
3 |
Повешено скворечников |
Шт. |
10 |
Организовано подкормка птиц (общее количество кормушек в зимний период) |
Шт |
28 |
Заготовлено корма для птиц (рябина, черноплодная рябина) |
Кг |
30 |
Разбито клумб и цветников |
Шт |
12 |
Работа в школьном дендрарии. |
Га |
0,1 |
Благоустройство территорий
|
га |
1 |
Реализация идей успешной социализации детей и
молодёжи на базе школьного лесничества
Воспитательный потенциал школьного лесничества огромен. Здесь осуществляются практически все направления воспитательной деятельности: гражданское (патриотическое, правовое), нравственное, эстетическое, трудовое, физическое. Возможности развития школьного лесничества строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; возможность для местных жителей, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; представление родителям возможности принимать участие в процессе обучения и образовательной жизни их детей.
Накопленный школой опыт в организации трудового обучения и воспитания позволяет нам открыть на нашей базе пилотную площадку по обучению сельских школьников.
Ожидаемые результаты и планируемые социальные эффекты:
· Подготовка подрастающего поколения к работе на земле.
· Формированием положительной мотивации учащихся к работе в трудовых объединениях и, как следствие, увеличение доли обучающихся по программам профессиональной подготовки – от общего числа обучающихся 8–9 классов.
· Формирование у выпускников практических умений и навыков по планированию производственной деятельности, возделыванию сельхозкультур, воспроизводству леса, изготовлению материальных объектов, оформлению интерьеров помещений и оформлению ландшафта садовых участков.
· Расширение форм деятельности ШЛ через совершенствование модели взаимодействия с лесопромышленными предприятиями и другими социальными партнерами школы.
· возрождения сельскохозяйственного производства в современных условиях через развитие допрофессиональной подготовки будущих специалистов на основе глубокого и всестороннего использования всего потенциала трудового объединения школьников как одной из важнейших форм реализации образовательной области «Технология» и внеурочной деятельности в сельской школе.
Труд – основа человеческой жизни. Человек трудится не только для того, чтобы заработать, а потому что сознательное отношение к труду определяет его природную сущность. Приобщение к труду – важная часть воспитания в школе. Труд только тогда хорош, когда он приносит пользу, развивает и реализует потребности ребенка, общественно значим. В трудовом воспитании мы исходим из того, что кто – то из учеников продолжит обучение в высших учебных заведениях, а кто – то вольется непосредственно или через учебные заведения в сферу народного хозяйства. Неважно кем станут выпускники в жизни – учителями, агрономами, рабочими, врачами, но они уже познали вкус труда, успешного, коллективного, увидели его плоды. Тем не менее для многих выпускников, работа в лесном и сельском хозяйстве стала призванием и делом всей жизни.
Гарантией сохранения и расширения достижений школьного лесничества является:
· не прекращающаяся успешная работа, обусловленная необходимостью и важностью выбранных направлений деятельности связанных с трудовым воспитанием и охраной природы родного края. Гарантирующих реализацию всех важнейших потребностей человека: потребностей существования, потребностей в социальных связях, общении, заботе о других, внимании к себе и совместной деятельности, потребностей в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха, потребности в познании, самоактуализации, самовыражении, самоидентификация.
· Закрепленная нормативными документами, в том числе образовательной программой школы трудовая направленность организации воспитательной работы.
· Созданная материально техническая база позволяющая решать задачи трудового обучения и воспитания
Налаженная сеть взаимодействия с заинтересованными в проекте партнерами
Организация учебно- исследовательской (УИР) и учебно-
опытнической (УОР) деятельности
Проектная деятельность учащихся, а затем и научно-исследовательская деятельность давно и прочно вошли в жизнь школы, а с введением новых ФГОС станет неотъемлемой частью работы всех педагогов. Учебное проектирование в рамках нескольких уроков могут осилить все педагоги и ученики.
Научно-исследовательская деятельность в отличие от учебного проектирования, предполагает большую самостоятельность ученика, ею занимаются не все педагоги, эта деятельность не совсем простая, но очень интересная, за ней большое будущее. Школьное лесничество стало той площадкой роста, которая позволяет организовать такую работу и достичь хороших результатов
В результате целенаправленной деятельности наметилась положительная динамика участия членов школьного лесничества в образовательных проектах, исследовательской и проектной деятельности.
При проведении исследований важными объектами являются:
- местные водоемы: родники «Белый ключ», «Килюшкин», «У Иваныча», река «Заживная» и Урал, озеро - Прянишниково;
- почвенные разрезы закрепленного участка Илекского лесхоза;
- флора и фауна близь лежащего лесного массива.
Опыты, проводимые в школьном лесничестве
• правила очистки лесов и лесных насаждений;
• определение грунтовой всхожести семян сосны в зависимости от срока посева.
В перспективе:
Организация подкормки птиц и зверей в зимнее время;
• наблюдение за поведением и образом жизни полезных и вредных птиц;
• создание зеленой зоны вокруг школы
В 2017-2019 году были разработаны следующие исследовательские работы и проекты:
-Экологический проект «Пчелы и мед»
-Проект по окружающему миру учащихся 2 класс «Жизнь птиц»
- «Школьные лесничества – пространство возможностей дополнительного естественнонаучного образования»
- «Экологические проблемы села Мухраново»
- мини проект «От чистого истока»
-проект «Я- гражданин России!»
Всего написано исследовательских работ – 6, проведено школьных конференций по лесной тематике – 2, написано реферативных работ экологической направленности - 10
На территории лесничества проводятся исследования и написание проектов по флоре и фауне, анализу состава воздуха, анализ воды родников. По проектам ребята стали победителями муниципальных конкурсов. Отмечены благодарственными письмами.
Эколого-просветительская деятельность предусматривает не только написание проектов, но и культурно-просветительную работу среди учащихся школы: статьи в СМИ, конкурсы рисунков и плакатов по охране леса, а также пропаганда экологических знаний среди населения:
- публикации в местной печати;
- акции по пропаганде противопожарной безопасности.
В настоящее время на питомнике школьного учебно-опытного участка заложены опыты «Влияние предпосевной обработки на всхожесть семян кедра».
В наших планах начать сотрудничество по реализации совместных проектов с ГБУ «Илекское лесничество».
Влияние школьного лесничества на социально-культурную среду
Френсис Бэкон сказал: «Природа подчиняется лишь тому, кто сам подчиняется ей» Эта фраза стала одним из девизов нашего школьного лесничества, поэтому большое внимание в своей работе мы уделяем экологическому воспитанию учащихся и населения, обучая жить в гармонии с природой и пропагандируя здоровый образ жизни. При этом используются различные формы работы, традиционные и инновационные.
· Одной из основных форм является урок, особенно уроки по ознакомлению с окружающим миром в начальных классах, биологии, физики, химии, технологии, географии. Эта работа предусмотрена учебными программами и тематическими планами.
· Учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, сочинений, фотографийные планы и программы скорректированны особенно уроки по ознакомлению с окружающим миром в начальных классах,, викторинах различных уровней.
· Традицией стали ежегодные общешкольные мероприятия «Корм на ладошке», «Чистое село и чистые берега».
· В лесном массиве, что находится недалеко от села, силами учащихся обустроено 3 родника.
· Работа школьного лесничества отражена на школьном сайте http://56230007@rambler.ru/
· Результаты деятельности школьного лесничества освещается в областных и районных периодических изданиях.
· В лесных массивах, окружающих село, нашими руками оборудованы в соответствии с нормами и поддерживаются в порядке места отдыха, а также установлены рекламные щиты природоохранного содержания.
· Члены школьного лесничества создали символику: эмблему лесничества, девиз, клятву юного лесничего
· Ежегодно школьники издают рекламные буклеты на экологическую и здоровьесберегающую тематику.
Деятельность Мухрановского школьного лесничества не раз получала высокую оценку. Нашими достижениями в 2016-2018г стали победы в смотрах и конкурсах различного уровня:
Организация районных слетов, съездов, форумов и пр. |
Участие в международных слетах, съездах, форумах |
Участие в областных слетах, съездах, форумах |
Участие во Всероссийских слетах, съездах, форумах |
|
|
|
|
2016 год 17.12 участие в Экологическом форуме, встреча с зам.министра МПР – руководителем Рослесхоза И.В Валентиком
Подготовка статей и заметок в газету «Лесные вести Оренбуржья» и на сайт www.dep-les.ru
2017 год
-Лесные вести №2 от 5 мая 2017 -Лесные вести №3от6 июля2017
Ссылка на результаты http://rosleshoz.gov.ru/ activity/education/best_ school_forestry? 3ca702960ea792c657 b30359e9020bd1
2018год
2019 год
|
|
2016г- Областной конкурс «Красота родного края» (участие)
2017г- Участие в областном конкурсе детских социальных проектов «Я – гражданин России», в номинации «Сохраняя природу бережем Родину» (1 место)
Областной конкурс фоторабот «За красоту родного края» 2017г (2 место)
2018г- Участие Областном в конкурсе «Домики для пернатых» В номинации «Школьные лесничества в командном зачете» ( 1 место).
|
2016г-Всероссийский конкурс «Лучшее школьное лесничество»
2018г - участие во Всероссийском заочном смотре-конкурсе школьных лесничеств I место в номинации «Лучшее школьное лесничество» и III место в номинации «Развитие движения школьных лесничеств».
2019 г-участие во Всероссийском конкурсе
|
Организация летнего оздоровительного лагеря для членов
школьного лесничества.
В летнее время при школе действует лагерь труда и отдыха «Солнышко». Членами школьного лесничества ведется экологическая работа с младшими школьниками нашей школы. Они организуют с ребятами экологические игры, викторины, праздники. Эти мероприятия приносят большую пользу, воспитывая в ребятах уважительное отношение к природе, чувства гордости за богатую и щедрую родную землю, желание беречь её сокровища. Также лесоводы активно участвуют в разных проектах по благоустройству школьного двора и выполняют всю работу по плану ШЛ. Своими достижениями ребята удостоены были отдыха в лучших лагерях нашей страны в таких, как:
-детский лагерь «Орленок» (в 2016-2017г там отдохнул наш активист учащийся школы Дергунов Андрей).
-лагерь «Самородово» (отдохнули в летний период там учащиеся нашей школы Дергунов Андрей, Шукшина Валентина)
- оренбургский лагерь «Зарница» ( Величко Анастасия, Синдеева Екатерина, Петренко Юлия, Фаридонова Саида) 2016-2017г.
Общественное признание деятельности школьного лесничества
Наше школьное лесничество - старейшее в области и о его работе известно далеко за пределами нашего поселении. Все годы существования мы открыто делились опытом своей работы и налаживали партнерские связи с общественными организациями и всеми заинтересованными лицами.
Школьное лесничество имеет налаженную систему партнерства, в неё входят:
• ГКУ « Илекское лесничество»;
• РПДОО «Радуга» Илекского района Оренбургской области
Разноуровневость взаимодействия с властными структурами:
• Администрация Мухрановского сельского совета;
• Совет депутатов МО Илекский район;
• Администрация МО Илекский район и др.
Школьное лесничество является эффективной формой трудовой подготовки, воспитания и профориентации учащихся, вовлечения их в природоохранную деятельность. Юные лесоводы оказывают действенную помощь взрослым в охране лесных богатств, их рациональном использовании и воспроизводстве. Работа в школьном лесничестве способствует углублению знаний учащихся по биологии и экологии, развивает их экологическое мышление и творческую инициативу, способствует профессиональной ориентации учащихся.
Деятельность нашего школьного лесничества получила высокую оценку со стороны администраций поселений Илекского района, государственных и общественных организаций и населения.
6. Основные проблемы
Приходится наблюдать такую проблему, как низкий уровень активности детей и активистов населения в экологических акциях и социальных проектах, направленных на сохранение и улучшении экологической ситуации.
Причин этому несколько, и первой является то, что некоторые дети не хотели принимать участие в таких мероприятиях. Среди многих взрослых встречались, и до сих пор встречаются, скептики, которые сомневаются в перспективах деятельности школьного лесничества, утверждают, что скоро «развалится» этот кружок, тем самым закладывают сомнения и в детские души: «А стоит ли? Ведь скоро не будет школьного лесничества»? У значительной же части детей нет опыта и системы участия в экологических мероприятиях.
Исходя из существующей ситуации, считаем, что сейчас в работу школьного лесничества просто необходимо вовлечение максимального количества школьников с 1 по 9 классы, сотрудничество педагогов школы со специалистами лесного хозяйства - итогом этой работы будут люди, которые любят, берегут родную природу, умеют общаться с ней, благоустраивать и преумножать ее богатства.
Деятельность школьного лесничества – это не эпизодические мероприятия, а целостная, спланированная, круглогодичная, системная, целенаправленная работа, наполненная глубоким, эмоциональным содержанием. Участвуя в ней, приобретаем , творческий, профессиональный, социальный опыт, занимаются исследовательской деятельностью, тесно сотрудничая с представителями ГКУ « Илекское лесничество».
Работа по экологическим проектам интересна и значима. Опыт работы и деятельность школьного лесничества освещается в местной районной газете и в областных «Лесные вести Оренбуржья», «Оренбуржье».
Риски нашей работы
· Отсутствие психолого-педагогического сопровождения в школе.
· Снижение социальной значимости профессии лесника.
Реалистичность, экономичность
Наша работа очень реалистична и экономична. Проведение акций и экологических десантов, субботников не требует практически никаких финансовых затрат. Покупка различного оборудования (перчатки, лопаты, мешки, грабли и т.д.) не всегда необходимо, так как его можно использовать не один раз.
Проект не направлен на решение проблем мирового масштаба. Мы выбрали именно те проблемы, которые затрагивают ниши интересы, жителей нашего родного села, нашего родного края. Для того чтобы полностью реализовать наш проект требуется только заинтересованность в нём школьников, терпение, некоторые знания и трудолюбие, желание сделать свой край и село лучше.
Профессиональная ориентация учащихся.
В младшем звене работает кружок «Мое Оренбуржье», а в среднем звене кружок «Михеич» и курс по биологии «Я- исследователь». Многие учащиеся выбирают химико-биологический профиль сдачи ОГЭ. Всё это способствует успешной сдачи экзамена. Учащиеся поступают в Оренбургский государственный аграрный университет и Оренбургский государственный университет.
Перспективы:
Работа школьного лесничества очень перспективан, т.к. на территории села Мухраново и его окрестностей есть много природных объектов, которые нуждаются в исследовании и восстановлении, коме того, уже выбранные природные объекты можно улучшать постоянно. Поэтому, мы не хотим останавливаться на достигнутом.
1. Создать и осуществить программу озеленения села совместно с лесничеством и специалистами администрации.
2. Принять участие в проекте благоустройства воинских захоронений .
3. Организовать трудовую практику старшеклассников совместно с лесничеством.
4. Продолжать заниматься исследовательской, эколого – просветительской, творческой и природоохранной деятельностью.
5. Продолжать благоустраивать парк.
7.Условия реализации
Для успешных работы по сохранению окружающей среды считаем целесообразный план действий:
1. Агитационная и просветительская работа.
Регулярно проводятся мероприятия по изготовлению и распространению агитационного материала: плакаты, листовки и аншлаги на противопожарную тематику, по правилам поведения в лесу.
2 .Работа по восстановлению родников (очистка источника, выкладывание камнями, установка сруба, благоустройства территории близ родника).
3.Исследования воды на биохомический состав.
4.Проведение акций «Чистое село», «Чистые берега», « Кормушка на ладошке»
5.Участие в конкурсах, слетах, форумах, семинарах.
6.Выращивание и посадка посадочного материала.
Во время реализации проекта будут осуществляться контакты со многими организациями в вопросах спонсорской поддержки. Учащиеся будут работать вместе со своими родителями. Они благоустроят территорию вокруг родников. Нами произведен расчёт денежных средств и материалов для реализации проекта. Строительные бригады будут созданы из числа родителей и детей.
9.Смета расходов
№ |
Статьи расходов |
затраты |
количество |
сумма |
итого |
1 |
Информационное обеспечение |
Формирование экологической библиотеки. |
|
|
|
|
|
Приобретение · словарей, · научно-популярных экологических журналов
Подписка на журнал Знание - сила
Подписка на журнал Природа и Человек. XXI век
· справочная литература |
1
1
1
2 |
512,28руб.
1210,14руб
2120,58руб.
2000 руб. |
512,28руб.
1210,14руб
2120,58руб
2000 руб |
2 |
Методическая работа |
Награждение победителей внутришкольного конкурса «Лучшая методическая разработка (урока, классного мероприятия, классного часа)». · приобретение грамот,
· денежное поощрение |
20
3 |
30руб.
500руб. |
300руб.
1500руб. |
3 |
Экологическое просвещение |
Оформление информационных стендов: в школе, в ДК · цветная бумага
· офисная бумага
· ватман
· гуашь
· сменные картриджи для оргтехники |
10
5
10
2
2 |
50руб.
220руб.
50руб.
200руб.
700руб.
|
500руб.
1100руб.
500руб.
400руб.
1400руб. |
Обучение, стажировки, участие в работе экологических объединений. |
10 |
600руб
|
6000руб.
|
||
Проведение внутришкольных конкурсов прикладного и литературно-художественного творчества по экологической тематике. (на покупку памятного подарка)
Покупка баннеров |
10
5шт. 100/100см |
300руб.
1000руб |
3000руб.
5000руб. |
||
4 |
Природо- охранная деятельность |
Проведение школьных акций: «Покормите птиц», «Скворечник», «Чистый село», «Чистые берега » «Живи, родник живи!» Нужен следующий инвентарь: Доска обрезная(40 мм) Брус 1 кв.м . гвозди Лопаты штыковая Лопаты совковые Ведро оцинкованное Тачка двухколесная Перчатки рабочие Спец.одежда размеры от42-52 Сапоги резиновые размеры от36-43 огнетушительОУ-12л. Мото -коса бензимоторная Кисти для покраски Краска белая Колор цветной |
20 шт. 16 шт. 20кг 5 шт. 5шт. 5шт. 1шт. 100шт 10шт 10шт.
4шт. 1шт. 5 шт 10шт. 20шт. |
750руб. 4500руб. 69руб. 150руб 150руб. 120руб. 2600руб. 10руб. 769руб. 379руб.
509руб 6360руб. 50руб. 335руб 33руб. |
15000руб 72000руб 1380руб 750руб 750руб 600руб 2600руб. 1000руб. 7690руб. 3790руб.
2036руб. 6360руб. 500руб. 3350руб. 660руб |
|
итого |
(Сто пятьдесят тысяч рублей) |
|
|
150000 руб. |
10. Информационная деятельность
Ежеквартально выпускается газета школьного лесничества «Лесные вести». Каждый выпуск имеет свою тематическую направленность. За 2017 год были выпущены статьи в следующие выпуски:
-Лесные вести № 2 от 5 мая 2017
-Лесные вести №3 от6 июля2017
Кроме того, выпускаются специальные выпуски, приуроченные какому-либо событию: к празднику «День птиц» и др. Систематически изготавливаются тематические листовки: «Родники», «Лес- наше богатство», «Растения, занесенные в красную книгу Оренбургской области» и т.д. Также проводились конкурсы рисунков.
Заключение
Школьное лесничество оживило учебно-воспитательный процесс и сделало жизнь школы более интересной и содержательной.
Школьное лесничество - такая форма активного отдыха, которая позволяет сочетать выполнение несложных трудовых и учебных операций с пребыванием на воздухе в лесу.
Частое общение с лесом развивает любовь к живой природе. Именно в детском и подростковом возрасте формируется сознательное отношение к прекрасному.
Детей нужно научить, что при посещении зеленого дома зверей и птиц нужно уметь вести себя в нем так, чтобы стать настоящим другом и покровителем природы, а не ее разрушителем.
Поэтому мы обязаны мобилизовать весь наш потенциал на охрану всего лучшего, что было создано природой, поставить окружающую среду под защиту.
Человек не должен рубить сук, на котором сидит. Лес не должен превратится в диковинную редкость, за демонстрацию которой придется платить непомерную дань.
Очень важно, что занятия в школьном лесничестве формируют экологическую культуру школьников. Ведь экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности.
К сожалению, экологии, как одному из равноправных основных предметов не нашлось места в разработках базисных планов. Более того, даже частичная экологизация школьного образования, достигнутая в последние годы, сегодня все более нивелируется, так как наблюдается тенденция к дальнейшей технократизации школьных образовательных программ. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Непрерывность экологического образования осуществляется в нашей школе через школьное лесничество.
Благодаря работе школьного лесничества:
· Повышается интерес к изучению школьных предметов естественно – научного цикла и мотивация обучающихся к выбору специальностей химико - биологического профиля.
· Повышается активность участия учащихся в различных конкурсах, конференциях, слетах, акциях.
· Реализуется творческий потенциал обучающихся.
· Совершенствуется учебно – исследовательская деятельность.
· Создаются условия для социальной адаптации школьников.
· Развиваются различные компетентности обучающихся (личностные, метапредметные).
Моя Родина Россия,
Да родная сторона,
Ты природою красива,
Русской удалью -сильна!
Моя Родина –Россия
Оренбуржье и Урал
Летом дождики косые
А зимою карнавал
Осень дарит всем подарки,
Разноцветную листву,
А качели в старом парке,
Привлекают детвору.
Наш народ, упрямый, сильный,
Добрый, ласковый, простой!
Я хочу быть Гражданином
Это дом на веки, мой.
Самое главное для человека – трудиться на благо родины, быть её настоящим гражданином.
Список литературы
1.Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под ред. Л.П. Печко. – М., 2014.
2.Рулько В. В. Лесоводство и лесная таксация. – М.: Агропромиздат, 2008.
3.Соколова, Э.С. Указания по диагностике болезней хвойных пород в питомниках и молодняках / Э.С.Соколова, Н.М.Ведерников. – М.: Министерство лесного хозяйства РСФСР, 2008.
4.Экологическое образование и воспитание школьников: методические рекомендации. – Тула, 2010.
5. Страунинг, А.М. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии / А.М. Страунинг, А.И. Никашин. – Ростов-на-Дону, 2012
6.Рубцова, З.И. Эколого-зоологические экскурсии с учащимися / З.И. Рубцова. – М.: ЦДЮТур, 2008.
7.Глазачев С.Н., Е.А. Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. Учебное пособие для учащихся лицеев, гимназий, колледжей, студентов педагогических училищ, институтов, и университетов. – М.: Горизонт,2009.
8.Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. – М.: Наука, 2009.
9.Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000.
10.Романов, Е.М. Выращивание сеянцев древесных культур: биоэкологические и агротехнические аспекты: научное издание / Е.М. Романов. – Йошкар – Ола: МарГТУ, 2000.
11. Средства оснащения современного экологического практикума: каталог-справочник Сост. А.Г. Муравьев, Б.В. Смолев, А.А. Лавриненко, Д.В. Кудряшов. / под ред. кандидата химических наук А.Г. Муравьева. –2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Крисмас+. 2001.
12.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. − М.: Академия, 2002. − 336с.
13.Щетинский, Е.А. Тушение лесных пожаров: пособие для лесных пожарных. – 3-е изд., перераб. и доп. / Е.А. Щетинский. – М.: ВНИИЛМ, 2002.
14. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
15.Руководство по учету и оценке второстепенных лесных ресурсов и продуктов побочного лесопользования. – М.: ВНИИИЛМ, Минприроды РФ, 2003.
16.Справочные материалы для организаторов работы в школьных лесничествах: методическое пособие / под ред. А.И. Филенко. – Йошкар-Ола, 2004.
17.Щуркова, Н.Е. Классное руководство: игровые методики. / Н.Е. Щуркова – М.: Педагогическое общество России, 2004.
18.Филенко, А.И. Организация работы в школьных лесничествах: методическое пособие/ А.И. Филенко. – Йошкар-Ола, 2005.
19. Работа с населением по предотвращению лесных пожаров: практическое пособие / под ред. Е.П. Кузьмичева. – М.: Весь Мир, 2006. – 128 с.
20. Т.Б. Гребенук, Н.А. Тучинская, Ю.М. Орлова Диагностика экологической воспитанности школьников − СПб, 2009.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.