Работа школы по ориентации учащихся на педагогическую профессию
Оценка 4.9

Работа школы по ориентации учащихся на педагогическую профессию

Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
docx
Междисциплинарный 3
7 кл—11 кл
04.03.2022
Работа школы по ориентации учащихся на педагогическую профессию
В статье описана методика ориентации старших школьников на педагогическую профессию
Ориентация на педагогическую профессию.docx

Работа классного руководителя по ориентации учащихся на педагогическую профессию

С.В.Митросенко

 

В современных условиях снижается социальная оценка труда учителя. В СМИ все чаще можно услышать, что педагогической деятельностью занимаются «никчемные люди», «аутсайдеры», те, «кому не повезло в жизни»,  в  тоже время наблюдается дефицит педагогов, особенно в малых городах и сельских школах. Исходя из этого, ориентация старших школьников на выбор педагогической профессии представляется нам весьма актуальной.

Учительский труд представля­ется ученикам средних и старших классов как   бесконечная  проверка   тетрадей, скучные дополнительные занятия, постоянная работа с электронными документами, скучные дистанционные занятия, борьба с нарушителями дисциплины и, конечно, еже­годное повторение одних и тех же уроков, прописных истин.

Задача классного руководителя в педагогически направленной профориентационной работе заключается в том, чтобы вызвать у школь­ников желание знать об этой профессии больше, показать эмоционально и убедительно поэзию педагогических будней. Это приносит свои плоды не только в виде академических успехов, но и в том, что многие ученики с охотой выбирают педагогическую профессию.

Учебные программы учебников по литературе, истории, биологии и другим предметам школьного курса могут широко быть использованы для целенаправленной педагогической работы по профессиональной ориентации с учащимися. Профориентационная работа на уроках заключается в следующем: во-первых, ознакомление учащихся с основными педагогическими профессиями и их представителями (харак­теристика педагогической деятельности ученых, как правило, многие из них научную деятельность сочетали с педагогиче­ской); во вторых, вооружение учащихся навыками педагоги­ческого труда.

У учащихся в процессе изучения тем, посвященных учи­тельской деятельности, должны сформироваться знания о структуре образования и профессионально-техни­ческой системе подготовки кадров, о постановке педагогиче­ских целей и воспитательных задач в работе с микрогруппой, принципе планирования воспитательного мероприятия; а так­же умения и навыки, как пользоваться профессиограммой учителя-предметника по схеме, соотнести индивидуально-психологические особенности с требованиями педагогической профессии, определить интересы и склонности по соответст­вующим методикам.

Схема беседы о профессии учителя:

1. Общие сведения о профессии учителя

1) назначение профессии учителя в обществе

2) связь с другими профессиями.

3) где находит применение профессия учителя?

4) потребность Воронежской области в данной про­фессии.

5) перспективы профессионального роста.

2.      Содержание педагогической деятельности

1) знание целей и задач преподавания предмета.

2) знание школьных программ.

3) умение анализировать педагогические ситуации.

4) конструирование и реализация учебно-воспитатель­ного процесса.

5) регулирование и корректировка педагогического про­цесса.

6) итоговый учет, оценка полученных результатов и оп­ределение новых педагогических задач.

3.  Основные требования к работнику народного просвещения.

1) наличие глубокого интереса к профессии учителя.

2) личностные качества учителя.

3) состояние здоровья, физическое развитие.

4) психические особенности: способности, черты харак­тер, особенности воли, внимания, памяти.

4.  Знакомство с профессией учителя. Пути ее получения

1) литература о педагогической профессии.

2) справочники.

3) учебные заведения, где можно получить педагогиче­скую профессию.

4) условия приема в учебные заведения.

5) современные изменения в педагогической деятельности.

 

Значительно дополнит эти занятия экскурсия в дошколь­ное учреждение или посещение уроков в младших классах.

Факультативные занятия в плане формирования интереса к профессии педагога играют большую роль, так как они раз­вивают и укрепляют педагогические способности школьников, подтверждают правильность сделанного ими выбора и одно­временно выделяют тех, чей выбор оказался ошибочным, не­мотивированным, случайным.

Подбирая тематику факультатива, необходимо руковод­ствоваться тем, что уже в самих темах должна быть заложена некоторая привлекательность, вызывающая интерес и жела­ние учащихся узнать, о чем пойдет разговор на данном за­нятии.

Предлагаемая тематика факультатива включает в себя следующие разделы:

1.  Педагогика - наука о воспитании.

2.  Содержание, формы и методы вос­питания.

3.  Самовоспитание.     

4.  Образование и обучение в современной школе.

5.  Учитель - почетная и ответственная профессия.

В I разделе можно порекомендовать такие темы, как «Наука о воспитании», «Три кита» педагогики, «Вверх по возрастной лестнице», «Кого мы воспитываем, человека или личность?», «Деятельность человека - необходимое условие его развития и воспитания»,    «Школа, в которой ты учишься».

        При рассмотрении темы «Наука о воспитании» учитель выясняет у учащихся, как они понимают, что такое воспита­ние п какова его роль, с их точки зрения, в жизни общества. Опираясь на знания учащихся из истории и литературы, рассказать, в чем проявляется классовый и исторический характер воспитания. В ходе рассказа доказать, что воз­никновение педагогики как науки о воспитании, обучении и образовании — объективная закономерность. Раскрывая воп­рос о педагогической науке современности показать связь ее с другими отраслями научных знаний. Объяснить, какие разделы входят в педагогику.

Воспитание, образование, обучение - «три кита» педаго­гики. Раскрывая содержание основных понятий педагогиче­ской науки, необходимо показать учащимся их единство и различие. На доступном учащимся уровне объяснить сущ­ность обучения как формы отражения объективной реально­сти и доказать, что каждый человек может и должен обучать­ся. На конкретных примерах разъяснить учащимся, что современному обществу необходимы только образованные люди, так как этого требует прогресс науки и техники.

Изучение темы «Вверх по возрастной лестнице» целесооб­разно начать с анализа фактов о жизни человеческих дете­нышей в логове зверей и доказать, что процесс развития обус­ловлен диалектическим взаимодействием биологических фак­торов, социальной среды и воспитания. Особое внимание об­ратить на ведущую роль воспитания и обучения в развитии ребенка. В ходе рассказа желательно составить схему основ­ных возрастных периодов в развитии ребенка и показать, что без учета возрастных особенностей детей воспитание и обучение не достигает поставленной цели.

Так как учащиеся имеют определенный запас знаний из предыдущих занятий, то тему «Кого мы воспитываем, челове­ка или личность?» можно рассмотреть по вопросам:

        - Кто такой человек?

         - Чем люди отличаются друг от друга?

         - Зависит ли от цвета волос и формы тела роль человека в жизни общества?

         - Был ли древний грек личностью?

         - С какого возраста можно считать человека личностью?

         - Почему нужна современному обществу всесторонне развитая личность?

         - Личность будущего, - как вы ее представляете себе? В ходе беседы учителю необходимо раскрыть содержание понятий «человек», «индивид», «личность», «формирование личности» и подвести учащихся к выводу, что всестороннее развитие личности - цель воспитания.

Для проверки результативности работы классного руководителя по педа­гогической профессиональной ориентации и для фиксации сформированности педагогической направленности интере­сов у учащихся можно провести следующую анкету:

Анкета школьника

Если  Вы хотите стать учителем, то, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

1.  Какой предмет Вы хотели бы преподавать: историю, русский язык и литературу, физику, математику, биологию, химию, географию, иностранный язык, музыку, рисование, черчение, физкультуру, труд, начальные классы (подчерк­нуть) .

2.   Чем привлекает избранная профессия учителя: обще­ние с детьми, возможность учить и воспитывать, любовь к предмету, творческая работа, возможность передавать зна­ния,    не знаю (подчеркнуть).

3.   Какую общественную работу Вы ведете в школе?

4.   Должен ли учитель иметь специальные педагогические способности: да, нет, не указали (подчеркнуть). Если дол­жен, то укажите, какие, по Вашему мнению.

5.   Какие Вы видите трудности в работе учителя: работа с детьми, значительные затраты времени, однообразие, не­обходимость высокого самообладания, умение вести беседу, доходчиво объяснять, необходимые специальные педагогичес­кие способности, способность понимать ученика, необходи­мость быстро ориентироваться   в   сложившейся обстановке,не указали (подчеркнуть).

6.   Считаете ли Вы, что умеете устанавливать взаимоотно­шения с детьми: отлично, хорошо, удовлетворительно (под­черкнуть) .

7.  В чем основная цель работы учителя: вооружить уча­щихся знаниями, привить любовь к предмету, обучить само­стоятельно мыслить и работать, развивать стремление посто­янно самосовершенствоваться,   не указали (подчеркнуть).

8.  Какие черты характера и способности необходимы учи­телю: любовь к детям, доброта, отзывчивость, выдержка, са­мообладание, жизнерадостность, любовь к предмету, спо­собность понимать ученика, способность ясно и доступно из­лагать материал, организаторские способности, умение выявлять и развивать способности ученика), способность предви­деть, каким человеком станет ученик (подчеркнуть).

9.  Помогали ли Вы своим товарищам, в чем эта помощь выражалась?

10. Чем нравится любимый учитель: доброта, отзывчи­вость, умение понять ученика, умение доходчиво объяснить, знание предмета, умение заинтересовать ученика, высокая требовательность, любовь к ученикам, справедливость, не указали (подчеркнуть).

11. В каком классе возникло у Вас сознательное стремление стать учителем и кто побудил его: родители, учитель, друзья, родственники (подчеркнуть).

12. Беседовали ли с Вами учителя о своей профессии: да, нет, повлияло ли это на выбор Вами профессии учителя: да, нет (подчеркнуть).

 


 

Работа классного руководителя по ориентации учащихся на педагогическую профессию

Работа классного руководителя по ориентации учащихся на педагогическую профессию

У учащихся в процессе изучения тем, посвященных учи­тельской деятельности, должны сформироваться знания о структуре образования и профессионально-техни­ческой системе подготовки кадров, о постановке педагогиче­ских целей и…

У учащихся в процессе изучения тем, посвященных учи­тельской деятельности, должны сформироваться знания о структуре образования и профессионально-техни­ческой системе подготовки кадров, о постановке педагогиче­ских целей и…

Знакомство с профессией учителя

Знакомство с профессией учителя

Школа, в которой ты учишься».

Школа, в которой ты учишься».

Чем люди отличаются друг от друга? -

Чем люди отличаются друг от друга? -

Какие Вы видите трудности в работе учителя: работа с детьми, значительные затраты времени, однообразие, не­обходимость высокого самообладания, умение вести беседу, доходчиво объяснять, необходимые специальные педагогичес­кие…

Какие Вы видите трудности в работе учителя: работа с детьми, значительные затраты времени, однообразие, не­обходимость высокого самообладания, умение вести беседу, доходчиво объяснять, необходимые специальные педагогичес­кие…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2022