Работа классного руководителя по ориентации учащихся на педагогическую профессию
С.В.Митросенко
В современных условиях снижается социальная оценка труда учителя. В СМИ все чаще можно услышать, что педагогической деятельностью занимаются «никчемные люди», «аутсайдеры», те, «кому не повезло в жизни», в тоже время наблюдается дефицит педагогов, особенно в малых городах и сельских школах. Исходя из этого, ориентация старших школьников на выбор педагогической профессии представляется нам весьма актуальной.
Учительский труд представляется ученикам средних и старших классов как бесконечная проверка тетрадей, скучные дополнительные занятия, постоянная работа с электронными документами, скучные дистанционные занятия, борьба с нарушителями дисциплины и, конечно, ежегодное повторение одних и тех же уроков, прописных истин.
Задача классного руководителя в педагогически направленной профориентационной работе заключается в том, чтобы вызвать у школьников желание знать об этой профессии больше, показать эмоционально и убедительно поэзию педагогических будней. Это приносит свои плоды не только в виде академических успехов, но и в том, что многие ученики с охотой выбирают педагогическую профессию.
Учебные программы учебников по литературе, истории, биологии и другим предметам школьного курса могут широко быть использованы для целенаправленной педагогической работы по профессиональной ориентации с учащимися. Профориентационная работа на уроках заключается в следующем: во-первых, ознакомление учащихся с основными педагогическими профессиями и их представителями (характеристика педагогической деятельности ученых, как правило, многие из них научную деятельность сочетали с педагогической); во вторых, вооружение учащихся навыками педагогического труда.
У учащихся в процессе изучения тем, посвященных учительской деятельности, должны сформироваться знания о структуре образования и профессионально-технической системе подготовки кадров, о постановке педагогических целей и воспитательных задач в работе с микрогруппой, принципе планирования воспитательного мероприятия; а также умения и навыки, как пользоваться профессиограммой учителя-предметника по схеме, соотнести индивидуально-психологические особенности с требованиями педагогической профессии, определить интересы и склонности по соответствующим методикам.
Схема беседы о профессии учителя:
1. Общие сведения о профессии учителя
1) назначение профессии учителя в обществе
2) связь с другими профессиями.
3) где находит применение профессия учителя?
4) потребность Воронежской области в данной профессии.
5) перспективы профессионального роста.
2. Содержание педагогической деятельности
1) знание целей и задач преподавания предмета.
2) знание школьных программ.
3) умение анализировать педагогические ситуации.
4) конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса.
5) регулирование и корректировка педагогического процесса.
6) итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач.
3. Основные требования к работнику народного просвещения.
1) наличие глубокого интереса к профессии учителя.
2) личностные качества учителя.
3) состояние здоровья, физическое развитие.
4) психические особенности: способности, черты характер, особенности воли, внимания, памяти.
4. Знакомство с профессией учителя. Пути ее получения
1) литература о педагогической профессии.
2) справочники.
3) учебные заведения, где можно получить педагогическую профессию.
4) условия приема в учебные заведения.
5) современные изменения в педагогической деятельности.
Значительно дополнит эти занятия экскурсия в дошкольное учреждение или посещение уроков в младших классах.
Факультативные занятия в плане формирования интереса к профессии педагога играют большую роль, так как они развивают и укрепляют педагогические способности школьников, подтверждают правильность сделанного ими выбора и одновременно выделяют тех, чей выбор оказался ошибочным, немотивированным, случайным.
Подбирая тематику факультатива, необходимо руководствоваться тем, что уже в самих темах должна быть заложена некоторая привлекательность, вызывающая интерес и желание учащихся узнать, о чем пойдет разговор на данном занятии.
Предлагаемая тематика факультатива включает в себя следующие разделы:
1. Педагогика - наука о воспитании.
2. Содержание, формы и методы воспитания.
3. Самовоспитание.
4. Образование и обучение в современной школе.
5. Учитель - почетная и ответственная профессия.
В I разделе можно порекомендовать такие темы, как «Наука о воспитании», «Три кита» педагогики, «Вверх по возрастной лестнице», «Кого мы воспитываем, человека или личность?», «Деятельность человека - необходимое условие его развития и воспитания», «Школа, в которой ты учишься».
При рассмотрении темы «Наука о воспитании» учитель выясняет у учащихся, как они понимают, что такое воспитание п какова его роль, с их точки зрения, в жизни общества. Опираясь на знания учащихся из истории и литературы, рассказать, в чем проявляется классовый и исторический характер воспитания. В ходе рассказа доказать, что возникновение педагогики как науки о воспитании, обучении и образовании — объективная закономерность. Раскрывая вопрос о педагогической науке современности показать связь ее с другими отраслями научных знаний. Объяснить, какие разделы входят в педагогику.
Воспитание, образование, обучение - «три кита» педагогики. Раскрывая содержание основных понятий педагогической науки, необходимо показать учащимся их единство и различие. На доступном учащимся уровне объяснить сущность обучения как формы отражения объективной реальности и доказать, что каждый человек может и должен обучаться. На конкретных примерах разъяснить учащимся, что современному обществу необходимы только образованные люди, так как этого требует прогресс науки и техники.
Изучение темы «Вверх по возрастной лестнице» целесообразно начать с анализа фактов о жизни человеческих детенышей в логове зверей и доказать, что процесс развития обусловлен диалектическим взаимодействием биологических факторов, социальной среды и воспитания. Особое внимание обратить на ведущую роль воспитания и обучения в развитии ребенка. В ходе рассказа желательно составить схему основных возрастных периодов в развитии ребенка и показать, что без учета возрастных особенностей детей воспитание и обучение не достигает поставленной цели.
Так как учащиеся имеют определенный запас знаний из предыдущих занятий, то тему «Кого мы воспитываем, человека или личность?» можно рассмотреть по вопросам:
- Кто такой человек?
- Чем люди отличаются друг от друга?
- Зависит ли от цвета волос и формы тела роль человека в жизни общества?
- Был ли древний грек личностью?
- С какого возраста можно считать человека личностью?
- Почему нужна современному обществу всесторонне развитая личность?
- Личность будущего, - как вы ее представляете себе? В ходе беседы учителю необходимо раскрыть содержание понятий «человек», «индивид», «личность», «формирование личности» и подвести учащихся к выводу, что всестороннее развитие личности - цель воспитания.
Для проверки результативности работы классного руководителя по педагогической профессиональной ориентации и для фиксации сформированности педагогической направленности интересов у учащихся можно провести следующую анкету:
Анкета школьника
Если Вы хотите стать учителем, то, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
1. Какой предмет Вы хотели бы преподавать: историю, русский язык и литературу, физику, математику, биологию, химию, географию, иностранный язык, музыку, рисование, черчение, физкультуру, труд, начальные классы (подчеркнуть) .
2. Чем привлекает избранная профессия учителя: общение с детьми, возможность учить и воспитывать, любовь к предмету, творческая работа, возможность передавать знания, не знаю (подчеркнуть).
3. Какую общественную работу Вы ведете в школе?
4. Должен ли учитель иметь специальные педагогические способности: да, нет, не указали (подчеркнуть). Если должен, то укажите, какие, по Вашему мнению.
5. Какие Вы видите трудности в работе учителя: работа с детьми, значительные затраты времени, однообразие, необходимость высокого самообладания, умение вести беседу, доходчиво объяснять, необходимые специальные педагогические способности, способность понимать ученика, необходимость быстро ориентироваться в сложившейся обстановке,не указали (подчеркнуть).
6. Считаете ли Вы, что умеете устанавливать взаимоотношения с детьми: отлично, хорошо, удовлетворительно (подчеркнуть) .
7. В чем основная цель работы учителя: вооружить учащихся знаниями, привить любовь к предмету, обучить самостоятельно мыслить и работать, развивать стремление постоянно самосовершенствоваться, не указали (подчеркнуть).
8. Какие черты характера и способности необходимы учителю: любовь к детям, доброта, отзывчивость, выдержка, самообладание, жизнерадостность, любовь к предмету, способность понимать ученика, способность ясно и доступно излагать материал, организаторские способности, умение выявлять и развивать способности ученика), способность предвидеть, каким человеком станет ученик (подчеркнуть).
9. Помогали ли Вы своим товарищам, в чем эта помощь выражалась?
10. Чем нравится любимый учитель: доброта, отзывчивость, умение понять ученика, умение доходчиво объяснить, знание предмета, умение заинтересовать ученика, высокая требовательность, любовь к ученикам, справедливость, не указали (подчеркнуть).
11. В каком классе возникло у Вас сознательное стремление стать учителем и кто побудил его: родители, учитель, друзья, родственники (подчеркнуть).
12. Беседовали ли с Вами учителя о своей профессии: да, нет, повлияло ли это на выбор Вами профессии учителя: да, нет (подчеркнуть).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.