Неуспевающий ученик- это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.
И. П. Подвласов
Система работы со слабоуспевающими учащимися
Выявление слабоуспевающих учащихся
Изучение причин неуспеваемости
Направление работы с неуспевающими
Учет индивиду-
альных особен-
ностей личности
Учет социаль-
ных условий
Учет возрастных
особенностей
Учет состояния
здоровья
Учет сформиро-
ванности общих
и специальных
условий
Учет сформиро-
ванности общих
и специальных
условий
Формирование и развитие учебных навыков учащихся
Коррекционная
работа
Индивидуаль-
ная работа
Дифференци-
рованная работа
Дополнитель-
ные занятия
Вовлечение в
секции,
факультативы
Работа с
родителями
Получение стандарта образования
Виды работ
Карточки для индивидуальной работы(дифференцированный подход).
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
“Разрезные” теоремы.
Перфокарты.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
“карточки-информаторы”,
“карточки-с образцами решения”,
“карточки-конспекты
Дифференцированный подход
может быть осуществлен на любом из этапов урока:
-при закреплении;
-при проверке домашнего задания;
-при самостоятельной работе.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
-специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
-карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
-карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
-карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
-карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Карточка-тренажер
Дата |
| ||
| п…стух | м...роз | чи… |
др…зды | площ...дь | гара… | |
сн…жинка | с...пог | но… | |
кр…чал | т...традь | ло… | |
м…стечко | стор...ж | уло… | |
стр…ительная | бер...г | Гле… | |
к…менистая | в...р...бей | хле… | |
ст…яла | с...л...вей | ду… | |
л…сная | за...ц | сторо… | |
л…сица | яг...да | ука… | |
цв…точек | ж...лезо | прово… | |
тр…пинка | д...рога | ю… | |
гр…бник | к...ртина | пиро… | |
р…чной | п...сок | горо… | |
выст…вка | р...бята | ер… | |
н…ра | д...ревня | эта… | |
в…шневый | се...одня | жира…. | |
д…лекий | п…нал | заво… | |
д…ржал | ст…кан | уне… | |
т…желый | в…р…на | впере… | |
Ученик |
| ||
Учитель |
Имя существительное (карточки – тренажёры)
Выбери правильный ответ.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает … а) действия предметов;
б) признаки предметов; в) предметы.
Имена существительные изменяются по …
а) числам; б) родам; в) падежам.
2. Отгадай загадку. Укажи род существительных в этой загадке.
Гость гостил
Золотой мост мостил –
Без ножа, без топора,
Без железного молотка. ________________
А) женский; б) мужской; в) средний.
3. Измени по падежам имя существительное
карандаш в ед. и во множ. числе. Выдели окончания у существительных.
___________________________________________
______________________________________________________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
4. Определи падеж имён существительных.
Летят со свистом _____, приблизился к норе ____,
поселился в дупле _____, слепил из снега _______,
получил письмо _____, пришёл за книгой ________.
1.Закончи предложения.
Имена существительные изменяются по ________________________________________.
Чтобы правильное написать безударное падежное окончание существительного надо:
1.________________________________
2.________________________________
3.________________________________
Слова – помощники:
1 скл. - ________________________________;
2 скл. - ________________________________;
3 скл. - ________________________________ .
2. Допиши окончания имён существительных. Обозначь орфограмму.
Ждал на дорог _ , жил на окраин _ , сбился с дорог _ , деревья в ине _ , приехал к бабушк _ ,
вышел из избушк _ , встретил на вокзал _ , прислал по почт _ , вырос на пустош _ .
3.Допиши окончание существительного. Определи падеж всех существительных. Разбери выделенное слово как часть речи.
Здравствуй, в белом сарафан _
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи. (П. Вяземский)
Индивидуальная работа по карточкам
«Составление деформированных предложений»
Задание: Составить предложение, добавив в него имя прилагательное.
1.– звёзды, сверкать, небо. В вечернем небе сверкали яркие звёзды.
Задание: (У существительных определить род, число, падеж, подчеркнуть прилагательное)
2. – облако, плыло, над землей, низко. Тёмное облако плыло низко над землёй.
(Опорные слова: красное, сильное, темное)
Задание: (Грамматический разбор предложения )
3. – метель, началась, вдруг. Вдруг началась сильная метель.
(Опорные слова: холодная, сильная, утренняя)
Задание: (У существительного определить падеж, выделить окончание, подчеркнуть прилагательное)
4. посыпалась, с неба,– крупа. С неба посыпалась колючая крупа. (Опорные слова: голубая, снежная, колючая)
Задание: (Прилагательное разобрать по составу, подчеркнуть)
Падежи«Запоминалка» названий и последовательности русских падежей по первым буквам слов этой фразы:Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку
Слабоуспевающим ученикам сложно запомнить правила. На уроках использую шпаргалки-запоминалки.
Творческая работаМетодический прием - интерпретация сказки.
Вот примеры некоторых заданий.
Опиши характер главного героя до встречи с… и после.
«Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)
Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении. Обращение к классу:- Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек).- Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.
Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.
Результат дифференцируемого подхода в обучении:
повышается уровень мотивации учения
каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей
появляется желание у слабомотивированных учащихся продвигаться в образовании
слабые получают возможность испытать учебный успех
Результаты
Таким образом, индивидуализация обучения способствует тому, что к концу изучения темы каждый ученик оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.