«Работа учителя-логопеда в условиях
обновленного ФГОС НОО»
учитель-логопед: Сеткина Г.В.
МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодск
ФГОС направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы НОО. Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребенком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная во время обучения в школе. Исходя из этого вытекают цели и задачи коррекционно-логопедической работы.
Целью работы учителя-логопеда в рамках ФГОС является оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей.
Содержание коррекционно – развивающей работы строится в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. Для этих учащихся характерны особенности развития: нервно-психической сферы, познавательной деятельности, трудности поведения. Недоразвитие общей и мелкой моторики, лексико-грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха.
Правильная организация и проведение коррекционной работы помогает справиться с имеющимися у обучающихся, нарушениями речи и способствует успешному усвоению общеобразовательной программы.
Для этого необходимо решение следующих задач: - своевременное выявление детей с речевыми нарушениями; - определение особенностей коррекционно-развивающего процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося, структурой нарушения речи и степенью его выраженности; - коррекция звукопроизношения; - развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза; - развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста; - развитие и уточнение пространственно-временных представлений; - коррекция и развитие познавательных процессов и психических функций: слухового и зрительного внимания, памяти, мышления; - развитие коммуникативной функции, формирование связной речи, обогащение словарного запаса.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности в условиях обновленного ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов: - опоры на сохранное звено нарушенной психической функции; - учёта механизма данного нарушения; - учёта «зоны ближайшего развития»; - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;- личностно-ориентированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, создание условий для реализации способностей в условиях школьного обучения; - системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматику; - приемы мнемотехники (облегчают процессы запоминания, создают алгоритмы для накопления нового словаря).
Реализация поставленных задач коррекционно – логопедической работы возможна лишь при соблюдении определенных этапов, а именно:
I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.
Работа над развитием фонематического анализа и синтеза проводится в следующей последовательности: на 1-м этапе выделяется звук на фоне слова, определяется место звука (начало, середина, конец) с предварительной отработкой этих понятий на предметном уровне; на 2-м этапе происходит развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам в слове).
На следующем этапе формируется фонематическое восприятие (дифференциация фонем). Начинается работа с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Эта работа подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков. Дифференциации смешиваемых звуков проводится на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
II. Коррекция дефектов звукопроизношения.
III. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.
Данный вид работы направлен на уточнение значения слов, имеющихся у детей, формирование и обогащение словарного запаса. Необходимо совершенствовать и развивать грамматическое оформление речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, различными способами словообразования и словоизменения на практическом уровне.
Далее последовательность работы по восполнению лексических средств следующая:- практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов;- практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок;- обогащение словаря подбором родственных слов;- формирование представлений о предлогах и способах их использования;- дифференциация приставок и предлогов;- практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления.
Содержание коррекционной работы строится с учетом возможностей и состояния здоровья.ФГОС НОО учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ, при этом нормативный срок освоения основной образовательной программы НОО может быть увеличен с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.