«Работа учителя-логопеда в условиях обновленного ФГОС НОО»
Оценка 4.9

«Работа учителя-логопеда в условиях обновленного ФГОС НОО»

Оценка 4.9
Документация +2
docx
дефектология +2
27.12.2023
«Работа учителя-логопеда в условиях обновленного ФГОС НОО»
«Работа учителя-логопеда в условиях обновленного ФГОС НОО» - это материал и тезисы, которые необходимо изучить каждому учителю - логопеду.
Работа логопеда в условиях обновленного ФГОС НОО.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Работа учителя-логопеда в условиях  

 

обновленного ФГОС НОО»

 

 

 

 

 

 

учитель-логопед: Сеткина Г.В.                                                                             

 

МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          ФГОС направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы НОО. Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребенком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная во время обучения в школе. Исходя из этого вытекают цели и задачи коррекционно-логопедической работы. 

         Целью работы учителя-логопеда в рамках ФГОС является оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей.

         Содержание коррекционно – развивающей работы строится в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. Для этих учащихся характерны особенности развития: нервно-психической сферы, познавательной деятельности, трудности поведения. Недоразвитие общей и мелкой моторики, лексико-грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха.

Правильная организация и проведение коррекционной работы помогает справиться с имеющимися у обучающихся, нарушениями речи и способствует успешному усвоению общеобразовательной программы.

         Для этого необходимо решение следующих задач:                                                                         -   своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;                                            -   определение особенностей коррекционно-развивающего процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося, структурой нарушения речи и степенью его выраженности;                                                                                                             -   коррекция звукопроизношения;                                                                                                       -   развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза;                                                -   развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста; -   развитие и уточнение пространственно-временных представлений;                               -   коррекция и развитие познавательных процессов и психических функций: слухового и зрительного внимания, памяти, мышления;                                                    -   развитие коммуникативной функции, формирование связной речи, обогащение словарного запаса.

        Успешность коррекционно-развивающей деятельности в условиях обновленного ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов:                                                               -   опоры на сохранное звено нарушенной психической функции;                                         -   учёта механизма данного нарушения;                                                                                    -   учёта «зоны ближайшего развития»;                                                                                          -   опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;-   личностно-ориентированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, создание условий для реализации способностей в условиях школьного обучения;                                                                                                                                                    -   системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматику;                             -   приемы мнемотехники (облегчают процессы запоминания, создают алгоритмы для накопления нового словаря).

Реализация поставленных задач коррекционно – логопедической работы возможна лишь при соблюдении определенных этапов, а именно:

I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.

         Работа над развитием фонематического анализа и синтеза проводится в следующей последовательности: на 1-м этапе выделяется звук на фоне слова, определяется место звука (начало, середина, конец) с предварительной отработкой этих понятий на предметном уровне; на 2-м этапе происходит развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам в слове).

         На следующем этапе формируется фонематическое восприятие (дифференциация фонем). Начинается работа с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Эта работа подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков. Дифференциации смешиваемых звуков проводится на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

II. Коррекция дефектов звукопроизношения.

III. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.

          Данный вид работы направлен на уточнение значения слов, имеющихся у детей, формирование и обогащение словарного запаса. Необходимо совершенствовать и развивать грамматическое оформление речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, различными способами словообразования и словоизменения на практическом уровне.

         Далее последовательность работы по восполнению лексических средств следующая:- практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов;- практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок;- обогащение словаря подбором родственных слов;- формирование представлений о предлогах и способах их использования;- дифференциация приставок и предлогов;- практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления.

        Содержание коррекционной работы строится с учетом возможностей и состояния здоровья.ФГОС НОО учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ, при этом нормативный срок освоения основной образовательной программы НОО может быть увеличен с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).


 

Работа учителя-логопеда в условиях обновленного

Работа учителя-логопеда в условиях обновленного

ФГОС направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы

ФГОС направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы

Реализация поставленных задач коррекционно – логопедической работы возможна лишь при соблюдении определенных этапов, а именно:

Реализация поставленных задач коррекционно – логопедической работы возможна лишь при соблюдении определенных этапов, а именно:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2023