Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №4
Работа учителя-словесника по формированию коммуникативной компетенции в классе с низким уровнем учебных возможностей учащихся
Автор:
Казанцева Ольга Георгиевна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №4
высшей квалификационной
категории
Слюдянка – 2020
Видеть хорошее в человеке всегда трудно.
Хорошее в человеке приходится всегда
проектировать, и педагог это обязан делать.
Он обязан подходить к человеку с
оптимистической гипотезой, пусть
даже и с некоторым риском ошибиться.
Макаренко А. С.
Проблема развития речи школьников всегда трактовалась в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Об этом свидетельствуют труды известных лингвистов и методистов прошлого и настоящего:
• К. Д. Ушинский одной из главных задач обучения русскому языку считал развитие в учащихся «дара слова».
• Воспитание склада русской речи и вкус к красоте ее, по мнению
Л. И. Поливанова, является важнейшей задачей школы.
• Обобщая свой педагогический опыт, Л. Н. Толстой приходит к следующему выводу: «Задача преподавания языка состоит... в руководстве учеников к пониманию содержания книг, написанных литературным языком. Знание литературного языка необходимо, потому что только на этом языке есть хорошие книги».
В настоящее время в связи с требованиями демократического общества в Федеральном компоненте Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку на первый план выдвинута коммуникативная компетенция, далее следуют языковая, лингвистическая и культуроведческая. Коммуникативная компетенция подразумевает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям
учащихся основной школы.
Особенно эта работа важна в классе с низким уровнем учебных возможностей учащихся. Эти дети нуждаются в особом подходе, основанном на гуманно-личностной технологии. Поэтому цель работы по развитию речи школьников, испытывающих определённые трудности при изучении русского языка (а именно в таком классе я работаю) вижу в следующем: формирование социально активной, коммуникабельной, творческой личности, умеющей свободно и правильно строить устную и письменную речь, которая соответствует ситуации общения (овладение основными видами речевой деятельности).
Схема №1
Основные направления работы педагога по формированию коммуникативной компетенции представлены на схеме №2
Схема №2
Формирование устной речи учащихся на уроках и во внеурочной деятельности осуществляю в процессе создания устных монологических и диалоговых высказываний в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения. Формирование умений и навыков связанного изложения мыслей в письменной форме на уроках развития речи осуществляется во время создания учащимися собственных текстов (схема №3)
Схема №3
Основную задачу учителя - словесника в работе по развитию связной речи слабоуспевающих учащихся вижу в создании атмосферы доброжелательного, доверительного общения, когда учащиеся захотят поделиться своими мыслями, впечатлениями, поисками, выразить своё отношение к предмету. Именно поэтому в общении с детьми на уроках необходимо быть демократичным и деликатным в оценке их устной и письменной речи. Даже при нарушении учащимися норм русского литературного языка надо, не перебивая говорящего, найти время, когда будет уместно мягко сказать, как правильно следует произносить или употреблять какое-либо слово, как наиболее удачно можно письменно выразить свою мысль.
Написание творческих работ - один из наиболее интересных и, в то же время, трудных видов деятельности, направленный на формирование связной речи и коммуникативных умений. На уроках русского языка я стараюсь использовать различные виды творческих работ (творческое списывание, творческий диктант, творческое сочинение, творческое изложение, свободный диктант).
Методический инструментарий при формировании коммуникативных умений данной категории учащихся также имеет свои особенности. В первую очередь, работа в классе направлена на предупреждение возможных затруднений, для чего использую карточки – консультации, карточки с направляющим планом действий, карточки – алгоритмы, карточки для индивидуальной работы, карточки – тренажёры, карточки – информаторы, карточки с образцами написания работ (сочинение или изложение), карточки – конспекты.
Положительный результат в формировании коммуникативной компетенции школьников даёт использование разнообразного дидактического материала в индивидуальной и групповой работе:
· использование алгоритма, вопросов, определяющих условие предлагаемого задания;
· карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, схемами;
· карточек, в которых показаны образцы того, как следует выполнять задание;
· инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий;
· применение средств поддержания интереса к усвоению знаний, обеспечение разнообразия методов обучения;
· инструктаж о порядке выполнения работы;
· задания с выбором ответа и деформированные задания;
· использование средств невербального общения
(опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
· плакаты и схемы для самоконтроля.
Рассмотрим несколько примеров работы по формированию коммуникативных умений учащихся 7 класса.
Тема учебного занятия «Подготовка к сочинению в жанре репортажа по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».
Этап урока: усвоение новых знаний и способов действий
Опыт моей работы по формированию коммуникативной компетенции в классе с низким уровнем учебных способностей обучающихся показал, что успешная организация учебной работы и активизация обучения слабоуспевающих школьников немыслимы без чуткого отношения к ним и умелого индивидуального подхода.
Развитие речи – необходимый компонент каждого урока, так как владение правильной речью жизненно необходимо всем людям. Поэтому очень важно начать работу с первых дней ребёнка в школе и продолжать её на протяжении всего обучения школьника на всех уроках. При этом необходимо помнить, что это процесс сложный и непрерывный. Недаром гласит пословица: « Речь вести не лапти плести». Так будем же и дальше продолжать работать для достижения целей, которые ставит перед нами наш главный документ – Государственный стандарт основного общего образования, а именно:
« Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения».
Все наши дети очень разные:
одни яркие, талантливые,
другие не очень. Но каждый
ребенок должен самореализироваться.
И я вам этого искренне желаю!
Список использованной литературы
1. Е.Н. Артеменюк, А.Р. Борисевич, С.В. Вабищевич, В.Н. Пунчик. Проблемы школьной неуспеваемости. – Минск: Красико-Принт, 2008. (Педагогическая мастерская).
2. Гизатулина Д.К. Когда учиться трудно / Д. Гизатулина //Педагогика. 2001.№ 2.
3. Зверева Н.В. Трудный класс / Н. Зверева // Вожатый века. Сент. 2001.
4. Сергеева Н. В. Воспитательная работа с «трудными детьми» / В. Сергеева // Сельская школа. 2004. № 2.
5. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. Томск, 2000.
6. Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение /В. С. Цетлин. М., 2004.
7. Экология, учитель, ученик: учебно-метод. пособие для учителей / А. Р. Борисевич, Т. Г. Каленникова; Минск: ИВЦ Минфина, 2006.
Ресурсы Интернета
http://for-teacher.ru/technique/171-neuspevayuschie-deti-poc...
festival@1september.ru
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00342372_0.html
Приложение №1
Дидактический материал для организации работы
с учащихся по формированию коммуникативной
Карточка – информатор №1
Выборочное изложение
Отец и сын
Писатель Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека» знакомит нас с двумя героями это Андрей Соколов и его приемный сын Вася. Эти два человека очень пострадали в годы Великой Отечественной войны. Сейчас я о них расскажу.
Они устало брели по дороге. Отец был одет скромно. Он сутулился, словно его сгорбило несчастье. На нем был прожженный в нескольких местах ватник. Он был небрежно заштопан, на штанах виднелась грубая заплатка. Шерстяные носки изъедены молью.
У мальчика была аккуратная одежда. На нем ловко сидела подбитая цигейкой курточка. Рукав у курточки аккуратно зашили. Маленькие сапожки были по размеру, но он мог их надеть с шерстяными носками. Все это говорило о том, что о мальчике заботятся. Мальчик был очень приятный. Он смотрел прямо светлыми, как небо, глазами.
Эти два человека сумели выжить, потому что им помогла любовь и забота.
Карточка – информатор №2
Выборочное изложение
Портрет мальчика и мужчины
На дорогу вышел мужчина, ведший за руку мальчика лет пяти-шести.
Мальчик смотрел прямо и доверчиво своими светлыми, как небо, глазами. Он был одет просто, но добротно. На нем ловко сидела длиннополая курточка, подбитая цигейкой. Рукав ее был аккуратно зашит. Маленькие сапожки были по размеру, но с расчетом надевать их на шерстяной носок. Все это говорило о материнской заботе умелых женских рук.
Отец же выглядел иначе. Мужчина сутулился, словно его сгорбило несчастье. В глазах его, словно присыпанных пеплом, была неизбывная тоска. Прожженный в нескольких местах ватник был заштопан небрежно, на штанах была грубая заплатка, а шерстяные носки изъедены молью.
Индивидуальная карточка
• Подготовка к сочинению по картине С.А. Григорьева «Вратарь»
• Внимательно прочитай предполагаемый текст сочинения, разбей на абзацы, составь план, спиши, вставляя пропущенные буквы.
Передо мной картина «Вратарь». Я её внимательно рас…мотрел (а) и мне хочется о ней рас…казать. Мне кажется, что события на картин… происходят ра…ней осенью. Трава уже смята, пр…топтана, свет со…нца осе…ний. И летние каникулы уже кончились, ребята ходят в школу ? а после уроков играют в фу…бол. Об этом нам говорят портфели, которые служат в…ротами. Интереснее всего рас…матривать главного героя картины – мальчика-вратаря. Видно, что он страстно увлеч…н фу…болом и старается подражать взрослым фу…болистам. Он сумел раздобыть где-то кожа…ные перчатки, как у настоящего вратаря. У парня уже была травма, нога его переб…нтова…а под коленкой, ведь он много сил отдаёт занятиям спортом. Он принял вполне профессиональную стойку ? слегка согнув ноги в коленях и сл…жив на них ладони. Он напряж…н, его взгля… прикован к мячу. Сейчас, наверное, самый важный момент игры – это мы вид…м и по лицам зрителей.
Маленький мальчик, который стоит за спиной вратаря, ловит мячи. Он глядит на старшего товарища с уважением. Он гордит ? ся тем, что может ему помочь. Наверное, малыш хочет стать таким же ловким и отважным, как этот вратарь. Картина написана в послевое…ное время, но до
сих пор интересна нам. Ведь на ней изобр…жена игра, которая интересна всем.
Карточка образец - подсказка
• Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь»
1.Что изображено на картине? Как ребята играют в футбол?
• Возвращаясь из школы, ученики соорудили из портфелей, сумок и фуражек ворота и начали игру. Завязалась борьба за мяч. Зрители, сидящие на брёвнах, с большим вниманием следят за игроками.
2.Какое время года и суток изображено на картине?
• Осень. Листья пожелтели и опали с деревьев, они разбросаны на земле. Художник изобразил погожий тёплый день. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.
3.Кто является главным действующим лицом картины? Каким его изобразил художник?
• Главное действующее лицо картины – мальчик-вратарь. Он изображён на переднем плане.
• Вратарь опёрся о колени, стоит в напряженной позе. Ожидая мяч, мальчик сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любую минуту вступить в игру и защитить свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, у него хватка заправского футболиста. Видно, что он очень любит играть в футбол, часто наблюдал игру взрослых, старается им подражать даже в одежде. На нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные чулки, калоши, подвязанные тесемкой.
• Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик, увлеченный своим делом. Он высокого роста, большеголовый, белокурый. Выражение лица серьезное, внимательное.
4.Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.
За вратарем в невозмутимой позе стоит, заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают.
5.Как художник показал заинтересованность зрителей игрой в футбол? Кто особенно увлечен происходящим?
Взгляды всех зрителей устремлены на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Молодой
мужчина в шляпе всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди, сам ринется в бой. Видно, что он настоящий болельщик, может быть, сам хорошо играет в футбол. Мальчик в темно-зеленом лыжном костюме сильно увлечен игрой. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой другие дети.
6.Кто равнодушно относится к происходящему на поле?
Малышка, укутанная в теплый платок, и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка.
Карточка – напоминание «Будь внимателен к деталям!»
• Действие происходит в Москве, на пустыре – на заднем плане видны высотные постройки сталинской архитектуры.
• Площадка не приспособлена для футбола – детям негде играть.
• Мальчику в красном костюме очень хочется играть, но его не взяли – возможно, из-за возраста.
• Случайный прохожий не смог пройти мимо, внимательно следит за игрой.
Собака равнодушно дремлет.
7-й класс (описание внешности человека)
Сочинение по картине В.Серова «Девочка с персиками».
Задание: отредактируйте текст
Передо мной работа В.Серова «Девочка с персиками». Она была застигнута художником в минуту покоя. На ней была розовая кофта, вокруг шеи был повязан черный бант. Она словно застыла.
Верочка Мамонтова – девочка лет двенадцати. У нее коричневые глаза, правильный овал лица. В глазах затаился смех. Волосы у нее коричневые. Руки беспокойно лежат на столе. Этому движению подчиняется и характер девочки, непоседливой, переменчивой, подвижной.
ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
• Потерялся мальчик. Дежурный милиционер попросил описать внешность малыша. Составьте нужное описание, использовав полезные, с вашей точки зрения, сведения из сообщенных о мальчике и добавив недостающие.
Он маленький. У него светлые кудрявые волосы, озорные глаза. На нем надеты белые носки, брюки и новый свитер. Он ест мороженое . Когда он говорит, то немного картавит звук Р.
• Из ряда слов, часто используемых в речи при описании глаз, выпишите те, которые характеризуют взгляд. Запишите их, согласуя со словом « взгляд».
• Бесцветные, быстрые, блестящие, искрометные, открытые, лучистые, задумчивые, лукавые, заспанные, озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивленные, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внимательные, добрые.
• Перед вами ряд определений к слову « лицо». Выпишите только те, которые позволяют отразить состояние человека.
• Круглое, худощавое, грустное, побелевшее, багровое, краснощекое, заспанное, испуганное, серьезное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачовое, хмурое, злое, виноватое.
7 класс
Урок на тему «Стили речи». Что мы уже знаем о речи…
Представьте себе, что скоро в классе пройдёт родительское собрание. Вам нужно:
а) составить объявление; б) рассказать о собрании родителям.
Сколько текстов у вас получится? Когда мы воспользуемся разговорной, а когда книжной речью?
Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным стилям речи.
Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!
Прислушаемся! Словесное описание картины
Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, – тогда картина оживёт.
Попробуйте «войти» в картину, представьте себе этот день. Какой он? Пасмурный или солнечный? Ветреный или тихий?
Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались рядом с одиноко прогуливающейся женщиной в парке в осенний день.
Словарь
Снег: белый, искристый, ослепительно-белый, серебристый, чистый; пушистый, мягкий, рыхлый, свежевыпавший, первый, нежданный, свежий, долгожданный, ранний, густой, липкий, податливый..
Снежинки: пушистые, нежные, мягкие, крупные.
Белое пушистое покрывало; тяжёлые белые шапки на крышах домов, снегопад, снежная баба, снежки, коньки, лыжи, санки, сугробы, иней на деревьях, белые ватные шубы.
1 группа. Аллея сада.
Задание:
• Написать сочинение – миниатюру, используя в описании художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Вопросы в помощь:
• Какими нарисованы деревья?
• Стволы деревьев, какими мы их видим?
• Какого цвета листья? Почему их мало?
• Цветовая гамма?
2 группа. Беседка.
Задание:
• Составьте 5 - 6 словосочетаний для описания беседки.
3 группа. Люди.
Задание:
Отвечая на вопросы, составьте предложения для описания людей? Вопросы в помощь:
• Чем они заняты?
• Помогает ли пейзаж понять настроение людей?
• Как пейзаж связан с жизнью людей, которые изображены на картине?
4 группа. Небо.
Задание:
Составить словосочетания, используя художественные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения). Вопросы в помощь:
• Какое оно?
• Что вы можете еще сказать о небе?
• Какие краски использует автор для описания неба?
• Какую роль играет оно в картине?
Приложение №2
Перечень диагностических методик, направленных на выявление интеллектуального, физического и физиологического развития детей, на определение недостатков учебно-воспитательной работы учителей и на выявление причин неуспеваемости
Диагностика школьной неуспеваемости:
· Диагностика учебных возможностей учащихся. Методика ШТУр «Эрудит» (по К.М. Гуревичу в модификации Г.В. Резапкиной).
· Краткий ориентировочный тест В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика.
· Оценка умственной работоспособности по Э. Крепелину.
Диагностика учебной работоспособности:
· Методика определения типа темперамента по И.П. Павлову.
· Определение преобладающего типа темперамента по А.В. Белову.
· Методика определения уровня развития волевых качеств (Е.Н. Артеменюк, А.Р. Борисевич и др.).
· Методика определения силы воли (Е.Н. Артеменюк, А.Р. Борисевич и др.).
· Методика определения направленности личности по А.А. Карелину.
· Методика определения познавательного отношения к учению (Е.Н. Артеменюк, А.Р. Борисевич и др.).
Диагностика общепедагогических причин школьной неуспеваемости:
· Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов и др.).
· Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя
· (Е.Н. Артеменюк, А.Р. Борисевич и др.).
· Методика определения организаторских способностей (Е.Н. Артеменюк,
· А.Р. Борисевич и др.).
· Методика определения способности влияния на других людей (Е.Н. Артеменюк,
· А.Р. Борисевич и др.).
Диагностика социальных причин школьной неуспеваемости:
· Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е.Н. Артеменюк,
· А.Р. Борисевич и др.).
· Методика определения стиля семейного воспитания (Е.Н. Артеменюк,
· А.Р. Борисевич и др.).
· Методика «Искусство жить с детьми» (Е.Н. Артеменюк, А.Р. Борисевич и др.).
· Методика определения взаимоотношения с детьми (Е.Н. Артеменюк,
А.Р. Борисевич и др.).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.