Работа в группах как условие развития социальной компетентности
Подготовила
учитель начальних классов
Павина А,В
Изучая теоретические основы интерактивных уроков и, пробуя внедрять основные идеи этих технологий, я пришла к выводу, что мои уроки стали интереснее, проходят живее, чем традиционные и положительно влияют на результат учебной деятельности. Высшей похвалой от учеников является фраза: «А что урок уже закончился? Так быстро!» Это значит, что усвоение материала происходит одновременно с активной деятельностью учащихся. А когда человек занят интересным делом, время не тянется в ожидании долгожданного звонка, а летит незаметно.
Увидав брошюру методических рекомендаций об организации проектной деятельности учащихся и изучив теорию детально, поняла, что ничего сверхсложного в этом методе нет. А к подготовке урока толчком явилось несоответствие материала данного в учебнике и стремление детей узнать намного больше, чем предлагают в учебнике.
По предмету «Окружающий мир», тему «Животные» и «Разнообразие животных» мы подробно рассмотрели еще в 1 классе, и снова актуализировать знания учащихся было бы неинтересным. Ведь еще в 1 классе дети приносили множество энциклопедий и других источников на столь интересную тему.
Сразу мне нужно было определить границы предстоящей работы: что смогут сделать дети, а что нет; какой должна быть самостоятельная работа, в чем попросить помощь родителей; и какова будет моя роль в уроке.
Так как дети все-таки еще маленькие, то основная их работа заключалась в поиске и сборе информации по определенной теме и в подготовке выступлений. Причем выступления детей были дифференцированы. Дети с более высоким уровнем способностей готовились рассказывать подготовительный материал наизусть, дети со средним уровнем способностей могли для выступления выбрать стихи или могли свое сообщение прочитать с листа.
Класс я разделила на четыре группы. В основе деления – мои наблюдения за взаимоотношениями ребят. Также были выбраны лидеры – самые ответственные учащиеся. Каждый учащийся получил лист – задание (см. приложение), на котором был отмечен срок конца сдачи информации.
Через день дети просто завалили мой стол литературой, листочками с записями загадок, пословиц, с материалами из интернета, рисунками, фотографиями.
Самым сложным было разобраться в массе источников, выбрать самое основное, интересное и определить, кому из ребят, какую информацию дать. Точкой отсчета стала тематика учебного материала по каждой группе. Первая группа готовила сообщение о насекомых, вторая группа – о земноводных и пресмыкающихся, третья группа – о рыбах, четвертая группа – о птицах и зверях.
Затем я перешла к подбору материала из каждой отдельной группы и, совместно с детьми, мы составили определенные схемы по темам, своеобразные мини-сценарии выступлений (планы проектов).
План проекта первой группы
1. Существенные признаки насекомых.
2. Значение насекомых.
3. Насекомые – рекордсмены.
4. Загадки о насекомых.
План проекта второй группы
1. Интересные факты о лягушке.
2. Существенные признаки земноводных.
3. Игра «Доскажи словечко».
4. Существенные признаки пресмыкающихся.
5. Защита пресмыкающихся от врагов.
План проекта третьей группы
1. Разгадывание кроссворда (сообщения о рыбах).
2. Существенные признаки рыб.
3. Почему у рыб встречаются двойные названия.
План проекта четвертой группы
1. Дидактическая игра «Найди меня».
2. Существенные признаки птиц и зверей.
3. Игра «Собери пословицу».
4. Легенды о птицах.
При составлении конспекта урока я выделила 6 основных целей (см. конспект). Но целей и задач, решаемых при подготовке урока и его проведении значительно больше. Затронуты все сферы развития компетенций: и информационная, и коммуникативная, и социальная, и др.
Теперь нужно было определиться с типами проектов.
По методу и виду деятельности проекты исследовательские, творческие, роле-игровые.
По характеру контактов – групповые.
По времени проведения – краткосрочные.
По содержанию – природоведческие, научно-игровые.
Когда информация была собрана и немного систематизирована, мы с детьми стали работать над оформлением собранных материалов и оформлением конечного результата работы. У нас получились четыре папки по темам «Группы животных». Конечно, в оформлении помогали родители. А я работала над созданием мультимедийного продукта.
Раньше уроки такого типа, когда дети заучивали текст или зачитывали готовую информацию, я не приветствовала. Казалось бы, что еще проще, чем раздать слова и попросить их выучить? Но не так все просто. Ведь на этом уроке дети – не ученики, а полноправные коллеги учителя. Роль учителя сводится к корректированию деятельности учащихся. Дети же должны «примерить» на себя роль ученых и постараться научить других. Конечно, дети все разные, и вести себя они будут по-разному. Еще одна трудность заключалась в том, чтобы до проведения урока сохранялась интрига: «А что нам приготовила другая группа?» Поэтому нельзя было оставить весь класс, чтобы проверить, как все будет выглядеть в реальности. Приходилось работать с каждой группой отдельно.
Презентация проекта была предоставлена в виде научной конференции.
Она была оценена членами жюри по ранее предложенным критериям (см. таблицу №1, №2). Лучше обнародовать рейтинговые оценки представленных проектов, чтобы все проектанты видели свой общий результат.
Я составила и таблицу индивидуального оценивания, чтобы учащиеся, которые не принимали участия в подготовке проекта, задумались о своем «вкладе» в дело группы. Но за подготовку баллы снижены незначительно, что в конце позволит получить участнику оценку не ниже достаточного уровня.
Помимо проектной технологии, я заключительным этапом урока выбрала этап рефлексии. Этому способствовало проведение тестирования на компьютерах после каждой защиты проекта группой. Листочки с выставленными оценками помогут мне увидеть, какие есть проблемы в знаниях учащихся по данной теме и помогут подготовиться в будущем к проведению мониторинговых исследований.
Зачем нужны такие уроки?
- Для расширения общего кругозора учащихся, подготовке к международным олимпиадам и конкурсам «Колосок», «Кенгуру».
- Для развития познавательного интереса, чтобы поддерживать в учениках стремление с удовольствием идти в школу.
- Для формирования компетентной во всех отношениях личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.