ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЯТЬКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.А. АФАНАСЬЕВА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ НА ТЕМУ: «ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА»
Преподаватель информатики:
Обухова И. Н.
Дятьково
2021
Форма урока: урок-исследование
Цели:
Личностные: развить интерес и познавательные способности обучающихся на основе добывания ими знаний и приобретения опыта познавательной деятельности.
Метапредметные: формировать информационную, коммуникативную и предметную компетенции; предоставить возможность каждому обучающемуся проявить и развить свои способности.
Предметные: изучение наиболее распространенных сервисов сети Интернет; организация деятельности обучающихся по созданию модели дистанционного обучения для практического использования; формирование у обучающихся представления о возможностях применения компьютера в образовании; практическое применение изученного материала.
Формы организации учебной деятельности:
Оборудование:
Компьютерный класс, проектор, программа Internet Exsplorer, презентация Сервисы Интернет.ppt (Приложение 1), информация о наиболее используемых сервисах сети Интернет (Приложение 2), задания для самостоятельного выполнения (Приложение 3).
Программное обеспечение: MS Office PowerPoint.
Ход урока
I этап. Организационный момент.(5 минут)
– Добрый день! Надеюсь, что наш сегодняшний урок пройдет интересно и плодотворно. Сегодня на уроке вы сами себя будете оценивать, для этого я раздам каждому из вас лист оценивания, где вы ставите себе балл за выполненный вид работы в течении урока (от 0 баллов, 0,5баллов, 1 балл)
Лист оценивания ученика (цы) группы____
Фамилия Имя _________________________________
Ребус |
Работа в группах |
Работа в парах |
Изучение нового материала |
Практическая работа |
|
|
|
|
|
II этап. Актуализация знаний.
– А начнем мы с ребусов.
На экране слайды 1–4 презентации. (Учащиеся отгадывают ребусы.)
Все 4 слова: модем, Интернет, сервер, протокол.
Задание 1. Учащиеся делятся на 4 группы по три человека, успешный – средний – слабый. Каждая группа получает задание, подготовка самостоятельная в группах: модем, Интернет, сервер, протокол. Дать определение слову, составить кластер. (10 минут)
Выступление групп
– Что такое модем? (Устройство, преобразующее цифровой сигнал в аналоговый, и обратно.)
– Что такое Интернет? (Интернет – глобальная компьютерная сеть, объединяющая сети, серверы и компьютеры, использующие для связи единый набор протоколов.)
– Что такое сервер? (Сервер в сети Интернет – это компьютер, обеспечивающий обслуживание пользователей сети: разделяемый доступ к дискам, файлам, системе электронной почты.)
– Еще вы должны были изучить такое понятие как протокол. (Протокол – это набор соглашений, который определяет обмен данными между различными программами.)
III этап. Создание проблемной ситуации.
– Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что каждый из вас пользуется Интернетом постоянно. Для каких целей вы его используете? (Для общения, поиска информации, передачи информации с одного компьютера на другой.)
– Другими словами, сеть Интернет предоставляет вам, как пользователям сети услуги по поиску и использованию данных, а так же услуги по обмену информацией между пользователями сети (коммуникационные услуги).
Эти услуги иначе называют службами Интернет.
– Могли бы вы назвать какие-то конкретные службы, которыми пользуетесь сами? (Электронная почта, чат, “аська”.)
– Хорошо. Люди вы достаточно эрудированные. Давайте попытаемся вместе решить практическую задачу. Вы знаете, что когда наступают сильные морозы занятия не проводятся и происходит много пропусков занятий. Что при этом происходит? Прерывается учебный процесс. И я вам сейчас предлагаю поискать пути решения этой проблемы.
– Что необходимо обеспечить, чтобы учебный процесс не прекращался? (Общение учителей и учеников.)
– А что нам в этом может помочь? (Интернет.)
Очень хорошо! Перед вами на столах описания некоторых служб Интернет. Предлагаю вам познакомиться с ними и ответить на следующие вопросы:
1. Какие средства может использовать учитель, чтобы преподнести учащимся новый материал?
2. Какие службы можно использовать, чтобы дать учащимся задание?
3. Какие службы Интернет могут помочь учащимся отправить выполненное задание учителю?
4. С помощью каких служб можно организовать индивидуальную работу с детьми?
5. Какие службы помогут учителю проконсультировать учащихся по всем возникшим у них вопросам?
6. Какие службы помогут учителю осуществить контроль знаний учащихся?
Учащиеся работают самостоятельно в парах (10–15 минут), затем подводим итоги (пишу на доске ответы, и в процессе остальные учащиеся тоже включаются в обсуждение каждого вопроса).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
www, FTP |
www,
|
FTP, |
|
www, |
www, |
– Мы решили поставленную перед нами задачу? Возможно ли обеспечить контакт преподавателя и учеников на расстоянии? (Да.)
– А что мы сделали кроме этого? (Изучили службы сети Интернет.)
– И значит тема нашего урока? (Основные службы сети Интернет.)
IV этап. Новый материал. (15 минут)
– На какие группы можно поделить все службы? (Службы доступа к данным и коммуникационные службы.) – Слайд 6.
– По какому принципу работают все службы сети Интернет? (Клиент-сервер.) – Слайд 7.
– Что это значит? (На компьютере пользователя устанавливается программа-клиент, которая посылает запросы к серверу)
– Давайте попробуем систематизировать наши знания о сервисах Интернет, и оформим их в виде таблицы – Слайд 8.
– Итак, первый сервис, с которым вы знакомились – это Всемирная паутина. Для каких целей он используется (для просмотра гипертекстовых документов) – Слайд 9
– Что такое гипертекстовый документ? Какие элементы он содержит?
– Какие инструменты используются для создания гипертекстового документа? Слайд 10
– И как просмотреть такой документ?
– Какой протокол используется для передачи web-страниц? Слайд 11.
– Следующий сервис – электронная почта. Для чего служит? Слайд 12
– Преимущества электронной почты по сравнению с обычной? Слайд 13
– И так же, как при пересылке сообщений по обычной почте, чтобы письмо дошло до адресата, что нам нужно знать? (Адрес.) Слайд 14
– Какие протоколы используются для передачи сообщений? (SMTP – при отправке, POP3 – при приеме почты.)
– Какие почтовые программы вам известны? Слайд 15
– И последняя служба, которую мы рассмотрим – это FTP-сервис. Для чего он предназначен? Какой протокол при этом использует? И какая программа нужна пользователю, чтобы иметь доступ к этому сервису? Слайд 16
– Оставшиеся строки таблицы вы заполните дома, используя шпаргалку.
V этап. Рефлексия. Оценка результатов.
– Посмотрите на вопросы на доске: на все ли из них вы можете ответить самостоятельно?
VI этап. Практическая работа. Задание 3 в листочке, п.р.№ 30 (30 минут).
Проверка выполненных заданий. Выставление отметок за урок (10 минут).
Спасибо за работу!
Приложение 2. Информация о наиболее используемых сервисах сети Интернет.
Служба World Wide Web (сокращенно WWW, англ. Всемирная паутина) – это служба поиска и просмотра гипертекстовых документов. Эти документы называются Web-страницы, а совокупность близких по смыслу или тематике и хранящихся вместе Web-страниц называется – Web-сайт или Web-узел.
Web-страницы могут включать в себя текст, рисунки, анимацию, звук, видео, а также активные элементы (небольшие программы, оживляющие страницу, делающие ее интерактивной, то есть изменяющейся в зависимости от действий пользователя).
Главной и первоначальной идеей этой службы является идея гипертекста.
Идея гипертекста проста: гипертекст – это текст, содержащий ссылку на другой документ, который может быть как аналогичной Web-страницей, так и текстом, рисунком, звуком, видеозаписью и вообще файлом любого формата. Гипертекст представлен в виде гиперссылок, выделенных на странице обычно подчеркиванием и цветом, по которым достаточно щелкнуть мышью, и будет осуществлен переход к другой Web-странице или загружен нужный файл. Именно потому, что страницы с помощью гиперссылок переплетены между собой, эту службу называют «паутина».
Технологически Web-страницы представляют собой текстовые файлы, написанные на языке HTML. HTML (Hyper Text Markup Language) – это язык разметки гипертекста, он позволяет не только разместить на странице текст как таковой, но и указать его формат (шрифт, размер, выравнивание). Это же самое относится и к рисункам и другим элементам, только рисунки размещаются в отдельных файлах, а внутри страницы указываются имена этих файлов. В настоящее время в связи с развитием данной технологии Web-страницы стали мультимедийными.
Программы просмотра Web-страниц называются браузеры (англ. browser – обозреватель) или обозреватели.
В мире насчитывается множество браузеров: Netscape Navigator, Opera, Mozilla FireFox и другие. И все-таки одним из самых распространенных является Microsoft Internet Explorer, поставляемый вместе с операционной системой Windows.
Программа браузер работает на компьютере пользователя и является клиентом. Она запрашивает нужную информацию на Web-серверах, с которыми она общается при помощи специального протокола НТТР (Hyper Text Transfer Protocol) – протокола передачи гипертекста.
Служба WWW включает в себя огромный массив данных, например, новости, погода, курсы валют, предложения работы, электронные доски объявлений, сведения о кинофильмах, игры, магазины и многое другое. Эти данные размещаются на Web-страницах не только от организаций, но и от персональных пользователей, а разместить свою информацию на таких страницах можно подчас бесплатно.
Электронная почта
Электронная почта на сегодняшний день является самым массовым средством обмена информацией в сети Интернет. Умение получать и посылать электронную почту может пригодиться не только для общения с друзьями из других городов и стран, но и в деловой карьере. Например, при трудоустройстве можно быстро разослать своё резюме c помощью e-mail в различные фирмы. Кроме того, на многих сайтах, где нужно пройти регистрацию (on-line игры, Интернет-магазины и т.д.) зачастую требуется указать свой e-mail. Одним словом, e-mail - очень полезная и удобная вещь.
Электронная почта (еlectronic mail, англ. mail — почта, сокр. e-mail) cлужит для передачи текстовых сообщений в пределах Интернет, а также между другими сетями электронной почты.
При использовании электронной почты каждому абоненту присваивается уникальный почтовый адрес, формат которого имеет вид:
<имя пользователя> @ < имя почтового сервера>.
Например: earth@space.com, где earth — имя пользователя, space.com — имя компьютера, @ — разделительный символ "эт коммерческое", который часто называют «собакой».
Существует большое количество программ для работы с электронной почтой (например, Outlook Express, Microsoft Outlook, The Bat и другие), позволяющие автоматизировать процесс пересылки писем. Сообщения создаются в автономном режиме, т.е. без подключения к почтовому серверу, что позволяет сэкономить время нахождения в сети, а отправка и получение сообщений происходит по желанию пользователя, в тот момент, когда он посчитает нужным. Программа сама отправит и получит письма.
Почтовые программы для персональных компьютеров используют разные протоколы для приема и отправки почты.
При отправке почты программа связывается с сервером исходящей почты, или SMTP-сервером, по протоколу SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) – простой протокол передачи почты.
При приеме почты программа связывается с сервером входящей почты, или POP3-сервером по протоколу POP3 (Post Office Protocol 3) – протокол почтового отделения.
Преимущества E-mail в сравнении с обычной почтой:
Оперативность
Надёжность
Дешевизна
Возможность рассылать копии писем сразу нескольким адресатам
Возможность переправлять полученное письмо по другому адресу
Возможность создавать несколько подразделов почтового ящика для разного рода корреспонденции
Возможность включать в письма различные звуковые и графические файлы, а также программы.
Недостатки E-mail в сравнении с обычной почтой:
Получение невостребованной электронной почты (спам).
Опасность заражения вирусом.
Служба передачи файлов FTP
Как известно, вся информация хранится в файлах. Файл может иметь различный объем и содержать абсолютно любую информацию. Именно поэтому в сети Internet за последние 15-20 лет скопилось огромное количество разнообразных файлов, доступ к архивам которых осуществляется с помощью службы передачи файлов FTP.
Служба передачи файлов FTP перемещает копии файлов с одного узла Интернет на другой в соответствии с протоколом FTP (File Transfer Protocol – протокол передачи файлов).
При этом не имеет значения, где эти узлы расположены и как соединены между собой.
Компьютеры, на которых есть файлы для общего пользования, называются FTP-серверами.
Сам FTP и средства доступа по FTP появились гораздо раньше Web - браузеров и языка HTML. И это не удивительно, так как передача данных с компьютера на компьютер всегда была главнейшей задачей Интернета.
В Интернет имеется более 10 Терабайт бесплатных файлов и программ. Любой пользователь может воспользоваться услугами службы FTP и с помощью анонимного доступа скопировать интересующие его файлы.
Для работы пользователя со службой FTP существует множество программ FTP-клиентов, например, CuteFTP, Far, Windows Commander. Как правило, эти программы являются также файловыми менеджерами, то есть позволяют просматривать как информацию на локальных дисках, так и точно также на удаленных и выполняют функции копирования информации с удаленного диска на локальный диск.
Доступ к файлам на серверах файловых архивов возможен как по протоколу HTTP, так и по протоколу FTP. Протокол FTP позволяет не только загружать файлы с удаленных серверов файловых архивов на локальный компьютер, но и, наоборот, производить передачу файлов с локального компьютера на удаленный Web-сервер, например, в процессе публикации Web-сайта.
Сервисы для общения on-line
Служба IRC (Internet Relay Chat или Чат) является средством для онлайнового общения, которая предоставляет большой выбор каналов (тем) для проведения дискуссий с единомышленниками. Чат - это текстовый диалог в реальном времени.
Эта служба основана на сетевой архитектуре клиент-сервер, поэтому для онлайнового общения в Интернет необходимо на ПК установить клиентское приложение (IRC-клиент).
Для общения в чате можно использовать как IRC-клиенты, так и Web-чаты. Web-чаты предназначены для обмена сообщениями на сервере (веб-странице) с помощью браузера, в этом случае устанавливать на ПК клиентское приложение не требуется. Web-чат - это веб-страница, на которой вы можете в реальном времени общаться с другими посетителями.
ICQ
ICQ (от англ. I Seek You – я ищу тебя)- это программа, реализующая функции Интернет-пейджера. ICQ в русском наречии часто именуемая "Аська". ICQ – это очень быстрый и наиболее популярный способ on-line общения в Интернет.
ICQ-клиенты загружается в фоновом режиме и позволяет постоянно (в режиме on-line) держать связь с друзьями и знакомыми в сети. Пользователь ICQ может одновременно работать или играть, а программа сама отыскивает компьютеры знакомых пользователей и устанавливает связь с ним. Если на ICQ-клиент поступит сообщение или другая информация, то программа сама ее сохранит, ожидая пока пользователь ее посмотрит. Кроме обычных текстовых сообщений можно передавать звуковые сообщения, ссылки на web-странички, файлы, устроить разговор в реальном времени (chat) с одним или несколькими людьми из любой точки мира.
Каждый пользователь ICQ имеет свой личный номер (UIN) и ник, который можно помещать на визитных карточках и иных деловых бумагах.
Skype - наиболее распространенный в мире мессенджер с закрытым протоколом. Предоставляет возможность звонить на стационарные и мобильные телефоны, принимать звонки. В последних версиях этого мессенджера реализована функция "Видеозвонок", c помощью которой пользователи могут разговаривать и обмениваться полноэкранным видео с Web-камер, установленных у пользователей.
Miranda IM - многопротокольный мессенджер мгновенных сообщений с открытым кодом для работы в Интернете или локальной сети. Поддерживает протоколы систем мгновенных сообщений: ICQ, IRC, Jabber, Google Talk, Skype и других.
Приложение 3.
Задание для самостоятельной работы
1. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1) Какие средства может использовать учитель, чтобы преподнести учащимся новый материал?
2) Какие службы можно использовать, чтобы дать учащимся задание?
3) Какие службы Интернет могут помочь учащимся отправить выполненное задание учителю?
4) С помощью каких служб можно организовать индивидуальную работу с детьми?
5) Какие службы помогут учителю проконсультировать учащихся по всем возникшим у них вопросам?
6) Какие службы помогут учителю осуществить контроль знаний учащихся?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
2. Заполните таблицу:
Название службы |
Назначение службы |
Протокол |
Программы-клиенты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Отправьте письмо по электронной почте
Ирине Николаевне с поздравлением на 1 Апреля (День смеха) и отзывом об уроке на адрес: irisha-obukhova@mail.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.