Темой исследования является «угнанное, украденное детство — детство в кандалах». В исследовании используются исторические материалы, архивные документы школьного музея, переписка с бывшими узниками, материалы из интернета и энциклопедий. Практическая часть работы состоит из презентации, анкетирования, диагностики, создания стенда и экскурсии в школьном музее.
Перед работой выдвинута гипотеза: «Можно ли было выжить в немецком концлагере ребёнку?»текст работы
Отечество. Потапова. Детство в кандалах.doc
Оглавление.
1. Введение _______________________________________________ 3
2. Исследование:
история создания концлагеря Маутхаузен _________________ 4 5
содержание малолетних узников__________________________ 6 7
сопоставительный анализ лагерей смерти_________________ 8
3. Изучение памятников — малолетним узникам концлагерей___ 8
4. Анкетирование и диагностика____________________________ 9
5. Выводы и заключение ____________________________________ 10
6. Список используемой литературы___________________________ 10 I.
Введение.
2
Темой исследования является «угнанное, украденное детство — детство в
кандалах». В исследовании используются исторические материалы, архивные
документы школьного музея, переписка с бывшими узниками, материалы из
интернета и энциклопедий. Практическая часть работы состоит из презентации,
анкетирования, диагностики, создания стенда и экскурсии в школьном музее.
Перед работой выдвинута гипотеза: «Можно ли было выжить в немецком
концлагере ребёнку?»
Цель: изучение явления «немецкие концлагеря» с содержанием малолетних
узников.
Задачи: исследовать условия содержания детей в концлагерях,
сопоставить и изучить архив музея,
провести диагностику и анкетирование классов,
создать экскурсию и стенд в школьном музее,
расширить информационное поле современных детей рассказами о детях
войны.
Тема Победы, тема героизма, тема концлагерей, созданных во время второй
мировой войны, останется актуальной всегда. Война это самое страшное, что
может быть на земле. Миллионы людей на земле бесконечно благодарны тем,
кто ценой своей жизни подарил им жизнь и мир на планете.
«Угнанное, украденное детство» разве можно подумать, что такие выражения
когданибудь родятся на земле. Моё исследование начинается с архивных
документов в школьном музее и заканчивается
изучением памятников детям узников по всему миру.
Концентраци нный л герь (концл герь) — термин,
ао
оо
ао обозначающий специально оборудованный центр массового силового заключения
и содержания следующих категорий граждан различных стран мира.
3
По моим исследованиям во время второй мировой войны было создано более 60
концлагерей, из них 17 лагерей смерти. В них погибли более 20 миллионов
людей из разных стран мира, более 2 миллионов были дети.
Можно ли выжить в нечеловеческих условиях в детском возрасте. Те, кому это
удалось, не могут вспоминать об этом без слёз.
2. Исследование.
История создания Маутхаузена.
Маутхаузен был одним из самых крупных и
зловещих концлагерей. В августе 1938 г. недалеко
от города Линц (Австрия) начала свое существование система
концентрационных лагерей, объединенная вокруг давшего ей название города
Маутхаузен.
Уникальность этой системы заключалась в том, что по составу она была самый
интернациональной среди всех фашистских концлагерей: узниками Маутхаузена
были граждане более 30 стран Европы, Азии и Америки. А жестокость
концлагеря Маутхаузен состояла ещё и в том, что расположен он был в
необыкновенно живописном месте австрийских Альп. Слева разливается Дунай,
справа – лес, весь пронизанный солнцем. В архиве музея сохранились
фотографии некоторых узников Маутхаузена, которые помещены на стенд
музея, открытый 11 апреля 2012 года : Горецкий И.И., Киц С.П., Соколов Н.И.,
Мандыч В.М., Николин А.М., Розанов С., Царегородцев Г.П., Новотный А.
Вглядитесь в эти лица, когда они попали в концлагерь, им не было 15 лет.
"Но пока я жив, я буду рассказывать молодежи правду о фашизме", говорит
Василий Антонович. Он часто приезжал в школу.
Кононенко Василий Антонович был арестован 4 мая 1943 года в г. Нежин, как комсомолец, откуда после допроса отправлен в Австрию. От него мы узнали о
так называемых «поющих лошадях». Узников, впрягавшихся в вагонетку,
эсэсовцы называли «поющие лошади», ибо им приказывали петь хором.
4
Самой ценной реликвией нашего музея является земля из Освенцима,
пропитанная кровью его узников, и кусочек колючей проволоки, огораживавшей
лагерь, по которой шёл ток высокого напряжения. Их нашему музею подарил
писатель Василий Липатов. А ещё «птичка жизни», выполненная руками узника
Иваницкого Андрея Васильевича. Он оказался в Маутхаузене совсем в юном
возрасте. Но даже перед детьми не останавливалась фашистская машина.
Андрей Васильевич Иваницкий приезжал в нашу школу, с болью в сердце
рассказывал о тех страшных днях, проведённых в немецких застенках. Он
рассказал, что такие игрушки делал тогда, когда отказывался работать на
немцев. Фашисты в ответ прекращали ему давать еду. Иваницкий А.В.
перебрасывал игрушки через колючую проволоку немецким детям, а они
взамен перекидывали ему кусочки хлеба и картофеля.
Результат: в общей сложности узниками Маутхаузена было около 335
тысяч человек; казнено свыше 122 тысяч человек (больше всех — советских
граждан).
Самым зверским издевательствам и нечеловеческим смертям не было
конца и края. Но русский человек вынесет всё, он не упадёт на колени. Не будет
просить о пощаде.
Впервые против всяких правил был вынужден палач признать:
O, Main gott! О, боже правый!
Так может только русский умирать!
Быть превращённым в ледяную глыбу этот бессмертный
подвиг совершил Дмитрий Михайлович Карбышев, о нём знает весь мир.
А сколько неизвестных людей и их подвигов.
Дети, ставшие донорами для немецких солдат погибали
тысячами в застенках Саласпилса.
Этот лагерь был создан на территории Латвии
для массового уничтожения.
5
Лагерь был обнесён колючей проволокой в два ряда и имел площадь 40
гектаров. Узники помещались по 350800 человек в бараках, рассчитанных на
200250 человек.
Содержание малолетних узников.
Существовали детские бараки, один барак для маленьких детей (включая
грудных), «санитарный» барак (где немецкие врачи умерщвляли больных).
Рабочий день длился до 14 и более часов.
Среди заключенных была очень высокая смертность. Кроме того, Саласпилс
стал первым местом заключения для многих уничтоженных на территории
Латвии евреев.
Суточный рацион состоял из 150300 граммов
хлеба. Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей
голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший
наименование «бани», где заставляли их мыться
холодной водой. Детей (старший из которых не достигал еще 12летнего
возраста) гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 56
суток. Детей, грудных и в возрасте до 6 лет, помещали в
этом лагере в отдельный барак, там они массами умирали и
заболевали корью. Больных корью сразу уносили в так
называемую больницу лагеря, где сразу купали в воде, чего
нельзя делать при этой болезни. От этого дети через 23 дня умирали. Они синели, корь шла внутрь организма.
Выжившие после этой процедуры заболевшие дети (как и все больные
заключенные) могли быть подвергнуты отравлению (мышьяком).
Результат: На основании материалов расследования, было установлено, что
за три года немцами было выкачано из кровеносных сосудов детей 3,5 тысяч
литров крови. В Саласпилсском лагере погибли не менее 7 тысяч детей, частью
сожженных, а частью захороненных на старом гарнизонном кладбище
у Саласпилса.
6
Другие концлагеря.
Освенцим объект, занесенный в список мирового наследия ЮНЕСКО. В
1940 г. гитлеровцы устроили концлагерь в Освенциме, в
1942 г. в Бжезинке.
Самый крупный в Польше концлагерь стал лагерем
геноцида. В лагере, известном под названием Аушвиц
Биркенау или Освенцим погибли более 1,5 млн.
узников, больше всего евреев проживающих в Польше,
поляков и жителей Центральной Европы.
Над узниками проводилось множество медицинских опытов, в результате
Заключённых
которых большинство умерли мучительной смертью.
инфицировали сыпным тифом,
туберкулезом и другими опасными
заболеваниями для того, чтобы проверить действие вакцин против возбудителей
этих болезней.
Свидетельство очевидца: "Первые две тысячи советских заключенных прибыли в
лагерь 18 октября 1941 года. Для них были отведены шесть бараков,
образовавших специальный лагерь.
Бухенвальд – мужской лагерь смерти на территории Германии.
Начиная с октября 1941 года, в Бухенвальде полным ходом шло уничтожение красноармейцев. Его истинное назначение было искусно замаскировано с
помощью различных приспособлений.
Равенсбрюк – самый большой женский лагерь на территории Германии.
Майданек – лагерь массового уничтожения на территории Польши.
Ясеновац – концлагерь в Югославии. Заксенхаузен – лагерь смерти, где 9 лет
зверски истребляли людей.
В каждом лагере были предусмотрены основные
помещение или, лучше сказать, набор для пыток.
7
Дверь отворялась, узникисмертники оказывались в
«Газовая камера».
квадратном помещении «газовой камеры». Узникам давали в руки кусок мыла.
Дверь закрывалась наглухо, герметически. В потолке камеры были
вмонтированы металлические крупные душевые зонтики с дырочками. Но
вместо воды через них нагнетался газ «Циклон». Люди умирали в течении 12
минут. «Лестница смерти».
186 ступеней лестницы смерти пропитаны кровью
антифашистов Ежедневно на «лестнице смерти»
расстреливались 1012 штрафниковсмертников.
При этом составлялся акт: «..Убит при попытке к
бегству».
«Печи крематория». Все трупы свозились в горы,
которые тут же сжигались в специальных печах.
Результат: в концентрационных лагерях Третьего
было уничтожено около 6 миллионов людей.
Сопоставительный анализ. (Приложение 1) . С помощью сопоставительного
анализа, я смогла выявить самые крупные лагеря смерти и представила их в
рейха таблице, где указана страна, время создания и количество жертв определённого
концлагеря.
3. Изучение памятников — малолетним узникам концлагерей.
26 октября 2007 года на территории парка культуры и отдыха имени 30летия
Победы в Самаре открылся выполненный скульптором Иваном Мельниковым
памятник малолетним узникам фашистских концлагерей. В основании
памятника заложена гильза с обращением к потомкам, которые её извлекут в
день 100летия Победы над фашизмом. (Приложение 2). В Гатчине возведён
памятник с изображением символа мира — голубем. Памятник узникам
детства возведён в Саратове, в Белоруссии в городе Могилёв открыт
памятник , в Малоярославце стоит памятник с криком сердца : «Война убила
наше детство», в Смоленске «Опаленный цветок» — памятник детям, узникам
8
фашистских концентрационных лагерей. Памятник установлен в год 60летия
Победы... в Великой Отечественной войне по инициативе Смоленской
региональной организации бывших малолетних узников
фашистских концлагерей.
Результат: Памятники ставятся в память о тех, кого уже нет. Ставятся живыми
и для живых, именно для того, чтобы люди не забывали, что произошло, когда
произошло, как произошло, помнили и делали выводы на будущее.
4. Анкетирование и диагностика.
АНКЕТИРОВАНИЕ. Перед презентацией ребятам 58 классов было
предложено ответить на ряд вопросов:
10
8
1. Знаете ли вы, что такое концлагерь? Данет
2. Можете ли вы назвать хотя бы три немецких
6
4
2
0
Столбец B
Столбец C
Столбец D
концлагеря? Данетодиндва
6 класс
8 класс
5 класс
7 класс
3. Знакомы ли вы с подвигом Д.М. Карбышева?
Данетодиндва Результат: ребята слышали термин «концлагерь», но не имеют представления о
том, что там происходило, названий знают мало и с подвигом Д.М. Карбышева
сталкивались только восьмиклассники на экскурсиях в музее.
ДИАГНОСТИКА. В этих же классах проведена диагностика, отвечающая на
вопрос гипотезы: «Можно ли выжить в концлагере ребёнку?»
5 классы — 70% 6 классы — 15%
8
7
7 классы 10% 8 классы 5%
5
6
Результат:
70% пятиклассников считали, что «да»,
что к нам приезжают бывшие малолетние узники они же выжили.
15% шестиклассников и 10% семиклассников соглашаются с тем, что это
трудно , и только восьмиклассники почти все уверены, что это невозможно.
9
5. Заключение.
Память истории, память народа, память сердца живёт в продолжателях
человечества. Мы не только читаем и узнаём о страшных днях, итогах войны, но
и пытаемся сохранять всё то, что передано нам по наследству.
Во многих странах мира открыты мемориалы, памятники героям и узникам
концлагерей. Там, где во время войны находились лагеря смерти, цветут цветы,
всё увешано детскими игрушками. Современные девчонки и мальчишки, слушая
рассказы бывших узников, понимают, что у этих детей не было детства,
железные оковы фашизма навсегда оставили кровавые следы не только на руках
и ногах детей, но и на памяти целых поколений.
Выводы. В результате работы были собраны важнейшие сведения о
концлагерях. Проведено исследование архивных документов школьного музея.
Выделены и обработаны сведения о детских концлагерях. Я провёла анкетирование и диагностику 58х классов школы, сделала выводы о том, что
нужно обязательно рассказывать о таком явлении, как концентрационные
лагеря. Систематизированы данные о памятниках на территории различных
стран. На основе работы создан стенд в школьном музее и проведен ряд
экскурсий.
Использованная литература.
Мацуленко В.А. Великая Победа //История, № 4, 1985
Новая Иллюстрированная энциклопедия. Кн. 16. М.: Большая Российская
Энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 256 с.
Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивление
несвободе в СССР. – М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2002. –
504с.
Наказанный народ / Редактор составитель И. Л. Щербакова, М.:, Звенья 1999г.
Николаева С. А., Дети и война: Очерки/Оформл. Г. Комарова. – М.: Дет. Лит.,
1991. интернет
10
Приложение 1.
ресурсы: http://www.mauthausen.ru/
НАЗВАНИЕ
СТРАНА
ДАТА СОЗДАНИЯ
КОЛ ВО ЖЕРТВЫ
АушвицБиркенау
Польша
Апрель 1940 — январь 1945
400 000
1 100 000
(Освенцим)
Белжец
Бухенвальд
Вайвара
Дахау
Каунас
Львов
Лисиничи (Львов)
Майданек
Польша
Германия
Эстония
Германия
Литва
Украина
Украина
Польша
Март 1942 — июнь 1943
Июль 1937 — апрель 1945
15 сентября 1943 — 29 февраля
1944
Март 1933 — апрель 1945
Июнь 1941 — Август 1944
Июль 1941 — Июнь 1944
Сентябрь 1941 — октябрь 1943
Июль 1941 — июль 1944
250 000
434508
56 000
20 000
950
200 000
40000
100000
31 591
20000
78 000 СТРАНА
ДАТА СОЗДАНИЯ
КОЛ ВО ЖЕРТВЫ
Белоруссия Июль 1941 — июнь 1944
206 500
Австрия
Август 1938 — май 1945
195 000
95000
Франция
Май 1941 — сентябрь 1944
40 000
25 000
НАЗВАНИЕ
Малый Тростенец
(Минск)
Маутхаузен
Нацвейлер
Штрутгоф
Олдерни
Норвегия, о.
Олдерни,
Январь 1942 — июнь 1944
6 000
Равенсбрюк
Германия
Май 1939 — апрель 1945
Саласпилс
Треблинка
Хелмно
(Кульмхоф)
Латвия
Польша
Польша
Октябрь 1941 — лето 1944
Июль 1942 — ноябрь 1943
Декабрь 1941 — апрель 1943,
апрель 1944 — январь 1945
Яновска (Львов)
Украина
Сентябрь 1941 — июнь 1944
150 000
около 100
000
700
90000
53700
870 000
152000
170000
Приложение 2.
г. Самара памятник малолетним узникам фашистских
концлагерей.
г. Гатчина памятник с изображением символа мира —
голубем.
г. Саратов – памятник
детямузникам г. Могилёв открыт памятник
концлагерей.
малолетним узникам
г. Малоярославец стоит памятник с криком сердца:
«Война убила наше детство».
г. Смоленск «Опаленный цветок» — памятник детям,
узникам фашистских концентрационных лагерей.
Работа "Детство в кандалах"
Работа "Детство в кандалах"
Работа "Детство в кандалах"
Работа "Детство в кандалах"
Работа "Детство в кандалах"
Работа "Детство в кандалах"
Работа "Детство в кандалах"
Работа "Детство в кандалах"
Работа "Детство в кандалах"
Работа "Детство в кандалах"
Работа "Детство в кандалах"
Работа "Детство в кандалах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.