Работа над комплексным анализом текста.
Оценка 5

Работа над комплексным анализом текста.

Оценка 5
Рабочие тетради
doc
русский язык
7 кл
20.02.2018
Работа над комплексным анализом текста.
В предлагаемое методическое пособие включены тексты, которые могут быть использованы как на уроках развития речи, так и на уроках, посвященных последовательно всем темам курса русского языка в 7 классе. Преимущество данного вида работы заключается прежде всего в возможности комплексной работы - повторения пройденного материала, усвоения и закрепления нового.
Пособ-тексты для 7 класса(Клава).doc
К.В. Рыбакова Работа над комплексным анализом текста. Рабочая тетрадь 7 класс Санкт­Петербург 2015 год В предлагаемое методическое пособие включены тексты, которые могут быть использованы   как   на   уроках   развития   речи,   так   и   на   уроках,   посвященных последовательно всем темам курса русского языка в 7 классе. Преимущество данного   вида   работы   заключается   прежде   всего   в   возможности   комплексной работы ­ повторения пройденного материала,  усвоения  и закрепления  нового. Представленные   тексты   удобно   использовать   на   сдвоенных   уроках   русского языка.   Учитель   может   выбирать   отдельные   виды   работы   из   указанных   или использовать все задания полностью, а также использовать работу над текстом в качестве домашнего задания. 1. Повторение П…ляна на взгорке, на п..ляне ­ избушка. Избушка так себе ­ амбар, рядов в тринадцать­четыр(? )надцать, в одно окошко, без сеней, а то и без крыши. Кто их издревле   рубит   по   тайге?   Пр…ходят   по   весне   какие(то)   люди   валят   сосняк поровней,   ошкуривают.   А   ближе   к   осен..  за   какую(нибудь)  неделю   погожими днями в три­четыре топора срубят. Найдется и глина поблизости, и камни ­ соб… ют камелек, и трубу на крышу выв..дут, и нары сколотят – ж..ви( не) хочу! Зайдеш.. в такую избушку зимой ­ ж…лым духом (не) пахн..т. На стенах, в пазах, ин..й в ладонь толщиной, промозглый запах застоялого дыма. Но   вот   затр..щали   в   камельке   поленья...   П…тянуло   густым   зап..хом оттаивающ..й глины: со стен капл..т. Угарно. Лучше набить полный камелек и выйти пока на улицу нарубить загодя др…вишек. Через полчаса в избушк.. теплее и (не)тяжко. Можно (з,с)кинуть полушубок и наторкать в камелек еще дополна. Стены слегка парят, от камелька пыш..т жаром. И охватыва…т человека некое тихое блаженство, радость. "А­а...­ хочется сказать. ­ Вот так­то." Теперь уж везде почти сухо, но доски нар еще х…лодные. Н..чего ­ скоро. Можно пока кинуть на них полушубок, под голову мешок с харчами, ноги ­ к камельку. И дремота охват..т ­ сил нет. Лень встать и по..кинуть еще в камелек. А надо. В камельке целая (огненно)рыжая горка углей. Поленья сразу вспыхивают, как береста. Тут же, перед камельком, чурбачок. Можно сесть на него закурить и ­ думать... (по В.М. Шукшину) 1)Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2)Сформулируйте основную мысль текста. 3)Какова тема текста? 4)Озаглавьте текст. 5)Подчеркните в тексте все имена числительные. 6)Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы. 7)Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограмму. 8) Объясните значение слова камелек. 9) Объясните значение слова харчи. В каких ситуациях общения оно уместно? 10) Объясните значение слова ноторкать. Приведите литературные  синонимы.  10) Какой оттенок значения имеют слова камелек, дровишки, избушка.   Почему?  11) Приведите синонимы слов  радость холодный.  12) Приведите антонимы слов встать скинуть вспыхнут сухо 13) Сделайте фонетический разбор слов блаженство, оттаивающей 14) Сделайте морфемный разбор слов охватит, полушубок 15) Сделайте морфологический разбор слов теплее, жаром 16) Сделайте орфографический разбор слов застоялого, полчаса 2. Повторение. Лебеди стадом летели из х…лодной ст..роны в тёплые земли. Они л..тели через море. Они л..тели день и ночь и другой день и другую ночь они не отдыхая л..тели над водою. На небе был полный месяц и лебеди д…леко внизу под собой вид..ли синеющую воду. Все лебеди ум..рились махая крыльями но не …станавливались и л..тели дальше. Впереди л..тели старые сильные лебеди сзади л..тели те которые были   м..ложе   и   слабее.   Один   молодой   лебедь   л..тел   позади   всех.   Силы   его ослабели. Он взм..хнул крыльями и (не)мог л..теть дальше. Тогда он р…спустив крылья   пошёл   (к)низу.   Он   ближе   и   ближе   спускался   к   воде   а   товарищи   его дальше и дальше б..лелись в месячном свете. Лебедь опустился на воду и сл..жил крылья. Он должен был собрат..ся с силами. Море всколыхнул..сь под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть в..днелось белой ч..ртой на светл..м небе. И чуть слышно было в тиш...не как зв..нели их крылья. Когда они с..всем скрылись из вида лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он (не)шевелился и только море поднимаясь и опускаясь ш..рокой полосой поднимало и опускало его. Перед з… рёй лёгкий в..терок стал колыхать море. И вода пл..скала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела з…ря и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь взд..хнул вытянул шею и взмахнув крыльями пр…поднялся и полетел цепляя крыльями по воде. Он подн..мался выше и выше и когда вода осталась д..леко внизу его он пол..тел вперёд в ту сторону где были тёплые страны. Он л..тел один туда куда ул..тели его т..варищи. (по Л.Н. Толстому) 1)Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2)Сформулируйте основную мысль текста. 3)Какова тема текста? 4)Озаглавьте текст. 5)Подчеркните в тексте все глаголы, определить вид. 6)Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы. 7)Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограммы. 8)Объясните значение слова уморились. В какой речи оно обычно  употребляется? 9)Объясните значение фразеологизма  собраться с силами 10)Приведите синонимы слов  скрылись шевелился 11)Приведите антонимы слов старые сильные 12) Сделайте фонетический разбор слов лебедь, товарищи          13) Cделайте морфемный разбор слов летели, сильные                                             14) Сделайте морфологический разбор слов на небе, внизу          15) Сделайте орфографический разбор слов останавливались, ослабели       3. Причастие. Каждую   осень   я   пр…вожу   на   Прорве   в   палатке   по   многу   суток.   Чтобы получить отдале(нн,н)ое представление о том, что такое Прорва, следу..т оп… сать хотя бы один день. На Прорву я пр…езжаю на лодке. Со мной палатка фонарь рюкзак с пр…дуктами саперная лопатка (не)много посуды табак спички и   рыб…ловные   принадлежности   удочки,   сети   и,   самое   главное,   банка   с червяками. Их я собираю в старом саду под куч…ми палых листьев. На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места. Одно из них ­ это крутой поворот реки, где она ра…ливается в (не)большое озеро с очень высокими берегами заросшими лозой. Там я разбиваю палатку. Баклуши бить (не)пр..ходится. Прежде всего я т..скаю сено. Да, сознаюсь, я т..скаю сено из ближайшего стога, но т..скаю очень ловко, так, что даже самый опытный глаз (не) замет..т в стогу никакого из…яна. Сено я подкладываю под брезентовый пол палатки. Потом, когда я уезжаю, я ..тношу его обратно. Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как б…рабан. Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и (не) подмочила пол. Палатка устроена. В ней тепло и сухо. Фонарь висит на крючке. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкнове(нн,н)о недолго ­ на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начнет кричать коростель, то   с   пушечным   гулом   ударит   пудовая   рыба,   то   оглушительно   выстрел…т   в костре ивовый прут разбрызгива…щий искры то над зар…слями начнет разг… раться багровое зарево и мрачная луна взойдет над просторами вечерней земли. Она   появляется   как   владетель   этих   темных   вод   столетних   ив   таинственных длинных ночей. (Паустовский) 1)Докажите, что представленный отрывок – текст. 2)Сформулируйте основную мысль текста. 3)Какова тема текста? 4)Озаглавьте текст. 5)Подчеркните в тексте все причастия. 6)Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы. 7)Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограмму. 8) Объясните значение слова изъян.           9) Объясните значение слова владетель. В каких текстах оно уместно?  10) Объясните значение фразеологизма бить баклуши. Приведите  литературные синонимы.  11) Приведите синонимы слов  небольшое заметить кричать  12) Приведите антонимы слов приезжаю  любимые. 13) Сделайте фонетический разбор слов отдаленное, подкладываю. 14) Сделайте морфемный разбор слов рыболовные, разливается 15) Сделайте морфологический разбор слов заросшими, разбрызгивающий 16)Сделайте орфографический разбор слов не приходиться, разгораться  4. Причастие. Ведьма в…ровавшая звезды с неба между тем поднялась так высоко, что одним только черным пятн…шком мелькала вверху. Но где (ни,не) показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пр…падали на небе. Ведьма наб…рала их в   рукав,   но   (не)которые   еще   бл…стели.   Вдруг   с   против…положной   стороны показалось другое пятнышко увеличилось стало р…стягиваться, и уже было не пятнышко.   Спереди   совершенно   немец,   но   узенькая   бе…преста(нн,н)о вертевш..яся и нюхавш..я все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругл…ньким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел местный голова, то он переломал( бы) их в первом гопаке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и дли(нн,н)ый, как теперешние мундирные фалды; только разве по к..зли(нн,н)ой бороде под мордой по (не)большим ро…кам торчавшим на голове и что весь был не белее трубочиста, можно было догадат..ся, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шатат..ся по   белому   свету   и   выучивать   грехам   добрых   людей.   Завтра   (же),   с   первыми колоколами к заутрене, п..бежит он без оглядки поджавши хвост в свою берлогу. Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже пр..тянул было руку схватить его но вдруг отдернул ее назад, как бы обж…гшись, пососал пальцы заболтал ногою и забежал с другой стороны и снов.. о..скочил и о..дернул руку. Однако   же,   несмотря   на   все   неудачи,   хитрый   черт   не   оставил   своих   проказ. Подбежавши   вдруг   …хватил   он   обеими   руками   месяц   и,   кривляясь   и   дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей трубки; наконец поспешно спрятал в карман и, как( н..) в чем (н..) бывало, побежал далее. (По Н.В. Гоголю) 1)Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2)Сформулируйте основную мысль текста. 3)Какова тема текста? 4)Озаглавьте текст. 5)Подчеркните в тексте все причастия. 6)Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы. 7)Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограммы. 8)Объясните значение слова заутреня.     9) Объясните значение фразеологизмов          побежать он без оглядки        поджать хвост        как ни в чем не бывало  10)Объясните значение словосочетания губернский стряпчий. К какой  группе лексики относятся эти слова? 11) Приведите синонимы слов пропадали, настоящий, шататься,  проказы.  12) Приведите антонимы слов острый, поспешно.  13) Сделайте фонетический разбор слов совершенно, шататься. 14)Сделайте морфемный разбор слов воровавшая, доставшая 15)Сделайте морфологический разбор слов вертевшаяся,  противоположный 16)Сделайте орфографический разбор слов местный, побежал  17)Укажите причастные обороты. 5. Причастие. Тарас  Бульба   был   (не)вероятно   упрям.   Это   был   один   из   тех (не)обыкнове(н,нн)ых характеров, которые и впрямь могли в..зникнуть только в т..желый   пятнадцатый   век   в   полукочу..щем   углу   Европы,   когда   вся   южная первобытная   Россия   оставле(н,нн)ая   своими   князьями   была   опустоше(н,нн)а, выжже(н,нн)а дотла неукротимыми набегами монгольских хищников.  Короли польские оказавши..ся вместо удельных князей властителями сих земель поняли значенье казаков и выг..ды их бранной сторожевой жизни. Это (не)было строевое собра(н,нн)ое войско, но в случае войны и общего движенья в восем.. дней всякий являлся на коне, во всем своем вооружении, и в две недели все с..дились на коня и наб..ралось такое войско, какого не в силах были (бы) набрать никакие рекрутские наборы.  Тарас был один из числа старых полковников любивших простую жизнь. Многие перен..мали уже польские обычаи, заводили роскош.., прислугу, соколов, ловчих, обеды, дворы, но Тарасу было это не по сер..цу. Давно он тешил себя мыслью, как он явит(?)ся с двумя сыновьями своими на Сечь, как представит их всем закале(н,нн)ым в битвах товарищам, как поглядит на первые подвиги их. Он сначал.. хотел отправить их одних, но при виде их свежест.., рослости, могучей красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой(же) день решился ехать с ними сам, хотя н..какой (не)обходимости в этом( не) было.  (По Н.В. Гоголю) 1)Докажите, что представленный отрывок – текст. 2)Сформулируйте основную мысль текста. 3)Назовите тему текста. 4)Озаглавьте текст 5)Подчеркните в тексте все причастия. 6)Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы. 7)Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограмму. 8)Объясните значение слова властителями, сторожевой 9)Приведите синонимы слов  опустошена, оставленная   10)Приведите антонимы слов выжжена, бранной  11)Сделайте фонетический разбор слов значенье, такое 12) Сделайте  морфемный разбор слов закаленным,полукочующим           13) Сделайте морфологический разбор слов оказавшиеся,собранное 14)Сделайте орфографический разбор слов роскошь,сначала                                                           6. Причастие Лес, именье в л..сном западном краю. Весь день пр…ливной свежий дождь, его сплошной шум по тесовой крыше. В   доме притихш..м в этот час сумрак, скучно, на потолке спят мухи. В саду покорно   мокнут   под   водя(н,нн)ой   бегущей   сетью   мокрые   деревья   красные цветники   у   б…лкона   необыкнове(н,нн)о   ярки.   Над   садом,   в   дымн..м   небе, тревожно т..рчит аист весь почерневш..й, похудевш..й, с подогнутым хвостом и обвисшей косицей, стал на краю своего гн..зда на в…рхушке столетн..й березы, в ра…вилине ее голых белых сучьев, и порой, негодуя, волнуясь, подпрыгивая, крепко,   деревя(н,нн)о   стучит   клювом:   что(же)   это   такое,   потоп,   настоящий потоп!. Но вот, часа в четыре, дождь ливший стеной светлей, реже. Ставят сам..вар в сенцах ­ бальзамический запах дыма стел..тся по всей усадьбе. А к закату совсем чисто, т..шина, успокоенье. Господа и те, что гостят у них, идут в бор на прогулку. Уже сине…т вечер.  В просеках бора устла(н,нн)ых ж…лтой хвоей дороги влажны и упруги. Бор душист,   сыр   и   гулок.   Просеки   кажущиеся   стройными     у…ки,   пролеты   их   , бе..конечны.   А   когда   выход…шь   на   поляну,   радует   юная   сосновая   пор…сль преле…ного нежного тона, вся еще в мелкой в…дя(н,нн)ой пыли. (По И.А. Бунину) 1.Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2.Сформулируйте основную мысль текста. 3.Какова тема текста? 4.Озаглавьте текст. 5.Подчеркните в тексте все причастия. 6.Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы. 7.Вставьте пропущенный знак препинания, назовите пунктограмму. 8. Объясните значение слова  именье тесовой бальзамический в сенцах 9. Приведите синонимы слов  необыкновенно негодуя 11. Приведите антонимы слов  чисто тишина 12. Сделайте фонетический разбор слов стелется, успокоенье. 13. Сделайте морфемный разбор  слов необыкновенно просеках 14.Сделайте морфологический разбор слов бегущей ,обвисшей 15.Сделайте орфографический разбор слов почерневшей, устланных 16.Выделите причастные обороты. 7. Деепричастие. Захар   Воробьев   был   рыжевато­рус,   бородат   и   настолько   выше,   крупнее обыкновенных людей что его можно было п…казывать. Он и сам чу…ствовал себя пр…надлежащим к какой(то) иной породе, чем прочие люди, и отчасти так, как   взрослый   среди   детей,   держат..ся   с   которыми   приходит…ся,   однако,   на равной ноге. Всю жизнь,­ ему было сорок лет,­ не покидало его и другое чувство ­ смутное чувство одиночества: в старину, сказывают, было много таких, как он, да перевод…тся эта порода. Впрочем, настроен он был неизме(н,нн)о пр..восходно. Здоров на редкость. Сложен отлично. Он был бы даже красив если бы не бурый загар, не слегка вывороче(н,нн)ые нижние веки и (не)постоянные слезы, стеклом стоявшие в них под большими голубыми глазами. Борода у него была мягкая, густая, чуть волнистая, так и хотелось смотреть на нее трогая рукой . Он часто, с ласковостью   гиганта   удивле(н,нн)о   улыбаясь   и   откидывая   голову   слегка открывал красную, жаркую пасть показывая ч..десные молодые зубы. И пр..ятный запах шел от него: ржаной запах степняка, смеша(н,нн)ый с запахом дегтярных сапог,   с   кисл..ватой   вонью   дубленого   (полу)шубка   и   мятным   ар…матом нюхательного табаку: он (не) курил, а нюхал. Он   вообще   был   склонен   к   ст…рине.   Ворот   его   рубахи,   всегда   чистой,   не застегивался,  а  завязывался   мал…нькой   красной   ленточкой.  Лет   до   тридцати пяти носил он (не)снимая  лапти. Но подр…сли сыновья, двор справился, и Захар стал важничая ходить в сапогах. Зиму и лето (не)снимал он (полу)шу..ка и шапки. (По И.А. Бунину) 1. Докажите, что представленный отрывок ­ текст.          2.  Сформулируйте основную мысль текста.          3.   Какова тема текста? 4.   Озаглавьте текст. 5.   Подчеркните в тексте все деепричастия. 6.   Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы. 7.    Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограмму 8.    Объясните значение слова степняк 9.     Объясните значение фразеологизма держаться на равной ноге. 10.    Приведите синонимы слов чувствовал отлично гигант 11. Приведите антонимы слов мягкая открывая 12. Сделайте фонетический разбор слов обыкновенных, чувствовал 13. Сделайте морфемный  разбор слов одиночества кисловатой 14.Сделайте морфологический разбор слов трогая, не снимая 15. Сделайте орфографический разбор слов вывороченные, чудесные 16. Выделите деепричастные обороты.                                                       8. Деепричастие. Вторые сутки мы были в море. На ра…вете первой ночи мы встретили густой туман   который   закрыл   г…ризонты   задымив   мачты   и   медле(н,нн)о   возрастал вокруг нас сливаясь с серым морем и серым небом. Была зима но все последн…е время   стояла   оттепель.   На   (К,к)авказских   горах   та..ли   снега   а   море   дышало обильными предвесе(н,нн)ими исп…рениями. И вот Ра(н,нн)им сумрачным утром машина внезапно затихла а па…ажиры разбуженные этой неожида(н,нн)ой ост… новкой гремучими свистками и топотом ног по палубе, полусонные, озябшие и встревоже(н,нн)ые,   один   за   другим   стали   по..вляться   у   ру..ки.   Шел   бе… порядочный говор а серые космы тумана, как живые, медле(н,нно) ползли по пар..ходу. Помню,  что   вначале   это   сильно   бе…покоило.  Колокол   почти   непр…рывно звонил   на   баке   из   трубы   с   тяжким   хрипом   вырывался   не   пр..кращаясь угрожающий   рев;   и   все   тупо   смотрели   на   р..стущий   туман.   Он   вытягивался изгибаясь плыл дымом и порою так густо окутывал пароход что мы к..зались друг другу призраками, двигающимися во мгле. Похоже было на хмурые осе(н,нн)ие сумерки когда (не)приятно дрогн…шь от сырости чувствуя как зеленее..т лицо. Потом   туман   (с,з)делался   немного   светлей,   ровней   и,   значит,   бе..надежнее. Пар..ход снова шел, но так робко что дрожь от работающей машины была почти беззвучна… С рей, навесов и снастей капала стекая вода. Мокрая угольная пыль вылетая из трубы черным дождем сыпалась возле нее. Хотелось хоть что(нибудь) ра(с,сс)мотреть в ненастной дали но туман окутывал, как сон притупляя слух и зрение: пар..ход был похож на воздушный корабль, перед глазами была серая муть, на ресницах ­ холодная паутина, и матрос, который курил невдалеке от меня обсасывая мокрые с..леные усы к..зался мне порою таким, точно я вид..л его во сне...                              (по И.А. Бунину) 1.Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2.Сформулируйте основную мысль текста. 3.Какова тема текста? 4.Озаглавьте текст. 5.Подчеркните в тексте все деепричастия . 6.Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы. 7.Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограмму. 8.Приведите синонимы слов  беспокоило невдалеке 9. Приведите антонимы слов встретили появляться озябшие 10. Сделайте фонетический разбор слов Кавказских, дрогнешь. 11. Сделайте морфемный разбор слов предвесенними рассмотреть 12.Сделайте морфологический разбор слов задымив, сливаясь 13.Сделайте орфографический разбор слов медленно, возрастал 14.Выделите деепричастные обороты в тексте.                                                   9. Деепричастие. Луга   и   степи   ­   это   гиган..ские   солнечные   батареи,   которые   р..ботают пр..вращая энергию света в вещество. Трудно поверить, что гектар луговой степ.., то подсушиваемой, то подмораживаемой, производит в год почти столько же зеленой мА(с,сс)ы, что и гектар тропического леса, где деревья подн..маются на стометровую высоту щедро орошаясь дождями и освещаясь жарким со..нцем все триста  шестьдесят  пять   дней  в  году.  Однако  это   так.  Более  того,  ср..внение оказывает..ся   далеко   не   в   пользу   тр..пического   леса.   Подсчитано,   что   в тр..пическом   лесу   один   гра(м,мм)   листьев   существует   создавая   примерно тридцать гра(м,мм)ов органического вещества в год, а в степях и прериях­целых сто! И вещество это оказывает..ся тоже разным. В лесу большая его часть уходит в древесину стволов, а в степи­в трав..нистые листья и стебли злаков. В общем, тр..пический лес и степь­это две совсем непохожие биологические системы. И может быть, самое важное различие в том, что лес (не) пр..способлен к тому, чтобы его ели, а степь (не) может без этого нормально существ..вать. В результате в тропическом лесу почти нет крупных животных: Лиш..     полчища     членистоногих   живут   занимаясь   своей     вечной   работой­ разрушени..м мертвых ств..лов и лист..ев. Степь же, до того как в нее пришел человек   со   скорострельной   винтовкой,   была   полна   (не)исчислимыми   стадами трав..ядных. Л..са  в  том  или  ином виде  существуют   на Земле   ми(л,лл)ионы  лет.  А  вот степей,   пампасов   и   прерий­зеленых,   сизых   и   голубых   просторов,   заросших злаками (именно таковы, например, степи Южной Африки),­не было на Земле довольно   долго.   Их   возникновение   ­   пожалуй,   самая   крупная   биологическая революция после вымирания динозавров. 1.Докажите, что представленный отрывок – текст. 2.Сформулируйте основную мысль текста. 3. Какова тема текста? 4.Озаглавьте текст. 5.Подчеркните в тексте все деепричастия.  6.Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы. 7.Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограмму. 8.Объясните значение слова орошаясь  9.Приведите синонимы слов существуют, вымирания 10.Приведите антонимы слов разным, крупных 11.Сделайте фонетический разбор слов лишь, ели 12. Сделайте морфемный разбор  слов превращая, существовать  13. Сделайте морфологический разбор орошаясь, занимаясь 14. Сделайте орфографический разбор слов гигантские, солнцем 15. Выделите все деепричастные обороты.                                                     10. Деепричастие Дом   у   соседа   был   гр..мадный   с   коло(н,нн)ами   со   львами,   на   которых облупилась   штукатурка,  и  фрачным  лакеем  у  под…езда.  Стари(н,нн)ый  парк, угрюмый и строгий, ра…битый на английский манер, т..нулся расширяясь чуть ли (не)   целую   версту   от   дома   до   реки   и   здесь   оканчивался   обрываясь   крутым глинистым   берегом   на   котором   р…сли   сосны     обнажая   корни   похожие   на мохнатые лапы; внизу н…людимо бл…стела вода, носились с жалобным писком кулики рассекая небо и всегда тут было такое настр…ение, что хоть садись и балладу пиши. Зато около самого дома, во дворе и фруктовом саду, который вместе с питомниками занимал десятин три….цать, было весело и жизн..радостно даже в дурную   погоду.   Таких   уд..вительных   роз   лилий   камелий   таких   тюльпанов всевозможных цветов начиная с ярко­белого и кончая ч…рным как сажа, вообще такого б..гатства цветов, как здесь, Коврину (не)случалось вид..ть нигде в другом месте. Весна была еще только в начале, и самая настоящая роскош… цветников прячась     в   т…плицах   цвела   вдоль   а…ей   и   там   и   сям   на   клумбах,   и   было достаточно, чтобы гуляя по саду почу…твовать себя в царстве нежных красок, особенно в ранние часы, когда на каждом лепестке сверкала роса. То, что было декоративной частью сада и что сам хозяин пр…зрительно называл   пустяками,   производило   на   Коврина   когда(то)   в   детстве   сказочное вп..чатление.   Каких   только   тут   (не)было   причуд   изыска(н,нн)ых   уродств   и издевательств над природой! Тут были шпалеры из фруктовых деревьев груша, имеющая форму пирамидальн..го тополя, шаровидные дубы и липы зонтик из яблони арки вензеля канделябры. Поп…дались тут и красивые стройные деревца с   пр..мыми   и   крепкими,   как   у   пальм,   ств..лами,   и   только   пристально всмотревшись можно было узнать в этих деревцах крыжовник или смородину. (По А.П.Чехову) 1.Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2.Сформулируйте основную мысль текста.           3.Какова тема текста? 4.Озаглавьте текст. 5.Подчеркните в тексте все деепричастия. 6.Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы. 7.Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограммы. 8.Объясните значение слов  баллада шпалеры декоративный вензеля канделябры 9.Объясните значение словосочетания фрачный лакей 10. Приведите синонимы слов громадный   угрюмый 11. Приведите антонимы слов удивительных  красивые  стройные 12. Сделайте фонетический разбор слов  обнажившимися,пирамидального.           13. Сделайте морфемный разбор  слов шаровидные попадались 14.Сделайте морфологический разбор слов  обрываясь, гуляя 15.Сделайте орфографический разбор слов роскошь, почувствовать 16. Выделите деепричастные обороты. 11. Причастие и деепричастие Весна наступила в этом году ра…яя, дружная и, как всегда на Полесье, соверше…о неожида…ая. П…бежали по деревенским улицам бурливые сверка… щие ручейки сердито пенясь вокруг встречных камен…ев и быстро вертя щепки и гуси…ый пух в огромных лужах воды из(под) деревьев отразилось голубое небо с  плывущ…ми   по   нему   круглыми,  точно   крутящ…мися,  белыми   облаками;   с крыш   посыпались   чистые   звонкие   капли.   Воробьи   стаями   обсыпавшие   пр… дорожные кусты кричали так громко и возбужде…о что ничего нельзя было ра… лышать   за   их   криком.   Везде   чу…твовалась   радо…ная,   тор…пливая   тревога жизни. Снег   сошел   оставшись   еще   кое(где)   грязными   рыхлыми   кл…чками   в лощинах   и   тенистых   перелесках.   Из­под   него   выглянула   обнаже…ая   теплая земля   отдохнувшая   (в)течени…   зимы   и   теперь   полная   свежих   соков   полная жажды нового материнства. Над ч…рными нивами так(же) вился ле…кий парок наполнявший воздух запахом отта…вшей земли, который даже и в городе узна… шь  среди   сотен   других   запахов.  Почему(то)   у   меня  кошки   скребли   на   душе; казалось что вместе с этим ар…матом вливалась в мою душу весе…яя грусть, сладкая   и   нежная   исполне…ая   бесп…койных   ож…даний   и   смутных   пр… дчувствий.   Ночи   стали   теплее,   в   их   густом   влажном   мраке   чу…ствовалась какая(то) (не)зримая спешная творческая работа пр…роды. (По А.И. Куприну) 1. Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2. Сформулируйте основную мысль текста. 3. Определите тему текста. 4. Озаглавьте текст. 5. Подчеркните в тексте все причастия. 6. Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы: 7. Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограммы. 8. Объясните значение слова бурливые 9. Объясните значение фразеологизма кошки скребли на душе 10. Приведите синонимы слов  побежали чувствовалась 11. Приведите антонимы слов  отдохнувшая грусть 12. Сделайте фонетический разбор слов ожиданий, предчувствий 13. Сделайте морфемный разбор слов чувствовалась  незримая 14. Сделайте морфологический разбор слов исполне…ая оставшись 15. Сделайте орфографический разбор слов отдохнувшая (в)течени… 12. Причастие и деепричастие На те(р,рр)асу из внутре…их комнат выск…чил будто(бы) бомба и…давая душ…раздирающие и довольно(таки) пронзительные крики мальчик лет вос…ми или десяти. Он был в легком матро…ком костюмчике, с обнаже…ыми руками и такими(же) голыми коленками. Белокурые волосы, все в крупных локонах, ра… трепались  у   него   небрежно  по   плечам.  Следом  за  мальчиком   выб…жало   еще шесть человек: две женщины в фартуках; старый толстый лакей во фраке, без усов  и   без   бороды,  но   с  дли…ыми  седыми   бакенбардами;   сухопарая,  рыжая, красн…носая девица в синем клетчатом платье; молодая, болезне…ого вида, но очень красивая дама в кружевном голубом капоте и, наконец, толстый лысый господин   в   чесуч…вой   паре   и   в   з…лотых   очках.   Все   они   были   сильно встревоже…ы   махали   руками   говорили   громко   и   да(же)   толкали   друг   друга. Сразу(же) можно было(бы) дог…даться, что причиной их беспокойства является так   внезапно   вылетевший   на   те(рр,р)асу   мальчик   в   матро…ском   костюме, который вывел их всех из себя. Между тем виновник этой суматохи н… на секунду (н…)пр…кращая своего визга (с)р…збегу п…валился животом на каме…ый пол быстро перекатился на спину и (в)продолжени… нескольких минут с сильным ожесточени…м дрыгал руками и ногами во все стороны. Взрослые  встревоже…о засуетились вокруг него. Толстый лысый господин стоящий совсем рядом  с мальчиком пр…жимал с умоля…щим видом обе руки к накрахмале…ой рубашке, старый лакей во фраке тряс   своими   дли…ыми   бакенбардами,   красивая   дама   тихо   постан…вая заламывала руки, девица что(то) быстро(быстро) говорила. (По А.И. Куприну)  1. Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2. Сформулируйте основную мысль текста. 3. Определите тему текста. 4. Озаглавьте текст. 5. Подчеркните в тексте все частицы. 6. Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы. 7. Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограммы. 8. Объясните значение слов те(рр,р)аса сухопарая капот 9. Объясните значение фразеологизма вывел из себя 10. Приведите синонимы слов  крики встревожены 10. Приведите антонимы слов  небрежно болезненного 11. Сделайте фонетический разбор слов умоляющим, накрахмаленной 12. Сделайте морфемный разбор слов ожесточением прижимал 13. Сделайте морфологический разбор слов (в)продолжени… что(то) 14. Сделайте орфографический разбор слов внезапно белокурые 13. Причастие и деепричастие Ру…кие   доспехи   поз…него   средневековья   были   непохожи   на западноевропейские,   пластинчатые.   Около   двухсот   мета…ических   пластин общим весом до пятидесяти килограммов соед…не…ых ремнями и ш…рнирами полностью   п…крывали   тело   рыцаря.   Доспехи   по…гоняли   под   его   рост.   Но (не)удобство состояло в том, что облачит…я в них и взобрат…я на коня без помощи оруженосца рыцарь (не)мог. Выбитый из седла, он был (не)в состояни… сам…стоятельно   поднят…я   с   земли.   Сплошная   мета…ическая   броня   хорошо защищала   тело,   но   сковывала   движения   и   ограничивала   маневренность (в)течени… всего времени боя.  Ру…кие воины чаще всего сражались с половцами, татарами – легковооруже… ыми   всадниками­степн…ками.   Тактика   их   боя   заключалась   в   стремительном нападени…   и   столь(же)   быстром   отступлени…,   (по)этому   ру…ким   ратникам нужны   были   какие(нибудь)   легкие   доспехи,   (не)меша…щие   вести   быстрый   и маневре…ый бой. (По)этому самым р…спростране…ым на (Р,р)уси доспехом была к…льчуга – дли…ая, почти до колен рубаха сплете…ая из мета…ических колец. И…готовить кольчугу и другие виды кольчатых доспехов было (не)легко. (С)начал…   кузнец   вытяг…вал   мета…ическую   пров…локу   ­   около   шестисот метров   для   одной   кольчуги.   Затем   нар…зал   ее   на   кусочки   длиной   по   три сантиметра и скручивал их в кольца. Пр…мерно половину из них свар…вал, а у остальных сплющивал концы и пр…бивал в них отверстия. В каждое разомкнутое кольцо вставляли четыре спл…шных и закр…пляли заклепкой. Кольчуга весила до семнадцати килогра…ов. Стоила она (не)малых денег. Ее бер…гли, перед… вали по насле…ству, считали дорогим подарком. За(то) броня врага была лучшей вое…ой добычей.  (По Ю.С. Рябцеву) 1. Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2. Сформулируйте основную мысль текста. 3. Определите тему текста. 4. Озаглавьте текст. 5. Подчеркните в тексте все имена числительные. 6. Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы: 7. Объясните значение слова маневренность. 8. Объясните значение слова ратник. Как можно охарактеризовать это  слово? 9. Приведите синонимы слов  дорогой подарок 10. Приведите антонимы слов  защищала легкие 11. Сделайте фонетический разбор слов позднего, средневековья 12.Сделайте морфемный разбор слов западноевропейские килограммов 13. Сделайте морфологический разбор слов семнадцати закован 14. Сделайте орфографический разбор слов вытягивая передавали 14. Предлог Какой хозяин (не)мечтал "закатить пир на весь мир"? Их устраивали купцы дворяне цари. Каждый хозяин на Руси ст…рался (не)ударить лицом в грязь уг… стить пр…глаше…ых (по)лучше. Описа…ы пиры в русских народных сказках былинах песнях. В царском дворце пировали по случаю б…льших христианских  пра…ников ­ Пасхи Рождества Христова Троицы Николина дня Масленицы в дни с…мейных торжеств   ­   свадеб   крестин   именин.   Богатые   столы   д…вались   (по)случаю венчания на царство избрания патриарха или из(за) приема иностра…ых послов. На обеды в царский дворец пр…глашали патриарха и высшее духовенство бояр окольничих   думных   дворян   и   прочих   высших   государстве…ых   ч…новников знать. (В)следстви… обычая (не)разрешавш…го мужчинам и женщинам сидеть (в)месте они п…ровали (по)рознь. Царские пиры чаще всего прох…дили в Грановитой палате Кремля. Царь пировал за отдельным столом окова…ым серебром и п…крытым бархатом ш… тым зол…том. Стол ст…ял на возвышени… в углу пиршестве…ой залы. Царские застол…я были очень прод…лжительны. При Иване Грозном за столом сидеть могли   (на)протяжени…   шести   часов   и   (из)за   этого   завершались   далеко (за)полноч….   (В)продолжени…   всего   вечера   гости   ели   и   пили.   Случалось, иностранцы   (не)   выдерживали   такой   марафон   и   под   любыми   благ…видными предлогами покидали царские обеды отягоще…ые множеством с…еденного и выпит…го. Количество приглаше…ых на царский пир исч…слялось сотнями и тысячами   человек.   Борис   Годунов   в   Серпухове   ежедневно   (в)течение   шести недель уг…щал под шатрами по десять тысяч гостей, а ра…таваясь с войском, дал обед на пят…десят тысяч человек на берегу Оки.  (По Ю.С. Рябцеву) 1. Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2. Сформулируйте основную мысль текста. 3. Определите тему текста. 4. Озаглавьте текст. 5. Подчеркните в тексте все предлоги. 6. Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы. 7. Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограммы. 8. Объясните значение слова застолье.      9. Объясните значение слова марафон. В каком значении оно употреблено  в тексте? 10. Объясните значение фразеологизма не ударить лицом в грязь 11. Приведите синонимы слов  иностранных продолжительны 12. Приведите антонимы слов  завершались расставаясь 13. Сделайте фонетический разбор слов воспоминаниям,  иностранцев 13. Сделайте морфемный разбор слов приглашенных организовывали 14. Сделайте морфологический разбор слов (в)течени… (из)за 15. Сделайте орфографический разбор слов отягощенные исч…слялось 15. Союз Осен…ю   в   каждой   крест…янской   избе,   в   красном   углу   словно   св…тыня выставлялся (не)большой ржаной сноп с колос…ями ­ "обжинок", "дожинок" или "имени…ик"   ­   последний   убра…ый   с   осе…его   поля   хлеб.   Колоски   увитые цветными лентами самая красивая девушка несла в дом, а жнецы пров…жали ее песнями.   Можно   было   радова…ся   и   весели…ся,   потому(что)   заканч…валась изнурительная пора выращивания хлеба, путь дли…ою почти в год.  На (Р,р)уси из года в год и весной и осенью на полях нач…налась пахота: тянет лоша…ка деревя…ую соху а пахарь правит …зади, что(бы) борозда вышла ровная. Сохой пахали землю два­три раза, так(как) она плохо рыхлила почву. После   пах…ты   поле   боронили.   Борону   связ…вали   в   виде   реш…тки   из   пр… дольных и п…перечных планок с набитыми деревя…ыми зуб…ями. Тяжел был труд земледельца, но если он пр…небрегал им, то к весне оставалось только пол…жить зубы на полку. Вслед за осе…им боронованием наступало время озимого сева а после него земл…дельческие   работы   пр…кращались   до   самой   весны,   при(чем)   и   зимой мысль   о   хлебе   то(же)   (не)ост…вляла   крестьянина   все   время   думавшего, достаточно   ли   выпад…т   снега,   (не)померзнут(ли)   посевы.   Зимой   надо   было так(же) пр…вести в порядок и…носившиеся соху и борону починить телегу. А в…сной, как только сходил с полей снег подсыхала и разм…гчалась земля, во   что(бы)   то   (ни,е)   стало   нужно   было   р…спахать   яровое   поле.   Подростки подвозили   навоз.   Хотя   работа   эта   (не)очень   приятная   но   за(то)   нужная,   и (не)случайно говорится: "Клади навоз густо, что(бы) (не)было в амбаре пусто". По   унавоже…ому   полю   вновь   пр…ходила   соха   смешивая   удобрение   с   ист… щившейся, обессиле…ой землей. (По Ю.С. Рябцеву) 1. Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2. Сформулируйте основную мысль текста. 3. Определите тему текста. 4. Озаглавьте текст. 5. Подчеркните в тексте все подчинительные союзы. 6. Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы 7. Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограммы. 8. Объясните значение слов  святыня озимое яровое 9. Объясните значение фразеологизма положить зубы на полку 10. Приведите синонимы слов  заканчивалась изнурительная 11. Приведите антонимы слов  красивая провожали 12. Сделайте фонетический разбор слов крестьянской, обжинок 13. Сделайте морфемный разбор слов выставлялся боронили 14. Сделайте морфологический разбор слов так(же)  потому(что) 15. Сделайте орфографический разбор слов починить, пятьдесят 16. Союз В   ст…рину   все   пр…дметы   домашн…го   обихода   крестьянин   должен   был делать сам. Всем знакомо выражение "бить баклуши". Что(бы) понять его пр… исхождение, обратимся к истории. Оно связа…о с изг...товлением деревя…ых ложек. Баклушами называли грубые заготовки для ложек а произво…ство их не требовало ни особого усердия ни мастерства. Так и появился фразеологизм "бить баклуши". Хоть и проста была крестьянская деревя…ая посуда а все(же) старался мастер во что(бы) то(н…)стало сделать ее нарядной красивой украсить (н…)только ж… вописью но и резьбой пр…дать ор…гинальную форму. Например, обычный ковш в руках талантл…вого ре…чика пр…обретал форму плывущей птицы ­ уточки. Имелось в крестьянском жилище так(же) (н…)мало  плетеной утвари ­  к… рзин,   лукошек,   коробов.   Берестя…ые   туеса   служили   емкостями   для   воды, (при)чем крестьянин даже брал их с собой в поле. Вода (н…)прот…кала и сохр… нялась холодной и вкусной на протяжени… всего дня. Старался хозяин избы украсить резьбой и все детали своего ж…лища: ставни наличники скамьи сундуки. "Красный угол", почетное место в избе,  которое находилось по диагонали от печи, старались  украсить то(же). Здесь на  спец…альной полке стояли иконы, хр…нились   богословские   книги,   г…рела   лампада,   так(как)   в   старину   все крестьяне   были   верующими,   и   само   слово   "крестьянин"   произошло   от "христианин". В "красном углу", могли в…сеть (н…)обыкнове…о красиво выш… тые полотенца­рушники.  (По Ю.С. Рябцеву) 1. Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2. Сформулируйте основную мысль текста. 3. Определите тему текста. 4. Озаглавьте текст. 5. Подчеркните в тексте все подчинительные союзы. 6. Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы 7. Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограммы. 8. Объясните значение слова утварь 9. Объясните значение фразеологизма бить баклуши 10. Приведите синонимы слов  мастерство обычный 11. Приведите антонимы слов  проста талантливый 12. Сделайте фонетический разбор слов  емкостями сохранялась 13. Сделайте морфемный разбор слов  изготовлением богословские 14. Сделайте морфологический разбор слов  (при)чем так(как) 15. Сделайте орфографический разбор слов произво…ство произошло 17. Междометие Ру…кая печь ­ удивительное изобретение. Ах, каких только профессий она  (н…)знает!   Главная   из   них   ­   давать   людям   тепло.   Ведь   моро…   в   тридцать градусов (н…)был редкостью на Руси. Печь занимавшая почти четверть площ… ди ж…лища (н…)сколько часов пр…тапливалась, но нагревшись держала тепло и обогр…вала помещение (в)течени… целых суток. В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, пиво, туш…ли мясо, рыбу, овощи. Ох, как все получалось вкусно и питательно! Кроме того, в печи сушили грибы ягоды рыбу. На печи, на самом теплом местечке, обычно спали старики, а на пр…строенных …боку полатях ­ дети. Здесь сушили одежду: армяки тулупы онучи. И наконец, самое   неожида…ое  пр…менение   ру…кой   печи   ­   парная.   Если   у   крестьянина (н…)было бани, печь в какой(то) степени могла заменить ее. После топки из печи удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попари…я залезал в печь ногами вперед и ложился на солому, а  за ним закрывали заслонку. Батюшки, какая жара! Если надо было поддать пару, прыскали водой на ра… кале…ый   свод.   Парясь   похлест…вали   себя   березовым   веником   и   пр… говаривали: «Ой, хорошо!» Правда, обм…ваться водой пр…ходилось в сенях. С   печью   связано   немало   любопытных   пр…даний   и   народных   обыч…ев. Считалось, что за печью живет домовой ­ хранитель домашнего очага. Ух, как страшно   было   увид…ть   его   в   сумерках!   Во   время   сватовства   за   печью   по традици…   прятали   невесту.   В   ру…ких   народных   сказках   печь   часто   неот… емлемо связа…а с персонажем: Емеля, например, раз…езжал на печи по городу, а  богатырь  Илья  Муромец  много лет  просидел  на  печи  бе…помощным, пока (н…)обрел силу. (Ю.С. Рябцев) 1. Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2. Сформулируйте основную мысль текста. 3. Определите тему текста. 4. Озаглавьте текст. 5. Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы 6. Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограммы. 7. Подчеркните в тексте все междометия.  8.  Объясните значение слов армяк онучи сени 9. Приведите синонимы слов  пища прыскали обмываться богатырь 10. Приведите антонимы слов  обогревала тепло прятали 9. Сделайте фонетический разбор слов профессий, редкостью 10. Сделайте морфемный разбор слов  удивительное изобретение 11. Сделайте морфологический разбор слова (в)течени… 12. . Сделайте орфографический разбор слов залезал, хорошенько 18. Междометие Испокон века на (Р, р)уси баня была и лучшим отдыхом и удовольствием. В каждом   более   или   менее   заж…точном   крестьянском   хозяйстве   ставили   свою баню,   как   и   амбар,   подальше   от   жилья   ­   слишком   опасна   она   в   п…жарном отношени…, но поближе к воде ­ реке озеру. Устройство   деревя…ой   бани   (не)хитро.   Сени   или   предба…ик,   где   ра… девались,   и   собстве…о   баня.  (В)доль   стен   стояли   лавки   с  шайками   ковшами вениками, в углу ­ печь, топившаяся (по)черному. Парились рядом с печью на полоке ­ ступенчатом настиле из досок под самым потолком. Эх, и жарко(же) там было! На пол ставили деревя…ые ушаты с х….лодной водой. Чтобы с….греть ее, в ушат бр….сали раскале…ые на печи камни. Пар в русской просто бане обж… гает. Кошмар! "Баня без пара, что щи без навара", ­ гласит русская пог…ворка. Когда   нужно   было   поддать   пару,   раскале…ые   камни   обд…вали   водой.   В боярских   банях   вместо   воды   использовали   квас   или   пиво,   отчего   пар   пр… обретал пря…ый запах. Сказка! Для зап…ха(же) ст…лили на пол душистое сено ра…ыпали   мелко   рубле…ый   можжевельник   или   хвою.   Боже,   какой   ар…мат! Ай(ай), как парились! Каждое лето заготавл…вали березовые веники связ…вая в пучки и просуш…вая. В семнадцатом  веке царь даже нал…гал на подмосковных крестьян особый оброк – ба…ые веники. Парная ру…кая баня выгоняла хвори, сч…талась в народе ун…версальным л…карством   от   всех   болезней:   "Баня   пар…т,   баня   прав…т".   Иностранцы побывавшие в средн…вековой России отмечали: чуть ру…кий почу…твует себя нездоровым, тотчас выпь...т водки, закусит чесноком или луком и отправляе...я в баню париться.  Баня была уже неот…емлемой частью быта русских. По пр…даниям, в ней жил особый дух ­ банник. Ах, как боялись его дети… (Ю.С. Рябцев) 1. Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2. Сформулируйте основную мысль текста. 3. Определите тему текста. 4. Озаглавьте текст. 5. Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы 6. Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограммы. 7. Подчеркните в тексте все междометия.  8.  Объясните значение слов амбар оброк 9.Какой оттенок значения имеет слово хворь? В каких ситуациях оно  уместно? 10. Приведите синонимы слов  бросали особый 11. Приведите антонимы слов  раздевались мелко 12. Сделайте фонетический разбор слов отправляется, париться. 13.Сделайте морфемный разбор слов  просушивая подмосковных 14. Сделайте морфологический разбор существительных баня, русских 15. Сделайте орфографический разбор слов топившаяся заготавливали 19. Предлог Дети на селе нач…нали трудит(?)ся рано. (С)начала они выполняли только вспомогательную работу, но без их помощ… родителям пришлось(бы) туго. Возр…ст человека на Руси издревле исч…слялся семилетиями. (В)виду того, что   ребенок   взрослел   быстр…,   детством   считались   только   первые   семь   лет, вторые  ­  отрочеством,  еще  семь  лет  ­  юностью.  Крестьянский  мальчик   пяти­ шести лет учился ездить верхом и нач…нал гонять скот на вод…пой, в семь­ восемь лет пом…гал на пашне – упр…влял лошадью. В девять лет у м…лодого хозяина обяза…остей пр…бавлялось: нак…рмить скотину выве…ти навоз в поле бороновать распаха…ую отцом пашню убирать вместе с ним хлеб отвозить его на гумно. (В)течени… этого времени отец брал сына на охоту учил ставить силки ловить   рыбу.   К   четырнадцати   годам   подросток   владел   к…сой   серпом   цепом топ…ром, а через год вполне мог зам…нить отца в случа… его болезни или от… езда. Дочка в крестьянской семье то(же) (не)сидела без дела: в шесть лет нач…нала осваивать прялку, в десять ­ работала с…рпом шила. К двенадцати­тринадцати годам девочка в отсутстви… родителей полност…ю вела домашнее хозяйство: носила воду стирала кормила птицу доила корову шила вязала стряпала пр… сматривала   за   мла…шими   детьми.   В   четырнадцать   лет   она   ткала   жала   хлеб косила, а в пятнадцать могла работать (в)место матери. Крестьянская  мудрость  гласит: "Учи  дитя  тогда, когда   оно  поперек  лавки лежит". (В)следствие этого лет с пяти девочек всему тому, что умела сама, учила мать,   а   мальчиков   ­   отец.   Через   пятнадцать   лет   после   рождения   ребенка крестьянская семья получала еще одного полноце…ого работника. (Ю.С. Рябцев) 1. Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2. Сформулируйте основную мысль текста. 3. Определите тему текста. 4. Озаглавьте текст. 5. Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы 6. Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограммы. 7. Подчеркните в тексте все производные предлоги. 8.  Объясните значение слова  гумно  9. В каких ситуациях оно уместны слова гласит, дитя? 10. Приведите синонимы слов  стряпала болезнь 11. Приведите антонимы слов начинал рождение 12. Сделайте фонетический разбор слов родителям, исчислялся 13.Сделайте морфемный разбор слов  вспомогательную семилетиями 14. Сделайте морфологический разбор слов (в)следстви… (в)место 15. Сделайте орфографический разбор слов накормить подросток 20. Частица Трудно сказать, сколько раз в день ели крестьяне в ше…надцатом веке. В "Домострое" говорится о двух вроде(бы) обязательных трапезах ­ обеде и ужине. Завтракали (н…)всегда: в народе сч…талось что пищу надо сначал… заработать. Цену(же)   куску   хлеба   крестьянин   знал   с   детства   (по)этому   к   еде   относился свято. Трапеза в крестьянской семье напом…нала свяще…одействие. Первым садился   за   стол   глава   семейства.   А   уж   за   ним   строго   установле…ые   в зависимости от возр…ста и пола места занимали другие члены семьи. Перед едой мыли руки а трапезу (н…)нач…нали без благодарстве…ой молитвы, которую пр…износил только хозяин. Перед каждым едоком на столе л…жала ложка и кусок хлеба, в чем(то) зам…нявший т…релку. Пищу подавала хозяйка, (при)чем в большой семье ей да(же) (н…)когда было пр…сесть к столу во время обеда и ела   она   одна,   когда   все   были   накормл…ны.   Было   даже   повер…е   что   если стряпуха стоит у печи г…лодной, то обед будет вкуснее. Жидкую пищу из большой деревя…ой миски каждый черпал своей ложкой. Хозяин(же)   зорко   следил   за   соблюдением   правил   п…ведения   за   столом. Конечно(же), есть полагалось (н…)спеша (н…)обгоняя друг друга. (Не)льзя было есть "вприхлебку", то есть зачерп…вать похлебку дважды, (н…)откусив хлеба. Гущу(же) куски мяса и сала на дне миски делили после того, как была с…едена жижа, причем право выб…рать какой(нибудь) кусок пр…надлежало лишь главе семьи.   Брать   ложкой   сразу   два   куска   мяса   (н…)полагалось.   Если   кто(то)   из членов семьи, по ра…еянности(ли) намере…о(ли), нарушал эти правила, то в наказание немедле…о п…лучал по лбу хозяйской ложкой. За столом нельзя было громко   ра…говаривать   смея…ся   стучать   ложкой   по   посуде   бросать   остатки пищи на пол вставать (не)закончив еды. (Ю.С. Рябцев) 1. Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2. Сформулируйте основную мысль текста. 3. Определите тему текста. 4. Озаглавьте текст. 5. Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы 6. Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограммы. 7. Подчеркните в тексте все частицы, определите их разновидности. 8.  Объясните значение слова стряпуха 9. Какой оттенок значения имеет слово трапеза? Как можно  охарактеризовать это слово? 10. Приведите синонимы слов  ели немедленно 11. Приведите антонимы слов  садился жидкая 10. Сделайте фонетический разбор слов шестнадцатом, обязательных. 11.Сделайте морфемный разбор слов  заработать священнодействие 12. Сделайте морфологический разбор слов  какой(нибудь) немедле…о 13. Сделайте орфографический разбор слов жидкую делили 21. Частица Умели   русские   люди   работать,   умели   так(же)   отдыхать.   Отдыхали(же)   и развл…кались   крестьяне   только   в   пра…ничные   дни.   Какие(же)   пра…ники почитали на Руси? Долгое время, где(бы) (н…)жил крестьянин, он существовал в соответстви… с тремя   к…лендарями.   Первый   –   самый   древний,   пр…родный,   связа…ый   со сменой   времен   года   и   послед…вательностью   сельск…хозяйстве…ых   работ. Какие(то)   пра…ники   отмечали   именно   по   этому   к…лендарю:   встреча   весны первый сев ок…нчание жатвы. Второй   к…лендарь   –   более   новый,   но   еще   языческий,   так(же),   как   и земледельческий, с…относился с явлениями пр…роды. Языческие истоки сохр… нились во (кое)каких народных пра...никах ­ Иване Купале, Масленице и даже в христианских ­ Рождестве и Троице. Разве человеку работающему в поле нужен еще какой(то) к…лендарь? Да, менее старый календарь ­ христианский, прав…славный, в котором одних только   великих   пра…ников,   (н…)считая   Пасхи,   ­   двена…ать,   а   остальных   и (не)счесть.   Кем(бы)   (н…)был   человек,   он   соблюдал   христианские   пра…ники. Только тот, кто (н…)был православным, отмечал не все. (Не)которые(же)   русские   за   многие   столетия   (н…)раз   меняли   сроки. (Не)много   найдется   пра…ников,   которые   (н…)разу   (н…)переносились. Например,   Новый   год   на   Руси   до   середины   четырна…атого   века   отмечали первого марта, затем перенесли на первое сент…бря и лишь в тысяча семисотом году Петр Первый повелел пра…новать Новый год первого января, да еще с елкой. Однако до революци… главным зимним пра…ником считалось именно Рождество, а (не)Новый год. (По Ю.С. Рябцеву) 1. Докажите, что представленный отрывок ­ текст. 2. Сформулируйте основную мысль текста. 3. Определите тему текста. 4. Озаглавьте текст. 5. Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы 6. Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограммы. 7. Подчеркните в тексте все частицы, определите их разновидности.           8.  Объясните значение слова языческий            9. Приведите синоним слова великих 10. Приведите антоним слова окончание 11. Сделайте фонетический разбор слов природный, земледельческий. 12.Сделайте морфемный разбор слов  последовательностью  сельскохозяйственных 13. Сделайте морфологический разбор слов лишь какие(то) 14. Сделайте орфографический разбор слов (в)древности поздний 22. Повторение Шуршат   копошатся   перебегая   с   места   на   место   маленькие   пр…ворные зверьки. Их дли…ые носы н…престанно двига…тся, а острые зубы грызут все, что   поп…дется.   Но   вот   насторожились   уши   перестали   грызть   рты   глаза уставились в одну точку. Еще миг — и зверьки и…чезли. А там, где суетились малыши, застыл уродливый (н…)уклюжий в…ликан. Солнце   село   лишь  минуту  назад  (темно)красными  стали   скалы  и  камни  на берегу   лагуны   и   красные   лучи   отразились   в   глазах   г…ганта.   Ож…ли   з… двигавшись огромные похожие  на ветви мертвого дерева  лапы пот…нулись  в сторону зах…дящего солнца. Ре…кий тоскливый клекот одиноким пр…зывом пол…тел над водой и тут же ра…ыпался, смолк в тишине пр…зрачного вечера. (Н…)кто   (н…)   откликнулся   (н…)кто   (н…)   пр…шел.   Только   мал…нькие проворные зверьки выл…зли (из)под камня и забегали хл…потливо суетясь, как прежде.  Им (н…)было дела  до одинокого ящера,  который каждый день пр… ходил сюда на закате и безнадежно ждал ответа на свой пр…зыв. Они пр…выкли к нему, как пр…выкли к шершавым камням и запаху водорослей. Динозавр тоже (н…)замечал малышей. Где ему было догада…ся, что его время уже прошло и что (из)за камней у его ног выбегают прапрадедушки слонов носорогов и китов, которые со временем станут хозяевами Земли. (По И.Н. Яковлевой) 1. Докажите, что представленный отрывок – текст. 2. Сформулируйте основную мысль текста. 3. Определите тему текста. 4. Озаглавьте текст. 5. Подчеркните в тексте все служебные части речи. 6. Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы 7. Вставьте пропущенные знаки препинания, назовите пунктограммы. 8. Объясните значение слова    суетились 9. Приведите синонимы слов  тоскливый догадаться 11. Приведите антоним слова мертвого  12. Сделайте фонетический разбор слов  копошатся  перебегают 13. Сделайте морфемный разбор слов  догадаться прапрадедушки 14. Сделайте морфологический разбор существительного Земли. 15. Сделайте морфологический разбор причастия заходящего 16. Сделайте морфологический разбор деепричастия перебегая.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.

Работа над комплексным анализом текста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018