Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах
Оценка 5

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Оценка 5
Документация +2
docx
чтение +1
1 кл
07.04.2019
Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения. За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно–экспериментальные работы, касающиеся модернизации образовательного процесса в начальной школе, совершенствуются содержание и структура образования. На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время. Тема моего доклада: “Упражнения для совершенствования техники чтения в начальных классах” (Традиционная система обучения (1–3)) (Из опыта работы). На вопрос “Почему занялась этой проблемой? ” отвечала бы так: Во–первых, в наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. По данным ВЦИОМ, в 2000 году в городе Москве был проведен первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нем было принято обращение к гражданам России: “… необходимо объединение всех сил, чтобы остановить “дебилизацию” детей, ибо давно известно: когда человек перестает
Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах.docx
Работа над совершенствованием техники чтения в  начальных классах Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет,  посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из  актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого,  сознательного, выразительного чтения. За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились  вариативные системы обучения, организуются опытно–экспериментальные работы,  касающиеся модернизации образовательного процесса в начальной школе,  совершенствуются содержание и структура образования. На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения,  каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в  свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время. Тема моего доклада: “Упражнения для совершенствования техники чтения в начальных  классах” (Традиционная система обучения (1–3)) (Из опыта работы). На вопрос “Почему занялась этой проблемой? ” отвечала бы так: Во–первых, в наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение,  компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. По данным ВЦИОМ, в 2000 году в  городе Москве был проведен первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нем  было принято обращение к гражданам России: “… необходимо объединение всех сил,  чтобы остановить “дебилизацию” детей, ибо давно известно: когда человек перестает  читать, он перестает думать”. Во–вторых   Экологическая, социальная напряженность, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к  увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей,  количество детей риска составляет сегодня 35–45 % от общего состава детей. В–третьих   проверяли технику чтения, было по 2“двойки”. Поэтому, понимая значимость обучения чтению, чтобы устранить эти недостатки, стала  изучать соответствующую литературу, журнальные статьи, опыты педагогов–новаторов,  новые технологии обучения. В сентябре 2015года пришли в первый класс дети с разной дошкольной подготовкой. Из 30 человек не знали букв 2 детей,  читали отдельные слова 18 ученика, читали  небольшие тексты 10 ученика. С первого дня обучения чтению, читающие дети получали индивидуальные задания. С  остальными учениками работала по традиционной системе. Азбуку заканчиваем. Многие  ученики читают целыми словами. Только двое , имеющие психофизиологические недостатки, читают  медленно, по слогам.  Их я взяла под особый контроль. Из своей практики заметила, что ученики всегда читают лучше, с интересом, когда изучают азбуку. Проверка техники чтения в конце первого полугодия всегда показывает, что почти  все ученики читают положенную норму (25­30  слов в минуту). Интерес к чтению теряется,  дети начинают плохо читать со второго полугодия 1–го класса.  , в предыдущем моем выпуске  дети читали неважно. В конце 4–го класса, когда   , в классах много так называемых “детей риска”. И чтобы не допустить  ошибки с этим  классом , со второго полугодия на первый план  вышла техническая сторона чтения. На первой половине уроков чтения провожу  упражнения, которые помогают  совершенствованию техники чтения. Применяю упражнения для совершенствования техники чтения. Это такие упражнения, как: Звуковая разминка, куда входят: работа над артикуляцией; гласные: А, О, У, Ы, И, Э. сочетания: А–У, А–О, Ы–И, Э – А, И–О. согласные: Г–С–Ж, Ш–Ж–С; согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРИ; Скороговорки:Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед  чтением.  “Фотоглаз”: за отведенное время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и  ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово. Например: урок       город лес дорога красивый богатство автомобиль играть нож вилка ложка тарелка блюдце чашка корова перемена школа книга ручка учитель обучение “ Найди лишнее слово”. береза цветы осина опушка трава дерево портфел ь Использование этого приема помогает ученикам научиться читать целыми словами. Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Чтение “Спринт”. На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на  вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения – тренировка в скорочтении. Также применяю  упражнения по совершенствованию техники чтения системы И.Г.  Пальченко. Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка  слитного прочтения слов. Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на  улучшение качества чтения слабых учащихся. Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика  зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению.  Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке: 1– й раз – медленное чтение с учителем , четкое проговаривание слогов; 2– й раз – повторное прочтение без учителя; 3 –й раз – плавное. Слитное чтение слов; 4– й раз – чтение в темпе разговорной речи; 5, 6, 7 раз – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического  ударения на каждом знаменательном слове; 8, 9, 10 – раз – темп чтения доводится до уровня скороговорки. По методике профессора И.Т. Федоренко использовала зрительные диктанты для  совершенствования техники чтения. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом  лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение  определенного времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на  листочках. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут. За два месяца при ежедневном письме появляются первые успехи в обучении чтению. Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте. Работа выполняется за 10 секунд. У каждого ученика карточки , в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 кл.) и от 1 до 25 (2,3 кл.). В работе с таблицами используется памятка: Как можно быстрее назови все числа по порядку , указывая их карандашом. Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком. Также провожу  ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок, начинаю с пяти минут  чтения. Все читают 1 минуту и подсчитывают количество прочитанных слов. Результат записываю  для себя. Пользуясь на каждом уроке чтения, начиная с первого класса, перечисленными  упражнениями, убедилась в том, что систематическое проведение дает неплохие  результаты. Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования  техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить  учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению. Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.        Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна  из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение  играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это  окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему  обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и  навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной  деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный  характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной  и внешкольной жизни. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период  обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы,  и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую­то ущербность, теряет  веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени.  Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои  способности, то положительное, что в нём заложено. По мнению психологов ­ скорость  чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.  Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и  совершенствованием навыка чтения от класса к классу. Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые  различаются по психологическому содержанию:        I.Овладение звуко­буквенными обозначениями На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы  декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль  играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное  запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое  запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со  звуковым выражением.       II. Послоговое чтение  На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических  способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов  чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез,  оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения,  общая эрудиция ребенка и развитие речи.      III. Ступень синтетического чтения Это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень  невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же  сформированности у ребенка расширенного поля зрения, координации движения глаз,  произвольности внимания. Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у  детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень  развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И  наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить  успешное формирование этого навыка. Каковы пути и условия в выработке основных форм, методов влияющих на уровень  развития техники чтения младших школьников.     Скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения,  зависят от методов и приёмов работы на уроках, способствующих развитию навыка чтения. С этой целью нужно: ­ Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают  с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха). ­ В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого,  осознанного, выразительного чтения. ­ Работать над развитием поля зрения и оперативной памяти. ­ Учитывать индивидуальные особенности детей.                                                                       Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения?              Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми  словами.  1.     Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы  говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика». Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих  упражнений. Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну  большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий  вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами  именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких  выдохов. Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат  цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза). Выдох со счетом. Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором): Как на горке на пригорке Стоят 33 Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха). Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее  количество Егорок. Медвежата. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова  нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м. Мам, меду б нам, Мам, молока б нам. В лифте. Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и  наоборот. Едем сначала с первого на девятый, 2. Чтение блоков. Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата  ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми  словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке  парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам  таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от  простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20­25 буквосочетаний и  увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и  т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные  варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию  произвольного внимания. Запись блоков производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся  читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором. 3. Отработка дикции.    Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над  скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь  выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например: Сенька с Санькой  вёз Соньку на санках. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко 1. Водовоз вез воду из­под водопада. 2. Говори, говори, да не заговаривайся. 3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит. 4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит. 5. Наш дуда и туда и сюда. 6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят. 7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. 9. Летят три пичужки через три пусты избушки. 10. В один, Клим, клин колоти. 11. Каково волокно, таково и полотно 12. Клюет курка крупку, курит турка трубку. 13. Либретто “Риголетто”. 14. Полили ли лилию, видели ли Лидию? 15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку. 16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.          Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии  добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая  строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3­ 4  занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята, «делая  разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без  ошибок прочитать и новую строчку. 4.  Интонационная разминка.           Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие  конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие  «выразительное чтение» ­ многогранно, и способность читать выразительно во многом  зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания,  глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования  трёх умений. ∙ Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и  гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации  перечисления, завершения, противостояния. ∙ Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их  сочетание). ∙ Ставить логическое ударение в предложении.          Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание,  определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из  стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в  строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить  логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску  логически ударного слова. Для этого предлагаю ……          Подай мне деревянную ложку! Выделите голосом сначала слово деревянную, затем – мне, потом – подай. Как меняется смысл предложения? Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, «логически ударное» слово  уточняет смысл  всего предложения. 5.  Развитие поля зрения. Учёные доказали, что при чтении глаза находятся в одном из двух состояний: остановки  или движения. Восприятие текста (чтение) происходит только в момент остановки глаз. Во  время движения глаз текст не воспринимается. Оказывается: скорость движения глаз от  одной остановки до другой и продолжительность остановки движения глаз у всех взрослых читателей почти одинакова, но одни читают быстро, а другие медленно. Темп чтения  ребёнка во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества слов,  воспринимаемых им во время одной остановки глаз и числом остановок. Таким образом,  можно сделать вывод: быстрее читать – значит «шире глядеть», т. е. захватывать в поле  зрения как можно больше слов. Исследования учёных показали, что для повышения  скорости чтения необходимо: ∙   Уменьшить число остановок глаз; ∙  Увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию. Одним из средств развития поля зрения является игровой дидактический материал, а  именно, числовые и буквенные карточки, которые я использую на уроках как гимнастику  для глаз. Работа с ними не требует много времени, но даёт хорошие результаты. Сначала  для расширения поля зрения детей я начала использовать таблицы Шульте. Дети с  увлечением тренировали глазки, улучшились и результаты техники чтения.    Всю работу с таблицами можно разбить на 3 этапа. Таблицы различаются размером и  количеством чисел, букв или картинок.      1 этап – малое поле зрения. Размер таблиц 9x9 см. Количество чисел или букв – 9.      2 этап – поле зрения увеличивается. Размер таблиц 12x12 см. Количество чисел, букв до 16.      3 этап – поле зрения равно ширине страницы. Размер таблиц 18x18 см. Количество  чисел, букв до 25. На каждом этапе работа с таблицами ведётся в определённой последовательности: от  простой к сложной. Скорость считывания таблиц тоже должна быть разной. Сначала  таблицы считываются медленно, затем скорость увеличивается, и конечный результат –  таблица считывается за 3­5 секунд. Учитель должен проверить каждого ребёнка и лишь  после этого может позволить или не позволить ему работать по новой таблице. Главное правило работы по таблице таково: глаза не должны блуждать по таблице, они  смотрят только на выделенный квадрат, букву, круг или движутся в определённом  направлении, одновременно стараясь, увидеть справа, слева, или всё вокруг. 6. Развитие оперативной памяти.        Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120  до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия  артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее  понимание текста. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из­за слабо развитой  оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов.  Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором  начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или  индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского  языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика  работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как  следствие, формирует на уроке « ситуацию успеха».          Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации  одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.          Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно  использовать задания повышенной сложности: ­         запишите предложения в обратном порядке; ­         запишите только второе и пятое предложения; ­         запишите предложения с третьего по шестое. Тесты зрительных диктантов разработанных И. Т. Федоренко и система тренировочных  упражнений для развития оперативной памяти. 1.                Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно  перед глазами,  а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и  запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие­то умения и довести  их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки  времени проводить с нами небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими  порциями три раза в день, чем по 1­1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание  читать). 2.                Жужжащее чтение. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают  одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто­то быстрее, а кто­то  медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов  (на уроках чтения). 3.                Ежеурочные пятиминутки чтения. На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего  чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики. 4.                Чтение пред сном. дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он  находится под  их впечатлением. 5.                Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать). Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых. 6.                Многократность чтения. В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого  слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова  отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что    Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает  положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не  следует читать один и тот же отрывок. 7.                Приём стимулирования учащихся. В конце урока оставлять 3­4 минуты  для того, чтобы произвести самозамер чтения.   Чтение в течение одной минуты вполголоса, пересчитывание и запись в дневник  (ежедневно).          Полезны  специальные  игры, способствующие развитию памяти, выработке  устойчивого внимания.          Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное  чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов,  пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было  эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения: 1) каждодневность  упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть  стихов и прозы). 2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная  беседа, работа с разрезной азбукой (1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое  чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).          Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние  между глазами и текстом, предварительное чтение  «про себя», образцовое чтение учителя. Проверку осознанности чтения обычно провожу в ходе беседы по прочитанному. При этом  вопросы должны касаться трёх уровней восприятия: 1 уровень – фактическое содержание. 2 уровень – понимание причинно­следственных связей, мотивации поступков персонажей. 3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.            Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является  многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций.          Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских  собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в  ежедневную привычку ребенка, при этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо,  когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень  важно, ­ призываю я родителей, ­ быть предельно сдержанным, терпеливым,  снисходительным и доброжелательным к ребенку. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения  привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не  угасает у них и в последующих классах. Заключение.       Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35  минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно  говорить.                                                                                                                                                Быстрое чтение активизирует, процессы мышления, внимания, памяти и являются  одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней  обучения. Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность  чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике. «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»  (Традиционная система обучения (1–3)) Учитель начальных классов: Лыско Татьяна Юрьевна МБОУ «Лянторская СОШ №3» Почему же дети стали плохо читать? Во–первых, в наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение,  компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. По данным ВЦИОМ (Всероссийский  центр изучения общественного мнения), в 2000 году в городе Москве был проведен первый  Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нем было принято обращение к  гражданам России: «… необходимо объединение всех сил, чтобы остановить  «дебилизацию» детей, ибо давно известно: когда человек перестает читать, он перестает  думать». Во–вторых, в классах много так называемых «детей риска». Экологическая, социальная напряженность, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к  увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей,  количество детей риска составляет сегодня около 35 ­ 40% от общего состава детей. Чтение ­ это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две  стороны: 1) смысловую – т.е. понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста 2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) ­ т.е. – скорость (темп),  правильность и выразительность чтения. Выделяются 2 вида чтения: чтение вслух и чтение про себя. Оба вида чтения должны  удовлетворять  следующим требованиям:  1) правильности;  2) сознательности;  3) беглости.  К чтению вслух ещё предъявляется требование выразительности. Правильность чтения – это безошибочность и плавность воспроизведения звуковой  стороны текста. Сознательность чтения проявляется в умении читателя ясно, глубоко понять содержание  текста. Беглостью чтения называют такой темп чтения, который обеспечивает сознательность  восприятия при чтении и который соответствует темпу устной речи. Выразительность чтения – это качество громкого чтения, проявляющееся в умении  читателя голосом передать авторский замысел и своё отношение к прочитанному.   Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120  до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия  артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее  понимание текста. Что понимают под ТЕХНИКОЙ ЧТЕНИЯ: Скорость (темп) чтения ­ характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.  Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с  прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения  техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу  от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому  продуктивному способу чтения. Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые  различаются по психологическому содержанию:        I.Овладение звуко­буквенными обозначениями На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы  декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль  играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное  запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое  запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со  звуковым выражением.       II. Послоговое чтение  На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических  способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов  чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез,  оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения,  общая эрудиция ребенка и развитие речи.      III. Ступень синтетического чтения Это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень  невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же  сформированности у ребенка расширенного поля зрения, координации движения глаз,  произвольности внимания. Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее  психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти,  мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной  или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого  навыка.     Скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения,  зависят от методов и приёмов работы на уроках, способствующих развитию навыка чтения. Основными причинами медленного чтения являются: ­ неправильное обучение чтению, когда родители или бабушки учат ребёнка побуквенному  чтению, а не слоговому; ­ плохое развитие артикуляционного аппарата; ­ регрессии при чтении (возврат к уже прочитанному слову) ­ результат неправильного  начального обучению чтению или же торопливость, когда ребёнок спешит скорее прочитать и понять прочитанное. Торопливость делает возвраты более частыми, а это снижает не  только скорость чтения, но и внимание. Это встречается очень часто у неуверенных в себе  детей, читают слово дважды, как бы проверяя себя : "Понял или нет"; ­ низкий уровень концентрации внимания и памяти (пока дочитает до конца предложения ­  не помнит начало); ­ малый объём оперативного зрения ( периферийное зрение , угол зрения ­не видит всё  слово , а только слоги или буквы); ­ отсутствие навыка антиципации, т.е. умение видеть одновременно с чтением одного  слова, другое слово или по контурам догадываться какое оно; ­ темперамент ребёнка (холерики и сангвиники читают быстрее меланхоликов); ­ скудный словарный запас; ­ плохо организованное домашнее чтение (пока сядет за чтение, переделает кучу ненужных  действий, постоянно отвлекается, прерывая чтение); ­ отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия, практики чтения, цели; ­ синдром дефицита концентрации внимания при гиперактивности ( ребёнок неусидчив,  легко отвлекается, ему трудно сосредоточиться на чём­то, начинает новое дело, не  закончив старое, постоянно совершает какие­то действия , поёживается, не может ждать  своей очереди; ­ привычка узнавать слова только после прочтения вслух; ­ плохая наследственность (если во время беременности мать курит и т.д.); Можно выделить несколько  путей совершенствования техники чтения, исходя из которых, строить свою  работу по формированию навыков беглого, правильного, осознанного и  выразительного чтения. Упражнения по совершенствованию техники чтения можно разделить на несколько групп и  подгрупп.    (Приложение) Урок  чтения  можно  начать  с  развития  подвижности речевого  аппарата. І. Развитие  подвижности  речевого  аппарата. Упражнения  для  губ  и  языка. 1.Поздоровайтесь с  собой  в  зеркале: «Доброе  утро, Маша! Сегодня  тебе  должно  очень  повезти. Отличного тебе  настроения!» 2. «Хоботок» ­ улыбка (10 раз). 3. «Хоботок»­ вправо, влево. 4. «Хоботок» ­ вверх, вниз. 5. Кончиком  языка  упереться  в  щёку  и  растянуть  её (          ). 6. Кончиком  языка  упереться  в верхнюю  губу, а  затем  в нижнюю. 7. Сжать  губы, а  язык  попытаться  высунуть «лодочкой». 8. Вдох. Выдох – резко  читаем  слоги:       пу           по           па              пэ              пи               пы       бу           бо           ба              бэ               би               бы 9. Чтение  слов, трудных для  произношения:       электрофикация, портфель, иллюминация… 10. Скороговорка:       От  топота  копыт  пыль  по  полю  летит. Примечание. Задания 8 и 9 нужно произносить, артикулируя  каждую  букву (сначала  очень  медленно, по  слогам, затем  обычно, быстро, очень   быстро  и  в  обратном  порядке). ІІ. Ежеурочные  пятиминутки  чтения. Ежеурочные  пятиминутки  жужжащего  чтения  с  целевой  установкой, например  связанной  с  изучаемой  темой  по  русскому  языку. «В  процессе  чтения  постарайтесь  запомнить  слово  с  орфограммой  ЖИ­ШИ». Установлено, что  развитие  техники  чтения  часто  тормозится  из­за  слабо  развитой   оперативной  памяти. Что  это  значит? Например, ребёнок  читает  предложение, состоящее  из  6­8  слов. Дочитав  до  3­ 1. 2. 4 слова, он   забывает  первое  слово, не  может связать  все  слова  воедино. Чтобы  этого  не  было, необходимо  развивать   оперативную  память. ІІІ. Развитие  оперативной  памяти.   Делается  это  с  помощью,  так  называемых  зрительных  диктантов, тексты  которых  разработаны  профессором  И.Т.Федоренко. В  каждом  из  18  наборов  имеется  6  предложений. Особенность  предложений  такова: если  первое  предложение  имеет  всего  8  букв, то  последнее  предложение  18­го  набора – 46. Наращивание  длины  предложений  происходит  постепенно, по  1­2  буквы. Методика  проведения  зрительных  диктантов. 1.(До  урока.) Записывается  набор  предложений    на  двух  досках (печатными  буквами).  Закрывается  ватманом. 2. (Во  время  урока.) Открывается  одно  предложение  на  определённое  время (от 4 до 7  сек.), за  которое  дети  читают  его  про  себя. Стирается   предложение, а  дети  записывают  его  в  тетрадь. И так  с  каждым  предложением. Примечание. Если  ребёнок  не  успевает  заполнить  предложение, то  необходимо  на  следующий  день  повторить  работу  с  данным  набором. И  так  до  тех  пор, когда  практически все  дети  будут  писать  без  проблем. На  каждый  набор  уходит  по  3  дня.  Зрительные  диктанты  должны  писаться  каждый  день. ІV. Развитие  поля  чтения  зрительного  восприятия  слов.   «Фотоглаз». Этот  приём  используется с  периода  обучения  грамоты, постоянно  усложняя  его: за  короткое  время  ученик  должен  воспринять  букву, слово, несколько  слов,  предложение; за  отведённое  время  ученик  должен  «сфотографировать» столбик  слов, а  затем  выделить  «нужное»  слово (чтение  пирамидами), при  этом  названное  слово  в  данном  наборе  может  и  отсутствовать. Дети  любят  этот  вид  работы, для  них  это  игра, а  результаты  интересные. Учащиеся,  медленно  читающие  слова  в  тексте, быстро  их  «фотографируют»  и  произносят. Этот  приём   совершенствует устойчивость  внимания, оперативную  память, развивает  поле  чтения  зрительного  восприятия  слов. Скочкообразное  чтение  «Кенгуру». Под  счёт 1, 2, 3 фиксируется  взгляд  на  начале, середине  и  конце  строки.  Читаем абзац. Чтение  вслух. Такое  упражнение  используется  для  расширения  зоны  восприятия на  начальном  этапе, затем  тренируем  учащихся  на  счёт  1, 2,фиксируя  взгляд  на  начале  и  конце  строки.  «Считаем  слова». При  чтении  текста  дети  на  максимальной  скорости  считают  слова  и  одновременно  ищут  ответы  на  вопросы. В 1 классе вопросов  должно  быть  не  более  3­х, во 2­ом – не  более  4­х, в 3­ 4­м – не более  5­ти. Цель    счётом  слов. Школьники  лишены  возможности  вокализировать  текст  про  себя, т.е.  приучаются  читать  только  глазами. «Считаем  строчки». Это  упражнение  аналогично  первому, но  отличается  следующими  моментами:  вертикальное  движение  глаз  по  странице; просматривание  каждой  строки 1 сек. Данное  упражнение  расширяет  зону восприятия при  чтении  путём  формирования  навыка  одномоментного  восприятия  строчек  текста, т.е. без  движения  взгляда  вдоль  строки  слева  направо.     упражнения – загрузить  слуховой  аппарат  учащихся  посторонней  работой –     этого Вертикально – слаломное  чтение «Слалом». В течение  20  сек., перемещая  взгляд  вертикально (слаломно), пытаемся  найти  существенную  информацию. Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте. Работа выполняется за 10 секунд. У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1  до 20 (1 кл.) и от 1 до 25 (2,3 кл.). В работе с таблицами используется памятка: Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом. Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком. Также проводили ежеурочные пятиминутки чтения. V. Развитие  смысловой  догадки (антиципации). 1.Антиципация    Сделал  дело… Тише  едешь… Дал  слово… Лучше  поздно… Мал  золотник… Семь  раз  отмерь… 2. . «Угадай» ­ чтение  текста  с  закрытыми  окончаниями в  словах. Медок  и  холодок. Алёнка  вылез  из  луж  и  сказа  : ­А  вода  до  чего  тёпл! И  побеж  по  ули, по всем  лужи  и  калужинк … 3. Тренировочное    ДТС «Решётка»  представляет  собой  комплект  четырёхугольников, вырезанных  из Χ  10 см. В каждом   плотной  бумаги  размером  16  Χ  размером 6   различаются  шириной  перегородки. Так, в  одной  решётке  10 см. Решётки   все  перегородки  между  окошками  равняются  4  мм. В  другой – ширина  перегородки  5  мм  и   6мм. Решётка накладывается  на  читаемую  часть  страницы  и  постепенно  сдвигается  вниз.  При  наложении  решётки  на  текст  перпендикулярные  перепонки  перекрывают  некоторые  участки  текста (буквы, буквосочетания, слова). Обучаемые, воспринимая  видимые  в  окошках  элементы  текстов, должны  мысленно  восполнять  перекрытые  перепонками  участки  строки, восстанавливая  смысл. Если  логические  связи  содержания в  отдельных  местах  теряются, можно  разрешить  сдвигать  решётку  на  2­3 мм  влево  или  вправо, чтобы  увеличить  поле  видимого  участка  текста. Для  облегчения  восстановления  перекрытых  участков  текста  можно  переходить  к  чтению  вполголоса. Тренировка  чтения  с  решёткой  продолжается  не  более  5  мин.  непрерывно  и  сменяется  чтением  без  решётки  в  течение  2­3 минут. Общее  время  ежедневной  тренировки не  более  10­15 минут. 4   Антиципация  ­Ты  уже  читал  эту  книгу? (Нет, не  читал.) ­Я  тебе  её  дам  прочитать. (Спасибо. Но  я  её  тебе  не  скоро  верну.) ­Ты  что, медленно  читаешь? (Да. И  читать  некогда.) VІ. Развитие  скорости  чтения.  четырёхугольнике  вырезаны  окошки         средство «Решётка».        частей        диалога.     частей        поговорок. Из  системы  И.Т.Федоренко  и  И.Г.Пальченко  используются  три  типа  упражнения: ­ многократное  чтение; ­ чтение  в  темпе  скороговорки; ­ выразительное  чтение  с  переходом  на  незнакомую часть  текста. Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика  зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению.  Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке: 1– й раз – медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов; 2– й раз – повторное прочтение без учителя; 3 –й раз – плавное. Слитное чтение слов; 4– й раз – чтение в темпе разговорной речи; 5, 6, 7 раз – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического  ударения на каждом знаменательном слове; 8, 9, 10 – раз – темп чтения доводится до уровня скороговорки. Упражнения для развития скорости чтения «Буксир» Учитель  читает  вслух текст, варьируя  скорость  чтения. Дети  стараются успевать  за  мной. Проверку  осуществляю  путём  внезапной  остановки  на  каком­либо  слове. «Инструкция» Последовательность  заданий, которая  предлагается  детям, записана  на  доске  (карточке).Ученики  выполняют  всё  молча.  «Кто  быстрее?» На  столах  несколько  статей. Требуется  найти  нужное  предложение. По  команде  ученик  берёт  статью  и  «скользит»  по  тексту.  Вопросы  по  содержанию  текста  не  задаются. Чтение «Спринт». На  максимальной  скорости, читая  про  себя, требуется найти  ответы  на  вопросы.  «Губы». К  плотно  сжатым  губам  по  команде  «Губы», дети  прикладывают  палец  левой  руки  и  начинают  читать  про  себя. Этим  движением  подкрепляется  психологическая  установка  на  беззвучное  чтение. По  мере  привыкания  детей  к  чтению  без  внешних  признаков  проговаривания   команда «Губы»  подаётся  всё  реже  и ,наконец,  отменяется  совсем. «Финиш». Называю  текст по  учебнику (или  раздаю  карточки) для чтения  про  себя, указав  слово  (или  группу слов), до  которого  необходимо  читать. Дочитав  до  заданного  слова,  дети  поднимают руку. Проверяю прочитанное, задав  несколько  вопросов  по  тексту Включаются  различные   виды  чтения: ­ (для  слабочитающих) чтение  с  чётким  проговариванием  слогов, шепотное  чтение,  чтение  для  себя, чтение с линейкой; ­ выделяю  посильные  для индивидуального  чтения части  текста; ­хоровое, групповое, выборочное  и  комментированное  чтение; ­ скандирующее  чтение(отстукивание  темпа) для  регуляции  темпа  чтения  и  др. VІІ. Стимулирование  учащихся. Все читают 1 минуту и подсчитывают количество  прочитанных слов. Результат записывают в дневник. Пользуясь на каждом уроке чтения, начиная с первого класса, перечисленными  упражнениями, убедилась в том, что систематическое проведение дает неплохие  результаты. Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования  техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить  учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению. Семь основных правил быстрого чтения Правило 1. Текст любой трудности надо читать один раз, не возвращаясь глазами назад, то есть читать без регрессий. Конечно, возвращение к тексту необходимо для осмысления  прочитанного и для развития своей мысли. Но только после первого чтения без регрессий. Правило 2. Одна из причин, побуждающих нас к чтению ­ это получение информации. Для  этого желательно заранее знать, что именно Вы ищете в каждом смысловом отрезке текста.  Для удобства можно воспользоваться интегральным алгоритмом чтения статьи: 1) название; 2) автор; 3) источник и его данные; 4) проблема; 5) извлечение фактов для их дальнейшего осмысления; 6) особенности излагаемого материала и критика; 7) новизна. Правило 3. Для осмысления прочитанного воспользуйтесь дифференциальным алгоритмом чтения. Он состоит из 3 блоков: ключевые слова, смысловые ряды и доминанта. Ключевые  слова несут основную смысловую нагрузку. Они передают состояние предмета.  Обозначают действие или признак предмета. Их можно подчеркивать простым  карандашом. Из ключевых слов строятся смысловые ряды, которые позволяют в сжатом  виде понять содержание абзаца. Доминанта ­ главная смысловая часть текста. Она  выражается своими словами на языке собственных мыслей в результате осмысления  полученной информации. Правило 4. Главный враг быстрого чтения ­ это артикуляция. Чтение без артикуляции  позволяет изменить процесс переработки информации. Совершено иначе происходит  процесс понимания и запоминания информации. Чтению без артикуляции способствует  выстукивание ритма рукой. Детей достаточно приучить читать, прижав указательный палец к губам. Правило 5. Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое  зрение. Это позволит быстрее находить нужную информацию в тексте. Упражнения по  таблицам Шульте помогут его совершенствовать. Правило 6. Катализатором чтения является внимание. Его отсутствие мешает читать без  регрессий. Внимание характеризуют пять показателей: концентрация, устойчивость,  переключение, распределение и объем. Точно и быстро выполнить любую работу можно лишь в том случае, если Вы будете  максимально собраны, то есть у Вас будет сконцентрировано внимание. Устойчивое  внимание отличает людей, увлеченных своим делом, умеющих отвлечься от постороннего. Когда нужно выполнить одновременно две или несколько работ, то пригодится  способность распределять свое внимание на два и более вида деятельности. Умение быстро переключаться с одного вида работы на другой помогает быстро ориентироваться в  читаемом тексте. На практике объем внимания характеризуется числом предметов,  который человек может воспринять при быстром предъявлении. Важно тренировать свое  внимание. Правило 7. Обучение быстрому чтению осуществляется благодаря памяти. Оказывается,  что материал не просто хранится в мозге, а перерабатывается или забывается. Чтение без регрессий и артикуляции, интегральный и дифференциальный алгоритм,  внимание, периферическое зрение, создание "карт памяти" позволит Вам тратить меньше  времени на чтение газет и журналов.   Работая  над развитием  оптимальной  скорости  чтения, хороших  результатов  можно  добиться,  лишь внедряя  систематические  упражнения и проблемно­поисковый стиль  мышления.    Важно  творчески  использовать  различные приёмы, видоизменять  и  комбинировать  их  в  зависимости  от  возраста  и  подготовки  класса. I. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения П е р в а я                  г р у п п а – логические упражнения.   1. Что общего в словах и чем они различаются? мел – мель, мал – мял, мыл – мил 2. Назови одним словом. Чиж, грач, сова, ласточка, стриж; ножницы, клещи, молоток, пила, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свёкла, лук, капуста; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна; курица, утка, гусь, индейка; зеленый, синий, красный, желтый. 3. Какое слово лишнее и почему? Красивый, синий, красный, желтый; минута, время, час, секунда; дорога, шоссе, тропинка, путь; молоко, сметана, простокваша, мясо; Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр; ель, сосна, кедр, осина; лук, огурец, морковь, яблоко; гриб, ландыш, ромашка, василек. 4. Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан. У них одинаковое количество букв; они одного рода; они состоят из двух слогов. 5. Путем перестановки букв составь слово. у к л б о;   с н о а с;   у п к с. 6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог. Колос, рота, ваза; кора, лото, боксер; молоко, нерест, тарелка. 7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог. Зима, рама; пуговица, молоток, лава; укор, бузина, тина; поворот, пороша, канава. 8. Составь новое слово, взяв последний слог. Мебель, ружье; соломка, пора, мель; смола, слеза берет. 9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и  одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово. а) Песня – композитор; самолет ­ ? ­ аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель; б) школа – обучение; больница ­ ? ­ доктор, ученик, лечение, учреждение, больной; в) нож – сталь, стул ­ ? ­ вилка, дерево, стол, пища, скатерть; г лес – деревья, библиотека ­ ? ­ город, здание, библиотекарь, театр, книги; д) утро – ночь, зима ­ ? ­ мороз, день, январь, осень, сани. 10. Раздели слова на группы. Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец; корова, шкаф, стул, диван, овца, коза, стол; апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша; мак, липа, клён, ромашка, береза, ландыш, дуб. 11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова. Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик; Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела; Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта. 12. Какие буква, слог, слово лишние. а у р о ы ма ра ла ны та ку на ды ти ло река, речка, ручей, ручка, ручеёк В т о р а я    1. Найди слово в слове. Гроза            г р у п п а – игры по составлению слов со словами газета поднос щепка кустарник шоколадка ярмарка шутка часовщик 2. Подбери пару а) песня площадь подруга почтальон подарок полотенце портфель парикмахер б) загар звонок забор зубр задача практичный примерный прилежный праздничный полосатый полотняный прекрасный приятный золотистый занимательный знаменитый звонкий зрелый зеленый           г р у п п а – работа с текстом (учебник).           г р у п п а – работа с деформированными текстами; неоконченными  земляника 3. Закончи предложение. По утрам у Айболита лечат зубы:  з б р е ы,  у ы з б р,  и т г и р,  в д р ы ы, о ы б б р. 4. Шарады. Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда. А целое в музее Найдете без труда.                                (Картина) С буквой к живу в лесу. С буквой ч овёс пасу                                 (кабан – чабан) 5. Ребусы. 6. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока) 7. Найди животное среди строк. Насос сосёт речную воду, И шланг протянут к огороду. Среди кустов царит покой, Здесь хорошо бродить одной. 8. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м. ма ти ма си ра му ло ка до Т р е т ь я    рассказами. 1. Составь текст (перестановка предложений). Тексты подбираются к теме урока. 2. Составь предложения (3­4) к теме урока. В школе. Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок. На реке. Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов, чайки. 3. Закончи рассказ. Забота о птицах. Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу… Дежурные. Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне… Ч е т в е р т а я    1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске. 2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос.  (Вопросы написаны на доске). 3. Задай вопросы по тексту или по части текста. 4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная  часть, заключение. 5. Работа над заголовком. Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом. Выбери заголовок из предложенных. Расставь заголовки частей по порядку содержания текста. Подбери к заглавию часть текста. Озаглавь части. г р у п п а – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти. 6. Выборочное чтение. 7. Пересказ по вопросам и без них. 8. Составление плана текста. II. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ П е р в а я    1. Назови картинки – 5 предметов (далее больше). Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть.  Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д. 2. Опиши предмет (показать и убрать). 3. Опиши движущийся предмет (взять в руку – поднять и опустить). 4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем­то по звучанию). Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка. 5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста). 6. Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед. 7. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук. 8. Выбери из всех слогов – слоги­слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги. 9. Покажи 5­6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д. 10. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8­10 слов. 11. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1­й слог (2­й, 3­й) (показать  5­6 предметов). 12. Повтори слова: кит, танк, корова, апрель и т.д. 13. Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения. 14. «Фотоглаз». 15. Повтори скороговорку, предложение, текст. 16. Заучивание четверостиший. В т о р а я    1.Чтение слов, отличающихся одной буквой. Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска. 2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы. Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам,  масло – смола, мошкара – ромашка. 3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания. Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, черное, желтое;  кукла, мама, папа, лапа, ложка. 4. Чтение «перевёртышей». Лев ел волов. Иди искать такси, иди. 5. «Сквозная буква», «Лесенка». ­­­  ­з­ ­­­  ­з­ ­­­  ­з­ ­­­  ­з­ 6. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением). 7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный  состав. III. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ П е р в а я              г р у п п а – упражнения для расширения поля зрения. 1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим зеленую точку и  концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху,  внизу).           г р у п п а – упражнения со словами. ч__ ч____ ч_____ ч______ 2. Работа по таблицам Шульте. Развитие поля зрения по горизонтали. 8 4 7 2 1 5 6 3 9 22 9 14 18 7 3 12 6 23 20 21 4 1 25 15 13 5 24 11 17 10 8 19 2 16 33 22 31 10 18 5 34 Развитие поля зрения по вертикали: Комплект № 1 13 9 19 3 12 28 7 21 1 35 29 23 15 17 Комплект № 2 26 17 14 20 12 1 32 3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово. сок носки сам 31 3 22 33 30 7 10 23 35 8 27 18 25 15 Света место каток кукла магазин 26 30 6 14 8 11 20 21 29 6 13 34 9 19 4 2 24 27 16 32 25 5 11 24 16 2 28 4 ива кресло клетка кукла рак красный бегать игра (Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка). 4. Чтение столбиков с трафаретами. (Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках. В столбиках I класса – 3­5 слов, II  класса – 10­12 слов, III класса – 15­18 слов, IV класса – 20­25 слов.) чек зуб дом 5. Определи разницу. Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование; беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог. 6. Назови по порядку. беда несчастье горе печаль защелка лаборант молоко плач рёв слёзы рыдания буря вьюга позёмка метель ветер вихрь ураган шторм 7. Работа с буквенными таблицами и трафаретом. универмаг продовольствие учебники Трафарет накладывается на карточку, буква а в середине. Надо назвать буквы, которые  увидели. 8. Наборы Т.Н.Федоренко. Тексты зрительных диктантов. 9. «Фотоглаз». 10. «Угадай­ка» Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками. 11. «Кто быстрее?» У каждого ученика по 2­3 текста. Требуется найти данное предложение. 12. «Бегущая строка». 13. Работа по таблице. Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря). Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звездочка,  синяя, точка, второе снизу; круг, желтая, точка, пятое, сверху и т.д.). (см. табл.) Таблица. дорога ребята лисица заяц капуста одежда осина телефон мороз коньки путешествие сверкать председатель лестница земляника картофель столица солдат спасибо песок учитель карандаш Родина пшеница месяц самолет орех дежурный аллея Москва магазин ужин трактор лагерь корабль шоссе Россия костёр ворона город тетрадь хорошо урожай ученик товарищ малина субботник газета огурец язык метро топор ветер сирень сеялка солома шофёр завод сорока погода корова народ билет берег улица ягода класс герой портрет машина вокзал платок 1. 2. 3. 4. агроном железо медведь осина календарь металл интересный морковь желтый праздник овощи русский октябрята хлебороб директор аккуратно командир трамвай правительство билет пенал растение комната инженер деревня молоко север пальто посуда сапог комбайн космонавт черный желать квартира горизонт пассажир ракета девочка фамилия вагон медленно богатство           г р у п п а – упражнения для активации органов речи. воробей свобода библиотека революция коллектив В т о р а я    1. Артикуляционная гимнастика: а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги; б) слова, трудные для произношения. 2. Скороговорки. 3. «Бегущая лента». Через отверстия в кортоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть  прочитать. 4. Чистоговорки. 5. Различные виды чтения: а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя; б) хоровое чтение; в) чтение в парах; г) чтение одновременно с ведущим; д) чтение с убыстрением темпа; е) чтение с переходом на незнакомый текст; ж) чтение в темпе скороговорки; з) чтение – «спринт»; к) скачкообразное6 чтение «Кенгуру» и т.д. IV. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ Чтение слова с разными оттенками интонации. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации. Упражнения дыхания. Упражнения для развития голоса. Упражнения для дикции. Чтение небольших стихов, например: Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки. И несут меня не кони, А блестящие коньки. 7. Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста. 8. Чтение по ролям, в лицах. 9. Использование «памятки»: а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении; б) читай четко слова и окончания; в) выделяя голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания. Упражнения для совершенствования техники чтения. Звуковая разминка. Артикуляция. Скороговорки Фотоглаз. За короткое время ребёнок должен воспринять слово, несколько слов,  предложение. За отведённое время ребёнок должен «сфотографировать столбик слов и  ответить на вопрос, есть ли заданное слово в столбике. Угадай. Чтение текста, перекрытого полосками. Ребёнок угадывает, что будет  дальше. Ежедневно читать скороговоркой (желательно с простукиванием ручкой) 5 строк  текста. Читать выразительно, на 5 раз с отрывом от текста. При простукивании происходит взаимодействие первой и второй  сигнальных систем, а это способствует развитию речевых  зон мозга, а следовательно, и развитию речевого аппарата, выработке навыка говорить и  читать в темпе скороговорки. Развитие мелкой моторики рук. (лепка, конструктор, рисование и т. д) Списывание текста. Способствует выработке навыка каллиграфии и развитию  речевых зон. Многократное чтение скороговоркой в паре с взрослым, навязывая свой высокий  темп (3 строки). «Буксир». Ведущий сидит справа. Он водит ручкой над строкой, читающий под  строкой. Чтение ведётся с убыстрением. Многократно читаются три строки. После занятий ежедневные замеры скорости чтения, желательно незаметно для  детей. Можно завести тетрадь «Как я читаю. Мои успехи» Сравни. Ребёнок читает текст 3 раза, а взрослый засекает время. Таким образом,  ребёнок замечает, чем больше он читает, тем быстрее. Собери текст или предложение. Напечатанный текст разрезать по предложениям.  Надо его собрать. Можно соревноваться с братом или сестрой. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2019