Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
ppt
музыка
6 кл
04.03.2018
В настоящее время особенно остро стоит вопрос возрождения национального самосознания народов России. Важным средством воспитания на народных традициях является народное творчество. Особенно большое значение, в связи с этим, уделяют песенному фольклору. Песенный Фольклор - это особая область музыкального искусства, которая создается коллективно трудовым народом, живущим на конкретной территории многие столетия. Он отражает многовековой исторический опыт, мировоззрение народа на разных этапах его исторического развития в данных географических, климатических, экономических условиях. При этом песенный фольклор, как творчество конкретного народа конкретного края, выполняет несколько функций: сохраняет эстетические и этические нормы народа, проповедует лучшие национальные качества народного характера, развивает национальное самосознание.
На каждой территории издревле создавались произведения, отражающие климатические, экономические, исторические особенности регионов. Именно в них простой народ закладывал этические традиции и нравственные идеалы, которые при всей своей общечеловеческой сущности имеют региональные корни. Фольклорные музыкальные произведения воспитывали людей данной местности.
До недавнего времени мы часто и не задумывались, где создана та или иная песня, где зародилась народная игра. Между тем, определяя родину того или иного песенного текста, можно лучше понять не только региональную историю, но и вспомнить игры, песни, сказки своей бабушки, прикоснуться к истории своего рода, задуматься о родовой чести и достоинстве.Песенный фольклор нашего края.
песенный фольклор.ppt
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
Песенный фольклор родного
края
Работу выполнила ученица 6А класса
Васильева Татьяна.
Руководитель: учитель музыки Шамаева В.В.
Песенный фольклор родного края
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
В настоящее время особенно остро стоит вопрос возрождения
национального самосознания народов России. Важным средством
воспитания на народных традициях является народное творчество.
Особенно большое значение, в связи с этим, уделяют песенному
фольклору. При этом песенный фольклор, как творчество конкретного
народа конкретного края, выполняет несколько функций: сохраняет
эстетические и этические нормы народа, проповедует лучшие
национальные качества народного характера, развивает национальное
самосознание.
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
До недавнего времени мы часто и не задумывались,
где создана та или иная песня, где зародилась
народная игра. Между тем, определяя родину того или
иного песенного текста, можно лучше понять не
только региональную историю, но и вспомнить игры,
песни, сказки своей бабушки, прикоснуться к истории
своего рода, задуматься о родовой чести и
достоинстве.
До недавнего времени мы часто и не задумывались, где создана та или иная песня, где зародилась народная игра. Между тем, определяя родину того или иного песенного текста, можно лучше понять не только региональную историю, но и вспомнить игры, песни, сказки своей бабушки, прикоснуться к истории своего рода, задуматься о родовой чести и достоинстве.
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
В народных песнях нашли отражение культурные
процессы взаимовлияния, взаимопроникновения
народных культур. В них отражаются принципы
народов.
толерантного сосуществования и доброжелательного
соседства разных людей, представителей разных
В народных песнях нашли отражение культурные процессы взаимовлияния, взаимопроникновения народных культур. В них отражаются принципы толерантного сосуществования и доброжелательного соседства разных людей, представителей разных народов.
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
Своё начало песенный фольклор берет в далекой
древности. Он зарождался и возник тогда, когда
подавляющее большинство человечества ещё не
имело письменности, а если имело, то было уделом
единиц – образованных шаманов, ученых и прочих
гениев своего времени. В песне, загадке, пословице,
сказке, былине, других формах фольклора люди
вначале формировали свои чувства и эмоции,
запечатлевали их в песенном и устном произведении,
после передавали свои знания другим, и тем самым
сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах
своих будущих потомков.
Своё начало песенный фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда подавляющее большинство человечества ещё не имело письменности, а если имело, то было уделом единиц – образованных шаманов, ученых и прочих гениев своего времени. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в песенном и устном произведении, после передавали свои знания другим, и тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
Поволжье имеет старинные
фольклорные традиции. Здесь
зарождались фольклорные
исследования. Здесь
вырабатывались правила сбора и
переработки фольклорного
материала. Многим ли знакома
эта страница истории своей
малой Родины?
Поэтому целью данного
исследования является изучение песенных
фольклорных традиций родного края, и
их значение в национальной культуре.
Для достижения поставленной цели
•проследить историю собирания и
изучения фольклора родного края;
•рассмотреть различные
классификации фольклора.
необходимо решить ряд задач:
•дать общую характеристику
фольклора;
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
Песенные обрядовые традиции народных
праздников сохранили свою воспитательную силу «по
сей день» и поэтому там, где они еще используются,
почти не изменили своей содержательной и
организационной специфики в наши дни.
Песенная традиция Саратовской области сильно
отличается от традиций других регионов, поскольку на
ней сказалось влияние соседних финно-угорских и
тюркских народов. Резко отличаются от иных территорий
и условия хозяйствования, которые отразились в
содержании песенного творчества.
Песенные обрядовые традиции народных праздников сохранили свою воспитательную силу «по сей день» и поэтому там, где они еще используются, почти не изменили своей содержательной и организационной специфики в наши дни.
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
•Современный фольклор: традиции и
инновации.
Фольклор - это словесное искусство, включающее в себя:
пословицы, частушки, песни, сказки, легенды, мифы,
притчи, скороговорки, загадки, героический эпос,
былины, сказания и прочее.
Обычаи, праздники и обряды уходят своими корнями в
глубокую старину и крепко связаны с трудом и укладом
жизни народа. Празднества устраивались нашими
предками после удачной охоты, перед началом весенних
полевых работ, после уборки урожая. Торжествами и
особыми, приуроченными к ним обрядами народ
встречал весну, лето, осень, зиму, поклоняясь деревьям,
цветам, родной природе, заботясь о будущем урожае,
благополучии своего рода и т.д.
•Современный фольклор: традиции и инновации.
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
•Региональные традиции русского народного песенного творчества.
Природно-климатические и
социально-культурные
особенности того или иного
региона наложили особый
отпечаток на мелодику,
интонацию и манеру исполнения
песен. Все это обусловило
некоторые отличительные черты
и типологию песенного
фольклора той или иной
местности.
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
Как особенный компонент системы русского фольклора можно выделить
народную музыкальную традицию Саратовской области. Эта песенная традиция
сформировалась в XVI – начале XVIII столетиях.
Сама терминология
исполнения песни,
связанная с
рассказыванием («сказать
песню»), предполагает ее
эпический характер. Часто
пение сопровождается
саратовской гармоникой,
реже – балалайкой,
скрипкой и тростниковыми
дудками. В целом
музыкальнообразный
строй средневолжской
традиции отличают
широта, полнокровность и
сдержанность в выражении
чувства....
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
•Лирические песни
•её малой Родины.
Основную часть песен,
записанных нашим учителем
музыки Шамаевой Верой
Васильевной от старых
жителей Базарно
Карабулакского,
Екатериновского и
Петровского районов,
составили лирические
образцы. С большим
эмоциональным подъёмом,
она пела нам многочисленные
фольклорные песни своего
родного края.
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
Например, широко распространённая в разных традициях
песня «Вечёр поздно…» (Записанная в селе Комаровка
Петровского района (сейчас Екатериновский рн нашей
области) у Артамоновой А. Я), синоним Р.Н.песни «Помню,
я ещё молодушкой была»:
Вечёр поздно я стояла у ворот/2р.
Вдоль по улице стрелковый полк идёт/2р.
Пред полком идёт начальник молодой /2р.
Он сказал: «Напой красавица водой»/2р.
А напившись, крепко рученьку пожал/2р.
На прощанье он меня поцеловал/2р.
Он поехал, я смотрела ему в след/2р.
Жалко стало, помутился белый свет/2р.
Я 17 лет во вдовушках жила/2р.
Четверых сынов в солдаты отдала/2р.
Не успела сына пятого отдать /2р.
Как вернулся тот стрелковый полк назад/2р.
На квартиру к нам заехал генерал/2р.
Весь израненный, так жалобно стонал/2р.
Голова его покрыта сединой/2р.
Это тот, кого поила я водой/2р.
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
Впервые с местным диалектом я познакомилась в прошлом году,
так как до этого я проживала в Украине. Как интересно и
необычно слышать как «съедается» буква е в окончаниях слов.
Конечно, самобытный говор отражается и в фольклорных песнях
этой местности. Вот, например, народная песня Петровского
района «Верба»:
Ой, верба, верба, верба, верба раскудрявая,
Не расти верба во рже, расти прямо на меже.
Вербу ветер не берёт, Коля себе гнездо вьёт
Коля себе гнездо вьёт, Танюшеньку вызыват.
Танюшеньку вызыват, Михайловну величат…
Выдька Таня на крыльцо, простуди своё лицо.
Ты не скройся рукой как цветочек полевой.
Оглядика вольный свет, лучше тебя Таня нет!
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
Ещё слушали в её исполнении ряд
образцов подлинной крестьянской
протяжной песни, среди которых порой
встречаются очень самобытные по
манере исполнения, мелодии и по
произношению варианты:
Жил на свееэте, только муючился и
всё гоёре горе перносииил.
Работал, чтоё есть моченьки до
изнурённых сиил/2р.
Вот мне чтоёто занюмоёжилась и в
больницу я тада попааал
Товарищу, приятелю целковый
задолжал/2р…
Льётся песня, причудливо извивается
голос и ведёт такую чистую и светлую
мелодию, что в груди становится тепло,
а спину передёргивает озноб. Затаили
дыхание, ловим каждый звук. И уходит
от нас кудато всё мелкое, суетное,
корыстное, полнится душа добротой.
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
Порадовала нас народная песня неожиданными
находками, огорчила осознанием той истины, той
высокой мастерской певческой традиции, которая
восхищала слушателей много лет назад, ныне и в селе,
и в городе почти нет, и восстановление её очень
проблематично. К сожалению, очень мало песен
опубликовано на страницах песенных сборников и
учебников, звукозаписи этих жемчужин народного
творчества бесполезно осели в государственных и
личных архивах собирателей до лучших времён.
Видимо, до тех времён, когда об уходящей на наших
глазах многовековой культуре останутся только
смутные воспоминания…
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
Проблемы бытования музыкального, и других видов фольклора
становятся понятны тогда, когда мы в реальном времени и пространстве
можем познакомиться с его образцами. Поэтому важно включать материалы
песенного народного творчества родного края в систему общего музыкального
образования.
В завершении хотелось бы отметить, что изучая песенный фольклор
своего края, мы вбираем в себя любовь к родному краю, патриотизм,
традиции, выработанные многими поколениями, так как народное творчество
народов содержит в себе аккумулированные знания и общечеловеческие
ценности. Очевидно, что фольклорные песни, наряду с литературой, являются
источником саморазвития личности.
Работа по теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.