Работа с детьми группы риска
Оценка 4.9

Работа с детьми группы риска

Оценка 4.9
Документация
pdf
воспитательная работа +2
Детсад
28.11.2018
Работа с детьми группы риска
Неполная семья- это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери – одиночки, а также женщины, которая решилась взять на воспитание ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими психологическими особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже одинокий отец). Психологи отмечают: для ребёнка раннего и дошкольного возраста отец – это объект любви, восхищения, идентификации; человек, который является защитником и утешителем.
Работа с детьми группы риска.pdf

Коррекционные развивающие технологии

в работе с детьми группы риска

Т.Г. Неретина

К категории детей группы риска, как правило, относят детей, имеющих повышенную вероятность развития дезадаптивных форм нарушения по ведения.

Впервые термин «дизонтогенез» – отклонение внутриутробного форми рования структур организма от нор мального развития был предложен в 1927 г. Швальбе. Сейчас этот термин широко используется для обозначе ния различных форм нарушений развития личности, включая пост натальный (ранний) период, когда морфологические системы организма ребенка не достигли зрелости. Среди различных категорий дети группы риска в настоящее время оказались настолько многочисленными, что с ними приходится работать фактиче ски всем педагогампрактикам. К де тям группы риска относятся:

1)           дети, находящиеся на воспитаниив семьях с низким уровнем социальной адаптации;

2)           дети с высокой наследственнойотягощенностью в сфере психических заболеваний (эндогенные психозы);

3)           дети с гипердинамическим синдромом;

4)           дети, находящиеся в условиях депривации;

5)           дети из неблагополучных семей.

К наиболее доступным и необходи мым видам педагогической помощи де тям группы риска относят следующие:

1. Ежедневный, постоянный кон троль родителей и педагогов, направ ленный на формирование у детей само стоятельности, дисциплинированности. 2. Проявление терпения со стороны взрослых, сохранение спокойного тона при общении с ребенком.

3.            Занятия с ребенком, в ходе которых необходимо чутко следить, не об разовался ли какойнибудь пробел в его знаниях; не переходить к изуче нию нового материала, пока ребенок не усвоит пройденное. При обучении ребенка наиболее важно взаимосо трудничество учителя и родителей, единство целей и требований, предъ являемых ими к ребенку.

4.            Контроль за общим психофизическим состоянием ребенка, укрепле ние его физического и психического здоровья.

5.            Развитие общего кругозора: посещение театров, цирка, выставок, концертов, путешествия, поездки на природу.

6.            Своевременное определение характера нарушений ребенка и поиск эффективных путей психологопеда гогической помощи. При этом не сле дует бояться оставить ребенка в на чальной школе на второй год.

Необходимо отметить, что владение коррекционными развивающими тех нологиями целесообразно и необходи мо для педагога, который работает с любой категорией детей (дети группы риска, «трудные» дети, слабоуспева ющие учащиеся или «нормальные» дети). Коррекционные технологии включают в себя использование уни версальных технологий, которые при меняются в работе как с разными возрастными группами, так и с разны ми категориями детей. В нашей статье мы рассмотрим три коррекционные технологии – это танцетерапия, изоте рапия и музыкотерапия. Элементы предложенных технологий можно ис пользовать на любом уроке в качестве минуток отдыха, валеопауз, физкульт минуток, не говоря уже о классных часах, часах общения, совместных детскородительских собраниях и т.п.

Танцетерапия

Это универсальная технология для всех возрастов, от детей и подростков до их родителей и педагогов. Занятия по танцетерапии (танцетворчеству) предназначены для всех, кто хочет жить в согласии со своим организмом (телом), чувствами (душой) и мыслями (разумом); для всех, кто хочет прини мать и понимать окружающий мир.

Цель танцетерапии – самоформи рование и самосовершенствование с помощью заданных или произволь ных танцевальных движений, сопро вождающихся музыкальным оформ лением.

Данную цель раскрывают и кон кретизируют следующие задачи: свободное самовыражение с помощью телесного языка; выплеск эмоций; выражение чувств; построение взаи моотношений между телом и разу мом, сознанием и подсознанием; создание собственного телесного ими джа; физические разгрузки; пости жение искусства владения своим телом; физическое и психическое раскрепощение, «снятие» комплек сов; усиление жизненного потенциа ла; коррекция стрессов, невротиче ских реакций; раскрытие творческих способностей; формирование физиче ской культуры; управление своими состояниями.

Занятия по танцетерапии выстра иваются в форме совместного игрово го проживания танцетренингов, тан цевальных движений, различных развивающих и диагностических упражнений, бесед, самоанализа, ин тегрированных занятий (тренинг личностного роста и танцетворче ство, сеансы изотворчества), индиви дуальной и групповой работы, техно логии развивающейся кооперации.

Всем участникам для эффективной работы по данному курсу необходимо запастись желанием и терпением, а при себе иметь удобную одежду

и обувь, а также тетрадь для записей и наблюдений.

Ведущему занятия необходимо владеть определенным диапазоном социальнопсихологопедагогиче ских и танцевальных технологий, которые позволят ему в нужный момент присоединиться к участ никам, закрепить у них полу ченные положительные эмоции и по вести за собой, корректируя личност ные характеристики.

Начиная цикл занятий с повторения за педагогом простейших танцеваль ных движений (техника «зеркала») и далее осваивая технику совместного игрового проживания ситуаций (тан цетренинги), каждый участник имеет «выход» на свободный творческий та нец, что и становится центром иссле дования и познания себя и мира. Про живание необычных впечатлений, эмоций, состояний, ситуаций предо ставляет человеку возможность апро бировать новые способы поведения, утвердить или изменить отношение к происходящему.

Содержание занятий по танце терапии:

1.            Разминка по кругу: сначала веду щий, а затем каждый участник пока зывают движения, направленные на работу мышц головы и шеи (первый круг); плеч (второй круг); рук (третий круг); спинного пояса (четвертый); жи вота (пятый); ног (шестой).

2.            Разминка в быстром темпе: выби рается ведущий (он может периодиче ски меняться), который предлагает выполнять танцевальные движения под быструю музыку – все участники повторяют за ним.

3.            Выражение своего состояния через движения: каждый участник по очереди, отследив свое состояние на данный момент, выражает его с помо щью любых доступных ему движений; задача всех – точно повторить движе ния и понять состояние ведущего.

4.            Работа в парах по принципу «зеркало»: один человек в паре – ведущий – с закрытыми глазами показывает лю бые движения, которые вызывает в нем звучащая музыка, другой – его отраже ние («зеркало») – с открытыми глазами все повторяет. В процессе работы роли должны меняться.

5.            Рефлексия недели (дня) черездвижения: передача своего впечатле ния от прошедшей недели (дня), яркие моменты недели (дня), запомнившиеся мгновения.

6.            Театрализация движений. Дан ные упражнения по решению ведуще го могут выполняться индивидуально, в группе или коллективно.

Техника перевоплощения:

             придумать свое животное и изобразить его;

             изобразить животное, названиекоторого написано на карточке;

             передать характерные движениягруппы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей, прыжки кенгуру, лягушек на пруду, плавающих уточек, полет косяка журавлей и т.п.;

Изобразить процесс (работа по группам, задания на карточках): связ ка воздушных шариков, которые сду ваются; клумба с распускающимися цветами; коробка тающих шоколад ных конфет; отклеивающиеся от сте ны обои; тающий снег и капающие сосульки; аквариум с рыбками, расте ниями, камнями, улитками; пада ющие с яблони плоды; одуванчик

на ветру; созревший мак; грядка с ово щами после дождя; обед в зоопарке; теплица с растениями; тающее моро женое и т.п.

Изобразить характер местности: лиственный лес осенью; хвойный лес зимой; смешанный лес летом; фрукто вый сад с плодами; вьюнок на заборе; степь; заливной луг; садовый участок; кукурузное поле и т.п.

Техника выражения своего состоя ния, эмоций, чувств. «Я – эмоция» – пе редать состояние, обозначенное на кар точке: ожидание, ликование, грусть, страх, усталость, любовь, волнение, от чаяние, смущение, радость, спокой ствие, нежность, растерянность, лень, удивление, успех, сочувствие, восторг, умиротворение и т.д.

Техника круговых движений. Изоб разить характерные походки: солдата, страуса, балерины, мышки, бегуна, павлина, манекенщицы, обезьяны, маленького ребенка, индюка, атлета, кошки, лягушки, кузнечика, утки, зайца, кенгуру, медведя; ученика, идущего в школу; ученика, идущего из школы; мамы, идущей из магазина и т.п.

Рефлексия каждого занятия – письменная или устная – по следу ющим вопросам:

     Как изменилось мое состояние сначала занятия?

     Что мне помогало работать?

     Что мешало на занятии?

     Мои предложения и пожелания набудущее.

     Я очень рад(а), что...

Музыкотерапия

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. В последние десятилетия выделилось целое на правление в психотерапии – музыко терапия. С помощью музыкального ритма устанавливается равновесие в деятельности нервной системы, успо каиваются слишком возбудимые тем пераменты и, напротив, «оживают» заторможенные дети и взрослые.

Лирическая музыка создает общее настроение успокоения, тихой радости или грусти, ровное внешне поведение. Драматическая музыка создает на строение возбуждения, повышенного жизненного тонуса, подвижное и не спокойное поведение. Для релаксации желательна музыка медленная, спо койная, исцеляющая. Она должна быть не слишком громкой и не слиш ком долгой.

Технология проведения занятий по релаксации достаточно доступна:

1)           педагог включает музыку, участники сидят в удобных положениях и расслабляются, контролируя свое дыхание и доводя его до спокойного;

2)           педагог предлагает участникам«войти» в музыку и представить себе навеваемые ею образы (дальнее эхо, таинственный свет звезд, запах цве тов, березовый лес), посмотреть вдаль, на синее небо, отдохнуть и т.п.

Музыкотерапия используется с це лью коррекции эмоциональных откло нений, страхов, двигательных и рече вых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокор рекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздей ствия на слушателя: 1) психосомати ческое (в процессе которого осуще ствляется лечебное воздействие на функции организма); 2) психотерапев тическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состо яния). Именно катарсистическое (очи щающее) воздействие музыки позво ляет использовать ее в коррекционной работе с детьми, обнаруживающими проблемы в развитии.

Музыкотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой формах работы. Каждая из этих форм может быть представлена в трех ви дах музыкотерапии: рецептивной, активной и интегративной.

Рецептивная музыкотерапия ис пользуется в работе с детьми, которые имеют эмоционально личностные проблемы, конфликтные межличностные внутрисемейные от ношения, переживают состояние эмо циональной депривации, чувство оди ночества, отличаются повышенной тревожностью, импульсивностью. За нятия с детьми средствами рецептив ной музыкотерапии направлены на моделирование у них положительного эмоционального состояния.

Процесс восприятия ребенком музы ки происходит совместно с педагогом, который помогает ему «шагнуть» из реальной жизни в другой, вообража емый мир, мир причудливых образов и настроений. В небольшом, предваря ющем слушание рассказе психолог настраивает дошкольника на восприя тие определенной образной музыкаль ной картинки, затем мелодия как бы уводит ребенка от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.

После прослушивания педагог в беседе с детьми выясняет, что они «видели», чувствовали, «делали» в воображаемом путешествии, какую картинку они могут нарисовать слова ми, описать. Такое восприятие музы ки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состо яние детей.

Активная музыкотерапия исполь зуется в работе с детьми в разных ва риантах: это может быть вокало и танцетерапия, применяемая с целью коррекции психоэмоциональных со стояний у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопри нятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуни кативной сферы.

Занятия по вокалотерапии направ лены на формирование оптимистиче ского настроения: исполнение жизне утверждающих, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент.

Коррекция нарушений эмоцио нальноличностной сферы и психо моторики школьников с отклонения ми в развитии осуществляется посредством кинезитерапии. Она основана на связи музыки и движе ния. В языке жеста, мимики, позах, движении всегда отражается внут реннее эмоциональное состояние ре бенка. Ритмические движения высту пают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения.

Музыкотерапия может использо ваться как вспомогательное средство, тонизирующее или расслабляющее музыкальное сопровождение. В насто ящее время предлагаются синтетиче ские виды музыкотерапии. Реализа ция данной программы предполагает проведение групповых занятий, кото рые включают в себя следующие блоки.

I.            Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии музыки, вопервых, как катализатора эмоциональных процессов, вовторых, как музыкального фона во время рисо вания, а втретьих, как средства ре лаксации, усиливающего вовлечен ность слушателя в процесс работы.

II.          Активная работа с образами музыки включает в себя:

1)           упражнения на самоосознание через музыку (описание эмоциональ ного и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);

2)           свободный танец под музыку, который дает возможность самовы ражения, двигательного раскрепо щения;

3)           зарисовка музыкальных образов,в том числе и групповая, в процессе которой отрабатываются модели опти мального взаимодействия со сверстни ками;

4)           музыкальные зарисовки – индивидуальные импровизации на какую либо тему («Мое состояние», напри мер). Это способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражение;

5)           диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует их взаимопониманию, улучшает мо

дели поведения;

6)           «живую музыку», когда одну и туже мелодию выполняют в разных ма нерах (например, колыбельную – то решительно, то испуганно, то радо стно и т.д.).

Цель музыкотерапии: гармониза ция личности ребенка, восстановление и коррекция его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства. Задачи:

             регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ре

бенка;

             снятие психоэмоционального возбуждения;

             приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

             формирование оптимистического,жизнеутверждающего мироощуще

ния;

             развитие общения со сверстниками;

             развитие умения передавать своенастроение через музыку, движение,

цвет;

             выход из психотравмирующей ребенка ситуации посредством восприя тия музыки;

             моделирование положительногосостояния (катарсиса).

Изотерапия

Изотерапия также является универ сальной технологией, которую можно использовать как для раздельной рабо ты с родителями и детьми, так и для совместного детскородительского творчества. В основе изотерапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изо терапия, с одной стороны – это метод художественной рефлексии; с другой стороны – это технология, позволя ющая раскрыть художественные спо собности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше; а с третьей стороны – это метод психокоррекции, с помощью которого можно корректи ровать эмоциональное состояние чело века и решать его внутренние психиче ские проблемы.

Изотерапия включает в себя изо творчество, дополнительное рисова ние, свободное, коммуникативное и совместное рисование.

1. Для проведения занятия по изо творчеству необходимо подготовить краски, музыкальные аудиозаписи и листы бумаги. Сначала для каждого участника заготавливается по одному отдельному листу, а на последующих занятиях – один лист на двоих, на чет верых, на восьмерых и т.д. (каждый раз с увеличением группы увеличива ются и размеры листа, на котором ри суют все вместе, без границ учета «своего» рисунка и без слов, общаясь только с помощью красок)

Перед началом рисования ведущий проводит определенный психологиче ский настрой, и затем все участники начинают рисовать, ничего не плани руя, спонтанно, – в рисунке не долж но быть никакого реализма! Это должна быть абстракция, выража ющая то, что участники занятия почувствовали во время психологиче ского настроя. Участник старается рисовать, ни о чем не думая и не спра шивая себя: «Что бы это значило, для чего это, что это означает» и т.п.

Изотворчество выполняется в тех нологии развивающейся кооперации, группа участников, как правило, дово дится до 16 человек, но объединение возможно и дальше.

Завершенный рисунок необходимо подписывать: указывается номер опыта (опыт 1 – это рисунок наедине с собой, опыт 2 – в паре, опыт 3 – в четверке, опыт 4 – в восьмерке и т.д.), название работы (по усмотрению автора), количество человек, выпол нивших работу, или авторский знак ее участников.

После окончания рисования обяза тельно проводится рефлексия: 1) как удалось передать свои чувства, состо яние, цвет, форму, движение; 2) что чувствовал каждый из участников во время рисования; 3) какие ощущения испытал каждый от работы в группе; 4) что мешало рисовать, а что помогало; 5) какая из работ особенно нравится и почему; 6) как изменилось ваше внутреннее состояние после ри сования и т.д.

Процесс и результат рисования анализируется по следующим пара метрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображен ных на рисунке, и преобладающие цветовые тона. Например, темные цвета могут быть отголоском внут ренних проблем человека. Яркие кра ски выражают творческое начало, позитивное эмоциональное состоя ние; преобладание пастельных тонов свидетельствует о чувствительности человека. Цвета, их расположение, игра красок – это свой особый, инди видуальный язык, здесь нет никаких установленных правил, это скорее рисунок души, отражающий ее состояние, поэтому чем светлее, ярче, «веселее» рисунок, тем светлее душа, тем чище «человеческое нача ло» в человеке, и наоборот. Чем быст рее участник изотворчества заполня ет лист красками, тем больше запас


его творческих духовных сил, и на оборот. Чем пластичнее, округлее, плавнее на рисунке линии, тем плас тичнее психика человека, тем он более приспособляем к окружающим условиям, и наоборот.

2.            Свободное рисование – каждый рисует что хочет на заданную тему. Рисунки выполняются индивидуаль но, но разговор по окончани работы происходит в группе. На рисование выделяется примерно 30 минут, затем работы вывешиваются и начи нается беседа. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.

3.            Коммуникативное рисование – группа делится на пары, у каждой из них свой лист бумаги, на котором со вместно выполняется рисунок на опре деленную тему. При этом, как правило, вербальные контакты исключаются, участники общаются между собой с помощью образов, красок, линий. После окончания рисования педагог проводит беседу с детьми. При этом анализиру ются не художественные достоинства работ, а те мысли и чувства, которые возникли у детей в процессе рисования, а также отношения, сложившиеся между ними в ходе работы.

4.            Совместное рисование – несколь ко человек (или вся группа) молча ри суют на одном листе. По окончании ра боты анализируется участие в ней каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими детьми в процессе рисова ния. (Педагог анализирует, наблюдая за ходом работы, как каждый ребенок выстраивает отношения с другими детьми, как он начинает рисовать, сколько места на листе занимает и т.д.) Затем возможна консультация психо лога о стиле взаимоотношений ребен ка в группе и о той позиции, которую он занимает по отношению к другим детям и к себе.

5.            Дополнительное рисование – каждый ребенок, начав рисовать на своем листе, посылает затем свой рисунок по кругу, а его сосед про должает этот рисунок, внося


в него чтото свое и передавая дальше по цепочке. Таким образом, каждый участник вносит свои дополнения в рисунки других детей.

Затем каждый из участников рас сказывает, что он хотел нарисовать и что получилось в результате общей работы. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интер претации рисунка детской группой и самим автором. Расхождения могут быть обусловлены как наличием в рисунке неосознаваемых автором элементов, так и проекцией на этот рисунок проблем других детей.

Способы работы с готовыми рисун ками:

1.            Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и индивидуального содер жания.

2.            Анализ каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и уча стники высказываются о том, что им нравится в этом рисунке, а что они бы изменили).

В целом изотерапия способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. В интерпретации рисунков внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, формы, компози цию, размеры, повторяющиеся в раз личных рисунках одного ребенка специфические особенности.

В изотерапии находит отражение непосредственное восприятие ребен ком той или иной ситуации, различные переживания, часто не осознаваемые и невербализуемые.

Для правильной интерпретации рисунков детей необходимо учиты вать следующие условия:

             уровень развития изобразительной деятельности ребенка, для чего необходимо просмотреть рисунки, вы полненные им ранее;

             особенности самого процесса рисования (выбор содержания, соответ ствующего теме; сохранение темы на протяжении процесса рисования или ее трансформация; последователь ность выполнения отдельных частей рисунка; спонтанные речевые выска зывания; характер эмоциональных реакций; наличие пауз в процессе рисования и т.д.);

             динамику изменения рисунковна одну и ту же тему (например, по изотворчеству) либо рисунков близкого содержания на протяжении одного коррекционного занятия или в ходе коррекционного процесса (в те чение года). Даже стереотипное воспроизведение ребенком одного и того же рисунка на протяжении одно го или нескольких занятий становит ся активной ориентировкой и иссле дованием конфликтной ситуации, т.е. представляет значительный шаг вперед.

В рисунке ребенка могут преобла дать различные типы изображения, отражающие не только возрастную динамику изобразительной деятель ности, но и индивидуальные особенно сти личностного переживания ребен ком своих отношений с самим собой, другими людьми и миром в целом на момент создания рисунка. Имеет значения также анализ активности ребенка и способов использования им художественных материалов.

Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция лично сти ребенка, как символическое выра жение его отношения к миру. В этой связи очень важно разделять в дет ском рисунке те его особенности, кото рые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной сторо ны, и особенности рисунка, отража ющие личностные характеристики, – с другой.

отношению к окружающему миру или как проявление гиперактивности.

Изотерапия предполагает исполь зование цветных мелков, карандашей, фломастеров или красок (по возмож ности или по усмотрению воспитате ля), и лишь на занятиях изотворче ством рекомендуется использование только красок (лучше гуашь). При ана лизе рисунков уровень изобразитель ных умений во внимание не принима ется. Речь должна идти лишь о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные пережи вания ребенка.

Таким образом, подводя итог выше сказанному, еще раз отметим, что кор рекционная направленность образова тельного процесса – это нормальная организация учебновоспитательной работы педагога с детьми любого воз раста и любой категории. Используя в своей работе педагогические техноло гии, педагог, с одной стороны, всегда ставит перед собой цель наиболее эф фективного развития детей, а с другой стороны – корректировки эмоцио нальноволевой сферы учащихся. В свою очередь, каждый педагог дол жен четко осознавать, что любой «благополучный ребенок» не сегодня завтра может пополнить число детей группы риска, и отсюда вытекает еще одна первостепенная задача учителя – профилактика проблем в развитии ребенка. Использование коррекционных педагогических тех нологий, взятых в полном объеме или применяемых поэлементно, но систе матически, позволит педагогу наибо лее успешно решать свои профессио нальные задачи.


Так, каракули, бесформенные штрихи и линии, являясь начальной стадией детского рисования, харак терной для раннего возраста, могут быть расценены как признаки за держки умственного развития и в то же время – как индикаторы пережи ваемого ребенком чувства одиночества и беззащитности, как свидетель ство негативизма ребенка по

Òàòüÿíà Ãåííàäüåâíà Íåðåòèíà – канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики начального образования и педагогической валеологии Магнитогорского государствен! ного университета.

Коррекционные развивающие технологии в работе с детьми группы риска

Коррекционные развивающие технологии в работе с детьми группы риска

Танцетерапия Это универсальная технология для всех возрастов, от детей и подростков до их родителей и педагогов

Танцетерапия Это универсальная технология для всех возрастов, от детей и подростков до их родителей и педагогов

Работа в парах по принципу «зеркало»: один человек в паре – ведущий – с закрытыми глазами показывает лю бые движения, которые вызывает в нем звучащая…

Работа в парах по принципу «зеркало»: один человек в паре – ведущий – с закрытыми глазами показывает лю бые движения, которые вызывает в нем звучащая…

Техника круговых движений. Изоб разить характерные походки: солдата, страуса, балерины, мышки, бегуна, павлина, манекенщицы, обезьяны, маленького ребенка, индюка, атлета, кошки, лягушки, кузнечика, утки, зайца, кенгуру,…

Техника круговых движений. Изоб разить характерные походки: солдата, страуса, балерины, мышки, бегуна, павлина, манекенщицы, обезьяны, маленького ребенка, индюка, атлета, кошки, лягушки, кузнечика, утки, зайца, кенгуру,…

Процесс восприятия ребенком музы ки происходит совместно с педагогом, который помогает ему «шагнуть» из реальной жизни в другой, вообража емый мир, мир причудливых образов и…

Процесс восприятия ребенком музы ки происходит совместно с педагогом, который помогает ему «шагнуть» из реальной жизни в другой, вообража емый мир, мир причудливых образов и…

Цель музыкотерапии: гармониза ция личности ребенка, восстановление и коррекция его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства

Цель музыкотерапии: гармониза ция личности ребенка, восстановление и коррекция его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства

Процесс и результат рисования анализируется по следующим пара метрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображен ных на рисунке, и преобладающие цветовые тона

Процесс и результат рисования анализируется по следующим пара метрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображен ных на рисунке, и преобладающие цветовые тона

Чем пластичнее, округлее, плавнее на рисунке линии, тем плас тичнее психика человека, тем он более приспособляем к окружающим условиям, и наоборот

Чем пластичнее, округлее, плавнее на рисунке линии, тем плас тичнее психика человека, тем он более приспособляем к окружающим условиям, и наоборот

Даже стереотипное воспроизведение ребенком одного и того же рисунка на протяжении одно го или нескольких занятий становит ся активной ориентировкой и иссле дованием конфликтной ситуации,…

Даже стереотипное воспроизведение ребенком одного и того же рисунка на протяжении одно го или нескольких занятий становит ся активной ориентировкой и иссле дованием конфликтной ситуации,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2018