Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе
Оценка 4.9

Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл—9 кл
04.09.2019
Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе
Данная работа представляет собой мой опыт работы с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе. Здесь представлены формы работы на разных этапах урока (актуализации знаний, усвоения новых знаний, при первичном закреплении. при выполнении домашнего задания). Данный материал можно использовать при работе с обучающимися с ОВЗ, слабоуспеващими и другими категориями детей.
работа с мигрантами.docx
Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе В РФ проживают россияне более сорока национальностей и тысячи мигрантов из  разных государств СНГ, поэтому русский язык выступает в роли языка­ посредника при  общении людей разных национальностей независимо от их гражданства. Однако многие из  вновь прибывших беженцев и вынужденных переселенцев слабо или вовсе не владеют  русским языком. Следовательно, возникают вопросы: «Как организовать учебный процесс?», «Как  обучить русскому языку нерусских учащихся?». Основной целью преподавания РКИ стало создание условия для «мягкого» включения  детей в процесс обучения, корректировка имеющихся и формирование новых знаний в  области русского языка, а также обучение видам речевой деятельности (аудированию,  чтению, говорению, письму), снятие интерференции в речи и на разных уровнях языковой  системы. Значит, ведущими ключевыми идеями будут следующие: ­прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению  его в школе; ­приучать слух детей к звукам, словам русской речи; ­создавать у детей запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение  пользоваться этим минимумом в разговорной речи; ­научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной  грамматической форме. Как же организовать урок, какие приемы можно использовать? Я поделюсь своим опытом в решении данного вопроса. Моё выступление будет построено так: Демонстрация фрагментов уроков  русского языка(разных этапов урока с  комментированием того, что показываю и  небольшими  пояснениями, с какой целью используются эти формы и приёмы) 1 Актуализация знаний и умений (демонстрация фрагмента) После организационного момента приглашаем детей сесть, открыть тетради,  записать  число, классная работа. Организовывается беседа с РМ по вопросам: 1 Какое сегодня число? 2 Какой месяц? 3 Какой день недели? 4 Что записываем ещё? (Классная работа) 5 Если вы делаете  уроки дома, что вы запишете? (домашняя работа) Можно попутно спросить : какие месяцы ты ещё знаешь, какие дни недели ты знаешь) 2 Фонетическая зарядка (произношение звуков, слогов, скороговорок)  (демонстрация фрагмента) Она направлена на то, чтобы  обучающиеся тренировали свой речевой аппарат  (русскоговорящие), а РМ учился произносить  звуки, слоги,  предложения, т.к.  таджикские и узбекские дети испытывают трудности в различении твёрдых и  мягких согласных (сол, фасол), в использовании Ы и И тиква вместо тыква). В  азербайджанском языке наблюдается  СИНГАРМОНИЗМ (все согласные в слове или только твёрдые или только мягкие) Отсюда – болшой вместо большой. Обычно проводится в начале урока. Занимает немного времени, но польза будет  большая для всех обучающихся. Обращаю Ваше внимание на то, что при произнесении скороговорок для  М. ставится задача не на скорость произносить  скороговорки, а на правильность.  Если есть в школе логопед, то нужно детей направить на занятия с ним. 3 При первичном усвоении новых   знаний  для обучения  используется работа с адаптированным текстом (демонстрация фрагмента) Что это такое?  Адаптированный текст – это упрощённый,  облегчённый текст, приспособленный для малоподготовленных читателей в соответствии с языковой компетенцией.  Работе с адаптированным текстом обучала нас преподаватель Академии  правосудия, кандидат филологических наук Акимова И.И. Тексты адаптируем  сами. Конечно, это происходит заранее. В таких текстах минимум слов,  используются схемы, стрелки и др. условные обозначения, которые ,конечно,  должны быть понятны РМ. Такие тексты, безусловно, используются и для  категории слабых  и   с ЗПР. Вам будет представлен фрагмент урока в 6 классе по теме «Правописание  приставок ПРИ и ПРЕ» (Учебник М.Разумовской) В данном параграфе 7 правил  на данную тему. В адаптированном варианте он выглядит так (показать) 4 При первичном закреплении новых знаний и на последующих уроках (демонстрация фрагмента) широко используются дифференцированные или   разноуровневые задания,  которые можно давать и для других категорий обучающихся. Для нашей группы  обучающихся предлагается прежде всего работа по образцу. Есть упражнения,  в которых  такие образцы даются. Там, где их нет, даём образец мы.   Представлен фрагмент урока в 8 классе по теме  «Тире между подлежащим и  сказуемым»  (учебник М. Разумовской) упр. 85.  Для выполнения задания РМ  предложена карточка­подсказка, в которой проставлены тире  там,  где его  нужно поставить. Данная подсказка позволит РМ правильно справиться с  задачей. 5 При обучении русскому языку как неродному словарная работа – основное  средство расширения словарного запаса  РМ (демонстрация фрагмента).  Здесь обязательно давать задания на определение рода  изучаемых слов, т.к.   в  некоторых языках ( азербайджанском, таджикском, узбекском) у   существительных  нет рода, , нет предлогов,  фактически нет падежей в  таджикском, в узбекском жесткий порядок слов (глаголы всегда в конце  предложения  и т.д). Рекомендуется работать по этапам: 1 Проговаривание 2 Запись в тетрадь (или словарь) с послоговым проговариванием 3 Постановка ударения (обязательно, т.к. ударение в русском языке  подвижное) 4 Лексическое значение 5 Составление словосочетаний 6 Составление предложений,  в идеале включение в текст. Выдаётся карточка­подсказка, в которой слово обязательно прописывается в транскрипции, проставлено ударение, определён род. Будет представлен фрагмент урока  на тему «Употребление  существительных в речи», работа с термином «метафора». 6 К числу эффективных технологий в работе с РМ относятся технологии  сотрудничества – обучение в команде, группе, паре. (демонстрация  фрагмента) Пары могут быть постоянными, переменными.и т.д. Рекомендации  относительно РМ –организация шефства и волонтёрства.  Они сидят за одной  партой. Такая  форма поможет детям быстрее адаптироваться в новой  социальной среде, более комфортно чувствовать себя на уроке и в школе . РМ  может в любое время задать вопрос своему «шефу».  Это создаёт некоторые  неудобства на уроке для учителя (может быть шум), но данный  процесс  необходим. К тому же такая работа помогает исправлять речевые недочёты РМ. 7 Будет представлен фрагмент урока –работа в паре (работа со словарными  словами упр.326  5 класс). Взаимодиктант, взаимопроверка. Если в классе есть 2 детей одной национальности, из которых один владеет  русским языком лучше, чем другой, то возможно пользоваться таким способом:  информация на русском языке переводится на родной язык, потом ответ на  родном языке, потом перевод на русский. В нашей школе используется такой  способ, но только на  индивидуальном занятии, т.к. братья  учатся в разных  классах. 7  Информация о домашнем задании, инструкции по его выполнению. (демонстрация фрагмента). При объявлении домашнего задания возможна выдача карточки –помощницы с  необходимыми пояснениями, записанными терминами, правилами и т.п.  подсказками и задание дифференцировать. 8 Рефлексия (обращение назад) РМ редко поднимает руку на данном этапе урока, поэтому целесообразно  обратиться и к ним с просьбой  (  сегодня на уроке я понял.. , сегодня на уроке я  узнал…)  (Демонстрация нескольких фрагментов)

Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе

Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе

Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе

Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе

Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе

Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2019