Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл—9 кл
04.09.2019
Данная работа представляет собой мой опыт работы с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе. Здесь представлены формы работы на разных этапах урока (актуализации знаний, усвоения новых знаний, при первичном закреплении. при выполнении домашнего задания). Данный материал можно использовать при работе с обучающимися с ОВЗ, слабоуспеващими и другими категориями детей.
работа с мигрантами.docx
Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе
В РФ проживают россияне более сорока национальностей и тысячи мигрантов из
разных государств СНГ, поэтому русский язык выступает в роли языка посредника при
общении людей разных национальностей независимо от их гражданства. Однако многие из
вновь прибывших беженцев и вынужденных переселенцев слабо или вовсе не владеют
русским языком.
Следовательно, возникают вопросы: «Как организовать учебный процесс?», «Как
обучить русскому языку нерусских учащихся?».
Основной целью преподавания РКИ стало создание условия для «мягкого» включения
детей в процесс обучения, корректировка имеющихся и формирование новых знаний в
области русского языка, а также обучение видам речевой деятельности (аудированию,
чтению, говорению, письму), снятие интерференции в речи и на разных уровнях языковой
системы.
Значит, ведущими ключевыми идеями будут следующие:
прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению
его в школе;
приучать слух детей к звукам, словам русской речи;
создавать у детей запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение
пользоваться этим минимумом в разговорной речи;
научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной
грамматической форме.
Как же организовать урок, какие приемы можно использовать?
Я поделюсь своим опытом в решении данного вопроса.
Моё выступление будет построено так:
Демонстрация фрагментов уроков русского языка(разных этапов урока с
комментированием того, что показываю и небольшими пояснениями, с какой целью
используются эти формы и приёмы)
1 Актуализация знаний и умений (демонстрация фрагмента)
После организационного момента приглашаем детей сесть, открыть тетради,
записать число, классная работа. Организовывается беседа с РМ по вопросам:
1 Какое сегодня число?
2 Какой месяц?
3 Какой день недели?
4 Что записываем ещё? (Классная работа)
5 Если вы делаете уроки дома, что вы запишете? (домашняя работа)
Можно попутно спросить : какие месяцы ты ещё знаешь, какие дни недели ты
знаешь)
2 Фонетическая зарядка (произношение звуков, слогов, скороговорок)
(демонстрация фрагмента)
Она направлена на то, чтобы обучающиеся тренировали свой речевой аппарат
(русскоговорящие), а РМ учился произносить звуки, слоги, предложения, т.к.
таджикские и узбекские дети испытывают трудности в различении твёрдых и
мягких согласных (сол, фасол), в использовании Ы и И тиква вместо тыква). В
азербайджанском языке наблюдается СИНГАРМОНИЗМ (все согласные в слове
или только твёрдые или только мягкие) Отсюда – болшой вместо большой.
Обычно проводится в начале урока. Занимает немного времени, но польза будет
большая для всех обучающихся. Обращаю Ваше внимание на то, что при произнесении скороговорок для М. ставится задача не на скорость произносить
скороговорки, а на правильность.
Если есть в школе логопед, то нужно детей направить на занятия с ним.
3 При первичном усвоении новых знаний для обучения используется работа с
адаптированным текстом (демонстрация фрагмента)
Что это такое?
Адаптированный текст – это упрощённый, облегчённый текст, приспособленный
для малоподготовленных читателей в соответствии с языковой компетенцией.
Работе с адаптированным текстом обучала нас преподаватель Академии
правосудия, кандидат филологических наук Акимова И.И. Тексты адаптируем
сами. Конечно, это происходит заранее. В таких текстах минимум слов,
используются схемы, стрелки и др. условные обозначения, которые ,конечно,
должны быть понятны РМ. Такие тексты, безусловно, используются и для
категории слабых и с ЗПР.
Вам будет представлен фрагмент урока в 6 классе по теме «Правописание
приставок ПРИ и ПРЕ» (Учебник М.Разумовской) В данном параграфе 7 правил
на данную тему. В адаптированном варианте он выглядит так (показать)
4 При первичном закреплении новых знаний и на последующих уроках
(демонстрация фрагмента)
широко используются дифференцированные или разноуровневые задания,
которые можно давать и для других категорий обучающихся. Для нашей группы
обучающихся предлагается прежде всего работа по образцу. Есть упражнения,
в которых такие образцы даются. Там, где их нет, даём образец мы.
Представлен фрагмент урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и
сказуемым» (учебник М. Разумовской) упр. 85. Для выполнения задания РМ
предложена карточкаподсказка, в которой проставлены тире там, где его
нужно поставить. Данная подсказка позволит РМ правильно справиться с
задачей.
5 При обучении русскому языку как неродному словарная работа – основное
средство расширения словарного запаса РМ (демонстрация фрагмента).
Здесь обязательно давать задания на определение рода изучаемых слов, т.к. в
некоторых языках ( азербайджанском, таджикском, узбекском) у
существительных нет рода, , нет предлогов, фактически нет падежей в
таджикском, в узбекском жесткий порядок слов (глаголы всегда в конце
предложения и т.д). Рекомендуется работать по этапам:
1 Проговаривание
2 Запись в тетрадь (или словарь) с послоговым проговариванием
3 Постановка ударения (обязательно, т.к. ударение в русском языке
подвижное)
4 Лексическое значение
5 Составление словосочетаний
6 Составление предложений, в идеале включение в текст.
Выдаётся карточкаподсказка, в которой слово обязательно прописывается в
транскрипции, проставлено ударение, определён род.
Будет представлен фрагмент урока на тему «Употребление
существительных в речи», работа с термином «метафора». 6 К числу эффективных технологий в работе с РМ относятся технологии
сотрудничества – обучение в команде, группе, паре. (демонстрация
фрагмента) Пары могут быть постоянными, переменными.и т.д. Рекомендации
относительно РМ –организация шефства и волонтёрства. Они сидят за одной
партой. Такая форма поможет детям быстрее адаптироваться в новой
социальной среде, более комфортно чувствовать себя на уроке и в школе . РМ
может в любое время задать вопрос своему «шефу». Это создаёт некоторые
неудобства на уроке для учителя (может быть шум), но данный процесс
необходим. К тому же такая работа помогает исправлять речевые недочёты РМ.
7 Будет представлен фрагмент урока –работа в паре (работа со словарными
словами упр.326 5 класс). Взаимодиктант, взаимопроверка.
Если в классе есть 2 детей одной национальности, из которых один владеет
русским языком лучше, чем другой, то возможно пользоваться таким способом:
информация на русском языке переводится на родной язык, потом ответ на
родном языке, потом перевод на русский. В нашей школе используется такой
способ, но только на индивидуальном занятии, т.к. братья учатся в разных
классах.
7 Информация о домашнем задании, инструкции по его выполнению.
(демонстрация фрагмента).
При объявлении домашнего задания возможна выдача карточки –помощницы с
необходимыми пояснениями, записанными терминами, правилами и т.п.
подсказками и задание дифференцировать.
8 Рефлексия (обращение назад)
РМ редко поднимает руку на данном этапе урока, поэтому целесообразно
обратиться и к ним с просьбой ( сегодня на уроке я понял.. , сегодня на уроке я
узнал…) (Демонстрация нескольких фрагментов)
Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе
Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе
Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.