Доклад
Подготовила доклад воспитатель
высшей квалификационной категории И.М. Малачева
Разрешите всех поздравить с новым учебным годом! Пожелать хорошего старта во всех начинаниях, которые предстоит сделать!
Тема моего доклада «Работа с детьми раннего возраста в ДОУ»
Одним из приоритетных направлений развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования. Президентом России поручено к 2021 году обеспечить 100%-ную доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет.
Что сделано нами для решения обозначенной федеральной задачи.
В нашем детском саду, вот уже на протяжении 4 лет функционирует группа детей раннего возраста, мы принимаем деток с года.
Группа создана с целью создания условий для полноценного развития детей раннего возраста.
Для достижения обозначенной цели необходимо решение задач, которые вы видите на слайде.
Ребенок раннего возраста
• Ранний возраст охватывает период жизни ребенка от 1 года до 3 лет и имеет исключительно важное значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности
• Ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми
• В рамках предметной деятельности и общения у ребенка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, общение со сверстниками, складываются основные личностные новообразования.
Все эти способности не возникают сами по себе как следствие возраста ребенка, они требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.
Малыши отличаются эмоциональной неустойчивостью: они быстро переходят от бурной радости к отчаянию или от полной открытости к замкнутости и напряжению. От педагога здесь требуются гибкость, фантазия и владение педагогическими приемами, техниками (игры, потешки, сюрпризы). Решающее значение в раннем возрасте имеет индивидуальный подход. Маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные целой группе. Вербальные методы воспитания (инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию) оказываются бесполезными. Дети раннего возраста не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и окружающие предметы, движения, звуки для них гораздо более сильные побудители, чем значение слов взрослого.Эти особенности маленьких детей предъявляют высокие требования к действиям взрослого.
Дети в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми.
От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.
Для решения кадрового обеспечения наши воспитатели, работающие с детьми раннего возраста, проходят курсы повышения квалификации, принимают участие вебинарах. И в ближайшее время, с 13-14 сентября наши воспитатели станут участниками семинара «Цветные ладошки»Лыковой Ирины Александровны — доктора педагогических наук, профессора кафедры начального и дошкольного образования.Автора программы «Теремок» (развитие детей раннего возраста)в Красноярском ИПК
Другим не менее важным вопросом является обеспечение качества дошкольного образования. Перед нами стал вопрос, как реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста, как базисную основу всего последующего развития, ориентируясь на специфику психологического возраста ребенка, и избежать при этом как инфантилизации, так и постановки преждевременных образовательных задач. Планируя систему работы с детьми раннего возраста,столкнулись с такой проблемой, как отсутствие учебно-методического комплекса для детей с года. Изучив огромное количество литературы, игровых, развивающих технологий мы остановились на следующем.
Комплекс игр направленных на развитие мелкой моторики
Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Через игры с песком происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.
Эти игры помогают уменьшить невротические проявления у детей в период адаптации: повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой. В процессе задействованы руки детей, это влияет на сенсорное, речевое развитие, что составляет фундамент умственного развития.
Игровая технология З. П. Дьенеша «Логические блоки Дьенеша» Логические блоки в первую очередь развивают умение давать определение объекту. Используя их в системе сенсорного развития детей 1,5-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, тренируется внимание, память, восприятие.
Нетрадиционное родительское собрание в группе детей раннего возраста. Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»
Форма проведения: игровой практикум.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Во время практикума родителей ознакомили с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей раннего возраста.
Игровой набор «Дары Фребеля» С целью развития мышления, логических способностей, мелкой моторики, формирования элементарных математических представлений с детьми младшего дошкольного возраста применяю игровой набор «Дары Фребеля».
Здоровьесберегающие технологии
Очень важно в первые годы жизни заложить основу здоровья ребенка, создать условия для физического развития, оберегать от заболеваний и переутомлений. Положительный результат возможно при условии правильной организации питания и режима, закаливания, проведения зарядки, массажа, гимнастики после сна, разнообразных подвижных игр на участке и в помещении. В группе созданы условия для разнообразного активного бодрствования, имеется необходимое оборудование.
Одна из наиболее эффективных систем раннего развития Методика Железновых «Музыка с мамой». Это и пальчиковая гимнастика иигровая форма подачи музыкального материала, а также здоровьесберегающая технология. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводим индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно.
Спортивно-музыкальное развлечение с родителями в группе раннего возраста «Здоровые карапузы»
Цель: расширение представления родителей о разнообразии здоровьесберегающих технологий.
Задачи: показать на практике использование методик оздоровления. Особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. На втором году жизни интерес ребенка к играм сюжетными игрушками возрастает. На этом этапе происходит становление основных компонентов процессуальной игры–игровой мотивации, самостоятельных игровых действий, действий с предметами-заместителями и усложнение ее структуры.
Только к концу раннего возраста ребенок может долго играть самостоятельно и увлеченно, часто предпочитая игру с сюжетными игрушками другим занятиям, не требуя постоянного участия взрослого.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.