Выявление, поддержка и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей является одним из приоритетных направлений профессиональной деятельности учителя.
Безусловно, одаренность - это дар, но вместе с тем, требующий заботы и внимания. Каждый ребенок наделен уникальными талантами, которые мы призваны распознать и взрастить. Именно поэтому своей главной задачей ставлю создание в образовательном процессе эффективных условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности на основе выявления индивидуальных способностей и поддержке ранних их проявлений. Работа по направлению «Одаренные дети» состоит из нескольких этапов и начинается с предварительного поиска одаренных детей. На этом этапе, в ходе предварительного поиска, опираюсь на характеристики, которые дают учителя начальной школы. В подборе информации мне также помогают родители, врачи и сами дети. В моей практике нормой является также посещение уроков в 4 классе, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с учителем. Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом пришедшем в пятый класс ребенке.
Работа с одаренными детьми.docx
Работа с одаренными детьми
Выявление, поддержка и психологопедагогическое сопровождение
одаренных детей является одним из приоритетных направлений
профессиональной деятельности учителя.
Безусловно, одаренность это дар, но вместе с тем, требующий заботы и
внимания. Каждый ребенок наделен уникальными талантами, которые мы
призваны распознать и взрастить. Именно поэтому своей главной задачей
ставлю создание в образовательном процессе эффективных условий для
развития интеллектуальнотворческого потенциала личности на основе
выявления индивидуальных способностей и поддержке ранних их проявлений.
Работа по направлению «Одаренные дети» состоит из нескольких этапов и
начинается с предварительного поиска одаренных детей. На этом этапе, в
ходе предварительного поиска, опираюсь на характеристики, которые дают
учителя начальной школы. В подборе информации мне также помогают
родители, врачи и сами дети. В моей практике нормой является также
посещение уроков в 4 классе, с целью наблюдения за способностями каждого
ребёнка, беседы с учителем. Собранная таким образом информация позволяет
создать первое представление о каждом пришедшем в пятый класс ребенке.
Следующий этап работы с одаренными детьми — этап сопровождения.
При организации работы с классом, в котором есть одаренные дети,
использую технологии, основанные на идеях личностноориентированного
образования.
Системность и последовательность работы обеспечивает ведение
индивидуальных личностных карт. Такие карты позволяют составить
максимально развернутый портрет одаренного ребенка и спроектировать
траекторию развития его талантов. При этом заметим, что в классе учатся не
только одаренные дети, но и дети, находящиеся в различных жизненных
ситуациях, с различиями в состоянии здоровья, имеющие поведенческие
особенности. А потому в целом системность и эффективность работы с
разными категориями учащихся достигается введением социального паспорта
класса. Такой паспорт постоянно пополняется и корректируется. Таким
образом, выявляются различные категории учащихся.
Третий этап работы — оценочнокоррекционный — создание условий
для опережающего развития и максимального раскрытия талантов и
способностей одаренных детей. Конечно, важно, чтобы работа с одарёнными
учениками охватывала все формы организации учебной деятельности:
урочную, внеурочную, внеклассную. Принимая во внимание, что способные
учащиеся быстрее, чем другие дети в классе видят предполагаемый результат
учебного труда, назначаю таких школьников консультантами на уроке при
освоении наиболее сложного учебного материала в помощь другим детям в
классе (подготовка к контрольным работам, итоговой аттестации). Учащимся
с предметной одарённостью, успешно осваивающим учебную программу,
вместо упражнений на отработку учебного навыка предлагаю творческие задания. В числе таких заданий, например, подготовка доклада, презентации,
выступления, сбор дополнительного материала по теме.
Интернет.
В учебной работе широко использую словари, энциклопедии,
справочники,
Особое значение приобретают методы
дистанционного обучения. В своей работе я применяю такие его формы как
Онлайн проверка домашнего задания «одаренными» детьми. Работаем с
ребятами и при полмощи странички В Контакте – даю им задания на
внеклассные мероприятия,
обсуждаем подготовку к творческим
представлениям, отслеживаю дистанционное участие ребят, корректируем
конкурсные сочинения. Результативность урочной работы с учащимися
проявляется в результативности их участия в предметных конкурсах, где мои
ученики занимают высокие места.
На мой взгляд, именно внеурочная деятельность позволяет создать все
условия для развития и демонстрации способностей ребят. При проведении
таких занятий, пользуюсь сценарным планом урока, предоставляющем
свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.
Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в
частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются
предметные недели. При проведении предметной недели у детей появляется
возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. В целях
поддержания интереса к предмету используются творческие задания,
требующие работы с дополнительными источниками.
Театрализованные праздники особая форма работы с одаренными
детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать
актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях,
но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить
склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить
эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.
Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей
к сотрудничеству
работе
по самосовершенствованию.
и кропотливой
с педагогами
Очень любят мои ученики проводить миниуроки в младших классах.
Работа организуется в группах, тем не менее, дается возможность ребятам
проявить себя, выбрав то направление, которое ему ближе. Допустим, ктото
из учащихся готовит биографию писателя, другой – презентацию к этому
выступлению, следующий – обзор литературы, его товарищ – выразительное
чтение одного из произведений или инсценировку, ктото подводит итог
викториной.
Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение
школьных олимпиад. Работа по подготовке к олимпиадам проводится в
течение всего учебного года. Занятия проводятся в группах и индивидуально.
Большая роль отводится самостоятельной работе учеников, поиску
необходимой информации в разных источниках. Активно используются электронные пособия, ресурсы Интернет. В качестве материала для занятий
берутся олимпиадные задания прошлых лет, а так же теоретический и
практический материал, собранный из самых различных источников.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями
выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия
и кружки, а также привлечение школьников к участию в олимпиадах и
конкурсах разного уровня и, разумеется, система внеурочной проектно
исследовательской деятельности учащихся, которой присущи элементы
творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта
творчества.
Можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых
важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет
работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия
посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они,
впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов,
олимпиад и научнопрактических конференций разного уровня.
Для вовлечения одаренных детей в исследовательскую деятельность,
развития творческих способностей учащихся организую работу по изданию
школьной газеты «Наша школьная страна», специальных тематических
выпусков, посвященных, например Олимпиаде, Дню Победы, юбилеям наших
учителей, а также выпуску периодических изданий в классе.
Говорят, каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая
книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит
жизнь! Задача педагога: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за
ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то,
что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное!
Работа с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.