Работа с одаренными детьми
Оценка 4.7

Работа с одаренными детьми

Оценка 4.7
Документация
docx
биология +1
Взрослым
24.01.2018
Работа с одаренными детьми
Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
работа с одар. детьмиi.docx
План работы с одаренными детьми  Цель: Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской  деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание  условий для оптимального развития одаренных детей. Задачи:  1. 2. 3. исследовательской деятельности.                                      4.        Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого  ребёнка.                                                                              5.        Создать условия для самореализации одарённых детей.                       6.        Создать максимально благоприятные условия для интеллектуально ­ творческого и  физического развития детей.  развитие творческой, исследовательской активности детей;  развитие творческого мышления;  развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе  Пояснительная записка 1. Выявление одаренных детей. Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических  особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными  и способными  учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов  деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством  интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и  проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость  от добывания знаний. Условно выделяют три категории одаренных детей:  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих  равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем  школьном возрасте). 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области  науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ). 3. Учащиеся, не достигающие по каким­либо причинам успехов в учении, но  обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического  склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем  школьном возрасте). 2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:   принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития  личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном  участии учителя;     принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,  наставничества.  3. Цели работы с одаренными детьми      выявление одаренных детей; создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на  данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей,  в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из  способностей; развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся; адаптация и предпрофильная подготовка выпускников. Стратегия работы с одаренными детьми I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой­ либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных  образовательных областях. II этап – диагностический  – индивидуальная оценка познавательных, творческих  возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы»,  ролевые тренинги, , творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных  олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках  по интересам. III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.  4. Условия успешной работы с одаренными учащимися. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим  внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными  детьми.  5. Формы работы с одаренными учащимися. ­ ­ ­ ­  занятия  с сильными учащимися; конкурсы; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам. План  работы с одарёнными  детьми № Мероприятие 1 Формирование банка данных учащихся имеющих  высокий уровень учебно познавательной  деятельности.  Выявление одаренных детей. Проведение тест­  методик, тестов­опросников, тренингов, диагностик  по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся  Обеспечение индивидуализации, дифференциации  учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных  процессов.  Участие школьников в предметных олимпиадах,  конкурсах Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся  Сроки сентябрь  октябрь  в течение года  ежегодно Регулярно 2 3 4 5 6 7 Разработка  планов индивидуальной работы с  детьми;    проведения занятий с детьми;  отработка форм, методов, приёмов работы; создание мониторинга результативности  работы с одарёнными детьми Еженедельно Анализ работы с одаренными учащимися,  перспективы в работе  май Развитие умения видеть проблемы.  Наблюдение как способ видения проблем.  Развитие умения выдвигать гипотезы.  Развитие умения задавать вопросы.  Развитие умения давать определения понятиям.  Развитие умения классифицировать.  Развитие умений и навыков взаимодействовать с парадоксами.  Развитие умения наблюдать.  Развитие умений и навыков экспериментирования.  Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.  Развитие метафоричности мышления.  Развитие дивергентного и конвергентного мышления.  Тематический план занятий.  Название темы:  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Структура занятия.  1. занятия.  2. деятельности и творческого мышления.  3. 4. 5.  Результаты реализации программы. Реализация программы предполагает развитие у школьников умений исследовательской  деятельности и творческого мышления, особенно таких его характеристик, как беглость,  гибкость, оригинальность, умение выступать на большой аудитории.                                         Выполнение проектов по заданным темам.  Представление и защита выполненных проектов.  Обсуждение занятия. Подведение итогов.  Беседа ведущего с детьми, направленная на включение детей в тему и проблематику Выполнение упражнений, направленных на развитие навыков исследовательской  Принципы работы с одаренными детьми 1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка). 2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 3.Принцип   обеспечения   свободы   выбора   учащимися   дополнительных   образовательных услуг. 4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружок. 5.Принцип   усиления   внимания   к   проблеме   межпредметных   связей   в   индивидуальной работе с учащимися. 6.Принцип   создания   условий   для   совместной   работы   учащихся   при   минимальной   роли учителя. Методы работы: ­анкетирование, опрос; ­ собеседование; ­ тестирование; ­ анализ литературных источников; ­ творческие работы; ­ метод прогнозирования; ­ метод исследования проблемы. Формы работы с одаренными учащимися: ­ творческие мастерские; ­ групповые занятия с сильными учащимися; ­ занятия в кружке; ­ конкурсы; ­ интеллектуальный марафон; ­ участие в олимпиадах; ­ работа по индивидуальным планам; ­ научно­исследовательские конференции. Содержание программы 1. Диагностика обучающихся – методика оценки общей одаренности. 2. Работа со способными и одаренными детьми на уроках – разработан широкий спектр  заданий, исходя из конкретной учебной ситуации и учёта особенностей ребенка, уровня его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности (задания на  развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного  понятия, расположение понятий от частных к общим, задания на развитие творческого  мышления, задания на выполнение исследовательских и творческих проектов, задания  на прогнозирование ситуаций и др.) 3.  Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных (экологический кружок) и  временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям)  с  учетом интересов учащихся.  Основной принцип работы – принцип «обогащения». Ресурсное обеспечение программы: ­ наличие учебной аудитории; ­ библиотечный фонд – наличие литературы; ­  ИКТ. Критерий эффективности: 1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету; 2. Отсутствие неуспевающих по предмету; 3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной  сдачей его; 4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня; 5. Результаты реализации программы. Экологическая конференция для  школьников 8­10 класса Сценарий пресс ­ конференции "Экологические проблемы" для обучающихся средних и  старших классов  Описание материала. Представляю конспект внеклассного мероприятия по экологии для обучающихся средних  и старших классов.  Актуальность заключается в том, что данное мероприятие ориентировано на воспитание у  обучающихся чувства личной ответственности за сохранение природы, разумного  отношения к природным богатствам и бережного отношения к природе. Человек и природа взаимосвязаны, забота о природе ­ это забота о человеке и его будущем. Цель: расширение знаний о взаимодействии природы и человека. Задачи:образовательные: углубить знания о влиянии человека на природу, влиянии  загрязнения природы на здоровье человека; формировать представление об экологических проблемах, путях их решения; развивающие: развивать познавательный интерес к вопросам экологии и сохранения  здоровья; воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и здоровью; коррекционные: развивать слуховое восприятие детей путём опознания, различения на  слух слов и предложений, обогащать словарный запас школьников; создать условия для речевого общения учащихся и помочь расширять их речевую  практику. Словарь: глобальные и региональные экологические проблемы, загрязнение. Оформление: карточки со словами, выставка книг об охране природы и здоровье  человека. Оборудование: карточки со словами, мультимедийный проектор, экран, ноутбук. Участники: корреспонденты, экологи, врачи. Планируемый результат.  Предметные УУД: углубление знаний обучающихся о влиянии человека на природу и  влиянии загрязнения природы на здоровье человека. Метапредметные УУД:  Регулятивные: постановка учебных задач под руководством воспитателя; планирование;  удержание цели и задач в течение занятия; контроль; коррекция; волевая саморегуляция;  оценка. Познавательные: формулирование познавательной цели; выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение), построение логической цепочки рассуждений, умение делать  выводы; поиск, выделение, фиксация необходимой информации; обобщение; осознанное  построение речевых высказываний. Коммуникативные: высказывание своей точки зрения; выражение своих мыслей с  полнотой и точностью; владение монологической и диалогической формами речи;  постановка вопросов; построение речевых высказываний; коррекция и оценка действий  партнёра; планирование учебного сотрудничества. Личностные УУД: мотивация к изучению темы; смыслообразование (установление связи между целью и мотивом, т. е. между продуктом учения и ради чего оно осуществляется. Ход мероприятия: 1. Организация деятельности обучающихся. Самоопределение к деятельности.  Слуховой режим.  Добрый день. Сегодня мы собрались на пресс ­ конференцию.  Актуализация знаний.  Человек ­ часть природы, находится с природой в постоянном взаимодействии. Человек  оказывает положительное и отрицательное влияние на природу. Приведите примеры  положительного влияния человека на природу? Какое отрицательное влияние оказывает  человек на природу? Загрязнение природы влияет на здоровье человека. Погубив природу люди, могут  погибнуть сами. 2. Целеполагание. Прочитайте стихотворение Марка Львовского и скажите чему посвящена пресс ­ конференция? Люби природу, паренёк, И девочка, люби, От загрязнений защищай, Её ты не губи!  Не отравляй полей и рек, Морей, лесов и гор, Ты в них отходы не сливай, Вредителям ­ позор! Люби природу, человек, Её ты охраняй, Картину выжженной земли, Живя, не оставляй! Ответьте на вопрос и сформулируйте тему пресс ­ конференции. Вопрос: как называются  проблемы в области охраны природы? Сформулируйте цель. Узнать больше об  отрицательном влиянии человека на природу, влиянии загрязнения природы на здоровье  человека. Задачи (выбрать): выяснить, какие существуют экологические проблемы, причины их  возникновения, последствия экологических проблем, пути решения экологических  проблем. 3. Работа по теме.  Ведущий: План работы на пресс ­ конференции:  1. Выступления по основным вопросам. 2. Дополнения.  Мы рассмотрим экологические проблемы, причины экологических проблем, последствия и  пути их решения. По окончании пресс ­ конференции всем будет предложен тест «Экологические  проблемы». На пресс ­ конференции присутствуют корреспонденты газет и журналов, врачи и  экологи.Слово предоставляется корреспондентам.  Корреспондент 1. Я корреспондент журнала «Природа и человек». Мой вопрос адресован  экологам. Какие экологические проблемы существуют в мире? Эколог 1. Под влиянием деятельности человека в природе происходят многие серьёзные  нарушения. Такие нарушения в природе стали называться экологическими проблемами. В  настоящее время экологических проблем очень много. Промышленные,  сельскохозяйственные предприятия, транспорт загрязняют окружающую среду.  Загрязнённость – это появление в природной среде вредных веществ. Некоторые  экологические проблемы: загрязнение океана, загрязнение воздуха, загрязнение и  разрушение почв, гибель леса. Эколог 2. Я хочу дополнить выступление. Ещё одна из проблем – большое количество  мусора. В год на каждого жителя планеты приходится тонна мусора. Пластиковое  загрязнение отрицательно влияет на земную поверхность и океаны. Мусор может попадать  в водоёмы. Были такие случаи, когда морские черепахи проглатывали полиэтиленовые  пакеты и погибали. Наряду с общемировыми (глобальными) существуют и региональные  (местные) экологические проблемы. Ведущий: Какие есть вопросы к выступающим? Продолжаем пресс­конференцию.  Корреспондент 2: Я корреспондент журнала «Природа». У меня вопрос к экологам. Этот  вопрос интересует многих наших читателей. Чем загрязняется гидросфера? К чему это  ведёт? Эколог 3. Промышленные предприятия сбрасывают отработанную воду в водоёмы. В такой воде есть ядовитые вещества для обитателей водоёмов. Это приводит к гибели животных и растений водоёма. В водоёмы попадает подогретая вода с предприятий. Это ведёт к  повышению температуры воды в водоёме. В таких водоёмах начинают бурно развиваться  микроорганизмы, в том числе и болезнетворные, увеличивается токсичность загрязняющих  воду примесей, уменьшается количество кислорода. При перевозке и переработке нефти, она попадает в океан, растекается по поверхности  воды, лишает все живые существа кислорода. Это ведёт к гибели растений и животных  водоёма. Огромный урон жизни морей и океанов приносят аварии крупных нефтяных  танкеров. Погибают не только обитатели воды, погибают перелётные птицы, испачкав своё  оперение в нефти или сгорая в факелах газа или горящей нефти. Эколог 4. Я хочу продолжить выступление моей коллеги. Загрязняют водоёмы стоки с сельскохозяйственных полей и животноводческих ферм.  Стоки с сельскохозяйственных полей содержат удобрения и ядохимикаты. Под влияние  удобрений в водоёме увеличивается количество водорослей, расходуется запас кислорода,  водоём умирает. В водоёмы попадают стоки, загрязнённые в процессе бытовой  деятельности людей. Пена синтетических моющих средств вызывает в воде гибель всего  живого. Ведущий: У кого есть вопросы выступающим? Кто может дополнить? Слово  предоставляется корреспондентам.  Корреспондент 3: Я корреспондент журнала «Здоровье». У меня вопрос врачам. Этот  вопрос волнует многих читателей. Как загрязнение океана влияет на здоровье человека? Врач 1. За наше необдуманное отношение к природе мы платим своим здоровьем, а нередко жизнью. Предприятия сливают грязную, порой ядовитую воду в водоём. Эту воду  поглощают растения, рыбы и животные. В их теле накапливаются ядовитые вещества.  Человек ловит рыбу, питается ею. В организм человека попадают вредные для здоровья  вещества. Содержание ртути в сточных водах приводит к страшным заболеваниям – у  человека появляется дрожь, судороги и наступает смертельный исход. Врач 2. У меня есть дополнение. С промышленных предприятий в водоём попадает  подогретая вода. В воде, где повышена температура, развиваются болезнетворные  микроорганизмы, которые попав в питьевую воду, могут вызвать вспышки инфекционных  заболеваний. Например, дизентерию (понос, рвота, высокая температура, иногда  смертельный исход). Кто ещё может дополнить?Слово предоставляется корреспондентам.  Корреспондент 4: Я корреспондент журнала «Охрана природы». У меня вопрос к  экологам. Как защитить океан от загрязнения? Эколог 5. Для защиты океана от загрязнения на промышленных и сельскохозяйственных  предприятиях создают очистные сооружения. Сточные воды промышленных предприятий  очищаются и используются повторно, а не выбрасываются в окружающую среду. При  перевозке и переработке нефти нужно соблюдать правила, чтобы нефть в воду ни в коем  случае не попадала в окружающую среду. Необходимо строгое соблюдение правил  использования и хранения удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве. Хранить  нужно в специальных помещениях и использовать строго по норме. Ведущий: У кого есть дополнение по данному вопросу?  Эколог 6. Я дополню сообщение выступающего. Для охраны вод необходимо сохранение лесов, особенно по берегам рек и озёр; экономное использование воды. Ведущий: Какие вопросы к выступающим? Физкультминутка.1.Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Руки за  голову, голову откинуть назад, свести и развести локти, руки вниз. Повторить 7 – 10 раз. 2. Упражнение для снятия утомления с туловища. В положении «стоя» плечи оставить  неподвижными, повороты таза влево, вправо. Повторить 10 раз. Продолжаем пресс ­ конференцию. Слово предоставляется корреспондентам.  Корреспондент 2: Я корреспондент журнала «Природа». У меня вопрос экологам. Чем  загрязняется воздух? К чему это ведёт? Эколог 7. Человеку в сутки необходимо 25 килограммов чистого воздуха.  Промышленные предприятия, тепловые и атомные электростанции, котельные установки,  транспорт загрязняют воздух. В воздух попадает пыль, копоть, сажа, ядовитые газы,  большое количество углекислого газа. Пылевидные вещества ведут к увеличению числа  облачных дней, увеличению количества микроорганизмов в воздухе. Химизация сельского  хозяйства сопровождается попаданием в атмосферу всё большего количества химических  веществ. Загрязняющие вещества (пыль, ядовитые газы) могут распространяться на  десятки и сотни километров от своего источника и выпадать на почву с атмосферными  осадками. Ядовитые газы (оксиды серы, азота, хлороводород) ведут к образованию  кислотных дождей, убивающих всё живое на земле, под их воздействием разрушаются  металлические конструкции, гранит и мрамор памятников. Под воздействием некоторых  веществ, попадающих в воздух, разрушается озоновый слой Земли, защищающий всё живое  на земле от избытка ультрафиолетовых лучей. Озоновый слой находится на высоте 20 – 25  км от поверхности земли и защищает от солнечной радиации, т. е. от солнечных лучей,  которые в большом количестве губительно действуют на живые организмы. Большое  количество углекислого газа в воздухе ведёт к потеплению климата, подъёму уровня  Мирового океана и частичному затоплению суши, смещению природных зон. Эколог 8.У меня есть дополнение. Между веществами, содержащимися в промышленных  выбросах, происходят химические реакции. Химические реакции, протекающие в воздухе,  приводят к возникновению дымного тумана ­ смога. Кто ещё может дополнить? Какие есть ещё вопросы? Корреспондент 3: Я корреспондент журнала «Здоровье». У меня вопрос врачам. Как  загрязнение воздуха влияет на здоровье человека? Этот вопрос волнует многих читателей  журнала. Врач 3. Вещества, загрязняющие воздух вызывают заболевания органов дыхания (бронхит,  астма). Ядовитые вещества обостряют сердечно – сосудистые заболевания, вызывают  развитие рака лёгких ­ страшного заболевания, очень часто неизлечимого, приводят к  рождению больных детей (у детей чаще проявляется умственная отсталость). Низкое  содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа в воздухе  сопровождается повышением в организме человека содержания вредных веществ, что  приводит к снижению иммунитета. В запылённом воздухе больше микробов, т. к. они осаждаются на частичках пыли и парят в  воздухе. Попадая в организм через органы дыхания, вызывают тяжёлые заболевания  (туберкулёз – заболевание при котором поражаются лёгкие). Врач 4. Я дополню выступление коллеги. При разрушении озонового слоя Земли  увеличивается доза ультрафиолетовых лучей, способствующих развитию рака кожи,  заболеваний глаз, ведущих к снижению зрения. Ведущий: Продолжаем пресс ­ конференцию. Какие есть ещё вопрсы? Корреспондент 4: Я корреспондент журнала «Охрана природы». У меня вопрос экологам.  Как защитить воздух от загрязнения? Эколог 9. Для защиты воздуха от загрязнения на предприятиях применяют очистные сооружения. Отходы на промышленных предприятиях улавливаются  и перерабатываются, а не выбрасываются в окружающую среду. Например, при  производстве металлов, образуется ядовитый газ, его улавливают и используют для  производства серной кислоты. Создание автомобилей, работающих на водородном топливе. У такого автомобиля в качестве отходов образуется вода. Эколог 10. В целях охраны воздуха проводится озеленение городов. Особенно вблизи с  промышленными предприятиями. Растения очищают воздух от пыли, микробов,  используют углекислый газ и насыщают воздух кислородом. Ведущий: У кого есть вопросы? (дополнения)?  Все вопросы рассмотрели. Пресс ­ конференция подходит к концу. 4. Рефлексия. Чему посвящена пресс ­ конференция? Какую цель ставили на пресс ­  конференции? Выполнили ли поставленную цель? Какие задачи выполнили? Что для тебя  было трудно? Сделайте вывод.  Чистота окружающей среды зависит от человека. За своё необдуманное поведение человек  платит своим здоровьем, а иногда жизнью. Люди должны беречь природу, охранять её  богатства. Продолжи предложения: Я узнал(а) . . . Мне понравилось . . . Я понял(а) , что . . . Мне было трудно . . . Оцените свою работу. . . . , молодцы. Вы хорошо говорили и внимательно слушали. Тест «Экологические проблемы». 1.Что называют экологическими проблемами? а) нарушения здоровья человека; б) нарушения в природе в результате деятельности  человека; в) изменения в природе. 2. Перечисли экологические проблемы. 3. Чем загрязняется океан? а) Стоки, загрязнённые в процессе бытовой деятельности  людей; нефть и нефтепродукты. б) Стоки с промышленных и сельскохозяйственных полей и животноводческих ферм; стоки, загрязнённые в процессе бытовой деятельности людей; нефть и нефтепродукты. в) Стоки с промышленных и сельскохозяйственных предприятий; стоки, загрязнённые в процессе бытовой деятельности людей. 4. Как загрязнение океана влияет на здоровье человека? 5. Как защитить океан от загрязнения? а) Очистка сточных вод, очистка и повторное использование воды на предприятиях;  правильное хранение и использование удобрений и ядохимикатов; соблюдение правил при  транспортировке нефти. б) правильное хранение и использование удобрений и ядохимикатов; соблюдение правил при транспортировке нефти. в) очистка сточных вод; очистка и повторное использование воды на предприятиях; правильное хранение и использование удобрений и ядохимикатов. 6. Продолжите предложение: «Загрязняют воздух . . . « а) тепловые и атомные электростанции, котельные установки; транспорт. б) промышленные предприятия; тепловые и атомные электростанции, котельные  установки; транспорт. в) промышленные предприятия; тепловые и атомные электростанции, котельные установки. 7. Чем загрязняется воздух? а) копоть, сажа, ядовитые газы, углекислый газ. б) пыль, копоть, сажа, ядовитые газы,  в) пыль, копоть, сажа, ядовитые газы, углекислый газ.  8. К чему ведёт загрязнение воздуха? а) потепление климата; кислотные дожди; разрушение озонового слоя Земли; б) кислотные дожди; разрушение озонового слоя Земли; в) потепление климата; разрушение озонового слоя Земли. 9. Как загрязнение воздуха влияет на здоровье человека? а) развитие заболеваний органов дыхания, обострение заболеваний сердечно – сосудистой  системы; онкологические заболевания; рождение больных детей. б) развитие заболеваний органов дыхания, обострение заболеваний сердечно – сосудистой  системы; онкологические заболевания. в) обострение заболеваний сердечно – сосудистой системы; онкологические заболевания;  рождение больных детей. 10. Как защитить воздух от загрязнения? а) озеленение городов. б) очистные сооружения на предприятиях. в) очистные сооружения; переработка отходов; озеленение городов.

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018