Работа с одаренными детьми на уроках литературы
Оценка 4.9

Работа с одаренными детьми на уроках литературы

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
искусство +1
5 кл—10 кл
05.08.2018
Работа с одаренными детьми  на уроках литературы
В статье описывается опыт развития творческого потенциала одаренных детей на уроках литературы. Использование музыкальных произведений и живописи на уроках, работа над проектом в рамках урока и во внеурочной деятельности. Указаны конкретные темы проектов, формулировки заданий. Результат работы учащихся в рамках проектов.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.docx
Работа над развитием творческого потенциала  одаренных детей  на уроках литературы посредством интеграции Творческий   потенциал   человека…   Что   скрывается   за   этими   словами? Потенциал (от лат. «сила») ­ в широком смысле трактуется как   запасы, источники,   имеющиеся   в   наличии   человека.   Творческий   ­   способный творить,   созидающий.   Таким   образом,   развить   творческий   потенциал  –   значит   пробудить   в   нем   силы   для   созидания,   раскрыть ученика   источники,   заложенные   природой,   для   проявления   его   творческих возможностей,   его   уникальности   и   неповторимости.   Безусловно, творческий потенциал ученика зависит от творческого потенциала самого учителя, только творческий учитель может развивать творческих учеников. Если мы ставим задачу   развития творческого потенциала, то мы должны создать условия, позволяющие ребенку найти такой вид деятельности, в рамках которого он захочет и сможет  проявить свои способности, развить мышление,   раскрыть   свою   личность.   Уроки   литературы   таят   в   себе неисчерпаемый   потенциал   для   развития     творческого   потенциала   как системного качества личности.  Чтобы   формировать   творческий   опыт   учащихся,   существует   множество приемов и методов, которые  создают условия для поиска нестандартного решения проблемы.  Хочу поделиться опытом использования межпредметной  интеграции, когда возможна   такая   организация   уроков,   в   рамках   которой   сближаются предметы, близкие по способу познания мира: литература и МХК, музыка и литература, музыка и ИЗО. Интеграция как технология и метод обучения, с одной   стороны,   есть   способ,   помогающий   связать   в   единое   целое разрозненные части и элементы, с другой, установить взаимосвязь внутри системы.  Использование   на   уроке   музыкальных   и   живописных   шедевров разных   времен   обеспечивают   мотивацию   высказывания,   содействуют формированию   коммуникативных   умений, наблюдательность и творческое воображение.  Сначала   использую   музыку   для   создания   определенного   эмоционального   развивают   у   детей настроя.  В   дальнейшем   работаю   над   тем,   чтобы   дети   научились воспринимать   музыку   как   самостоятельный   источник   впечатлений.   Со временем   дети,  обогатив   лексику   оценки  чувств  и  эмоций,  смогут   сами определять   характер   музыкального   произведения,   сравнивать     музыку   с литературным   произведением.   Особенно   нравится   детям   такая   работа, когда не дается название музыкального произведения (например, «Зима» из «Времен года» Вивальди) и предлагается соотнести музыку со стихами или рассказать о своем понимании музыки. Это хороший стимул для полета фантазии: кто – то услышит пение вьюги, кто – то шум весенних потоков, кто – то шум дождя в саду. Все ответы будут верными! Главное – доказать свое   мнение,   соотнося   текст   с   характером   музыкального   произведения. Увлекает  детей и сочинение на тему: «Если бы я был  композитором...» (музыка к понравившемуся стихотворению, картине, эпизоду). Пейзажная живопись становится ближе и понятнее детям, когда мы находимся не в позиции зрителя, а переносимся на полотно и рассказываем о картине от лица детей, изображенных на картине, или человека, плывущего в лодке, или от лица … птицы, деревца. Такое «вживание» побуждает не только рассказать о том, что видим, но и о том, сто слышим, чувствуем…  А как не обратиться к музыке и живописи при изучении сказок? Сказочные сюжеты вдохновляли многих композиторов. Стараюсь использовать их на уроках, так как эта музыка понятна и доступна детям. Помогает создать сказочную   атмосферу,   пробуждает   воображение   музыка   Чайковского   к балету «Спящая красавица». Пьеса Мусоргского «Избушка на курьих на ножках» воплощает олицетворение злой силы, коварства;   «Сказка о царе Салтане»   Римского–Корсакова   непременно   увлечет   слушателей сказочными   морскими   мотивами,   «Полет   шмеля»   никого   не   оставит равнодушным. Не   менее   увлекательным   кажется   работа   с   живописными   полотнами   на сказочные   сюжеты.   При   изучении   сказок   сравниваем   иллюстрации художников И. Билибина и В. Васнецова, Т. Мавриной и Т. Пашкова, Г. Буреева (палех) и  Г. Назаренко, сопоставляем с текстом сказок. После чего дети   пишут   творческие   работы:   «Какого   героя   я   хотел   бы   изобразить, какими красками и почему», «Моя музыка к эпизоду…»  Стараюсь,   чтобы   произведения   искусства   сопровождали   нас   на   разных этапах  изучения литературы,  начиная от  сказочных  сюжетов,  заканчивая сложными по содержанию и глубине произведениями. Так, при изучении «Слова о полку Игореве» мы попытались сравнить литературный памятник с   архитектурными   памятниками:   Софийским   собором   Новгорода, Дмитриевским и Успенским соборами во Владимире, Софийским собором в Киеве. Мнения были разные; главное, что ученики доказывали свою точку зрения,   учитывая   особенности  содержания   «Слова…»,   его   композицию, идейное   содержания.   Эта   работа   увлекла   ребят,   и   у   нас   родилась   идея проекта: «Почему В.А. Жуковский  называет рассказ о неудачном походе Игоря  «собором нашей славы?».  Данный проект занял призовое место в муниципальном конкурсе проектов и 3 место в межрегиональном сетевом конкурсе   социально   значимых   проектов   в   номинации   «Язык   –   наше достояние». При   изучении   поэмы   Гоголя   «Мертвые   души»   широко   использую иллюстрации   к   поэме   современных   художников.   Мы   привыкли демонстрировать классические иллюстрации  к поэме художников 19 века: Агина, Боклевского. Но интерес художников к Гоголю не угас и в 21 веке. Оригинальны   рисунки   художника   Сергея   Алимова   (1938).   Все   они полутоновые,  выполнены  карандашом.  Художник   мастерскими  приёмами придал   образам   поэмы   богатство   индивидуальных   черт   и   почти скульптурную   рельефность,     все   эти   странные,   бездуховные   персонажи «Мёртвых   душ»   удивительно   кинематографичны.   Иллюстрации   Чайкуна показались   мне   очень   необычными:   выполнены   в   новом   стиле   ­ сюрреализма. Использование их на уроках дает возможность сравнить не только   иллюстрации   разных   художников,   но   и   разных   эпох,   а   также поразмышлять над вопросами:  ­ Почему не угас интерес художников к поэме в 21 веке? В чем современное звучание   поэмы?   В   чем   сходство   и   различие   видения   образов   поэмы разными художниками? А на одном из последних уроков по поэме «Мертвые души»: «Образ дороги в слове и в музыке», помимо иллюстраций современных художников,   мы слушали   музыку   современных   композиторов   к   поэме:   А.   Шнитке   и   Р. Щедрина,  смотрели   заключительный   фрагмент   фильма   «Мертвые   души» (Мосфильм,   1984   г.,   режиссер   Михаил   Швейцер,   где   на   фоне   музыки Шнитке   звучат   слова   о   птице   –   тройке).   Этот   органический   синтез живописи, музыки и литературы помогает будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность.  Уроки   по поэме Гоголя «Мертвые души» вдохновили ребят на создание проектных работ: «Жизнь поэмы Гоголя «Мертвые души» в иллюстрациях: от 19 до 21 века» и «Мотив пути в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» и его   воплощение   в   музыке   А.Г.   Шнитке».   Последняя   работа   получила   3 место   на   областном   фестивале   гуманитарной   культуры   «Радуга творчества» и 1 место в  III  Межрегиональных  Мартыновских чтениях в номинации «Культурное наследие». Опыт   работы   в   данном   направлении   позволил   увидеть,   что   интеграция помогает ученикам   увидеть красоту и разнообразие мира,  его полноту и многокрасочность,   многогранность в   выражении человеческих чувств.  А такое   видение   мира   способствует   развитию   исследовательской   и творческой   активности.   Это   неоднократно   подтверждается   победами учеников   на   конкурсах   различной   направленности:   в   межрегиональном конкурсе «Пословица – душа народа» ученики заняли призовые  места в номинации   «Конкурс   рисунков»  –  1   и   3   место;   в   номинации   «Конкурс сочинений» –  2 и 3 место; в номинации «Конкурс презентаций» – 3 место. Таким образом, интегрированные уроки развивают творческий потенциал обучающихся,   побуждают   к   активному   познанию   окружающего   мира,   к осмыслению причинно­следственных связей, к развитию логики мышления, коммуникативных   способностей.   Ученики   становятся   более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная   сфера,   его   чувства,   душа.   А   думающий   и   чувствующий человек – это и есть тот человек, у которого развит творческий потенциал.

Работа с одаренными детьми на уроках литературы

Работа с одаренными детьми  на уроках литературы

Работа с одаренными детьми на уроках литературы

Работа с одаренными детьми  на уроках литературы

Работа с одаренными детьми на уроках литературы

Работа с одаренными детьми  на уроках литературы

Работа с одаренными детьми на уроках литературы

Работа с одаренными детьми  на уроках литературы

Работа с одаренными детьми на уроках литературы

Работа с одаренными детьми  на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018