Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Оценка 4.8

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
17.03.2017
Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности Глава 1. «Особенности проявления музыкальной одаренности». Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития». «Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. В развитых странах широко практикуется выявление, диагностирование одаренных детей. В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Уже создано и применяется множество таких программ, они конкурируют между собой. При этом уделяется особое внимание подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми. Педагог не только должен овладеть необходимыми учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность. Вместе с тем в теоретическом плане российская психология имеет свои серьезные накопления в области изучения способностей и одаренности.Такие ученые, как Б.М.Теплов и С.Л.Рубинштейн, многое прояснили в понимании именно индивидуальных различий по одаренности. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Иначе говоря, всякая одаренность есть, прежде всего, творческая одаренность. Ни феноменальные способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одаренности, если её обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами. Понятие музыкальной одаренности многозначно. И эта многозначность отражает природу одаренности как явления динамического, становящегося, многомерного. Существует три критерия оценки музыкальных способностей и одаренности. Первый из них можно назвать культурно-историческим. Суть его заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху существуют определенные музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребенка, подростка и даже взрослого. Способность и одаренность выявляются именно на фоне этих условных предписаний. Второй критерий можно назвать возрастным: если ребенок или подросток может легко и успешно делать нечто, чего не умеют делать сверстники, чаще всего его называют одаренным. Часто этот критерий называют поколенческим. Изменяются условия жизни, развиваются системы образования, совершенствуются программы обучения, и в результате средний уровень возможностей нового поколения становится выше, чем у предыдущего Третий критерий – абсолютный. Для музыкантов истинная одаренность обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре «уметь раньше, чем знать» (например, мыслить гармонически раньше, чем узнаешь законы гармонии и музыкального языка). Отсюда – впечатление какой-то удивительной «зрелости, без созревания», которое обычно больше всего поражает в одаренных людях. Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6-8 лет уже обратили на себя общественное внимание. Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью. Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. Вскоре после систематических занятий они пытаются сочинять и записывать свои сочинения. Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в отличие от других) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования. При всей личностно-психологической индивидуальности музыкально одаренных детей, среди них можно заметить некоторые характерологические типы, встречающиеся чаще других. Музыкально одаренные мальчики часто обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью, рефлективностью, мечтательностью, наивностью. Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению. В заключение характеристики следует отметить еще одно важное обстоятельство. Здесь представлен во многом собирательный образ ребенка с выдающимися музыкальными способностями. Глава 2. «Педагогические приемы, формирующие музыкальные способности на первоначальном этапе». Педагогическое воздействие основывается на слушании музыки, пении, движении под музыку, игре на детских музыкальных инструментах (детский оркестр), музыкально-дидактической игре, игре-драматизации. В них укладывалось не только традиционное содержание, но и такие разделы, как формирование ладового чувства (в музыкально-дидактической игре), постановка певческого голоса, обучение нотной грамоте, формирование детского музыкального творчества (в игре-драматизации). Вообще все занятия проводились в увлекательной форме детского музицирования и вызывали у детей живой эмоциональный отклик. Комплекс способностей формировался в каждом виде музыкальной деятельности, поскольку музыка едина и включает в себя все структурные элементы, отражением которых и являются способности. Однако некоторые виды музыкальной деятельности имели преимущества в отношении развития той или иной способности. Так, становление мелодического слуха происходит главным образом в пении; формирование чувства ритма – в движениях под музыку; репродуктивного компонента музыкального мышления – путем слушания и анализа исполняемых произведений и тому подобное. Задания, которые развивают музыкальные способности. Первое – это слушание музыки. В течение 4 лет дети познакомились с 265 художественными музыкальными произведениями русской и зарубежной классики. Музыкальный материал был доступен для детей. Слушание музыки – активный процесс музыкального восприятия мышления. Очень интересно отметить последовательность этапов работы над музыкальным произведением. 1) «Вступление»– короткое вводное слово; 2) «Экспозиция» – слушание произведения; 3) «Разработка» – его анализ, разбор; 4) «Реприза» – повторное слушание музыки на новом сознательном и эмоциональном уровне; 5) «Кода» – повторение, закрепление музыки в памяти Задачи, которые ставятся перед детьми: определить общее настроение, характер музыки; вычленить средства музыкальной выразительности; представить, о чем «рассказывает» музыка. В процессе слушания и анализа музыки у детей в большей мере, чем в других видах музыкальной деятельности, формируется репродуктивный компонент музыкального мышления и узнающая музыкальная память. В пении проходит становление мелодического слуха в единстве двух его компонентов: перцептивного (ладовое чувство) и репродуктивного (певческий голос). Для того чтобы дети пели эмоционально и выразительно привлекаются необходимые традиционные приемы: предварительная беседа о содержании песни, характере её исполнения, объяснение новых непонятных слова. Специальное внимание чистоте интонирования и певческому дыханию. Движения под музыку занимают также очень большое место, поскольку отражение разнообразных жизненных образов и впечатлений в доступной и интересной форме музыкального движения – один из наиболее адекватных школьному возрасту видов музыкальной деятельности. В нем развивается весь комплекс музыкальных способностей, но главным образом эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальное мышление. Музыкальная игра представлена на занятиях очень разнообразно: как игра с пением, движением, подвижная игра, игра-этюд, игра-упражнение, дидактическая и развернутая игра-драматизация. У младших школьников игра проходит как игра с движением и пением. У более старших инсценировка песен. 3. «Работа с одаренными детьми на занятиях в кружке» С помощью критерий, предложенных методистом УМЛ, доцентом, ПКРО г Москвы С. Мерзляковой (прил.1) я выявила одаренных детей среди учащихся 1 – 4 классов, которые вошли в состав вокальной группы «Капельки». Отбор детей в вокальную группу производится по желанию детей и по просьбам родителей. Ситуация проверки вокальных данных и музыкального слуха – обычная обстановка. Необходимо учитывать, не скован ли ученик, не стесняется ли он петь, двигаться, стремится ли преодолеть трудности. Задачи вокальной группы: 1. Формирование устойчивого интереса к пению 2. Обучение выразительному пению 3. Обучение певческим навыкам 4. Развитие слуха и голоса детей 5. Формирование голосового аппарата 6. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма 7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей Проводя индивидуальную работу, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, одному нужно тянуть звуки, петь повыше (дотягиваться). Другим – как придать правильное положение губам, рту. Третьим - петь погромче, посмелее или наоборот, мягче и тише. Исходя из итогов диагностической карты развития музыкальных способностей, намечается дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ученику. Занятия с вокальной группой в нашей школе проводятся с периодичностью, два раза в неделю. Кроме того, учитывая то, что дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве – с каждым учащимся, который записан в вокальную группу, занимаюсь индивидуально. Для этого, используя богатый опыт в области музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, Т. М.Орловой, В. Емельянова, Д. Огородного, а также передовой педагогический опыт, взятый из журналов “Музыка в школе”, в работе с детьми применяю: 1. Специальные упражнения для развития всех трёх компоненты музыкальности по Б.М. Теплову. - упражнения на развитие ладового чувства - упражнения на развитие музыкально слуховых представлений - упражнения на развитие чувства ритма 2. Музыкотерапевтические распевки на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания. 3. Систему работы, построенную на интегрировании разных видов искусств: - упражнения для развития музыкальных способностей с использованием ИЗО, (рисование под музыку); - музыкально-хореографические упражнения для развития чувства ритма эмоциональной отзывчивости на музыку; - художественное слово; В свой план непременно включаю простейшее определение характера музыки, устойчивость или неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Упражнения на умение удерживать интонацию. Всегда указываю детям на неправильное, нечистое пение, неправильное или неясное, произношение согласных. Обязательно отмечаю положительные стороны их работы. При пении упражнений или песен большое внимание уделяю процессу певческого дыхания, напоминая, где его нужно брать, тем самым регулирую процесс дыхания и управляю им. Это приучает слух и голос ученика к отчётливости в интонации. Так, как слуховая координация, певческий голос и музыкальные способности взаимосвязаны, на занятиях в вокальной группе большое внимание уделяется постановке певческого голоса. Главным критерием должно являться не количество, а качество выученного материала и никогда не показывать на открытых мероприятиях не достаточно вокально и технически отработанные музыкальные произведения. Постепенно, в процессе работы, стараюсь добиваться: - пения естественным звуком без напряжения; - чистого интонирования в удобном диапазоне; - пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму; - слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии; - слышать и оценивать правильное и неправильное пение; - самостоятельно попадать в тонику; - эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально; - чувствовать и соблюдать в пении метроритм. Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретал вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять. Подбор репертуара: 1. Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат. 2. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике. 3. Использовать в работе малоизвестные, не “запетые” в школьной аудитории песни. 4. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял “интонационный багаж” учащихся, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности. 5. Использовать народные песни, произведения фольклора, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей. 6. Обязательно включать в репертуар ряд несложных музыкальных произведений классики в переложении для детского хора. (П. И. Чайковского, Й. Брамса, Г. Иващенко, Ж Бизе, И.С.Баха, С. Рахманинова и. т. д.) 7. По возможности исполнять образцы церковной музыки, как примера высочайшего достижения музыкального искусства. 8. Выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности школьников, их интересы. 9. Все песни должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей. Выбрав песню, использую методы и приёмы, создающие желание исполнять её, при этом перед показом песни, тщательно выучить её, усвоив мелодию и текст. Продумать все динамические оттенки (где быстрее, где заменить темп, динамику, какие фразы и слова выделить, где брать дыхание), а так же тщательно выучить аккомпанемент. Для того чтобы детям песня непременно понравилась, необходим яркий художественный показ. Можно прослушать песню в исполнении хора в аудиозаписи или на музыкальном диске. Перед разучиванием сначала выявить наиболее трудные места в мелодии, отрабатывать их отдельно. Выявить и отработать незнакомые и труднопроизносимые слова. Обратить внимание на чистое интонирование, выравнивание унисона, естественное звучание, без форсирования звука, артикуляцию и эмоциональное исполнение. При разучивании песен всегда придерживаюсь плана: Беседа Знакомство с песней, название, авторы музыки и текста Обсуждение характера и содержания песни. Остановка на непонятных местах. Если есть трудные мелодические обороты, ритмический рисунок, пауза, пунктирный ритм, пропеть отдельно. Для этого сыграть 1, 2 раза трудную часть. Затем дети повторяют вместе с учителем, затем одни (можно без музыкального сопровождения). На начальном этапе несколько утрировать желаемое качество пения. В процессе разучивания дети запоминают. Дать указание на исправление ошибок. Пропеть по несколько человек или отдельно девочек, мальчиков. Пропевание мелодии на определённый слог (без слов) или с закрытым ртом. Работа над дикцией, паузами, динамическими оттенками. Выразительное исполнение песни со всеми музыкальными штрихами. Особое внимание в певческой работе уделяю выстраиванию унисона при исполнении мелодии на одном звуке, а так же на формировании гласных звуков. Главный принцип разучивания – предупреждение ошибок. Лучше лишний раз правильно показать произведение детям, предложить его пропеть несколько раз, в том числе и “про себя”, вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудные слоги, но не допускать неверного пения. Необходимо выбирать такое произведение, которое не надоело бы детям, не вызвало бы у них перенасыщения. Вновь вернуться к уже отработанному произведению и исполнять его на концертах. Те песни, на которые затрачено больше времени, сил, внимания и энергии, становятся для учащихся ближе и любимее. Важно так же на занятиях вокальной группы как удобнее посадить их, с учётом индивидуальных особенностей детей. Это необходимо для развития чистоты интонирования. Во втором ряду у нас сидят чисто поющие дети, показавшие высокие и средние показатели развития певческих навыков, а на первом – детей, которым ещё трудно самостоятельно чисто интонировать мелодию. В работе над развитием музыкальных способностей детей большое внимание уделяется распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха дыхания. Учитывая, что дети младшего школьного возраста ещё любят игровые моменты, подбираю упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы пения – legato, staccato, non legato. Например, в упражнениях: “Мама зовёт” 1 ученик: “Оля, иди домой” 2 ученик: “Не хочу” “Ёжик” “Что за шар, не разберёшь?” “Это я, колючий ёж” “Мальчик и пальчик” Плачет мальчик, ушиб свой пальчик. (Придумать мелодию в миноре) А-А-А-А Завязали пальчик, засмеялся мальчик. (Придумать мелодию в мажоре) Ха – Ха – Ха – Ха………. Так, как Баба Яга является любимым персонажем всех детей, вызывает у детей яркие эмоции, можно использовать с младшими школьниками импровизацию с зеркалом. На ученика надевается парик Бабы Яги, и он придумывает мелодию на слова: “На красавицу Ягу, наглядеться не могу” У каждого ученика слаживается свой образ сказочного персонажа. У одних детей она получается злая, у других – смешная, у третьих – добрая и весёлая. У каждого своя, неповторимая. Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Кроме того, без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С этой целью можно предложить детям упражнение “Испорченный телевизор”, которое целесообразно проводить со всей группой одновременно. Перед выполнением упражнения, настраивая учащихся на выразительное пение, предложить детям представить. Что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы, бабушки и т. д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чём песня, понять слова.Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития». «Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие?
Работа с одаренными детьми.docx
Работа с одаренными детьми на уроках  музыки и во внеурочной деятельности Глава 1. «Особенности проявления музыкальной одаренности». Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные  внутренние предпосылки развития». «Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и  более выраженные творческие проявления. Каких детей называют одаренными? Как  происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким  вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию  таких детей, организует международные конференции. В развитых странах широко  практикуется выявление, диагностирование одаренных детей. В зарубежном опыте весьма  поучительная разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с  повышенными возможностями. Уже создано и применяется множество таких программ,  они конкурируют между собой. При этом уделяется особое внимание подготовке учителей  для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми. Педагог не только должен овладеть необходимыми учебными программами, но и суметь найти  индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом  индивидуальность. Вместе с тем в теоретическом плане российская психология имеет свои  серьезные накопления в области изучения способностей и одаренности.Такие ученые, как  Б.М.Теплов и С.Л.Рубинштейн, многое прояснили в понимании именно индивидуальных  различий по одаренности. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов  широко распространены различные представления о том, что следует понимать под  музыкальной одаренностью. Одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность  проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Иначе говоря,  всякая одаренность есть, прежде всего, творческая одаренность. Ни феноменальные  способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют  музыкальной одаренности, если её обладатель не заявил о себе выдающимися творческими  результатами. Понятие музыкальной одаренности многозначно. И эта многозначность  отражает природу одаренности как явления динамического, становящегося, многомерного. Существует три критерия оценки музыкальных способностей и одаренности. Первый из них можно назвать культурно­историческим. Суть его заключается в том, что в  каждой культуре и в каждую историческую эпоху существуют определенные музыкальные  предписания каждому конкретному возрасту развития ребенка, подростка и даже  взрослого. Способность и одаренность выявляются именно на фоне этих условных  предписаний. Второй критерий можно назвать возрастным: если ребенок или подросток может легко и  успешно делать нечто, чего не умеют делать сверстники, чаще всего его называют  одаренным. Часто этот критерий называют поколенческим. Изменяются условия жизни,  развиваются системы образования, совершенствуются программы обучения, и в результате  средний уровень возможностей нового поколения становится выше, чем у предыдущего Третий критерий – абсолютный. Для музыкантов истинная одаренность обнаруживает  себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, в  таинственном даре «уметь раньше, чем знать» (например, мыслить гармонически раньше,  чем узнаешь законы гармонии и музыкального языка). Отсюда – впечатление какой­то  удивительной «зрелости, без созревания», которое обычно больше всего поражает в  одаренных людях. Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило,  до семи лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6­8 лет уже обратили на  себя общественное внимание. Биографическая статистика свидетельствует о том, что  музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого  раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых  звучащих объектов, незнакомых тембров. В два­три года они хорошо различают все  мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше  петь, чем говорить). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают:  рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу  отличается осмысленностью и выразительностью. Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том  числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень  быстрым и прочным запоминанием музыки. С четырех­пяти лет у них наблюдается  склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. Вскоре после  систематических занятий они пытаются сочинять и записывать свои сочинения.  Исследователи отмечают, что к девяти­десяти годам одаренные дети (в отличие от других) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое  чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие  музыкального дарования. При всей личностно­психологической индивидуальности  музыкально одаренных детей, среди них можно заметить некоторые характерологические  типы, встречающиеся чаще других. Музыкально одаренные мальчики часто обладают  некоторыми чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой  чувствительностью, рефлективностью, мечтательностью, наивностью. Музыкально  одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы,  упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению. В заключение характеристики  следует отметить еще одно важное обстоятельство. Здесь представлен во многом  собирательный образ ребенка с выдающимися музыкальными способностями. Глава 2. «Педагогические приемы, формирующие музыкальные способности на  первоначальном этапе». Педагогическое воздействие основывается на слушании музыки, пении, движении под  музыку, игре на детских музыкальных инструментах (детский оркестр), музыкально­ дидактической игре, игре­драматизации. В них укладывалось не только традиционное  содержание, но и такие разделы, как формирование ладового чувства (в музыкально­ дидактической игре), постановка певческого голоса, обучение нотной грамоте,  формирование детского музыкального творчества (в игре­драматизации). Вообще все  занятия проводились в увлекательной форме детского музицирования и вызывали у детей  живой эмоциональный отклик. Комплекс способностей формировался в каждом виде  музыкальной деятельности, поскольку музыка едина и включает в себя все структурные  элементы, отражением которых и являются способности. Однако некоторые виды  музыкальной деятельности имели преимущества в отношении развития той или иной  способности. Так, становление мелодического слуха происходит главным образом в пении;  формирование чувства ритма – в движениях под музыку; репродуктивного компонента  музыкального мышления – путем слушания и анализа исполняемых произведений и тому  подобное. Задания, которые развивают музыкальные способности. Первое – это слушание  музыки. В течение 4 лет дети познакомились с 265 художественными музыкальными  произведениями русской и зарубежной классики. Музыкальный материал был доступен для детей. Слушание музыки – активный процесс музыкального восприятия мышления. Очень  интересно отметить последовательность этапов работы над музыкальным произведением. 1) «Вступление»– короткое вводное слово; 2) «Экспозиция» – слушание произведения; 3) «Разработка» – его анализ, разбор; 4) «Реприза» – повторное слушание музыки на новом сознательном и эмоциональном  уровне; 5) «Кода» – повторение, закрепление музыки в памяти Задачи, которые ставятся перед детьми: определить общее настроение, характер музыки;  вычленить средства музыкальной выразительности; представить, о чем «рассказывает»  музыка. В процессе слушания и анализа музыки у детей в большей мере, чем в других видах музыкальной деятельности, формируется репродуктивный компонент музыкального  мышления и узнающая музыкальная память. В пении проходит становление мелодического слуха в единстве двух его компонентов: перцептивного (ладовое чувство) и  репродуктивного (певческий голос). Для того чтобы дети пели эмоционально и  выразительно привлекаются необходимые традиционные приемы: предварительная беседа  о содержании песни, характере её исполнения, объяснение новых непонятных слова.  Специальное внимание чистоте интонирования и певческому дыханию. Движения под  музыку занимают также очень большое место, поскольку отражение разнообразных  жизненных образов и впечатлений в доступной и интересной форме музыкального  движения – один из наиболее адекватных школьному возрасту видов музыкальной деятельности. В нем развивается весь комплекс музыкальных способностей, но главным  образом эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальное  мышление. Музыкальная игра представлена на занятиях очень разнообразно: как игра с  пением, движением, подвижная игра, игра­этюд, игра­упражнение, дидактическая и  развернутая игра­драматизация. У младших школьников игра проходит как игра с  движением и пением. У более старших инсценировка песен.  3. «Работа с одаренными детьми на занятиях в кружке» С помощью критерий, предложенных методистом УМЛ, доцентом, ПКРО г Москвы С.  Мерзляковой (прил.1) я выявила одаренных детей среди учащихся 1 – 4 классов, которые  вошли в состав вокальной группы «Капельки». Отбор детей в вокальную группу  производится по желанию детей и по просьбам родителей. Ситуация проверки вокальных  данных и музыкального слуха – обычная обстановка. Необходимо учитывать, не скован ли  ученик, не стесняется ли он петь, двигаться, стремится ли преодолеть трудности. Задачи  вокальной группы: 1. Формирование устойчивого интереса к пению 2. Обучение выразительному пению 3. Обучение певческим навыкам 4. Развитие слуха и голоса детей 5. Формирование голосового аппарата 6. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально­слуховых  представлений, чувства ритма 7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей Проводя индивидуальную работу, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка,  одному нужно тянуть звуки, петь повыше (дотягиваться). Другим – как придать правильное положение губам, рту. Третьим ­ петь погромче, посмелее или наоборот, мягче и тише.  Исходя из итогов диагностической карты развития музыкальных способностей, намечается  дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ученику. Занятия с вокальной группой в нашей школе  проводятся с периодичностью, два раза в неделю. Кроме того, учитывая то, что дети  отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и  голоса, навыками в певческом и музыкально­ритмическом исполнительстве – с каждым  учащимся, который записан в вокальную группу, занимаюсь индивидуально. Для этого,  используя богатый опыт в области музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского,  Н.А.Ветлугиной, Т. М.Орловой, В. Емельянова, Д. Огородного, а также передовой  педагогический опыт, взятый из журналов “Музыка в школе”, в работе с детьми применяю: 1. Специальные упражнения для развития всех трёх компоненты музыкальности по Б.М.  Теплову. ­ упражнения на развитие ладового чувства ­ упражнения на развитие музыкально слуховых представлений ­ упражнения на развитие чувства ритма 2. Музыкотерапевтические распевки на формулу повышения самооценки, профилактику и  развитие правильного дыхания. 3. Систему работы, построенную на интегрировании разных видов искусств: ­ упражнения  для развития музыкальных способностей с использованием ИЗО, (рисование под музыку); ­ музыкально­хореографические упражнения для развития чувства ритма эмоциональной  отзывчивости на музыку; ­ художественное слово; В свой план непременно включаю простейшее определение характера музыки,  устойчивость или неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Упражнения на умение  удерживать интонацию. Всегда указываю детям на неправильное, нечистое пение,  неправильное или неясное, произношение согласных. Обязательно отмечаю положительные  стороны их работы. При пении упражнений или песен большое внимание уделяю процессу  певческого дыхания, напоминая, где его нужно брать, тем самым регулирую процесс  дыхания и управляю им. Это приучает слух и голос ученика к отчётливости в интонации.  Так, как слуховая координация, певческий голос и музыкальные способности  взаимосвязаны, на занятиях в вокальной группе большое внимание уделяется постановке  певческого голоса. Главным критерием должно являться не количество, а качество  выученного материала и никогда не показывать на открытых мероприятиях не достаточно  вокально и технически отработанные музыкальные произведения. Постепенно, в процессе  работы, стараюсь добиваться: ­ пения естественным звуком без напряжения; ­ чистого интонирования в удобном диапазоне; ­ пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под  фонограмму; ­ слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии; ­ слышать и оценивать правильное и неправильное пение; ­ самостоятельно попадать в тонику; ­ эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в  вокальной группе и индивидуально; ­ чувствовать и соблюдать в пении метроритм. Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости,  постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не  вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно  просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретал вредных вокальных привычек, которые потом  будет трудно исправлять. Подбор репертуара: 1. Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал  развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки  правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат. 2. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой  произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике. 3. Использовать в работе малоизвестные, не “запетые” в школьной аудитории песни. 4. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов,  расширял “интонационный багаж” учащихся, приучая их к восприятию современных  образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности. 5. Использовать народные песни, произведения фольклора, как одно из совершенных  средств музыкального воспитания детей. 6. Обязательно включать в репертуар ряд несложных музыкальных произведений классики  в переложении для детского хора. (П. И. Чайковского, Й. Брамса, Г. Иващенко, Ж Бизе,  И.С.Баха, С. Рахманинова и. т. д.) 7. По возможности исполнять образцы церковной музыки, как примера высочайшего  достижения музыкального искусства. 8. Выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности школьников,  их интересы. 9. Все песни должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным,  физиологическим и музыкальным возможностям детей. Выбрав песню, использую методы и приёмы, создающие желание исполнять её, при этом  перед показом песни, тщательно выучить её, усвоив мелодию и текст. Продумать все  динамические оттенки (где быстрее, где заменить темп, динамику, какие фразы и слова  выделить, где брать дыхание), а так же тщательно выучить аккомпанемент. Для того чтобы  детям песня непременно понравилась, необходим яркий художественный показ. Можно  прослушать песню в исполнении хора в аудиозаписи или на музыкальном диске. Перед  разучиванием сначала выявить наиболее трудные места в мелодии, отрабатывать их  отдельно. Выявить и отработать незнакомые и труднопроизносимые слова. Обратить  внимание на чистое интонирование, выравнивание унисона, естественное звучание, без форсирования звука, артикуляцию и эмоциональное исполнение. При разучивании песен  всегда придерживаюсь плана: Беседа Знакомство с песней, название, авторы музыки и текста Обсуждение характера и  содержания песни. Остановка на непонятных местах. Если есть трудные мелодические  обороты, ритмический рисунок, пауза, пунктирный ритм, пропеть отдельно. Для этого  сыграть 1, 2 раза трудную часть. Затем дети повторяют вместе с учителем, затем одни  (можно без музыкального сопровождения). На начальном этапе несколько утрировать  желаемое качество пения. В процессе разучивания дети запоминают. Дать указание на  исправление ошибок. Пропеть по несколько человек или отдельно девочек, мальчиков. Пропевание мелодии на определённый слог (без слов) или с закрытым ртом. Работа над  дикцией, паузами, динамическими оттенками. Выразительное исполнение песни со всеми  музыкальными штрихами. Особое внимание в певческой работе уделяю выстраиванию  унисона при исполнении мелодии на одном звуке, а так же на формировании гласных  звуков. Главный принцип разучивания – предупреждение ошибок. Лучше лишний раз  правильно показать произведение детям, предложить его пропеть несколько раз, в том  числе и “про себя”, вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудные слоги, но не  допускать неверного пения. Необходимо выбирать такое произведение, которое не надоело бы детям, не вызвало бы у  них перенасыщения. Вновь вернуться к уже отработанному произведению и исполнять его  на концертах. Те песни, на которые затрачено больше времени, сил, внимания и энергии,  становятся для учащихся ближе и любимее. Важно так же на занятиях вокальной группы как удобнее посадить их, с учётом  индивидуальных особенностей детей. Это необходимо для развития чистоты  интонирования. Во втором ряду у нас сидят чисто поющие дети, показавшие высокие и  средние показатели развития певческих навыков, а на первом – детей, которым ещё трудно  самостоятельно чисто интонировать мелодию. В работе над развитием музыкальных способностей детей большое внимание уделяется  распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха,  ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и  мимике, тембрового слуха дыхания. Учитывая, что дети младшего школьного возраста ещё любят игровые моменты, подбираю упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение  имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно  интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения  готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать  музыкальный слух и голос. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад,  развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы  пения – legato, staccato, non legato. Например, в упражнениях: “Мама зовёт” 1 ученик: “Оля, иди домой” 2 ученик: “Не хочу” “Ёжик” “Что за шар, не разберёшь?” “Это я, колючий ёж” “Мальчик и пальчик” Плачет мальчик, ушиб свой пальчик. (Придумать мелодию в миноре) А­А­А­А Завязали  пальчик, засмеялся мальчик. (Придумать мелодию в мажоре) Ха – Ха – Ха – Ха………. Так, как Баба Яга является любимым персонажем всех детей, вызывает у детей яркие  эмоции, можно использовать с младшими школьниками импровизацию с зеркалом. На  ученика надевается парик Бабы Яги, и он придумывает мелодию на слова: “На красавицу  Ягу, наглядеться не могу” У каждого ученика слаживается свой образ сказочного  персонажа. У одних детей она получается злая, у других – смешная, у третьих – добрая и  весёлая. У каждого своя, неповторимая. Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Кроме того, без эмоционального  компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С  этой целью можно предложить детям упражнение “Испорченный телевизор”, которое  целесообразно проводить со всей группой одновременно. Перед выполнением упражнения,  настраивая учащихся на выразительное пение, предложить детям представить. Что они  выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало  звука). Мамы, папы, бабушки и т. д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по  артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чём песня, понять слова.

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2017