Организация урока изобразительного искусства для детей с умственной отсталостью в школе VIII вида
Воспитание и развитие детей с умственной отсталостью, также известной как интеллектуальные нарушения, представляют собой сложную задачу. Их успешная адаптация и социализация зависят от глубокого понимания индивидуальных потребностей каждого ребёнка и применения специальных методов, которые учитывают эти особенности.
В этой статье учителя найдут полезные рекомендации, которые помогут им эффективно взаимодействовать с детьми и максимально способствовать их развитию.
Уроки изобразительного искусства для детей с умственной отсталостью имеют важнейшую цель: не только освоить технику рисования или лепки, но и раскрыть творческий потенциал, развить мелкую моторику, координацию движений, а также способствовать социализации и эмоциональному и эстетическому развитию. Успех урока зависит от правильной организации процесса и индивидуального подхода к каждому ребёнку. Учителю необходимо наладить сотрудничество с родителями, проконсультироваться с психологами и специалистами по работе с детьми с умственной отсталостью, чтобы разработать эффективную программу и создать безопасную, поддерживающую среду. Учитель должен хорошо знать психофизические особенности детей, чтобы создать атмосферу доверия и уважения, в которой они будут чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои эмоции через искусство. Важно предлагать задания, соответствующие способностям и уровню развития каждого ребенка, и ставить конкретные, достижимые цели. Не стоит ожидать от всех детей одинаковых результатов. Успех — это не только красивая работа, но и проявленная старательность, развитие навыков, расширение знаний в области искусства и положительные эмоции.
Структура урока изобразительного искусства должна быть чёткой и ясной. Для лучшего понимания заданий рекомендуется использовать визуальные подсказки, такие как картинки, схемы и образцы работ. Объяснения следует давать кратко и понятно, применяя простые слова и термины. Учитель должен планировать каждый урок, учитывая уровень развития и потребности детей в классе, а также индивидуальные предпочтения, интересы и способности каждого ребёнка. Для составления индивидуальной карты развития как отдельного ученика, так и всего класса в целом, необходимо консультироваться с другими учителями - предметниками. На уроках изобразительного искусства важно использовать разнообразные художественные материалы. Все материалы должны быть безопасными и качественными. В силу особенностей развития некоторых детей, одним легче работать с крупными форматами, в то время как другим проще создавать мелкие детали. Некоторым детям проще лепить, в то время как другие лучше рисуют карандашами или красками.
Содержание уроков ИЗО в школе 8 вида
Тематическое рисование - рисование на выбранные сюжетные темы по памяти, представлению, воображению(пейзажи, портрет, сюжетные композиции, иллюстрации). Помогает развивать творческие способности. Рисование на темы приучает детей к самостоятельности в работе, даёт возможность полнее выразить свои мысли и чувства. Развивает зрительную память, пространственные представления и образное мышление. Воспитывает художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству .
Рисование с натуры - изображение объектов, находящихся непосредственно перед рисующим( натюрморты, рисование листьев, цветов, плодов, игрушек) Помогает изучать окружающую действительность. Ученики знакомятся с формой, пропорциями, объёмом, цветом, материалом, освещённостью и положением в пространстве предметов. Формирует умение анализировать и сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления. Развивает пространственное мышление. Обогащает зрительный опыт. Натурная работа даёт учащимся уникальный опыт, который нельзя получить путём копирования фотографий или чужих рисунков. Пробуждает эстетическое отношение к действительности.
Декоративное рисование - создание узоров и других украшений для предметов быта, одежды(изучение народных промыслов). Помогает развивать творческие способности обучающихся, понятия колорита, ритма, композиции. Развивает технические навыки работы акварельными красками, гуашью, тушью. Воспитывает интерес к истокам народного искусства своей Родины. Кроме того, на уроках декоративного рисования ученики познают создание предметов, связь украшения, цвета, формы предмета, знакомятся с народным творчеством, символикой.
Беседы об искусстве(времена года, жанры ИЗО, народные и государственные праздники, народные промыслы). Помогают развитию художественного вкуса, коммуникативных способностей, формируют умение вести диалог. Формируют нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Воспитывают интерес и любовь к изобразительному искусству. Расширяют представления об окружающем мире.
Основные формы работы на уроках изобразительного искусства
Работа с различными материалами: У обучающихся есть возможность работать с глиной, пластилином, красками, карандашами и другими материалами, чтобы создавать свои собственные, неповторимые произведения искусства. Этот процесс не только развивает мелкую моторику и воображение, но и помогает детям выразить свои творческие способности и индивидуальность.
Работа над рисунками: Дети могут учиться изображать различные предметы, животных, людей и пейзажи, используя разнообразные графические стили (фломастеры, карандаши, маркеры, уголь, пастель, масляные мелки, гелиевые ручки, тушь) и живописные техники (акварельные краски, гуашь, акрил, масло).
Создание коллажей и аппликаций: Дети имеют возможность объединять различные картинки, цветную бумагу, фольгу, ткани и природные материалы для создания оригинальных коллажей и аппликаций. Это занятие способствует развитию тактильных ощущений, внимания, воображения и творческого мышления.
Работа над скульптурами: Дети могут создавать скульптуры из глины, пластилина или других материалов, что помогает развивать трехмерное мышление и пространственную ориентацию.
Изучение искусства различных культур: Дети имеют возможность изучать и создавать произведения искусства, характерные для разных культур и эпох. Это расширяет их знания о мире и развивает эстетическое мышление и память.
Участие в выставках и конкурсах: Участие в различных выставках и конкурсах позволяет детям продемонстрировать свои творческие достижения, получить поощрение и поддержку, научиться рефлексировать и воспитывать в себе уважение и внимание к чужому труду.
Поэтапное ведение урока ИЗО для детей с умственной отсталостью
Коллективная работа на уроках будет способствовать социализации и развитию коммуникативных навыков учащихся
Начало урока:
Предложите детям ознакомиться с темой и целями занятия, а также объяснить, почему изучение этой темы важно.
Визуализация урока:
Используйте информационные технологии для создания ярких презентаций с иллюстрациями, а также коллажей и детских рисунков.
Подготовьте несколько рисунков поэтапного рисования, которые помогут детям лучше понять материал.
Практическая работа: Практическая работа — основа урока: Задания должны соответствовать когнитивным и физическим возможностям детей. Сложные задания следует упрощать, разбивать на более мелкие и понятные этапы и наглядно демонстрировать. Наглядность — первое правило ведения каждого урока. Показывайте каждый шаг поэтапного рисования, а обучающиеся должны повторять его за вами. Используйте пошаговые инструкции, картинки и подсказки, чтобы облегчить процесс творчества. Для младших школьников подготовьте заготовки недорисованных изображений или шаблоны. В течение урока оказывайте необходимую помощь, разъясняя выполненные вами поправки.
Позвольте детям самостоятельно рисовать рисунки, коллажи или скульптуры.
Обсуждение работ:
В конце занятия рассмотрите и обсудите лучшие работы.
Поощряйте детей высказывать свои мысли и чувства о произведениях искусства, которые они создали или рассмотрели.
Попросите учеников оценить работы друг друга. Оценка результатов должна быть качественной, а не количественной.
Музыка и движение:
Предложите детям слушать музыку во время творческого процесса или дайте им возможность двигаться и танцевать на уроке.
Позвольте детям вставать из-за парты, чтобы посмотреть на свой рисунок и рисунки одноклассников, но не нарушая дисциплины.
Завершение урока:
Подведите итоги изученного материала и позвольте детям поделиться своими впечатлениями и достижениями.
Оценка работы:
Оцените усвоение материала и похвалите учеников за их труд, старание, аккуратность и творческий подход к уроку.
Дополнительные задания:
Предложите детям дополнительные задания для самостоятельного исследования и творчества вне урока, включая домашние задания или проекты.
В специальной школе урок длится 40 минут. Практические занятия не должны превышать 20 минут. Важно делать короткие перерывы на отдых и проводить физкультминутки. Чтобы повысить мотивацию и удержать внимание детей, можно включать в уроки игровые элементы.На каждом уроке для детей с умственной отсталостью важно создавать дружественную и поддерживающую атмосферу. Это поможет им чувствовать себя комфортно и развивать свои творческие способности. Не стоит бояться ошибок — они являются неотъемлемой частью процесса.
Уроки изобразительного искусства для детей с умственной отсталостью могут стать источником вдохновения и возможностей для развития. Работа в группах, коллективные занятия, индивидуальные занятия, поддержка специалистов (педагогов, психологов, художников) и посещение выставок — всё это способствует достижению успехов в изобразительной деятельности и преодолению трудностей в развитии. .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.