Работа с одаренными детьми в начальной школе
Оценка 5

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
24.12.2017
Работа с одаренными детьми в начальной школе
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Одарённые дети: - имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления; - имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Работа с одаренными детьми.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя специализированная школа №7  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.  ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ. (Методические рекомендации для педагогов) Камышин ,2017 1 Актуальность разработки программы Проблема  работы  с одарёнными  детьми  чрезвычайно  актуальна  для  современного российского общества. Современная   школа   в   условиях   быстро   меняющегося   мира   должна   наряду   с созданием   целостной   системы   универсальных   знаний   и   компетентностей   учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика. Исходя   из   этого,   актуальной   задачей   развития   современного   образовательного учреждения   является   создание   условий   для   развития   инновационного   образовательного пространства,   способного   обеспечить   высокий   уровень   детского   саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности. С   целью   совершенствования   работы   по  выявлению   одарённых   детей,   создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была   поставлена   задача   разработки   индивидуальной   программы   работы   с   учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно­познавательный потенциал. Концепция программы Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения   за   учеником,   изучения   его   психологических   особенностей,   речи,   памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Одарённые дети: ­   имеют   более   высокие   по   сравнению   с   большинством   ровесников   интеллектуальные способности,   восприимчивость   к   учению,   творческие   возможности   и   способы   их проявления; ­ имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность; ­ испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда. 2 В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии: Системный   подход,  сущность   которого   заключается   в   том,   что   относительно самостоятельные   компоненты   рассматриваются   не   изолированно,   а   в   системе   их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования,   субъекты   педагогического   процесса,   содержание   образования,   методы   и формы педагогического процесса и материальная база. Личностный   подход,  утверждающий   представления   о   социальной,   деятельностной   и творческой   сущности   одарённого   ребенка   как   личности.   В   рамках   данного   подхода предполагается   опора   в  воспитании   и   обучении   на   естественный   процесс   саморазвития задатков   и   творческого   потенциала   личности,   создание   для   этого   соответствующих условий. Деятельностный подход    .  Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности,   её   организации   и   регулированию,   контролю,   самоанализу   и   оценке результатов деятельности. Культурологический   подход    обусловлен   объективной   связью   человека   с  культурой   как   системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов   культуры.   В   связи   с   этим   освоение   культуры   как   системы   ценностей представляет собой, во­первых, развитие самого ребенка и, во­вторых, становление его как творческой личности. Реализация   этих   методологических   принципов   позволяет   определить   основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. Цели и задачи работы с одаренными детьми. 3 Цель:  выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития,  самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через  оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.                                                    Задачи:  Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик ;  определить и использовать при организации образовательного процесса методы и  приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;  Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей  детей;   Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,  инициативности и научно­исследовательских навыков, творчества в урочной и  внеурочной деятельности;  Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;  Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине  мира, основанных на общечеловеческих ценностях;  совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его  интересов в школе и семье;  проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад,  позволяющих учащимся проявить свои возможности.   Что такое одаренность? 4 ОДАРЕННОСТЬ – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми . ОДАРЕННОСТЬ ­ значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. ОДАРЁННЫЙ РЕБЕНОК — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. ОДАРЁННЫМИ  принято считать: • детей с интеллектом выше среднего; • детей с высоким уровнем творческих способностей; • детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность). Портрет одаренного ребенка 1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. 2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. 3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. 4. Склонен к рискованным действиям. 5. Обладает   богатой   фантазией,   воображением.   Часто   озабочен   преобразованием, улучшением общества, предметов. 5 6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. 7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. 8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других. 9. Конструктивно   критичен,   не   принимает   авторитарных   указаний   без   критического изучения. 10.Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов. Принципы работы с одаренными детьми 1.Принцип   дифференциации   и   индивидуализации   обучения   (высшим   уровнем реализации   которых   является   разработка   индивидуальной   программы   развития одаренного ребенка). 2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. 4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам. 5.Принцип усиления внимания к проблеме меж предметных связей в индивидуальной работе с учащимися. 6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя. Отличительные особенности одаренных детей 1.Имеют   более   высокие   по   сравнению   с   большинством   остальных   сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления. 2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.  3.Испытывают радость от умственного труда. Виды одарённости: 1. Практическая одаренность:  ­ одаренность в ремеслах  ­ спортивная  ­ организационная  2. Познавательная одаренность:  6 ­ академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам)  ­ научная (научно­исследовательская деятельность в определенной области)  3. Художественно­эстетическая одаренность:  ­ хореографическая  ­ сценическая  ­ литературно­поэтическая  ­ изобразительная  ­ музыкальная  4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.  5. Духовно­ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение  людям). Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:        Сильно   развитое   чувство   справедливости,   проявляющееся   очень   рано.   Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.    Остро   воспринимают   общественную   несправедливость.   Устанавливают   высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. 7  Не могут четко развести реальность и фантазию.  Хорошо   развито   чувство   юмора.   Талантливые   люди   обожают   несообразности,  игру слов,   "подковырки",   часто   видят   юмор   там,  где   сверстники   его   не   обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся   в  защите   от  болезненных   ударов,  наносимых  менее   восприимчивыми людьми.  Одаренные   дети   постоянно   пытаются   решать   проблемы,   которые   им   пока   "не   по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.  Для одаренных детей, как правило ­ характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.  Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них. Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у 1.  Познавательные способности и навыки одаренных детей. Владение большим объемом информации. Богатый словарный запас.    Перенос усвоенного на новый материал.  Установление причинно­ следственных связей.  Обнаружение скрытых зависимостей и связей.  Умение делать выводы.  Умение интегрировать и синтезировать информацию.  Участие в решении сложных проблем.  Организация информации.  Умение улавливать сложные идеи.  Умение замечать тонкие различия. 8  Чувствительность к противоречиям.  Использование альтернативных путей поиска информации.  Анализ ситуаций.  Умение оценивать как сам процесс, так и результат.  Умение предвидеть последствия.  Умение рассуждать.  Построение гипотез.  Применение идей на практике.  Способность к преобразованиям.  Критичность в мышлении.            Высокая любознательность. 2.Творческие способности Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость в мышлении и действиях. Быстрота мышления. Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что­то новое. Богатое воображение. Восприятие неоднозначных вещей. Высокие эстетические ценности. Развитая интуиция. 3. Особенности эмоциональной сферы Реалистическая Я­концепция.  Уважение к другим. 9      Эмпатическое отношение к людям. Терпимость к особенностям других людей. Склонность к самоанализу. Терпимое отношение к критике. Готовность делиться вещами и идеями.  Настойчивость в выполнении задания.  Независимость в мышлении и поведении.  Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.  Соревновательность.  Чувство юмора.  Чуткость к анализу нравственных проблем.  Уверенность в своих силах и способностях.  Внутренняя мотивация. Условия успешной работы с одаренными учащимися. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми. Учитель должен быть: ­ увлечен своим делом; ­ способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; ­ профессионально грамотным; ­ интеллектуальным, нравственным и эрудированным; ­ проводником передовых педагогических технологий; ­ психологом, воспитателем и умелым организатором учебно­воспитательного процесса; ­ знатоком во всех областях человеческой жизни. Обучение одаренных детей 10  Возникает   много   сложностей   в   обучении   одаренных   детей.   Образуются определенные   пробелы   в   знаниях,   умениях   и   навыках,   не   обеспечивается должная систематичность в их усвоении.  Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего, необходимо, чтобы во всех   классах,   где   есть   такие   дети,   учителя   как   минимум   прошли соответствующую курсовую подготовку  Необходимо   обеспечить   благоприятную   психологическую   атмосферу   в классном   коллективе,   поощрять   ребенка   за   оригинальные   идеи.   Не   стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.  Следует придерживаться индивидуального подхода к одаренным детям  Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.  Научить детей, прослеживать межпредметные связи. Формы работы с одаренными учащимися. ­ творческие мастерские; ­ групповые занятия; ­ кружки по интересам; ­ конкурсы; ­ интеллектуальный марафон; ­ участие в олимпиадах; ­ работа по индивидуальным планам; ­ научно­исследовательские конференции. 11 Деятельность учителя  Проведение наблюдений за учебной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения.  Изучение и развитие уровня развития организационных, коммуникативных, информационных, мыслительных общеучебных умений и навыков; характеристики уровней развития мотивационно­потребностной и эмоционально­волевой сферы  Отбор методов, форм и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, применение этих форм, методов и приёмов.  Подготовка дополнительного материала к урокам для развития креативности учащихся. одарённых и высокомотивированных учеников.  Разработка индивидуальных программ развития одарённого ребёнка. Учёт интересов одарённого ребёнка и максимальное поощрение углублённого изучения учебных тем, выбранных самим учеником.  Поддерживать и развивать уровень самостоятельности в учении.  Содействие развитию рефлексии. Деятельность классного руководителя 12  Проведение   наблюдений   за   внеурочной   деятельностью   обучающихся   для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения.  Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка.  Планирование   системы   внеклассной   воспитательной   работы   в   рамках индивидуальных программ развития одарённых учеников.  Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребёнка и   посещение обеспечивающей   возможность   её   удовлетворения   социокультурных учреждений, экскурсии, пример взрослых и т.п.). (прогулки,  Проведение   различных   внеурочных   мероприятий   (предметных   недель, конкурсов, олимпиад и т.д.), позволяющих ребёнку проявить свои способности. Методы психологических воздействий, используемые при работе с одаренными детьми (по Ю.Б. Гатанову): 1. «Мозговой штурм».  Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество   решений.   Необходимо   ценить   не   качество   ответов,   а   их   количество, воздерживаться   от   критики   и   оценки   идей,   пока   они   не   перестанут   поступать. Необходимо учесть, что впервые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество   ответов,   затем   они   начинают   поступать   все   реже   —   хотя   именно   эти последние   ответы   чаще   всего   бывают   наиболее   оригинальными.   Затем   поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения их реализации. 2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:  групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;  соревновательная   деятельность   не   должна   быть   связана   с   материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.  команды   должны   постоянно   перераспределяться   так,   чтобы   все   дети   имели возможность   побывать   в   числе   победителей,     и   не   было   постоянных   неудачников; критерии   оценки   деятельности   команд:   количество   идей   и   идеи,   отличающиеся   от остальных. 3. Сотрудничество и кооперация  дают возможность научиться жить в группе. Они учат   взаимопониманию,   развивают   способности   к   лидерству,   позволяют   менее одаренным   детям   пережить   успех,   сотрудничая   с   более     одаренными.   При   этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми. 13 4.  Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит   другие   возможные   идеи   или   способы   решения   той   проблемы,   которую   он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими. Мероприятия при работе с одаренными детьми Найти точку роста Для   успешной   работы   с   одаренным   ребенком   педагоги   пытаются     найти   его сильную сторону и дать ему возможность   проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить   в   свои   возможности.   Проявить   сильную   сторону   означает   возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу  выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы. Выявление индивидуальных особенностей Одаренность   не   лежит   на   поверхности.   Учителя   должны   хорошо   овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют   недостаточно   сведений   об   учащихся.   Считается,   что   ребенок   с   высоким интеллектом   должен   превосходить   остальных   по   всем   школьным   предметам. Следовательно,   учителя   ждут   от   него   наибольшей   эмоциональной   и   социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь. Воспитание лидерских качеств Творческая   личность   характеризуется   умением   самостоятельно   выбирать   сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и  для выработки «умения мыслить». В своей работе на уроке можно использовать:  Метод   вживания.  Позволяет   учащимся   посредством   чувственно­   образных   и мыслительных   представлений     «переселиться»   в   изучаемый   объект,   почувствовать   и познать его изнутри.  Метод эвристических вопросов.  Ответы на семь ключевых вопросов:    Кто? Что?   Зачем?   Где?   Чем?   Когда?   Как?  и   их   всевозможные   сочетания   порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.  Метод   сравнения.    Дает   возможность   сопоставить   версии   разных   учащихся,   а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными,  философами и т. д. 14  Метод   конструирования   понятий.  Способствует   созданию   коллективного творческого продукта ­ совместно сформулированного определения понятия.  Метод   путешествия   в   будущее.    Эффективен   в   любой     общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.  Метод ошибок.  Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам,   замену   его   на   конструктивное   использование   ошибок   для   углубления образовательных   процессов.   Отыскивание   взаимосвязей   ошибки   с   «правильностью» стимулирует   эвристическую   деятельность   учащихся,   приводит   их   к   пониманию относительности любых знаний.  Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.  Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что­либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.  «Мозговой  штурм»  (А.  Ф.  Осборн).  Позволяет   собрать   большое   число   идей   в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.  Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной   альтернативы     решения.   Например,   объект   исследуется   с   внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.   Использование развивающих игр   при организации внеурочной деятельности Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во­первых, задавать необычные вопросы, во­вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями. Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно. «И  все­таки у них  много  общего».   Задание:  возьмите   наугад   два   существительных, которые   принадлежат   к   совершенно   разным   сферам   лексики.   Для   простоты   можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и взяв первое  попавшееся слово. Выбрав два понятия,   которые,   казалось   бы,   не   имеют   между   собой   ничего   общего,   попытайтесь «нащупать» между ними какую­нибудь связь. Любым способом.   Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой.   Это   упражнение   тренирует     мозг   на   сознание   непривычных   комбинаций   и   учит пользоваться  «ингредиентами», находящимися в  разных его секторах.   Например: «Что общего между глазом и водопроводным краном»? ­ Оба слова ­ из четырех букв; ­ В обоих случаях буква «А» ­ третья по счету; ­ При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть; ­ И то и другое может блестеть; ­ Из них иногда льется вода; ­ Когда они портятся, из них подтекает. Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана. 15 «Безумный   генетик».  Для   этого   упражнения   понадобится   листок   бумаги   и   ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат. Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое  будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.  Работая   над   этим   художественным   произведением,   вы   убедитесь,   что   богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное ­ «задушить» логику и здравый смысл, которые  будут мешать в работе. «Сумасшедший   архитектор».  Задание:    необходимо   нарисовать   дом.   Для   этого   вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить   большие   деньги   за   эскиз   своего   жилья.   Его   условие:   в   эскизе   должны   быть представлены…   (далее   следует   10   выбранных   слов).   Рисуйте   дом   прозрачным,   чтобы внутри можно было разместить мебель. Например: «Кастрюля» ­ отлично, дом будет иметь   форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона.  «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности. «Десять   плюс   десять».  Возьмите   любое   существительное   и   напишите   в   столбик   10 прилагательных, которые к нему подходят.  Например, «шляпа – большая, зеленая,  теплая, модная, красивая  и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).  « И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что­либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.  Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т. д.                                            Упражнения для развития творческого восприятия Помогают ученику раскрыть свои возможности  и найти личный путь творческого развития. 1. Упражнение  «На одну букву».  Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».  2. Упражнение  «На   несколько   букв».  Необходимо   определить   характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы. 3. Упражнение  «Переключение   внимания».  Ученики     рассматривают   предмет   в руке,  по команде  переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд. 16 4. «Что нового?»  Проверяя  степень   развития наблюдательности   и  одновременно, снимая     напряжение,   учитель   спрашивает   у   учеников   в   начале   урока:   «Что   нового   вы заметили сегодня в нашем классе?». 5. «Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть».  Это упражнение можно выполнять письменно. 6. «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает  в воображении. 7. « Цепочка ассоциаций».  Оттолкнувшись     от  какого –  либо  слова,  отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов. 8. « Рассказ по картинкам».  Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой. 9. «Составь   комикс».  Попросите   ребенка   составитькомикс.   Для   этого   можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их. 10.  «Музыка».  Ребенку   предлагается   прослушать   музыку.  Затем   ему  дают   четыре краски:   красную,   зеленую,   синюю,   желтую.   Используя   эти   краски,   ребенок     должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок. 11.«Неоконченный   рисунок».  Ребенку   предлагается   ряд   кружочков   (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя. 12.« Придумай название».  Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.  13.«Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем ­   сочинить двустишия на заданные рифмы; потом   подобрать   рифму   и   закончить   заданные     двустишья.   В   завершение   игры   можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм. 14.«Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно   больше   решений.  Проблемы   могут   быть   такими:  «Как     вырастить   пальму   возле дома? Как развести сад на луне? Как   сосчитать все звезды? Как устроить машину для приготовления уроков?».   Индивидуальный учебный план по предметам Содержание (раздел программы, тема) форма сроки 17 1. … изучения Список одаренных детей № п/п Фамилия Клас Виды Способности Методы и Имя с одарённости формы работы 1. 2. 3. 4. Карта одаренного 1.Фамилия, имя, отчество учащегося:____________________________________ учащегося 18 ее   структура(ФИО   родителей, 2.Состав   семьи,   не   полная, многодетная):__________________________________________________________________ ________________________________________________________ 3. Жилищно­бытовые условия:_________________________________________ _____________________________________________________________________   полная, 4.Взаимоотношения   в   семье   (доверительные,   основанные   на   взаимопонимании,   теплые): _____________________________________________________________ 5.Культурный уровень семьи (высокий, средний, др.)________________________ 6.Воспитательный   потенциал   семьи   (высокий,   уделяют   большое   внимание   обучению, развитию ребенка как в школе так и дома и т.д.) _____________________________________________________________________ 7.Характер ребенка: (перечислить качества личности)______________________________ _____________________________________________________________________ 8.   Положение   ребенка   в   коллективе   (пользуется   авторитетом,   является   лидером, интроверт, аутсайдер, взаимоотношения с другими детьми и т. д.) _____________________________________________________________________    отметки       по предметам, 9.Учебная   деятельность   (успеваемость:  имеет   положительные   отметки   по   всем предметам, есть отрицательные отметки по некоторым предметам, отсутствуют положительные средний балл):___________________________________________________________ ­мотивация обучения (высокая, хорошая школьная мотивация, положительная,  низкая)______________________________________________________________ ­ посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины, бывают пропуски  без уважительной причины)_____________________________ ­Способности к обучению (высокие, средние, низкие) ___________________________ -познавательный интерес (высокий, средний, низкий)______________________ 10.Трудовая деятельность(наличие трудовых навыков, предпочитаемые виды труда:  умственный, физический, спортивный) _____________________________________ 11.Получение дополнительного образования (перечислить, если имеет склонности к другим видам деятельности (спортивная, художественная и др.)) ______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ План работы с одаренными детьми Мероприятия Сроки Анкетирование детей Сентябрь № п/п 1. 19 2. 3. 4. 5. . 6. . 7. 8. 9. 10. Работа с родителями, опросы, анкетирования,  консультирование Диагностическая работа во время проведения  интеллектуальных и художественных конкурсов Регулярные  консультации для одаренных детей  по различным группам одарённости Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные  задания, задания повышенной трудности по  русскому языку и математике, разработки  интеллектуальных марафонов, игр) Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки,  Интернета, электронных энциклопедий. Применение на уроках современных технологий:  игровых, учебно­исследовательских,  коммуникативных, проблемно­поисковых и  здоровьесберегающих технологий Использование элементов дифференцированного  обучения направленных на творческий поиск,  высокую познавательную активность,  самостоятельную деятельность, а также учебную  мотивацию одаренных учащихся Организация индивидуальной и групповой работы  с одарёнными детьми. Проведение нестандартных форм  уроков: урок­ КВН, «Умники и умницы», урок­путешествие,  урок­игра, урок­творческая мастерская  в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года 20 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. № 1. Подготовка к олимпиадам (русский язык,  математика, окружающий мир, литературное  чтение; физическая культура);  Участие в международных, всероссийских,  региональных, муниципальных конкурсах разного  направления. Проектная  и исследовательская деятельность на  уроках, внеклассных мероприятиях. Участие в предметных неделях. Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях Совместное  творчество родителей и детей.  Выставки работ.   в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года май Отправление благодарственных писем родителям  учащихся  май Сведения об участии в школьных и дистанционных  конкурсах, олимпиадах Фaмилия, имя  Дата участия Название конкурса, олимпиады Результат  21 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 22 Модель системы выявления и развития в школе одарённых детей и подростков Диагностика Творчески развивающая среда школы Организационно­ научные основы        формирован  определение  целей­ результатов  диагностики и  принципов  отбора  диагностируемы х учащихся;  отбор методов  (методик) и  составление  программы  диагностировани я;  определение  этапов  диагностики  (мониторинг);  составление банка обучающихся с  яркими  проявления того  или иного типа  одарённости;  выделение  обучающихся с  потенциалом к  творческому  развитию. ие рабочей  команды; разработка и  обсуж­дение  программы по  работе с  одарёнными  детьми в школе; планировани е работы научно­ методического  семинара для  педаго­гов по  овладению  знаний о  сущности  одарённости; составление  плана по  развитию у  педагогов  личностных  качеств,  необходимых для работы с  одарёнными; составление  системы  мероприятий по  раз­личным  видам  одарённости; разработка  схемы  характеристики  одарённого  ребёнка; разработка  модели  индивидуальной  траектории  творческо­го  развития  школьника. Проектирование среды во внеурочной деятельности  формирование у  Конструирование среды  на уроках  научно­методический  школьников  мотивации к  занятиям творческой  деятельностью  (дискуссионный  клуб, встречи с  учёными, изучение  ЖЗЛ и т.п.);  формирование у  обучающихся умений конструктивного  поведения и  сбережения здоровья  (тренинги общения,  личностного роста,  клуб самопознания и  пр.);  развитие креативных  качеств обучающихся (тренинги  креативности);  развитие  исследовательской  культуры  обучающихся  (семинар­практикум  по основам  исследовательской  деятельности);  организация работы по приобретению  школьниками опыта  творческой  деятельности в той  или иной сфере  одарённости (НИР,  проекты, творческие  студии, кружки,  занятия в  лабораториях ВУЗов, в редакциях и др.  внешкольных  учреждениях).  семинар по овладению  педагогами  инновационными  развивающими  образовательными  технологиями: ­ проблемно­ исследовательская, ­ проектная, ­ развития критического  мышления, ­ герменевтическая, ­ игровая, ­ кейс­технология, ­ ИКТ­технология п пр.;  планирование и  проведение системы  уроков по  использованию  развивающих  технологий;  посещение и обсуждение  уроков, проведённых в  контексте  инновационных  технологий;  обмен опытом по работе с одарёнными  школьниками на уроках;  конференции, дебаты,  форумы и т.п. в школе и  за её пределами  (районный, городской,  региональный,  всероссийский и  международный уровни) по тематике системного  развития одарённых  детей. Литература 1 Андреева Г.И. Педагогика творческого саморазвития. 2 Бурменская Г.В. Одаренные дети. 3 Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети  4 Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. 5 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьника. 6 Панов В. Не только дар, но и испытание. 7 Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. 8 Опыт   работы   с   одаренными   детьми   в   современной   России.   Сборник   материалов Всероссийской   научно­практической   конференции   /   Науч.   ред.   Н.Ю.   Синягина,   Н.В. Зайцева. – М.: Арманов­центр, 2010. 9 Богоявленская Д.Б. Понятие, методы развития одарённости. // Столичное образование,2008

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2017