Работа с природным материалом как средство формирования экологической культуры обучающихся
Оценка 4.6
Образовательные программы +3
doc
экология +1
Все классы
13.07.2018
Методические рекомендации по работе с природным материалом для создания композиций как средство формирования экологической культуры обучающихся. Материалы изложенные в рекомендациях, способствуют воспитанию у детей ценностного отношения к природе и формирование экологической культуры посредством работы с природным материалом.
Данные методические рекомендации будут интересны педагогам дополнительного образования детей, воспитателям дошкольных образовательных организаций и учителям школ.
Публикация.doc
Тайлакова Ольга Анатольевна
Методист ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ»
г. Новосибирск
Методические рекомендации по работе с природным материалом для
создания композиций как средство формирования экологической культуры
обучающихся.
Практическая значимость: Данные методические рекомендации будут
интересны педагогам дополнительного образования детей, воспитателям
дошкольных образовательных организаций и учителям школ.
Цель: Воспитанию у детей ценностного отношения к природе и формирование
экологической культуры посредством работы с природным материалом.
Задачи:
– Воспитание бережного отношения к окружающей природной среде;
– Расширение представление о многообразии видов декоративноприкладного
творчества;
– Формировать образное пространственное мышление, умение выразить свою
мысль с помощью композиций;
– Формировать грамотное отношение к окружающей природной среде
посредством работы с природными материалами.
Современная система образования во всех звеньях ориентирована на
раскрытие творческого потенциала подрастающей личности через активное
познание социума в различных видах деятельности.
По своей многомерности, упрощённости образов, их яркости и нарядности
воплощений, декоративноприкладное творчество близко детям, вызывает у них
сенсорную пытливость познавательную активность, эстетическое переживание.
Государственное Автономное Учреждение Дополнительного Образования
Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и
юношества» ежегодно, на протяжении 10 лет проводит конкурсы направленные на
формирование экологической культуры обучающихся: «Зеленая планета»,
«Зеркало природы», «Природа глазами детей» и др.
Как показывает практика, художественнотворческое развитие детей в
процессе ознакомления с декоративноприкладным творчеством проходит более
успешно, если осуществляется взаимосвязь между видами изобразительной
деятельности, ориентация творческой деятельности детей на эстетическую и
практическую значимость результата, использование комплекса приёмов и
методов, направленных на формирование умений и навыков, включение в
содержание работы соответствующего материала регионального характера, использование разнообразных творческих заданий освоение традиций
декоративноприкладного творчества детей в самостоятельной художественной
деятельности. Чем более разнообразны условия, в которых проводится работа с
детьми по декоративно прикладному творчеству, тем разнообразнее содержание,
формы, методы и приёмы её проведения, тем успешнее развивается творческая
личность ребёнка.
Творческая деятельность с использованием природных материалов – один из
путей приобщения детей к природе, на котором дети учатся видеть природу через
скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. В руках умельца с
душой художника все это и многое другое, взятое из хранилищ природы, материал
для создания великолепных произведений искусства, доставляющих радость
встречи с прекрасным.
Природа – огромная богатая мастерская для творчества. И именно,
объединения по работе с природным материалом, предоставляют детям
уникальную возможность получить элементарные знания о его применении в
доступной и увлекательной форме.
Природа открывает свои секреты тем, кто внимательно и бережно относится
к ней. Шаг за шагом, узнавая тайны растений, совершенствует свое творчество.
Создавая композиции, ребенок не только копирует природу – он творит,
фантазирует. Созданию композиций помогает умение чувствовать красоту.
Красоту природы ребенок способен воспринимать с самого раннего возраста, но в
образовательном процессе дошкольных учреждений и начальной школы общению
ребенка с природой отводится не много места.
Экологическое образование, познание окружающего мира в целом невозможно
без познания природы. Ребенок знакомится с природой в процессе
непосредственного общения с ней.
Перспективы решения данной проблемы я связываю с реализацией
экологического воспитания школьников. Ребенка можно научить видеть красоту и
неповторимость природы, творить из природного материала и культивировать
бережное отношение к природе, к родному краю.
Организация творческой деятельности детей с природным материалом
предоставляет огромные возможности для формирования у обучающихся:
экологической культуры, целостных представлений о природе, как живом
организме и создания условий для развития личности ребенка.
Традиционно в объединениях, где дети работают с природными материалами,
основное внимание на начальных этапах обучения уделяется формированию
технологических умений и навыков. Однако детей привлекает красота и
разнообразие природных объектов, особенности цвета, формы. Они хотят не
только видеть эту красоту, но и сохранить её, создав красивую композицию
своими руками. Поэтому, для детей предусмотрен ряд творческих заданий, где
они могут проявить свою фантазию, находчивость.
Выполняя такие задания, ребёнок в полной мере раскрывает свои
способности. Дети учатся оценивать свою работу и работу других, где особую роль играет именно художественное оформление работы: цветовое решение,
подбор необходимого материала, оригинальное творческое решение.
Наиболее важными художественными умениями, которые должны быть
усвоены детьми на занятиях, являются:
умение видеть форму природных объектов;
умение находить и использовать удачное цветовое решение;
умение создать изображение, из набора засушенных растений в заданном
формате;
умение выразительно использовать форму природных материала;
умение найти общее оригинальное решение.
В качестве диагностического материала, направленного на выявление
эффективности формирования художественных умений и навыков у детей в
процессе работы с природными материалами, разработан ряд тестовых заданий.
Педагогический контроль включает в себя все основы знаний, умений по
предмету; разнообразные виды творческих заданий и лабораторных работ,
программированных опросов, которые проводятся в процессе обучения.
Огромен, богат и разнообразен растительный мир нашей страны, поэтому
невозможно дать полную характеристику всем поделочным материалам, которые
он предоставляет любознательному умельцу. Мало усилий составляет процесс
искания местных природных материалов, надо ведь найти им полное применение
на уроках трудового обучения.
Работа с использованием природного материала – один из путей приобщения
детей к природе, на котором дети учатся видеть природу через скрытые
возможности, через скрытую красоту этих материалов. В жёлуде, в шишке, в
головке чертополоха таятся образы сказочных героев, реальное воплощение
мыслей, мечты. Именно поэтому работа с природными материалами так
привлекает к себе детей всех возрастов. Поиск идей, замысла будущих работ –
важный этап в развитии у детей наблюдательности, смекалки, фантазии и
творческого мышления.
При работе с использованием природного материла необходимо заранее
произвести заготовку нужных материалов и приобрести необходимый инструмент.
Необходимо учитывать последовательность перехода от простого к более
сложному, от отдельных предметов, фигур к композициям.
Работа с природными материалами – это творческий процесс, и нельзя
требовать от обучающихся механического копирования образца. Надо всячески
поощрять проявление фантазии, выдумки.
Можно посоветовать заготовить следующие природные материалы: жёлуди;
орехи грецкие и лесные; шишки сосновые, еловые, кедровые, пихтовые; стержни от
еловых шишек, головкисоцветия чертополоха, репейника, семена – крылатки
клёна, ясеня, семена липы. В коллекции надо иметь солому, мелкие кукурузные
початки; древесные грибы; мелкие сучья определённой толщины и угла изгиба;
дикие и декоративные каштаны; мох, кору, бересту; глину; морские и речные
ракушки. Каждый из природных материалов имеет свои особенности: внешний вид, фактуру, физические свойства и т. д.
Имея в запасе эти материалы, практически можно изготовить любые фигурки
и композиции к сказкам.
Каждый из природных материалов имеет свои особенности: внешний вид,
фактуру, физические свойства и т. д. И позволяет развивать фантазию, любовь к
природе и творчество!
Работа с природным материалом как средство формирования экологической культуры обучающихся
Работа с природным материалом как средство формирования экологической культуры обучающихся
Работа с природным материалом как средство формирования экологической культуры обучающихся
Работа с природным материалом как средство формирования экологической культуры обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.