Работа с текстом на уроках чтения
Оценка 4.9

Работа с текстом на уроках чтения

Оценка 4.9
Памятки
docx
чтение
2 кл—4 кл
17.09.2017
Работа с текстом на уроках чтения
Начальное образование обеспечивает общее развитие ребёнка. Эта работа обеспечивается путём овладения основами наук. На всестороннее развитие ученика влияет знание основ математики, умения уверенно читать, писать, первичные навыки пользования книгой и другими источниками информации, общее представление об окружающем мире. Но всё это невозможно, если ребёнок не имеет необходимых навыков чтения, которые ему так необходимы для овладения всей этой информации. Дети приходят в первый класс с разным уровнем подготовки, имеют разные психологические и физиологические особенности, которые влияют на скорость и эффективность усвоения основ наук. Нет ни одной учебной дисциплины, которая не требовала навыков чтения, пересказа, умения анализировать, высказывать и отстаивать собственные мысли. Наибольшего внимания в формировании основ этих умений и навыков в начальной школе уделяется на уроках чтения. Некоторые учителя превращают уроки чтения на однообразную проверку навыка техники чтения, отбивая этим заинтересованность ребёнка к данному виду учебной работы. Я хочу предложить перечень видов работы над изучаемым текстом на уроках чтения, которые будут содействовать совершенствованию техники чтения, умению осмысленно воспринимать прочитанный материал.Начальное образование обеспечивает общее развитие ребёнка. Эта работа обеспечивается путём овладения основами наук. На всестороннее развитие ученика влияет знание основ математики, умения уверенно читать, писать, первичные навыки пользования книгой и другими источниками информации, общее представление об окружающем мире. Но всё это невозможно, если ребёнок не имеет необходимых навыков чтения, которые ему так необходимы для овладения всей этой информации. Дети приходят в первый класс с разным уровнем подготовки, имеют разные психологические и физиологические особенности, которые влияют на скорость и эффективность усвоения основ наук. Нет ни одной учебной дисциплины, которая не требовала навыков чтения, пересказа, умения анализировать, высказывать и отстаивать собственные мысли. Наибольшего внимания в формировании основ этих умений и навыков в начальной школе уделяется на уроках чтения. Некоторые учителя превращают уроки чтения на однообразную проверку навыка техники чтения, отбивая этим заинтересованность ребёнка к данному виду учебной работы. Я хочу предложить перечень видов работы над изучаемым текстом на уроках чтения, которые будут содействовать совершенствованию техники чтения, умению осмысленно воспринимать прочитанный материал.
работа с текстом.docx
РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ                  Начальное образование обеспечивает общее развитие ребёнка. Эта работа обеспечивается путём овладения основами наук. На всестороннее развитие ученика влияет знание основ математики, умения уверенно читать, писать, первичные навыки пользования книгой и другими источниками информации, общее представление об окружающем  мире.  Но  всё  это  невозможно,  если  ребёнок не  имеет  необходимых навыков чтения, которые ему так необходимы для овладения всей этой информации.           Дети приходят в первый класс с разным уровнем подготовки, имеют разные психологические   и   физиологические   особенности,  которые   влияют   на   скорость   и эффективность усвоения основ наук.                  Нет ни одной учебной дисциплины, которая не требовала навыков чтения, пересказа, умения анализировать, высказывать и отстаивать собственные мысли.                     Наибольшего внимания в формировании основ этих умений и навыков в начальной школе уделяется на уроках чтения.                    Некоторые учителя превращают уроки чтения на однообразную проверку навыка техники чтения, отбивая этим заинтересованность ребёнка к данному виду учебной работы.            Я хочу предложить перечень видов работы над изучаемым текстом на уроках чтения, которые будут содействовать совершенствованию техники чтения, умению осмысленно воспринимать прочитанный материал. 1. Выразительное чтение текста.          Используется во время воссоздания уже знакомого текста, во время проверки домашнего задания.          Требовать выразительного чтения незнакомого текста неуместно . 2. Чтение цепочкой.           Ученики читают в определённом, установленном порядке (один за одним). При   этом   учитель   имеет   возможность   проверить   эффективность   подготовки учеников   к   уроку,   уровень   формирования   необходимых   читательских   навыков достаточного количества учеников. Сами же дети имеют возможность сравнить свои достижения с другими.  3. Чтение слоговых таблиц.                Учитель может использовать готовые таблицы, которые часто печатаются в методической   литературе,   изготовленные   или   просто   написанные   на   доске собственноручно.   Такие   таблицы   можно   готовить   заранее   родители   или   ученики. Желательно, чтобы таблицы помогали при усвоении чтения сложных слогов, которые имеются в словах изучаемого текста.    4. Чтение слов в пирамидках.            Можно составлять пирамиды как из слов текста, так и из других слов. Главное требование   –   чтобы   слова   в   пирамиде   были   расположены   друг   под   другом   с увеличиваем количества букв. Это упражнение помогает расширят угол зрения во время чтения. НА НОС ЛЕСА РОСЛИ КАЛИНА ВЫРОСЛА 5. Чтение «Буксир».       Учитель или ученик, который имеет хорошие навыки чтения, читают текст вслух. А   ученики   шёпотом   читают   вместе   с   ним,   копируя   темп   чтения,   правильность интонирования. Учитель имеет возможность управлять чтением. Этот способ чтения можно назвать «Диктор».  6. Образцовое чтение.            Такой вид работы используется, когда дети имеют хорошие навыки чтения данного текста. Воспитывается желание продемонстрировать образцовое чтение.  7. Чтение «Волной».         Читают за заданной руководителем схемой: медленно, быстро, очень быстро и наоборот. Такой вид работы вызывает интерес к выполненной работе и развивает навыки чтения с разной скоростью. 8. Чтение с измерением прочитанного.                    Учитель замеряет определённое время чтения ученикам (1 мин). Дети по команде начинают читать и по команде останавливаются. Потом считают количество прочитанных слов: свои собственные, или меняются и считают количество слов у соседа по парте. Результаты записывают в специальный читательский дневник.  9. Выборочное чтение            По заданию учителя или другого ученика дети, используя быстрое чтение и зрительную память, находят определённые части текста и зачитывают их.      Найти в тексте и прочитать:  слово – самое длинное, самое короткое, двусложное, трёхсложное …;  повествовательные, вопросительные, побудительные предложения;  предложения, которые состоят из одного, двух, трёх слов;  диалог;  ласковые слова;  сложные слова;  описание, пейзажи. 10. Чтение по ролям        Учащиеся учатся распознавать слова автора и действующих лиц, усваивают  правила записи диалогов; формируется умение собственным голосом передавать  интонацию, характер и настроение персонажа. 11. Театральное чтение        Дети выполняют задания: изобразить, как бы это произведение читала Мышка,  Медведь, Лисичка, … 12. Чтение скороговоркой         Определённую часть текста читают скороговоркой (очень быстро), но при этом хорошо запоминают и отображают содержание прочитанного. 13. Прогнозируемое чтение:  по заголовку;  по началу текста;  по прочитанному отрывку текста;  по иллюстрации к тексту;  по фамилии автора.  14. Чтение частями.         Читают логически законченными частями и определяют главную мысль каждой части. 15. «Бег по дорожке». Дети читают слоги, слова с разным темпом и силой голоса:  медленно и тихо;  быстро и тихо;  быстро и громко;  медленно и громко.                 16 . Чтение шёпотом.  За   небольшой   отрезок   времени   все   учащиеся   имеют   возможность   самостоятельно   познакомиться   с   определённым   материалом.   Учитель   имеет возможность слышать и контролировать работу каждого.   17. Чтение молча. Учащиеся читают, не двигая губами, без воспроизведения звуков.  18. Чтение с разной интонацией.          По индивидуальным или групповым заданиям учителя ученики читают: весело, грустно, удивлённо, сердито.  19. Чтение с остановками.            Дети читают данный текст. По условному сигналу учителя останавливаются, поднимают глаза от текста. По следующему сигналу находят место, где закончили работу, продолжают. Развивается зрительная память.  20. Диалогическое чтение.         Дети, распределив, кто будет читать слова автора, определённых действующих лиц, отображают диалог из данного текста.   21. Чтение «Волк и Заяц».                Читают   два   ученика.   Первый   прочитывает   предложение   с   определённой скоростью, другой читает тоже самое предложение, «догоняя» по скорости первого. 22. Чтение определённого абзаца.                Учитель предлагает прочитать первый (второй, последний, самый короткий, самый длинный, в котором нет диалогов …)  и выполнить определённое творческое задание. Дети закрепляют знания частей текста. 23. Самостоятельное чтение.          Дети самостоятельно читают произведение или его часть, готовятся дать ответ на заранее поставленные вопросы (записанные на доске, карточке)  24. Чтение в парах. Один ученик читает, другой слушает, анализирует качество чтения товарища, допущенные ошибки.  25. Чтение хором. Ученики пытаются читать с определённой скоростью, для того чтобы не отставать от товарищей. Ученики, которые владеют лучшей техникой чтения, имеют возможность обратить больше внимания на выразительность своего чтения. 26. Чтение «молния».           Читают очень быстро.  Затем пересказывают прочитанное. Данный вид работы развивает скоростное чтение. 27. Творческое чтение.                    Чтение   произведений   без   начала   и   окончания.   Ученик   рассказывает собственное видение отсутствующих частей текста. 28. «Найди слово». Учитель или один из учащихся читает предложение из текста. Но, не закончив его останавливается. Дети должны найти это предложение и назвать слово перед которым была остановка. 29. «Найдите ошибку».                Учитель читает текст, допуская ошибки и неточности. Дети внимательно следят. Они должны заметить и исправить эти ошибки. 30. «Снежинка».          Учитель называет слово, а дети подбирают другие слова данной тематики из данного текста (праздник – поздравление, письмо, подарок, радость…) 31. Хоровая декламация.                  Дети   хором,   по   образцу   учителя,   читают   отдельные   фразы   (сложные соединения   слов,  буквосочетаний,   словосочетаний;   для   закрепления   правильной декламации определённых предложений, частей текста)  32. «Сыщик».  Учащиеся выполняют задания:  найти в тексте предложения, в которых есть данные учителем слова;  найти слова, которые подсказывают интонацию и темп чтения данного текста, определённой части. 33. «Узнайте слово».          На доске написаны сложные слова из изучаемого текста, но с пропущенными буквами. Дети узнают их, дополняют и находят их место в тексте. 34. Чтение с определёнными заданиями.  Прочитать отрывок, который понравился, впечатлил. Объяснить свой выбор.  Найти и прочитать слова, в которых содержится главная мысль произведения. Объяснить свой выбор.  Поделить текст на логически завершённые части и поставить к ним вопрос (о самом главном в данной части)  Найти,   прочитать   в   тексте   синонимы,   антонимы,   омонимы. целесообразность их использования. Что они помогают передать?  Объяснить  Найти   в   тексте   размышления,   рассуждения,   описания,   прочитать.   Доказать правильность своего выбора. 35. «Кто быстрее».             Проводится конкурс на скорость и правильность ответа на вопрос учителя или ученика предложением из текста. 36. Конкурс «Почемучек». Дети ставят вопросы автору произведения, действующим лицам. 37. «Сумочка вопросов».         К доске выходит ученик, пара или группа учеников. Одноклассники ставят ему по очереди вопросы  по содержанию текста. Ученик (ученики) отвечают. Кто из детей   (пар,  групп)   дал   больше   правильных   ответов,   тот   «полнее   наполнил   свои сумочки» 38. «Аукцион вопросов».                  Дети ставят вопросы друг другу, пара – паре, группа – группе. Затем коллективно выясняют какой и чей вопрос был самый интересный. 39. Работа в парах. Дети ставят друг другу вопросы и следят за правильностью ответа. 40. Разные виды пересказа текста.  Близко к тексту.  Дословный пересказ.  Пересказ в паре (взаимопроверка, дополнение).  Пересказ при помощи жестов, мимики.  Пересказ с изменением лица автора (я, он, мы…)  Пересказ с собственным продолжением.  Пересказ определённой части.  Творческий пересказ (можно изменять течение событий, действующих лиц…)  41. Характеристика действующих лиц. Характеристика действующих лиц может проводиться по такому плану:  название действующего лица;  описание внешности (с использованием цитат);  характер, поступки (с использованием цитат);  личное отношение учащегося к данному персонажу. Объяснить его. 42. Словесное рисование. Рассказать, какой рисунок выполнили бы к данному эпизоду текста.  43. Определить главную мысль произведения, тему, цель. Ученики обязательно объясняют своё решение.  44. Определить жанр произведения. Назвать, объяснить свою мысль.  45. Составить план.  Повествовательными предложениями.  Вопросительными предложениями.  План из цитат.  Картинный план.  Краткий план.  Развёрнутый план.        План может быть составлен каждым учеником отдельно, в паре, группе. Можно проводить «Защиту плана».  46. Игра «Фантазия». Игра – конкурс может проводиться индивидуально, между парами, группами. Ученики фантазируют, какими эпизодами они бы дополнили произведение, как бы его изменили. 47. Сопоставления.         Ученики сопоставляют содержание данного произведения с:  определёнными иллюстрациями к нему, данными в учебнике;  рисунками, выполненными учениками;  другими произведениями;  названием произведения;  темой целого раздела. 48. Театрализация.             Ученики   выбирают   определённую   часть   произведения   и   инсценируют   её. Возможна работа с:  непродолжительной подготовкой на данном уроке;  домашней подготовкой. 49. Работа с пословицами.       Работа может проводиться каждым учеником отдельно, в паре, в группе.        Виды работы:  без предварительной подготовки, на уроке. Могут использоваться сборники  пословиц, другие книги, пособия;   подготовка   может   проводиться   дома.   Возможна   помощь   родителей, использование разнообразной литературы.  50. Составление кроссвордов по содержанию произведения.        Чаще используется как домашнее задание. 51. Игра «Автор».             Ученик   выполняет   роль   автора.   Он   предлагает   свой   вариант   видения произведения,   его   содержания.   Дети   могут   ставить   ему   вопросы.   «Автор»   даёт ответы.  52. Игра «Поймайте звук».               Учитель   или   ученик   читает   определённое   предложение   или   часть   текста, предлагая задания: хлопать в ладоши, если в слове будет определённый звук (перед началом игры учитель называет этот звук). 53. «Погружение в произведение».        Ученики как бы «погружаются» в произведение:  высказывают свои мысли, переживание как одного из действующих лиц;  отмечают, какие цвета, картины, пейзажи есть в произведении;  сообщают, какие звуки они слышат в данном произведении. 54. Тонограмма текста, предложения.        Тонограмма отображает эмоциональное состояние содержания произведения в определённых частях.       Проводится прямая горизонтальная линия. Затем чертится ломаная линия: линия идёт вверх – радость, возвышенность; линия вниз – горе, грусть; линия совпадает с прямой, горизонтальной линией – обычное течение событий. 55. «Аукцион мыслей». Дети делятся своими чувствами, соображениями, которые вызвало произведение. 56. «Круг идей».   определённого вопроса или задания – высказывают свои идеи. 57. «Презентация»:           Дети   индивидуально   или   группами   высказывают   свои   мысли   по   поводу  произведения. Ученики заранее получают задание и готовятся к презентации произведения (представление);  автора.   Дети   готовят   интересный   дополнительный   материал   про   автора данного произведения;  идеи;  ответов. 58. Работа в «пчелиных группах».              Ученики объединяются в группы, которые получают определённые задания. Каждый   участник   группы   выполняет   своё   личное   задание,   которое   является составной частью основного задания. 59. Мозаика.        Распечатанный вариант произведения разрезают на части, и дети составляют его, определяя последовательность событий.

Работа с текстом на уроках чтения

Работа с текстом на уроках чтения

Работа с текстом на уроках чтения

Работа с текстом на уроках чтения

Работа с текстом на уроках чтения

Работа с текстом на уроках чтения

Работа с текстом на уроках чтения

Работа с текстом на уроках чтения

Работа с текстом на уроках чтения

Работа с текстом на уроках чтения

Работа с текстом на уроках чтения

Работа с текстом на уроках чтения

Работа с текстом на уроках чтения

Работа с текстом на уроках чтения

Работа с текстом на уроках чтения

Работа с текстом на уроках чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2017