"Работа социального при организации обучения детей с девиантным поведением"
Оценка 4.8
Лекции
doc
воспитательная работа
7 кл
03.02.2019
Основная задача образования – дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения
Работа социального при организации обучения детей с девиантным поведением..doc
Работа социального педагога при организации обучения детей
с девиантным поведением.
Основная задача образования – дать каждому ребенку, с учетом его
психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания,
который поможет не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а
также развить свои потенциальные способности.
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным
поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что
увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих
формированию отклоняющегося поведения.
Понятия «девиантное» и «отклоняющее» поведение синонимы, так как с лат.
сл. девианто отклонение.
Отклоняющееся поведение система поступков или отдельные поступки,
противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным
нормам.
Данная проблема перестала быть только психолого педагогической, она
стала социальной. И свидетельством тому является принятие в 1999 году
Федерального закона « Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних». В систему профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссия по
делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной
защиты населения, отдел опеки и попечительства, здравоохранительные
организации, служба занятости и органы внутренних дел.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную разными
факторами. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.
Во первых, это поведение, отклоняющее от норм психического здоровья,
подразумевающее наличие явной или скрытой патологии. Во вторых, это
антисоциальное поведение, нарушающее какието социальные, культурные,
правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют
правонарушения, а когда серьезные и наказываются в уголовном порядке
преступлениями.
Социальные отклонения в девиантном поведении (классификация
Беличевой) :
корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со
стремлением получить материальную, денежную выгоду ( кражи,
мошенничество, и т.д.)
агрессивной ориентации: действия, направленные против личности
(оскорбления, хулиганство, побои, убийства).
социально пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни,
уклонение от гражданских обязанностей, нежелание решить личные и социальные проблемы (уклонение от учебы, работы, бродяжничество,
алкоголизм, токсикомания, наркомания).
Проявления отклонения в поведении детей и подростков, нравственном и
социальном развитии могут быть самими различными в зависимости от
индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий
и обстоятельств жизни и деятельности. Их можно свести в следующие группы:
ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные
провоцирующими обстоятельствами или факторами, и устойчивые формы
отклонений в поведении, которые могут накапливаться постепенно и
приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, ухода,
агрессии.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены
следующими группами причин:
_ социально педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет
себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него
необходимых позитивных знаний, умений, навыков, сформированностью у
него негативных стереотипов поведения;
глубоким психическим дискомфортом, вызванных неблагополучием
семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим климатом в
семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися
взаимоотношениями в коллективе, несправедливом отношении к нему со
стороны учителей, родителей, сверстников и т.д;
отклонения в состоянии психического и физического состояния здоровья и
развития и другими причинами психоневрологического свойства;
отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и
внутренней активности; не занятостью полезными видами деятельности,
отсутствием жизненных целей и планов;
безнадзорностью со стороны родителей, отрицательным влиянием
окружающей среды и развивающейся на этой основе социально
психологической дезадаптацией.
Подростки с отклоняющимся поведением часто обнаруживают целый ряд
свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Для
девиантных подростков характерны такие особенности, как повышенная
тревожность, как правило, они импульсивны, агрессивны, конфликтны, что
затрудняет их общение с окружающими и создает значительные сложности
при их воспитании. Причем сами к своему поступку они относятся не
критично, и оценивают его как выражение самостоятельности и некого
«геройства». Часто подростки совершают правонарушения в отношении
сверстников и других лиц, которые характеризуются как нарушение прав и
безопасности личности, то есть подростки в отношении этих лиц применяют
агрессию. Они практически не чувствуют вины за агрессивное поведение.
Таким образом, агрессивное поведение подростков является не однородным
феноменом, а имеет различные внутренние и внешние причины и зависит от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обуславливающих
его возникновение
Все вышеперечисленное, отсутствие твердых образцов поведения и
моральных границ, ослабление социального контроля способствует росту
отклоняющегося поведения в подростковой среде.
Профилактика отклоняющегося поведения должна быть направлена на
предупреждение, устранение основных причин и условий, вызывающих
различного рода социальные отклонения в поведении.
В школе она реализуется в системе воспитательной работы, которая включает
деятельность кружков, секций, общешкольные мероприятия, классные часы
по формированию культуры поведения.
Большое значение в коррекционной работе с детьми и подростками с
нарушениями в поведении имеет социальнопедагогическая служба. Главной
задачей, которой является вовлечь в позитивную деятельность детей, ведет
работу по профилактике безнадзорности, правонарушений, злоупотреблению
ПАВ.
Социальный педагог в своей работе применяет различные методы:
метод переубеждения ( через беседы);
метод переключения ( вовлечение обучающихся в кружки, секции).
Формы работы с такими детьми:
беседы
лекции
индивидуальные консультации
тесты
экскурсии
конкурсы
организация встреч с работниками правоохранительных органов, врачей с
больницы, наркологов.
Для профилактики нарушений поведения во 1х, необходимо выяснить
условия воспитания ребенка и психологический климат в семье, выяснить
внутрисемейные отношения, если необходимо попытаться устранить ошибки
воспитания. Необходимо провести анализ следующих данных о
воспитательной атмосфере семьи ребенка
1) Отношение членов семьи к жизненным ценностям ( труд, семья,
образование, досуг и т.д. )
2) Взаимоотношение взрослых членов семьи
3) Отношения взрослых к подростку, его учебе, друзьям, организация
совместного досуга, так как именно семейная ситуация провоцирует
факторы, которые послужат опорой для изменения отклоняющегося
поведения подростов.
Было проведено анкетирование среди обучающихся по определению
склонности к употреблению алкоголя, табака, психоактивных веществ. В течение года социально психологической службой проводилось изучение
психологических особенностей. В течение учебного года социальным
педагогом проводилась диагностика семей, путем бесед с классными
руководителями, анализа социальных паспортов классов, затем проводился
первичный патронаж таких семей и составлялся банк данных
неблагополучных семей. На учете в школе 3 семьи «группы риска». Каждые 3
месяца проводилось контрольное посещение семей, проводились
индивидуальные беседы с родителями, организовывалась занятость детей в
кружки, секции. За ненадлежащее исполнение своих родительских
обязанностей родители из неблагополучных семей приглашались на заседания
школьного Совета профилактики, отправлялись документы в ОДН.
Работа с детьми «группы риска», состоящими подростков, стоящих на
разных видах учета проходила согласно плана; существлялся контроль за
посещаемостью школьных занятий, проводились индивидуальные беседы с
ними, обучающиеся вовлекались в различные кружки, секции. На каникулах
проводилась операция «Подросток». В течение учебного года психологом
проводились тренинги с данной категорией детей.
Рекомендации по воспитательному воздействию на ребенка с
осложненным поведением:
1) Проявлять доброту, внимание
2) Просьба ( а не приказ)
3) Поощрение ( в виде одобрения, похвалы, награды)
Поощрение рекомендуется применять при соблюдении следующих
правил:
1) Совершение подростком нерядового для него положительного
поступка
2) Поощрение должно вызывать у подростка положительные эмоции
3) Не оставлять без поощрения каждое положительное проявление
поведения подростка
4) Если необходимо приказать ребенку, но оживленно и оптимистично
5) Всегда учитывайте настроение и состояние здоровья ребенка
6) Не унижайте ребенка, относитесь к нему с уважением выказывайте
отношение не к личности, а к поступкам говоря, не « ты
невоспитанный», а «ты проявил невоспитанность».
Очень хорошо помогает прием, который был введен Макаренко,
называется «авансирование личности» это высказать чтото
положительное о ребенке как личности даже если он пока ее не
заслужил.
Приемы, которые используются социальным педагогом в работе с
детьми, состоящими на учете, и в «группе риска» которые
способствуют формированию у подростка социально одобряемо
поведения 1) Убеждение через разъяснение, беседы, доказательство
определенного поведения
2) Моральная поддержка, укрепление веры в свои силы и
возможности
3) Вовлечение в интересную деятельность.
Приемы прямые и косвенные , которые тормозят аддиктивное
поведение ребенка:
1) Констатация поступка. Высказывание , акцентируемое на
данном проступке (прямое);указывается на проступок, что это
не тайна, он известен взрослому(косвенное).
2) Осуждение как открытое отрицательное отношение взрослого
к нарушению какихлибо норм поведения
3) Наказание – может быть результатом лишь тогда, когда
нежелательное поведение еще не превратилось в привычку и
является для ребенка неожиданностью.
4) Предупреждение
5) Вызов тревоги перед предстоящим наказанием
6) Возмущение недопустимостью поступка.
Тончайшим инструментом на формирование личности ребенка
является слово взрослого. Ни в коем случае нельзя в процессе
общения кричать, так как это однозначно воспринимается
ребенком как несправедливость. Опора на лучшие качества
ребенка, искренний интерес его развитием, ера в его силы и
возможности обязательно приведут к положительному
результату.
Важно помнить: какой бы проступок не совершил ребенок, в 1
ю очередь, он нуждается в сочувствии, являясь первым шагом
взрослого на пути понимания, принятия и своевременной
помощи.
"Работа социального при организации обучения детей с девиантным поведением"
"Работа социального при организации обучения детей с девиантным поведением"
"Работа социального при организации обучения детей с девиантным поведением"
"Работа социального при организации обучения детей с девиантным поведением"
"Работа социального при организации обучения детей с девиантным поведением"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.